Файл: Принципы эффективного контроля деятельности предприятия (Система контроля деятельности предприятия).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты эффективного контроля деятельности предприятия.
1.1. Понятие контроля в менеджменте
1.2. Система контроля деятельности предприятия
1.3. Принципы эффективного контроля
Глава 2. Особенности системы контроля на примере ОАО «РЖД»
2.1. Система контроля, применяемая в организации
2.2. Предложения по повышению эффективности контроля деятельности
С точки зрения формы контроль может выступать в качестве:
- предварительного, который осуществляется одновременно с прогнозированием, проектированием и планированием, а также выступает в качестве предпосылки для принятия рациональных управленческих решений. Главная цель предварительного контроля заключается в пресечении незаконного и нерационального использования средств, различных посягательств на собственность;
- текущего, который проводится на стадиях управления, которые связаны с регулированием и реализацией мероприятий в рамках достижения заданных целей, в процессе осуществления операций производственного, хозяйственного и финансового характера. Основная особенность данной разновидности контроля состоит в оперативном характере выявления отступлений от конкретных требований законодательства, решений, которые были приняты руководством, утверждённых планируемых показателей, а также необходимых нормативов путём оперативного сопоставления с фактическими данными при осуществлении соответствующих операций финансового и хозяйственного характера;
- последующего; данный вид контроля даёт возможность осуществить оценку степени эффективность управления. Главное назначение последующего контроля состоит в обнаружении отступлений от норм законодательства в истекшем периоде, определение степени достоверности бухгалтерского учёта и отчётности, обеспечении сохранения имущества, целесообразности хозяйственного характера, а также законности оперативно принимаемых управленческих решений, выполнение предписаний и распоряжений вышестоящих и иных органов, осуществляющих управление.
С точки зрения полноты охвата документов и финансово- хозяйственных операций разделяют сплошной контроль (при его осуществлении проверяется все операции финансового и хозяйственного характера, а также документы организации, без исключений и предположений об отсутствии нарушений) и частичный (при его осуществлении проверяется только часть – определённая выборка соответствующих документов, осуществляемых операций, ценностей материального характера) [25, с. 60-62].
В зависимости от степени широкой или узкой выборке проверяемых вопросов выделяют комплексный контроль (который представляет собой всеохватывающий контроль деятельности финансово-хозяйственного характера, осуществлённой хозяйствующим субъектом в рамках определённого временного периода), контроль выборочного характера (данный вид заключается в проверке отдельных областей финансово- хозяйственной деятельности или разделов бухгалтерского учёта хозяйствующего субъекта) и контроль тематического характера (данная разновидность состоит в проверке определённого направления либо вида деятельности финансового и хозяйственного характера объекта контроля, осуществляемой посредством исследования заранее определённого перечня вопросов либо сторон деятельности финансового и хозяйственного характера).
В качестве одного из важнейших элементов управления выступает внутренний контроль. Указанный вид контроля направлен на обеспечение возможности принятия эффективных и рациональных решений управленческого характера, а также исполнение соответствующих решений. Данные стороны внутреннего контроля существуют в тесном единстве и динамическом взаимодействии в циклах процессов управленческого характера [21, с. 53 -60].
Выбор той или иной формы внутреннего контроля обусловливается степенью сложности структуры организационного характера, организационно-правовой формой, видами, также размером масштаба деятельности, степенью целесообразности охвата контролем тех или иных аспектов деятельности, отношения руководящих органов юридического лица к соответствующей форме контроля.
Огромное значение также имеет классификация по типам внутреннего контроля. Общепризнанным является выделение следующих типов внутреннего контроля: контроль неавтоматизированного характера, неполностью автоматизированный контроль, контроль полностью автоматизированного характера.
1.2. Система контроля деятельности предприятия
Актуальной задачей, как для зарубежных компаний, так и для компаний Российской Федерации, является повышение уровня управления качественного характера. В связи с этим конструирование системы внутреннего контроля, аудита и управления, которая отвечает современным потребностям корпоративного управления рисками, является одним из первостепенных условий обеспечения эффективности деятельности экономического характера, устойчивости финансового характера, повышения инвестиционной привлекательности и динамичного развития предприятия, фирмы, компании.
Существование систем внутреннего контроля и управления рисками эффективного характера представляет акционерам и инвесторам дополнительные гарантии прозрачности финансовой деятельности компаний, что, в свою очередь, содействует повышению их рейтинга, и как следствие, выступает в качестве предпосылки роста привлекательности инвестиционного характера и рыночной стоимости.
Конструирование единой риск-ориентированной системы внутреннего аудита и контроля должно реализовываться в рамках трём ключевых стратегических направлений [13, с. 5-20]:
- Создание риск-ориентированной системы внутреннего контроля на основании сформированной стратегии поэтапного улучшения её качества.
- Развитие, а также осуществление реформирования деятельности системы функционально-структурированного характера внутреннего аудита (СВА) на условиях централизации и усиления контролирующей вертикали.
- Образование соответствующего механизма контроля по профилактике, предотвращению и пресечению злоупотреблений в сфере финансово-хозяйственного характера в сочетании с разработкой объединённой комплексной программы.
Кроме того, в систему контроля на предприятии входит аудит и контроллинг персонала.
Методология аудита – это система научных принципов аудиторского исследования, совокупность методов, техник и исследовательских процедур, включая приёмы сбора и обработки данных[1].
Анализ методологии проведения кадрового аудита необходимо начать с актуализации основных принципов аудиторского исследования. Принято называть следующие принципы аудита, выделение которых, в большей степени, демонстрирует профессиональную культуру аудитора-исследователя.
1. Независимость. Реализация данного принципа обеспечивается финансовой, административной, политической и эмоциональной независимостью аудитора, что позволяет ему качественно выполнять работу и приходить к объективным заключениям.
2. Профессионализм. Осуществление обозначенного принципа основано на наличествующих у аудитора профессиональных компетенциях (знаниях, умениях и навыках), которые позволяют ему квалифицированно и качественно оказывать аудиторские услуги. Аудитор-профессионал должен хорошо знать теорию и практику аудита, законодательные и нормативные акты, быть информированным о последних исследованиях в данной сфере (новых техниках и методиках анализа), иметь профессиональную подготовку, квалификацию и опыт.
3. Профессиональная этика (этика поведения). Следование данному принципу требует от аудитора выполнения своих профессиональных обязанностей согласно принятым в профессиональном сообществе нормам морали. Аудитор-профессионал должен честно, объективно и независимо, строго соблюдая профессиональные стандарты предоставлять клиентам качественные услуги по проведению аудита.
Методология аудита включает в себя и всю совокупность исследовательских операций и процедур, которые определяют сущность методики проведения кадрового аудита. В зависимости от исследовательского объекта можно выделить три основных подхода к разработке методики проведения кадрового аудита.
1. Нормативно-правовой подход (основным объектом исследования выступает кадровая документация) предусматривает разработку методик проверки соответствия процедур управления персоналом конкретной организации требованиям законодательства и других нормативных правовых актов Российской Федерации.
2. Социологический подход (объектом исследования выступает персонал организации) предполагает разработку методик по различным вопросам отношения персонала к труду, организации, оценки условий труда и т. п.
3. Управленческий подход (объектом исследования выступает процесс управления персоналом организации) предусматривает разработку методик по вопросам оценки реализации различных кадровых функций, выявления их соответствия целям и стратегии развития организации.
Выбор методики проведения кадрового аудита зависит не только от объекта исследования (зачастую изучение всех выше обозначенных объектов происходит одновременно, что позволяет осуществить более глубокий анализ ситуации, сравнить с нормой и выявить патологии), но и от других значимых факторов, например, от состояния внутренней и внешней среды организации[2]. Так, в условиях массового высвобождения персонала в связи с банкротством организации или по причине других кризисных явлений необходимо использовать специальный подход, предполагающий разработку методики кадрового аудита с учётом специфического состояния микро- и макросреды организации. Или при анализе предприятия, обладающего ярко выраженной специфичностью, продиктованной особенностями его отраслевой или ведомственной принадлежности, нужно основываться на отраслевом подходе, предполагающем разработку методик кадрового аудита, учитывающих это.
Поскольку работа кадрового аудитора носит исследовательский характер, то нередко выбор методики кадрового аудита обусловлен выбором метода исследования. Под методом в данном случае следует понимать основной способ сбора, обработки и анализа данных исследования.
Кадровый аудит предполагает использование многообразного методического инструментария сбора данных, который базируется на методах, используемых в статистике, управлении персоналом, социологии, психологии, экономике труда, эргономике, правоведении. Всю совокупность методов кадрового аудита принято разделять на три группы.
1. Организационно-аналитические методы основываются на анализе кадровой документации и отчетности за рассматриваемый период, а также важнейших трудовых показателей, свидетельствующих о результативности деятельности организации и ее персонала. Основными методами сбора информации выступает традиционный анализ документов и контент-анализ.
2. Социально-психологические методы основываются на анализе мнений сотрудников организации по поводу состояния и перспектив развития организации, самооценки и оценки своих коллег. Главными методами сбора информации являются социологические опросы (анкетирование и интервьюирование, диагностическое интервью), индивидуальные и коллективные беседы (мозговые штурмы, деловые игры), психологические тестирования и др.
3. Экономические методы позволяют путем сравнения экономических и социальных показателей деятельности организации с законодательно установленными нормами и нормативами или со средними (лучшими) в отрасли (группе аналогичных организаций) показателями оценить состояние организации, наметить перспективы её развития. Основным методом сбора информации выступает анализ документов. Данные, полученные в рамках аудиторского исследования, можно анализировать, также используя различные методы. Каждый из методов анализа данных имеет свои особенности, которые оказывают влияние и на процедуру сбора данных аудиторского исследования, и на презентацию этих данных заказчику, поэтому их выбор должен быть изначально определён. Сегодня можно говорить об использовании в практике аудита нескольких методов анализа данных.
1.3. Принципы эффективного контроля
В рамках достижения цели конструирования единой риск- ориентированной системы внутренней разновидности аудита и контроля, которая направлена на повышение устойчивости и эффективности в условиях функционирования компании, и которая обеспечивает совет директоров и высшие исполнительные органы информацией о надёжности и эффективности функционирования систем контроля, управления рисками и корпоративного управления компании представляется необходимым решить следующие задачи стратегического характера:
- осуществление реформ организационного, а также функционального характера, которые направлены на образование и укрепление контрольной вертикали в компании, холдинге;
- введение системы осуществляемого на всех уровнях комплексного контроля за деятельностью финансового и хозяйственного характера дочерних и зависимых юридических лиц (ДЗО), которая учитывает отношения имущественного характера (конкретную долю участия материнской компании в капитале соответствующего юридического лица), стратегическую значимость ДЗО в целях обеспечения основных видов деятельности холдинга, этапа развития ДЗО (образование, интенсивный рост, стабильное функционирование, спад, «уход с рынка»);
- формирование механизмов осуществления аналитической, оценочной деятельности, а также мониторинга надёжности и эффективности;
- конструирование соответствующей современным постулатам корпоративного управления, а также условиям хозяйствования системы информационного обеспечения всех уровней управления, которая позволяет обеспечивать своевременный контроль за надлежащим выполнением установленных заданий, конкретных условий договоров между юридическими лицами, стандартов, норм и процедур в ходе реализации бизнес-процессов;
- подготовка внутрикорпоративных стандартов аудита и контроля, которые определяют единые требования к проведению контрольных мероприятий, оформлению их результатов, к порядку подготовки заключительных документов, а также к уровню квалификации персонала подразделений внутреннего аудита и контроля;
- повышение квалификации и переподготовка работников службы, осуществляющей проверки надежности и эффективности функционирования систем управления компанией, управления рисками, внутреннего контроля и создание эффективной системы стимулирования их труда.