Файл: Принципы эффективного контроля деятельности предприятия (Система контроля деятельности предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подразделения, выполняющие функции внутреннего аудита, могут выполнять следующие функции, взаимодействуя с Контрольной службой по вопросам внутреннего контроля:

  • тестирование контролей для наиболее существенных рисков;
  • проверка качества (в том числе полноты и своевременности) мониторинга внутреннего контроля, проводимого Контрольной службой на выборочной основе, максимально используя результаты работы Контрольной службы;
  • проверка того, что мероприятия по устранению недостатков в контролях, намеченные руководством Контрольной службы по результатам мониторинга внутреннего контроля, были осуществлены;
  • предоставление рекомендаций по оптимизации мониторинга внутреннего контроля, осуществляемого Контрольной службой;
  • формирование отчетов о состоянии внутреннего контроля в Обществе совместно с Контрольной службой.

Взаимодействие Контрольной службы и подразделений, выполняющих функции внутреннего аудита, должно осуществляться на основе методологии внутреннего контроля, разработанных процедур и регламента взаимодействия.

На основании анализа отчетов по результатам самооценки внутреннего контроля на уровне соответствующего подразделения или филиала, подготовленных руководством различных уровней Контрольной службы, и отчета подразделений, выполняющих функции внутреннего аудита, по результатам оценки мониторинга Контрольной службы совместно двумя службами составляется сводный отчет о состоянии внутреннего контроля. На основе этого отчета Контрольная служба осуществляет мероприятия по повышению эффективности процедур системы внутреннего контроля.

На каждом уровне Контрольной службы существуют:

  1. Контроли корпоративного уровня, создающие среду для функционирования контролей транзакционного уровня на нижестоящих уровнях, включая процедуры мониторинга, позволяющие убедиться в том, что контроли транзакционного уровня функционируют как требуется (применимо ко всем уровням Контрольной службы, кроме самого нижнего).
  2. Контроли корпоративного уровня, действующие на данном уровне Контрольной службы.
  3. Контроли транзакционного уровня в отношении собственных операций.

Контроли корпоративного уровня для всех уровней Контрольной службы разрабатывает ЦБС при участии нижестоящих подразделений Контрольной службы.

Контроли транзакционного уровня разрабатываются всеми уровнями Контрольной службы с учетом специфики собственных операций. Для реализации основных принципов формирования внутреннего финансового


контроля ОАО «РЖД» ЦБС осуществляет сопровождение разработки контролей транзакционного уровня в следующих аспектах:

  • оценивает уровень существенности для показателей сводной отчетности, отдельных процессов и подразделений;
  • определяет перечень существенных процессов;
  • определяет объем контрольных мероприятий, которые должны выполняться в подразделениях, в зависимости от существенности подразделений;
  • обеспечивает стандартизацию контрольных мероприятий - для программных контролей, а также при разработке новых ручных и/или ИТ- зависимых контролей (эффективная стандартизация контрольных процедур, с одной стороны, позволит тиражировать контрольные процедуры и применять стандартизированные ИТ-средства, а с другой - учитывать ключевые особенности каждого конкретного подразделения).

Акцент в работе по построению системы внутреннего контроля на программные и ИТ-зависимые контроли позволит минимизировать ошибки за счет «человеческого фактора», возникающие при осуществлении ручных контролей, и максимально использовать возможности ИТ-средств для повышения надежности и простоты осуществления и тестирования внутреннего контроля.

Контрольные мероприятия разрабатываются с максимальным использованием существующих в Контрольной службе контрольных процедур (при условии их эффективности и соответствия целям и задачам внутреннего контроля).

Выводы по главе.

По результатам аналитической главы настоящей курсовой работы, представляется возможным сделать следующие выводы.

В ОАО «РЖД» в настоящее время принята единая концепция контрольной работы. Данная концепция предусматривает формирование системы внутреннего контроля в тесной связи с оптимизацией бизнес-процессов Общества для целей ускорения документооборота, в том числе: стандартизацией первичного документооборота, исключением дублирования операций, максимальной автоматизацией бизнес-процессов с обязательным соблюдением требований системы внутреннего контроля.

Для повышения объективности мониторинга система внутреннего контроля дополняется оценкой адекватности выполненных Контрольной службой процедур, полученных результатов и сделанных заключений, проводимой подразделениями, ответственными за выполнение функций внутреннего аудита. Для реализации основных принципов формирования внутреннего финансового контроля ОАО «РЖД» ЦБС осуществляет сопровождение разработки контролей транзакционного уровня. В целом система контроля на предприятии работает удовлетворительно и может быть улучшена с помощью предложенных мероприятий.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан.

ОАО «РЖД» входит в число крупнейших транспортных компаний мира и является одним из самых крупных предприятий в России.

По результатам диагностики были сделаны следующие основные выводы:

  • внутренний контроль в настоящее время имеет неформализованный характер: для большинства контролей отсутствуют формализованные процедуры;
  • на уровне ОАО «РЖД» собственно и уровне управления железной дороги существуют элементы трех компонентов внутреннего контроля по методологии COSO: контрольной среды, контрольных действий, информационных потоков. Элементы системы мониторинга и оценки рисков, связанных с ведением бухгалтерского и налогового учета и подготовкой Контрольной и налоговой отчетности, присутствуют, однако они не систематизированы и не формализованы. Некоторые ключевые элементы системы оценки рисков и мониторинга в соответствии с подходами к построению внутреннего контроля, распространенными в мировой практике, не выявлены в ОАО «РЖД»;
  • в частности, не разработана методология оценки существенности рисков. Кроме того, осуществление контролей на уровне структурных подразделений не проверяется на систематической основе сотрудниками самих структурных подразделений, а также сотрудниками уровня управления дороги. Также отсутствуют процедуры подготовки и предоставления информации (в виде отчетов, служебных записок и т.п.) по результатам оценки эффективности выполнения контрольных процедур от нижестоящих подразделений Контрольной службы ОАО «РЖД» вышестоящим;
  • не разработаны регламенты взаимодействия Контрольной службы ОАО «РЖД» с другими департаментами, участвующими в подготовке информации, использующейся в процессе ведения бухгалтерского и налогового учета и формирования Контрольной (финансовой) отчетности, по вопросам внутреннего контроля. Не разработаны процедуры подготовки и предоставления информации Контрольной службе (в виде отчетов, служебных записок и т.п.) по результатам оценки эффективности выполнения контрольных процедур от других

департаментов, участвующих в сборе и обработке информации, необходимой для ведения бухгалтерского и налогового учета и подготовки Контрольной (финансовой) отчётности.

Учитывая вышеперечисленные факторы, для Общества становится необходимостью формирование адекватной системы внутреннего контроля, которая позволит Контрольной службе получать достаточную степень уверенности в достоверности сводной Контрольной и консолидированной финансовой отчётности и налоговых деклараций, в том числе в соблюдении единой учетной политики всеми подразделениями Общества и предприятиями холдинга ОАО «РЖД».

Кроме того, совершенствование внутреннего контроля и повышение прозрачности должны способствовать повышению доверия к отчетности, снижению затрат на привлечение капитала, увеличению капитализации Общества и его ДЗО, сокращению сроков подготовки отчетности. Формирование внутреннего контроля будет осуществляться Контрольной службой, что обусловлено не только ответственностью Контрольной службы за ведение учета и представление достоверной отчетности, но и требованиями к наличию компетенции в области бухгалтерского учета, налогообложения и подготовки Контрольной

(финансовой) и налоговой отчетности для разработки и осуществления эффективных контрольных мероприятий.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. О бухгалтерском учете : федер. закон [от 06 дек. 2011 г. № 402-ФЗ] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Последнее обновление: 18.07.2017.
  2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон [от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Последнее обновление: 28.12.2013.
  3. Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 // Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». – Режим доступа

:http://www.garant.ru/, свободный. – Загл. с экрана. – Дата обращения: 28.05.2019.

  1. Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» Правило (Стандарт) № 8. Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (Контрольной) отчетности: постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 // Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». – Режим доступа