Файл: Принципы эффективного контроля деятельности предприятия (Система контроля деятельности предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В процессе конструирования системы внутреннего контроля с учётом общепризнанной мировой практики необходимо основываться на принципах эффективного контроля , отражённых в «Руководстве по эффективному контроля» COSO. Положения интегрированной концепции внутреннего контроля Комиссии Тредуэя (модель COSO), выступают в качестве основного общепризнанного в мире документа в области осуществления внутреннего контроля, который устанавливает требования к юридическому лицу, а также ответственность менеджмента высшего уровня и руководящих органов компании за реализацию надлежащего эффективного контроля, а модель COSO ERM – Integrated Framework (ERM – enterprise risk model) содержит в себе как элементы системы эффективного контроля, так и элементы системы управления рисками [16, с. 60].

Принципы эффективного контроля отражены на рисунке 1 ниже.

Рисунок 1. Принципы эффективного контроля

В соответствии с определением COSO, система эффективного контроля представляет собой процесс, который осуществляется коллегиальным исполнительным органом компании, другими руководящими органами, а также иными сотрудниками, и который направлен на предоставление оптимальных гарантий достижения целей в следующих сегментах деятельности:

  • соответствие необходимым требованиям законодательных актов и применяемым нормам права.
  • эффективный и производительный характер осуществляемой деятельности;
  • стабильность качественного характера и соответствие действительности отчётности финансового характера.

Выводы по главе:

Подводя итоги первой главы работы, можно отметить, что крайне важным вопросом устойчивого функционирования и эффективной работы предприятия является организация надлежащей системы контроля деятельности предприятия.

Как известно, контроль на предприятии бывает как внутренним, так и внешним – в последнем случае речь идет о регулярном контроле со стороны контрольно-надзорных органов государства. В рамках настоящего исследования были изучены вопросы теоретических аспектов формирования системы контроля на отечественных предприятиях.

По результатам определено, что выбор той или иной формы внутреннего контроля обусловливается степенью сложности структуры организационного характера, организационно-правовой формой, видами, также размером масштаба деятельности, степенью целесообразности охвата контролем тех или иных аспектов деятельности, отношения руководящих органов юридического лица к соответствующей форме контроля.


Глава 2. Особенности системы контроля на примере ОАО «РЖД»

2.1. Система контроля, применяемая в организации

Современная концепция ОАО «РЖД» разработана с целью формирования системы внутреннего контроля как комплексной системы мероприятий по идентификации и управлению рисками деятельности предприятия.

Концепция разработана на основе методологии COSO «Внутренний контроль. Интегрированная модель», определяющей основные понятия, компоненты и инструменты оценки системы контроля. Также Концепция включает в себя отдельные положения стандарта «Управление рисками организаций. Интегрированная модель», разработанного COSO. Концепция предусматривает основные преобразования в области внутреннего контроля, требующиеся в соответствии с Концепцией «Формирование системы бухгалтерского и налогового учета ОАО «РЖД» на принципах организационной и функциональной централизации (Общие центры обслуживания)». Концепция разработана с учетом опыта формирования систем внутреннего контроля российскими и иностранными компаниями холдингового типа [11, с. 30 -35].

В Концепции предусмотрено формирование системы внутреннего контроля в ОАО «РЖД» на базе риск-ориентированного подхода, на основе оценки существенности рисков для того, чтобы системы внутреннего контроля обеспечивала руководству ОАО «РЖД» достаточную (но не избыточную) степень уверенности по ключевым направлениям деятельности предприятия. Акценты в построении системы внутреннего контроля должны быть сделаны на создание

эффективной контрольной среды и постоянного мониторинга эффективности системы, на автоматизацию контролей и внедрение предотвращающих контролей.

Концепция предусматривает формирование системы внутреннего контроля в тесной связи с оптимизацией бизнес-процессов Общества для целей ускорения документооборота, в том числе: стандартизацией первичного документооборота, исключением дублирования операций, максимальной автоматизацией бизнес-процессов с обязательным соблюдением требований системы внутреннего контроля.


Ответственность за формирование, осуществление, поддержание в актуальном состоянии и постоянное совершенствование системы внутреннего контроля несут подразделения ОАО «РЖД», ведущие аудиторские и иные контрольные функции. При этом Концепция не предусматривает формирование внутри данных подразделений специальных отделов, ответственных за осуществление системы внутреннего контроля, контрольные функции осуществляются сотрудниками вместе с выполнением ими учётных и методологических функций [9, с. 69 - 77].

ОАО «РЖД» провело диагностику существующего внутреннего контроля (на уровне управления железной дороги) с точки зрения его соответствия методологии COSO и выявило потребности в совершенствовании внутреннего контроля для построения системы внутреннего контроля в соответствии с данной методологией.

Существующий процесс внутреннего контроля может быть представлен следующим образом: сотрудник, принимающий документ от заказчика, осуществляет проверку правильности оформления документа. Затем сотрудник заполняет реквизиты первичных документов, осуществляет ввод информации с первичного документа в бухгалтерские и налоговые регистры учета, проверяет полноту и правильность введенной информации в автоматизированной системе учета. Далее осуществляется обработка информации в системе и формирование Контрольной и налоговой отчётности. Сформированная отчетность проверяется на предмет ее соответствия принятым стандартам отчетности и корректность

формирования путём сверки (сопоставления) данных регистров бухгалтерского учета с данными Контрольной отчетности, сопоставления данных различных форм отчетности, анализа результатов сравнения Контрольной отчетности за различные периоды, сопоставления с данными бухгалтерского учета об активах и обязательствах с данными, полученными в результате инвентаризации и т.д.

По результатам диагностики были сделаны следующие основные выводы:

  • внутренний контроль в настоящее время имеет неформализованный характер: для большинства контролей отсутствуют формализованные процедуры;
  • на уровне ОАО «РЖД» собственно и уровне управления железной дороги существуют элементы трех компонентов внутреннего контроля по методологии COSO: контрольной среды, контрольных действий, информационных потоков. Элементы системы мониторинга и оценки рисков, связанных с ведением бухгалтерского и налогового учета и подготовкой Контрольной и налоговой отчетности, присутствуют, однако они не систематизированы и не формализованы. Некоторые ключевые элементы системы оценки рисков и мониторинга в соответствии с подходами к построению внутреннего контроля, распространенными в мировой практике, не выявлены в ОАО «РЖД»;
  • в частности, не разработана методология оценки существенности рисков. Кроме того, осуществление контролей на уровне структурных подразделений не проверяется на систематической основе сотрудниками самих структурных подразделений, а также сотрудниками уровня управления дороги. Также отсутствуют процедуры подготовки и предоставления информации (в виде отчетов, служебных записок и т.п.) по результатам оценки эффективности выполнения контрольных процедур от нижестоящих подразделений Контрольной службы ОАО «РЖД» вышестоящим;
  • не сформированы регламенты взаимодействия Контрольной службы ОАО «РЖД» с другими департаментами, участвующими в подготовке информации, использующейся в процессе ведения учета результативности и эффективности деятельности предприятия и формирования отчетности, по вопросам внутреннего контроля. Не разработаны процедуры подготовки и предоставления информации контрольной службе (в виде отчетов, служебных записок и т.п.) по результатам оценки эффективности выполнения контрольных процедур от других департаментов, участвующих в сборе и обработке информации, необходимой для ведения учета и подготовки итоговой отчётности.

Перечисленные обстоятельства:

  • снижают прозрачность внутреннего контроля для руководства контрольной службы и ОАО «РЖД» в целом;
  • могут приводить к неэффективной координации действий участников внутреннего контроля и отсутствию четкого разделения ответственности за осуществление внутреннего контроля;
  • могут приводить к неэффективным трудозатратам при подготовке отчетности и/или осуществлении контрольных мероприятий, а также к замедлению процесса подготовки отчетности Общества.

Учитывая вышеперечисленные факторы, для Общества становится необходимостью формирование адекватной системы внутреннего контроля, которая позволит контольной службе получать достаточную степень уверенности в достоверности сводной отчётности и документации, в том числе в соблюдении единой политики качества всеми подразделениями Общества и предприятиями холдинга ОАО «РЖД».

Кроме того, совершенствование внутреннего контроля и повышение прозрачности должны способствовать повышению доверия к отчетности, снижению затрат на привлечение капитала, увеличению капитализации Общества и его ДЗО, сокращению сроков подготовки отчетности. Формирование новой системы внутреннего контроля будет осуществляться контрольной службой, что обусловлено не только ответственностью данной службы за ведение и представление достоверной отчетности, но и требованиями к наличию компетенции в области учета, налогообложения и подготовки Контрольной (финансовой) и налоговой отчетности для разработки и осуществления эффективных контрольных мероприятий [4, с. 544].

2.2. Предложения по повышению эффективности контроля деятельности

Для повышения эффективности контрольной деятельности общества предлагается следующая модель.

Основные направления взаимодействия участников системы внутреннего контроля по вопросам осуществления внутреннего контроля (Модель кросс-функционального взаимодействия в рамках внутреннего контроля) определяются функциями и обязанностями участников, предусмотренными целевой моделью внутреннего контроля [41, с. 12-17].

Модель кросс-функционального взаимодействия в рамках внутреннего контроля описывает взаимодействие трех основных участников системы внутреннего контроля (Контрольная служба, служба внутреннего аудита и технические департаменты), а также взаимодействие участников системы внутреннего контроля и руководства Общества (Президент, Правление, Совет директоров).


Контрольная служба ОАО «РЖД» обеспечивает формирование в рамках системы внутреннего контроля надлежащей контрольной среды: готовит методологические документы по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения, получает разъяснения Минфина России, аудиторских и консультационных организаций и доводит до филиалов и других обособленных подразделений ОАО «РЖД», обеспечивает подготовку планов повышения квалификации работников Контрольной службы ОАО «РЖД», его филиалов и обособленных подразделений [6, с. 256 - 258].

Для оптимизации внутренних процессов и использования ресурсов ОАО «РЖД» Контрольная служба осуществляет комплексное решение задачи по построению и осуществлению внутреннего контроля. В рамках выполнения данной работы Контрольная служба с участием специалистов по информационным технологиям [43, с. 2]:

  • дорабатывает существующие процедуры контроля или разрабатывает новые процедуры контроля над сбором и обработкой информации и подготовкой Контрольной (финансовой) и налоговой отчетности для предотвращения, своевременного выявления и исправления существенных искажений в бухгалтерском и налоговом учете и Контрольной отчетности - внутри Контрольной службы;
  • разрабатывает требования к контрольным процедурам по обеспечению полноты и качества оформления первичных документов для технических служб и департаментов ОАО «РЖД», участвующих в сборе и/или обработке информации, использующейся для ведения бухгалтерского и налогового учета;
  • при построении контрольной службы на основе Общих центров обслуживания (ОЦО) учитывает в документах, регламентирующих деятельность ОЦО, вопросы организации внутреннего контроля, в том числе осуществления контрольных процедур и разделения полномочий сотрудников ОЦО и обслуживаемых филиалов;

-осуществляет мониторинг внутреннего контроля.

Для повышения объективности мониторинга система внутреннего контроля дополняется оценкой адекватности выполненных Контрольной службой процедур, полученных результатов и сделанных заключений, проводимой подразделениями, ответственными за выполнение функций внутреннего аудита [32, с. 90-92].

Подразделения, выполняющие функции внутреннего аудита, осуществляют независимый мониторинг внутреннего контроля (аудит эффективности внутреннего контроля), являясь, таким образом, дополнительным «уровнем защиты» для руководства, поддерживающим реализацию стратегии и корпоративное управление в Обществе – в области задач, связанных с формированием достоверной Контрольной (финансовой) отчетности.