Файл: Интеграция финансовых рынков Европейского Союза за последние десятилетия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ответственность за проведение денежно-кредитной политики ЕС возлагалась на Европейскую систему национальных банков в составе Европейского национального банка и национальных центральных банков государств ЕС.

Подписав, Маастрихтский договор о Европейском союзе, главы государств Сообщества приняли историческое решение - ввести в наличное обращение с января 2002 г. единую европейскую валюту «евро».

Внутри Европейского союза был достигнут высокий уровень экономической и политической интеграции: с 1968 г. существовал таможенный союз и проводилась общая торговая политика, с 1993 г. функционировал единый внутренний рынок, причем торговля внутри ЕС составляла свыше 60% общего внешнеторгового оборота входящих в него стран.

Евросоюз и евро

Объединенная Европа еще не преодолела институциональный кризис, как в 2008 г. на нее обрушился финансовый кризис, потребовавший от стран-членов значительных денежных вливаний в банковский сектор, что привело в 2010 г. к кризису государственной задолженности стран еврозоны. Это поставило под вопрос судьбу единой европейской валюты.

Канцлер Германии Ангела Меркель была вынуждена признать, что кризис евро является самым значительным вызовом, какого Евросоюз не знал со времени подписания Римских договоров 1957 г.

Чтобы компенсировать риски и обеспечить твердость евро, был принят Пакт стабильности и экономического роста. Согласно его требованиям государственный долг стран еврозоны не должен был превышать 60% от ВВП, а бюджетный дефицит - 3% от ВВП.

Когда же рост цен на внутреннем рынке стран еврозоны, переживавших экономический бум, сделал их экспортные товары столь дорогими, что спрос на них резко упал, произошло мгновенное охлаждение конъюнктуры. Этот эффект проявился только к 2008–2009 гг. Одновременно стали сказываться и негативные моменты введения единой европейской валюты: с отказом от национальных валют страны еврозоны теперь уже не могли, как это было в прошлом, восстановить свою международную конкурентоспособность путем девальвации национальной валюты и, следовательно, снижения с помощью этой меры цен на экспортные товары за границей. В условиях быстрого скатывания в фазу рецессии эти страны столкнулись с проблемой рефинансирования. Она только усугубилась в результате мирового финансового кризиса, когда спасение национальных банковских систем потребовало увеличения государственной задолженности, а обслуживание собственных долгов стало вызывать серьезные трудности. На эту ситуацию сразу же отреагировали финансовые рынки, повысившие проценты по кредитам. Началось опасное раскручивание негативной спирали.


Кризис государственной задолженности Греции

Первой жертвой финансовых рынков стала Греция.

Как известно, страна вступила в ЕС 1 января 1981 г. и стала 10-й страной-членом.

Вступив в единую Европу, греки отказались от самообеспечения страны и начали вписываться в общеевропейское разделение труда. Греции установили жесткие квоты на производство товаров: мяса, молока, персиков, апельсинов, оливкового масла и др. В итоге наиболее пострадала сельскохозяйственная промышленность, в том числе винная отрасль страны. Плодовые деревья и виноградники, которые не попали в квоты, были вырублены.

После этого греки стали строить постиндустриальную экономику с доминирующей сферой услуг, за что их хвалили европейские чиновники и ставили на 3-е место в ЕС по темпам экономического роста после Ирландии и Люксембурга. В результате доля сферы услуг в ВВП страны выросла с 62 (1996г.) до 75% (2009 г.), а доля промышленности значительно сократилась.

Начавшийся развиваться с 2007 г. мировой финансовый кризис сильно ударил по Греции, так как она уже зависела от состояния сферы услуг - туризма.

Реакция ЕС на ситуацию в Греции в очередной раз продемонстрировала, насколько разобщены и не готовы к солидарным действиям его страны-члены. Своевременная и быстрая реструктуризация греческих государственных долгов в феврале или марте 2010 г. могла бы остановить негативное развитие событий, но в результате такой меры пострадали бы основные кредиторы стран-должников: французские и немецкие банки.

Поэтому речь шла о предоставлении пакета финансовой помощи. Но и эта помощь пришла с запозданием и лишь тогда, когда стало ясно, что судьбу Греции могут разделить и другие страны, пережившие в прошлом быстрый экономический подъем, - Ирландия, Испания и Португалия.

Как и во время финансового кризиса 2008 г., основным тормозом принятия решений выступила Германия. Кризис государственной задолженности в ЕС обернулся риском банкротств не только Греции, но и Ирландии, Испании, Португалии, Италии и поставил ЕС перед дилеммой: или не вмешиваться в ход событий, угрожающих жизнеспособности евро, или смягчить центральное положение Маастрихтского договора, в соответствии с которой сообществу или отдельным странам запрещается нести финансовую ответственность за государственные долги других стран.



В ночь с 9 на 10 мая 2010 г. министры финансов стран еврозоны приняли решение учредить вне институциональных рамок ЕС дополнительно к пакету помощи Греции целевое сообщество со стабилизационным фондом в 750 млрд евро (из них 440 млрд обеспечивали страны-члены, 60 млрд должно было поступить из бюджета ЕС и 250 млрд - из МВФ).

С помощью создания целевого сообщества с беспрецедентным финансовым фондом и благодаря интервенциям ЕЦБ на рынке ценных бумаг (скупка заемных обязательств проблемных стран - членов еврозоны) ситуацию удалось стабилизировать.

Финансовый кризис Греции запустил принцип «домино», где следующей костью стал Кипр.

Банковский кризис Кипра

Кипр - островное государство в восточной части Средиземного моря с населением чуть более 800 тыс. человек. Страна является членом Европейского союза с 1 мая 2004 г.

Кипр - офшорная страна, в которой четко наблюдается перекос экономики в сторону банковского сектора. Второй основой экономики Кипра является туризм, который зависит от состояния мировых рынков. Поэтому в связи с мировым финансовым кризисом поток туристов и доходы от туристической отрасли стали снижаться, что явилось первопричиной кризиса.

Помимо этого, кризисные явления коснулись и рынка недвижимости Кипра, цены на котором до кризиса 2008 г. росли, создавая пузырь, который с 2009 г. лопнул, и рынок впал в состояние стагнации - цены стали снижаться, а объемы продаж сократились. Инвестиции в недвижимость составляли весомую долю путей размещения средств кипрских банков. Вклады же банки Кипра привлекали под значительно более высокие проценты, чем банки крупных стран ЕС (4,45% по сравнению, например, с 1,5% в банках Германии). Столкнувшись с отсутствием достаточно доходных и не слишком рискованных инструментов инвестирования, банки Кипра начали обретать все признаки финансовой пирамиды - выплачивать проценты по старым вкладам за счет привлечения новых.

Апогеем нарастающего кризиса стало решение в 2012 г. МВФ о списании долгов по греческим облигациям, в результате которого банки островной республики потеряли 81% своих инвестиций, что превышало 4 млрд евро, или 24% ВВП Кипра. Балансировавшая на грани финансового кризиса экономика и крупнейшие финансовые учреждения этой страны оказались неспособны выкрутиться самостоятельно и обратились за помощью. С середины 2012 г. кипрские власти начали просить Евротройку предоставить финансовую помощь в размере 18 млрд евро.


Однако Кипр получил только 10 млрд евро в обмен на ликвидацию второго по величине банка страны, списание задолженности банков кредиторами в частном секторе и изъятие вкладов на сумму свыше 100 тыс. евро, так называемый налог на депозит. Тем самым был создан опасный прецедент, который может привести к распространению подобного сценария на другие страны Европейского союза.

Возникла ситуация, при которой страна с населением 0,16% от всего экономического блока якобы могла привести к распаду зоны евро и Евросоюза в его нынешнем виде. По похожей схеме кризис развивался в таких странах, как Испания, Италия и Португалия.

Кризис иммиграции

Параллельно с развивающимся финансовым кризисом набирает обороты кризис иммиграции. С 2014 г. наблюдается резкое увеличение потока мигрантов в ЕС из Сирии, Афганистана, Ирака, Ливана, Туниса, Алжира и других стран.

В Евросоюзе с 1990-х годов функционируют шенгенские соглашения, снимающие границы между участниками, что позволяет мигрантам беспрепятственно перемещаться по территориям всех стран зоны.

Однако согласно существующим (дублинским) правилам убежище должно предоставляться в стране первого въезда в шенгенское пространство. Поэтому государства, расположенные на периферии, особенно южной, стали нести непропорционально высокую нагрузку и по охране шенгенских рубежей, и по приему беженцев.

Конкретного решения о распределении беженцев в ЕС пока достичь не удается, а число желающих переехать на постоянное место жительства в сытую Европу продолжает увеличиваться. Единственная ощутимая подвижка - намерение ЕС создать структуру по помощи в управлении границами, однако реализация этого шага займет месяцы и годы.

Ситуация обострилась после серии террористических атак, прокатившихся во Франции, Бельгии, Великобритании, Германии в 2015– 2017 гг. Для решения этой проблемы и предотвращения террористических атак страны ЕС, вместо того, чтобы найти согласованное решение, стали восстанавливать внутренние шенгенские границы, отгораживаться от соседних стран.

Разразившийся в Европе кризис миграции кардинально повлиял на жизнь в странах ЕС. Участившиеся теракты морально и психологически подавляют население. И это является одной из самых серьезных проблем, на фоне которой даже экономические трудности уходят на второй план.

Брексит

Великобритания является шестой по размеру экономикой в мире и второй в Европе после Германии. В 1973 г. Великобритания стала членом Европейского экономического сообщества.


Стремясь сохранить максимально возможную самостоятельность в значимых экономических и политических вопросах, страна не присоединилась к Шенгенскому соглашению и к единой европейской валюте. Поэтому у Великобритании неоднократно возникали разногласия с партнерами по Евросоюзу по вопросам углубления европейской интеграции.

10 ноября 2015 г. премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон объявил об официальном начале кампании за изменение условий членства Великобритании в ЕС и направил письмо председателю Европейского совета, в котором указал требования к Евросоюзу. Они подразделяются на четыре группы:

  1. сокращение Великобританией миграционного потока из ЕС (в том числе введение четырехлетнего запрета на получение этими мигрантами социальных пособий; введение полугодового запрета на пособия по безработице для мигрантов из ЕС; ужесточение правил депортации мигрантов-преступников и пр.);

  2. улучшение конкурентоспособности (ликвидация бюрократических преград, каких-либо ограничений на перемещение капиталов, товаров и услуг);

  3. укрепление британского суверенитета, в частности, отказ от обязательства двигаться «к более тесному союзу» (ever closer union), зафиксированному в основополагающем договоре ЕС;

  4. изменения в валютной сфере (в частности, недопустимость дискриминации стран, не входящих в зону евро, навязывания им какихлибо решений странами еврозоны; внесение изменений, в том числе касающихся создания банковского союза, только на добровольной основе и пр.).

23 июня 2016 г. граждане Великобритании путем референдума решили выйти из Европейского союза, тем самым создав опасный прецедент. После чего страна запустила процесс выхода из ЕС - брексит.

Ожидается, что переговоры о выходе Великобритании из Европейского союза продлятся около двух лет, и, таким образом, страна может покинуть объединение в марте 2019 г.

Сегодня переговоры о выходе Великобритании из ЕС зашли в тупик из-за финансовых требований Европейского союза. Страны ЕС требуют от Великобритании выплатить долю в размере 100 млрд за участие в совместных проектах. В частности, известно, что прямые выплаты из Брюсселя только в рамках Единой сельскохозяйственной политики в течение ряда лет вплоть до 2016 г. с учетом меньшей плодородности сельскохозяйственных угодий составляли в пользу Великобритании в среднем в годовом исчислении по 3,3 млрд евро. В ответ Великобритания сама просит компенсацию за участие в таких проектах, как Европейский инвестиционный банк и Европейский инвестиционный фонд.