Файл: Н. В. Замотина (И. О. Фамилия) (личная подпись) др пед наук, проф. Г. В. Ахметжанова (ученая степень, звание, И. О. Фамилия).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 220

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»


Гуманитарно-педагогический институт
(наименование института полностью)

Кафедра «Педагогика и методики преподавания»

(наименование)

44.04.02 Психолого-педагогическое образование

(код и наименование направления подготовки)

Теория и методика образовательной деятельности
(направленность (профиль))

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ)


на тему РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ


Студент

Научный руководитель
Н.В. Замотина

(И.О. Фамилия) (личная подпись)

д-р пед. наук, проф. Г. В. Ахметжанова

(ученая степень, звание, И.О. Фамилия)

Тольятти 2021

Оглавление

Введение 3

1.1 Понятие «функциональная грамотность» и анализ её содержания 11

1.2 Структура учебно-познавательной деятельности 19

1.3 Применение IT- технологий в образовательном процессе 27

2.1Диагностика уровня развития функциональной грамотности у обучающихся 8 класса 40

2.2Формирующий эксперимент на основе авторских образовательных веб-квестов 47

2.3 Динамика развития функциональной грамотности у обучающихся 8 классов на уроках английского языка 63

Заключение 71

Список используемой литературы 73

Приложение А 77

Приложение Б 86

Методические рекомендации к образовательным веб-квестам 86

Введение

Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что современное образование выполняет три важные задачи - обучает, воспитывает и развивает личность. Триумвират данных задач стал одной из причин трансформационных процессов, затронувших сферу образования на всех ее уровнях и во всех предметных областях. На первое место выходит не только обучение учащихся определенной предметной области, но и адаптация их к тем социальным, экономическим и политическим условиям, что определяют жизнь общества. К ним можно отнести гуманизацию, высокий информационный поток, либерализацию и рост самоконтроля личности в общественной деятельности. Одним из наиболее перспективных направлений развития образования в данном контексте выступает развитие функциональной грамотности учащихся.


На социальном уровне актуальность исследования определена тем, что на практических занятиях обучающиеся показывают невысокий уровень владения навыками поиска информации в тексте, многие не могут выделить ключевую фразу и опорные слова для последующей работы с послетекстовыми заданиями, а также трансформации исходного источника. Возникают проблемы с прочтением диаграмм, графиков и использованием таблиц для сравнительной характеристики предметов, не могут применить на практике имеющиеся знания.

На теоретическом уровне актуальность исследования связана с необходимостью коррекции педагогической практики, то есть

ориентироваться не только на воспроизведение знаний, а на самостоятельный поиск и умение применять на практике, в повседневной жизни полученные знания. При этом использование современных образовательных технологий помогает формировать опыт конструктивного мышления и продуктивной деятельности.

Важность развития функциональной грамотности подчеркивается и в программе оценки качества образования на основе практик международных исследований Федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». В число регионов, участвующих в данной программе, входят и образовательные учреждения Самарской области. Основные итоги оценки качества образования и сформированности функциональной грамотности будут подведены в 2024 году, но уже на промежуточных этапах можно говорить о том, что 90-95 % участников программы не достигают высоких уровней функциональной грамотности: способности эффективно принимать решения, аргументировать свою точку зрения и функционировать в стандартных и нестандартных ситуациях. В качества решения данной проблемы, образовательным учреждениям было рекомендовано обратить внимание на предметные области, в большей степени, влияющие на формирование функциональной грамотности. К ним можно отнести русский язык, литературу, английский язык.

Данные предметы выходят на первый план из-за особенности оценки степени сформированности функциональной грамотности, навыков разрешения проблем, глобальных компетенций, креативного мышления PISA - Programmer for International Student Assessment.

В соответствии с ней обучающиеся должны уметь работать с информацией (находить ее и извлекать, осмысливать и оценивать, интерпретировать), с различными типами текста.

Именно английский язык формирует «глобальную» сторону функциональной грамотности, так как обучающиеся должны анализировать информацию, в том числе и содержащуюся в текстах, на языке, носителями которого они не являются. Это принципиально иной, более сложный уровень овладения функциональной грамотностью, наиболее востребованный в системе современного отечественного образования и отвечающий интересам, как государства, так и общества.

Следует отметить то, что развитие функциональной грамотности в процессе изучения английского языка выполняет и практическую задачу использования навыка чтения различных текстов для взаимодействия с обществом, например, для ведения деловой и личной переписки, выполнение инструкций, заполнение официальной документации. Развитие IT- технологий приводит к тому, что экономические, духовные, политические процессы выходят за национальные границы, становятся

интернациональными, а значит, требуют использования единого языка коммуникации, как в устной, так и письменной речи. В связи с этим, одним из показателей высокой функциональной грамотности является знание иностранных языков, и уверенное владение ими для успешной межкультурной коммуникации.

Теоретической основой исследования функциональной грамотности являются труды отечественных и зарубежных ученых. Так, в работах Л. М. Перминовой и О. Е. Лебедева, разработана технология формирования функциональной грамотности школьников [14]. В. А. Ермоленко и Р. Л. Перченок предлагают технологию развития функциональной грамотности, которая рассчитана на систему общего профессионального и дополнительного образования [8]. В трудах С. Г. Вершловского, О. Е. Лебедева просматривается взаимосвязь информационной культуры общества и функциональной грамотности личности [6], [14].

М. Д. Матюшкина обращает внимание, что функциональная грамотность является социально-экономическим явлением, напрямую влияющее на формирование в будущем у обучающихся профессиональных компетенций [6]. В исследованиях М. Коула и С. Скрибнера основное внимание уделяется взаимосвязи коммуникативных навыков и уровнем функциональной грамотности [41]. Опираясь на учения Джона Дьюи, Жана Пиаже, Л. С. Выготского педагоги-конструктивисты уделяют особое внимание тому, что формирование функциональной грамотности происходит через осмысление детьми своего опыта в обучении [7]. Другими словами, педагог должен создать творческую и непринуждённую обстановку в процессе обучения. В результате этого процесса и формируются ценностные смыслы с учетом конкретных жизненных ситуаций, с которыми сталкивается ученик. Вместе с тем, традиционный взгляд на функциональную грамотность в отечественной системе образования основан на понимании ее в первую очередь как умения читать текст и воспринимать его основную мысль и содержание. Данный подход упрощает лингводидактические принципы обучения иностранному языку до минимального владения языковыми и речевыми знаниями и навыками.


А. А. Контримович, Е. И. Панфилова, М. В. Паюнена выделяют английский язык как одну из ведущих дисциплин, в рамках преподавания которой целесообразно организовывать работу по развитию функциональной грамотности [13]. Это приводит к необходимости переосмысления педагогических условий полноценной и правильной читательской деятельности обучающихся и формирует понимание необходимости привлечения в образовательный процесс новых инновационных технологий, в том числе из IT-сферы.

Использование IT-технологий позволяет развивать функциональную читательскую грамотность для поиска информации и дальнейшей работы с ней. При этом применение интерактивных ресурсов позволит создать открытый банк заданий, тематически их систематизировать и творчески подойти к обучению, другими словами, дать ученикам проблемное задание с элементами ролевой игры.

Анализ литературы по исследуемой теме позволил выделить ряд имеющихся недостатков:

  • не учитываются на практике суть в содержании понятия

«функциональная грамотность»;

  • не уделяется должного внимания развитию функциональной

  • рамотности у обучающихся в средней школе;

  • не уделяется должного внимания разработке дидактических материалов по иностранным языкам, направленных на развитие функциональной грамотности учащихся именно в условиях общеобразовательных школ.

Анализ программы оценки качества образования Федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», особенностей оценки степени сформированности функциональной грамотности, навыков разрешения проблем, глобальных компетенций, критического мышления PISA и имеющейся литературы позволил выделить ряд противоречий между:

  • потенциалом английского языка как школьной дисциплины в развитии функциональной грамотности и недостаточной разработанностью методов и средств развития функциональной грамотности на уроках английского языка;

  • социальным запросом общества в профессионалах, которые обладают достаточно высоким уровнем функциональной грамотности, и ее невысокой сформированностью у обучающихся средней школы;

  • значимостью развития у обучающихся функциональной грамотности и недостаточным вниманием к данной проблеме со стороны педагогов образовательных учреждений.


Актуальность темы и выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: как сформировать

функциональную грамотность в процессе урочной деятельности?

Данная проблема обусловила выбор темы исследования: «Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка в средней школе».

Объект исследования: образовательный процесс в средней школе.

Предмет: развитие функциональной грамотности на уроках

английского языка.

Цель: повысить уровень функциональной грамотности у учащихся на уроках английского языка с использованием образовательных IT- технологий, на основе авторского комплекса дидактических материалов.

Гипотеза исследования. Развитие функциональной грамотности у обучающихся будет эффективна если:

  • рассматривать функциональную грамотность как важный индикатор сформированности культуры личности в современном обществе;

  • в практику обучения иностранным языкам вводить IT-технологии, которые позволяют сделать процесс обучения

практикориентированным, активным, доступным;

  • процесс формирования функциональной грамотности будет более эффективным, если разработать комплекс дидактических материалов «Авторские образовательные веб-квесты на уроках английского языка» и внедрить их в практику работы в школе.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать литературу с целью изучения понятий: «функциональная грамотность», IT-технологии;

  2. Определить начальный уровень функциональной грамотности у учащихся 8-х классов;

  3. Провести эксперимент по формированию функциональной грамотности с использованием комплекса дидактических материалов «Авторские образовательные веб-квесты на уроках английского языка»;

  4. Оценить эффективность применения разработанного комплекса дидактических материалов.

Для решения поставленных задач в процессе исследования использовались следующие методы: