Файл: Н. В. Замотина (И. О. Фамилия) (личная подпись) др пед наук, проф. Г. В. Ахметжанова (ученая степень, звание, И. О. Фамилия).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 225

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В своих трудах Шейда Уайт рассматривает функциональную грамотность как многосоставное понятие «текст - задача - навык». Автор предлагает четыре типа задач:

Прозаические задачи - это такие задачи, для которых правильный ответ обеспечивает обработку непрерывного текста (т.е. прозаического), включающего хотя бы одно полное предложение.

Задачи при работе с документами - это задания, для которых правильная реакция требует обработки одного или нескольких текстов документа. Текст документа - это непрерывный текст, в котором часто встречаются записи из одного слова, неполные предложения или фразы.

Количественные задачи - это задачи, которые требуют от участников умения распознавать и применять арифметические действия. Это необходимо для выполнения заданий с помощью чисел, которые включены в публицистический текст или документ.

Смешанные задачи - примерами смешанных задач являются тексты и документы, на основе которых нужно провести определённый анализ, а также задачи, для решения которых необходимо обратиться к информационной таблице или графику [44].


понимании
исследователя функциональная грамотность

представляет собой набор из определённых умений и навыков. А именно:

  • текстовый поиск, т. е. работа с информацией;

  • умение делать вывод, выделять главную идею текста, описать или объяснить необходимую фразу;

  • применение полученной информации, другими словами, умение сделать прогноз, сравнение, объяснить причинно-следственные связи, которые напрямую не указаны в тексте, трансформировать информацию в другую форму, отличающуюся от первоначального источника.

Из этого следует, что представленные навыки и владение ими является необходимым условие для эффективной работы с документами, текстами и цифровой информацией в ходе повседневной жизни [44].

В 90-е годы XX века а результате этих и других исследований, понятие «функциональная грамотность» в международной политике тоже расширилось: от представления грамотности как простого процесса овладением основными когнитивными умениями и навыками, до использования этих умений, т. е. внести вклад в социально-экономическое развитие общества, развивать способность к социальной осведомленности и критического осмысления как основы для личных и социальных перемен[37].


В программах оценки грамотности пристальное внимание уделяется эффективному функционированию человека в обществе. В ходе международного исследования «Изучение качества чтения и понимания текста» (Progress in International Reading Literacy Study - PIRLS) было выработано определение «грамотности чтения» «как способности понимать текст, пользоваться языковыми формами в соответствие не только с индивидуальными потребностями, но и с требованиями общества» [38]. Таким образом, грамотность можно считать одним из показателей успешной социализации в обществе, а не просто набором определённых знаний, умений и навыков [30].

Похожее определение понятия «грамотность» было положено в основу «Международного мониторингового исследования качества школьного математического и естественнонаучного образования» (Trends in Mathematics and Science Study - TIMSS) [42]. Организаторами исследования использовалось понятие «функциональная научная грамотность» (functional scientific literacy), предложенное Байби Р., которое трактовалось «не как способность помнить научные факты, но как способность применять знания математического и естественно-научного характера в реальных жизненных ситуациях, а не только при выполнении абстрактных учебно-тренировочных заданий» [34].

Организации Экономического Сотрудничества и Развития (OECD - Organisation for Economic Co-operation and Development) запустила международную программу PISA (Programme for International Student Assessment) по оцениванию знания и умения учащихся в функциональном чтении, математической грамотности и естественных науках. Основная цель PISA - оценить компетентность учащихся, которая позволит им занять активную жизненную позицию после окончания школы. PISA оценивает способность учащихся применять свои умения и знания в жизненных обстоятельствах, как в личных и социальных, так и в глобальных ситуациях. Термин «функциональная грамотность» используется для того, чтобы подчеркнуть именно умение учащегося использовать знания в повседневной жизни [39].

Российский ученый О. Е. Лебедев определяет функциональную грамотность «как основу для успешного формирования личности, обладающей необходимыми компетенциями для решения вопросов и проблем, с которыми она сталкивается» [14]. Данную точку зрения поддерживают Г. А. Ключарев и Е. А. Огарёв, понимая функциональную грамотность «как способность к компетентно выстроенным эффективным действиям в реальной действительности» [12]. Не стоит забывать, что основное условие овладения информацией является серьёзная учебно­познавательная деятельность. Человек должен быть в нее вовлечен, чтобы применять полученные знания, умения и навыки в профессиональной сфере, а также для успешной социальной адаптации. А. А. Леонтьев предлагает разграничить формальную и функциональную грамотностью, трактуя первую «как владение навыками, а вторую, как умение эти навыки применять в реальных ситуациях» [15].



  1. В. Мацкевич и С. А. Крупник давая определение функциональной грамотности, указывают на социальный аспект, особо подчеркивая, что «функциональная грамотность - это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней» [17, с. 312]. Авторы считают, что определение функциональной грамотности как раз зависит от социальных факторов и контекста рассмотрения.

  2. Г. Вершловский и М.Д. Матюшкина выделяют взаимосвязь между сформированностью функциональной грамотности и уровнем технологического развития общества, считая, что «функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью» [6, c. 141].

Е. А. Басова дает теоретическое и практическое обоснование функциональной грамотности как «набору ключевых компетенций личности, который позволяет успешно развиваться на всех уровнях современного общества» [3, c. 221]. Ученый особо подчеркивает, что данный вид функциональной грамотности является «показателем достижения определенного уровня образованности, результатом образования индивидуально-личностного характера, позволяющим индивиду эффективно общаться в стандартных и нестандартных ситуациях, тем самым применяя на практике полученные знания» [3].

Если говорить о содержании функциональной грамотности и критериев качества ее сформированности, то исследования Института стратегии развития образования РАО выделяют в ней четыре основных компонента. К ним относятся: наличие у обучающихся критического мышления и его креативность, умение организовывать коммуникационную кооперацию и анализировать информацию.

Важность развития функциональной грамотности на уроках английского языка подчеркивается и в программе оценки качества образования на основе практик международных исследований Федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». В число регионов, участвующих в данной программе входят и образовательные учреждения Самарской области. Основные итоги оценки качества образования и сформированности функциональной грамотности будут подведены в 2024 году, но уже на промежуточных этапах можно говорить о том, что 90-95 % участников программы не достигают высоких уровней функциональной грамотности: способности самостоятельно мыслить и функционировать в сложных условиях. В качества решения данной проблемы, образовательным учреждениям было рекомендовано обратить внимание на предметные области, в большей степени, влияющие на формирование функциональной грамотности. К ним можно отнести русский язык, литературу, английский язык. Именно английский язык формирует «глобальную» сторону функциональной грамотности, так как обучающиеся должны анализировать информацию, в том числе и содержащуюся в текстах, на языке, носителями которого они являются. Это принципиально иной, более сложный уровень овладения функциональной грамотностью. Основное направление работы педагога здесь обязательная системность применения различных методов по формированию функциональной грамотности, как в учебной, так и внеурочной деятельности. Объединяющей темой для урока и дополнительного занятия может быть обсуждение с учениками различных жизненных ситуаций, актуальных для подростков.


Особенностью формирования функциональной грамотности на уроках английского языка является и необходимость работы над читательской грамотностью учеников. Здесь важно уметь чувствовать эмоциональный посыл текста, его внутреннюю логику и смысл написанного. Чтение в данном контексте выступает как сложнейший когнитивный процесс.

Важно подчеркнуть то, что формирование функциональной грамотности на уроках английского языка должно опираться и на межпредметные связи. Знание истории, географии, литературы, экономики и основ права расширяет набор типовых заданий, направленных на оценку качества сформированности функциональной грамотности.

Понятие «функциональная грамотность» можно рассматривать как активный и широкомасштабный процесс, прочно вошедший в социальную среду общества. Уровень функциональной грамотности напрямую будет зависеть от уровня активности познавательной деятельности обучающихся, степенью владения коммуникативными навыками и рефлексией, умением решать многосоставные задачи, обладать навыками поиска и обработки информации. Другими словами функциональную грамотность следует рассматривать как развитие коммуникативных компетенций личности. Развитие функциональной грамотности зависит от сформированности мыслительных процессов, таких как синтез и анализ, способностью использовать набор навыков: прогноз, сравнение, вывод, объяснение причинно-следственных связей в повседневной жизни [36]. Из этого следует, что функциональная грамотность является одним из ключевых навыков успешной социализации в обществе. Стоит отметить, что формирование данного навыка у обучающихся невозможен без серьёзного и глубокого погружения в учебно-познавательную деятельность [5].

Таким образом, анализ содержания понятия «функциональная грамотность» позволяет сделать вывод, что функциональная читательская грамотность — это неотъемлемая часть процесса обучения тесно взаимосвязанная с социально-культурными реалиями. Высокий уровень функциональной грамотности предполагает высокую степень владения коммуникативными и рефлексивными навыками, сформированностью отдельных навыков, таких как текстовый поиск, умение делать вывод по прочитанному тексту и дальнейшее применение полученной информации из текста. В социальном аспекте функциональная грамотность является показателем уровня образованности и умения применять полученные знания в стандартных и нестандартных ситуациях.


В следующем параграфе будет рассмотрена структура учебно­познавательной деятельности, как одной из ключевых сторон успешного образовательного процесса, в рамках которого и происходит развитие функциональной грамотности учащихся.