Файл: Н. В. Замотина (И. О. Фамилия) (личная подпись) др пед наук, проф. Г. В. Ахметжанова (ученая степень, звание, И. О. Фамилия).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 222

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • теоретические - анализ психолого-педагогической, методической литературы, школьной практики, сравнение, анализ, синтез

характеристик и понятий, обобщение, систематизация;

  • эмпирические - констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент, тестирование, наблюдение, описание, измерение;

  • методы качественной и количественной обработки

экспериментальных данных.

В качестве базы исследования выступило муниципальное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Гимназия №39». В исследовании были задействованы учащиеся 8 классов в количестве 40 человек.

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение двух лет (2019-2021 года) и состояло из трех этапов.

Первый этап (2019 год) - теоретическое изучение проблемы через анализ педагогической, социологической, психологической литературы по теме исследования. Определение актуальности темы, цели и задач исследования.

Второй этап (2020 год) - разработка диагностического инструментария, проведение констатирующего и формирующего экспериментов. На основе результатов была уточнена гипотеза исследования, разработаны и апробированы авторские образовательные веб-квесты для развития функциональной грамотности на уроках английского языка. Определены необходимые педагогические условия.

Третий этап (2021) - контрольный этап эксперимента. Обработка и анализ полученных результатов, уточнение характеристик функциональной грамотности. Формулировка выводов.

Научная новизна исследования:

  • на основе теоретического анализа выделены содержательные черты функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений;

  • сформулированы индикаторы сформированности функциональной грамотности, соответствующие возрастным особенностям обучающихся и содержанию курса школьной дисциплины «Английский язык».


Теоретическая значимость исследования состоит в том, сформулированы перспективные разработки отдельных курсов английского языка для формирования функциональной грамотности у разных возрастных категорий учащихся на основе образовательных IT технологий.

Практическая значимость - разработаны авторские веб-квесты для развития функциональной грамотности на уроках английского языка с применением IT-технологий, включающие в себя методические рекомендации для педагогов. Авторские образовательные веб-квесты для развития функциональной грамотности могут быть использованы в организации учебного процесса образовательных учреждений различного типа.

Достоверность результатов обеспечена методологически

обоснованной логикой исследования, соответствием методов диагностики предмету и задачам исследования, возможностью повторения эксперимента с сохранением его результатов, свидетельствующих об эффективности разработанных материалов по развитию функциональной грамотности.


Личное участие автора состоит:

  • в определении проблемы и изучении ее теоретического и практического состояния;

  • разработке диагностического инструментария для проведения контрольного мониторинга;

  • в уточнении индикаторов сформированности функциональной грамотности у обучающихся на средней ступени обучения по дисциплине «Английский язык»;

  • разработке авторский образовательных веб-квестов «Загадочная цивилизация», «Ты то, что ты ешь»;

  • апробации результатов исследования и проведения

экспериментальной работы.

Дальнейшие перспективы исследования видятся: в разработке

отдельного курса для разных категорий учащихся.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Функциональная грамотность у обучающихся, как показатель высокой информационной культуры личности, способной успешно взаимодействовать в современном обществе и принимать грамотные решения в знакомых и незнакомых ситуациях. Функциональная грамотность является важной частью процесса обучения, которая тесно связана с социально-культурными реалиями. Функциональная грамотность представляет набор навыков и умений эффективной работы с документами, текстами и цифровой информацией в повседневной жизни;

  2. Образовательные IT-технологии, активизирующие учебно­познавательную деятельность обучающихся: развивать умения и навыки решения проблемных задач, мотивировать к самостоятельному поиску информации, способствовать творческой рефлексии учащихся, что способствует развитию их организованности и самостоятельности;

  3. Образовательные веб-квесты - одна из перспективных педагогических технологий, которая позволяет повысить эффективность образовательного процесса, не только мотивировать познавательную деятельность учащихся, но и развивать функциональную грамотность. Технология образовательного веб-квеста предполагает создание заданий, которые приближены к социально-культурным реалиям учащихся.


Структура работы определяется целью и задачами, и включает в себя введение, первую теоретическую главу, вторую практическую главу, заключение, список используемой литературы и приложения.

Глава1 Теоретические основы формирования функциональной грамотности

1.1 Понятие «функциональная грамотность» и анализ её содержания

Современное образование выполняет три важные задачи - обучает, воспитывает и развивает личность. Совокупность данных задач стала одной из причин трансформационных процессов, затронувших сферу образования на всех ее уровнях и во всех предметных областях. На первое место выходит не только обучение учащихся определенной предметной области, но и адаптация их к тем социальным, экономическим и политическим условиям, что определяют жизнь общества. К ним можно отнести гуманизацию, высокий информационный поток, либерализацию и рост самоконтроля личности в общественной деятельности. Одним из наиболее перспективных направлений развития образования в данном контексте выступает развитие функциональной грамотности учащихся.

Под функциональной грамотностью понимается «способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней» [17]. Если сравнивать функциональную грамотность и элементарную, то последняя представляет собой способность читать и понимать прочитанное, составлять тексты по образцу, а также выполнять простые математические действия. Функциональная грамотность «есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде» [3].

Исторически слово «грамотный» означало степень владения определённым уровнем чтения и письма. В энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (1890-1907гг.) мы можем найти следующие определение «Под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать.... на каком-либо языке.... в отличие от людей «полуграмотных», т. е. умеющих только читать» [32].


Во второй половине двадцатого века ученые обратились к определению «грамотность» в связи с изменениями в мировой политике и экономике большинства Европейских стран и Северной Америки. Ученые проводили исследования во многих научных областях: экономики, лингвистики, психологии, социологии, чтобы расширить термин «грамотность» и связать его с такими понятиями как образование и учебно-познавательная деятельность.

Впервые термин «функциональная грамотность» документально зафиксирован в 1965г. на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. В 1978 ЮНЕСКО рекомендует при стандартизации данных в сфере образования, считать «функционально грамотным только того, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы, и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития социального окружения» [43].

В процессе обучения люди становятся грамотными, поэтому, в данном случае, «грамотность» представляет собой активный процесс познания через обучение, а не только как результат узкого образовательного вмешательства. Пауло Фрейре - известный преподаватель функциональной грамотности для взрослых, интегрировал понятия активного обучения в социокультурную среду. Фрейре подчеркнул важность включения социально-культурных реалий учащегося в сам процесс обучения. Далее автор предлагал использовать процесс обучения для изменения текущих социальных условий. Центральное место в его педагогике занимает понятие «критическая грамотность», которую необходимо достичь отчасти за счет взаимодействия с книгами и другими письменными текстами, но более глубоко - за счет «чтения» (т.е. интерпретации, осмысления, исследования, апробации, критическому подходу) и «письму» (действию и диалогическому преобразованию социального мира)» [27].

В своих исследованиях, проведенных в 1981 году, американские психологи М. Коул и С. Скрибнер обращают внимание, что когнитивные процессы не связаны с уровнем грамотности. Другими словами, уровень развития коммуникативных и рефлексивных навыков напрямую связан с грамотностью. Таким образом, исследователи доказывают, «что функциональная грамотность напрямую связана с механизмом и особенностями социально-обусловленной деятельностью человека в её различных аспектах» [41].