Файл: Организация коммерческой деятельности (Коммерческая деятельность предприятий торговли и сущность методов продаж).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты коммерческой деятельности торговой организации
1.1. Коммерческая деятельность предприятий торговли и сущность методов продаж
1.2. Основные формы продаж товаров
2. Организация коммерческой деятельности в ПАО «Магнит»
2.1. Экономическая характеристика сети магазинов
2.2. Оценка организации продажи товаров
2. Организация коммерческой деятельности в ПАО «Магнит»
2.1. Экономическая характеристика сети магазинов
Публичное акционерное общество “Магнит” является холдинговой компанией группы обществ, занимающихся розничной торговлей через сеть магазинов “Магнит”, с местом нахождения в Краснодаре.
Компания “Магнит”, создана 12 ноября 2003 года как закрытое акционерное общество “Магнит”, 10 января 2006 года решением внеочередного общего собрания акционеров было изменено полное фирменное наименование общества на открытое акционерное общество “Магнит”, 25 сентября 2014 года внеочередным общим собранием акционеров принято решение об изменении полного фирменного наименования общества на Публичное акционерное общество “Магнит”. Общество является юридическим лицом, действует на основании настоящего устава и законодательства Российской Федерации. Общество создано без ограничения срока его деятельности.
ПАО «Магнит» осуществляет следующие основные виды деятельности:
- сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества;
- оптовая торговля мясом, включая мясо птицы, мясными изделиями и консервами из мяса и мяса птицы;
- оптовая торговля молочными продуктами;
- оптовая торговля пищевыми маслами и жирами;
- оптовая торговля сахаристыми кондитерскими изделиями, включая шоколад;
- розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями.
Сеть магазинов «Магнит» сегодня это:
1. Лидер на рынке по количеству торговых объектов и территории присутствия в России - 14622 магазина в формате «у дома», 473 супермаркетов, 5630 магазинов «Магнит Косметик» (по данным на 31 декабря 2019).
2. Компания с мощной логистической системой, включающей 38 распределительных центров, автоматизированную систему управления запасами и автопарк, состоящий из 5700 автомобилей, которые обеспечивают своевременную доставку товаров во все магазины сети.
3. Ведущая российская розничная компания по объему продаж. Выручка компании за 2020 год составила 1554 млрд. рублей.
4. Крупнейший работодатель России - в компании работает более 316001 человек. Розничная сеть «Магнит» неоднократно удостаивалась звания «Привлекательный работодатель года».
Основные показатели деятельности ПАО «Магнит» представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели деятельности ПАО «Магнит»
за 2016-2020 гг.[21]
Показатели |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Количество магазинов, шт. |
14059 |
16298 |
18348 |
20725 |
21564 |
Торговая площадь, тыс. кв.м. |
5068 |
5755 |
6425 |
7238 |
7497 |
Количество населенный пунктов |
2494 |
2709 |
2976 |
3742 |
3752 |
Количество чеков, млн. |
3817 |
4041 |
4370 |
4690 |
4941 |
Количество сотрудников, чел. |
271369 |
276290 |
295882 |
308432 |
316001 |
Выручка, млрд. руб. |
1074 |
1143,3 |
1237 |
1369 |
1554 |
Рост выручки, % |
13,07 |
6,37 |
8,2 |
10,6 |
13,5 |
По состоянию на 31 декабря 2019 г. розничная сеть «Магнит» насчитывала 20 725 магазинов, 2 377 из которых компания открыла (net) в 2019 г. После снижения на протяжении трех лет подряд в 2019 г. динамика LFL-продаж стала положительной.
В 2019 г. «Магнит» провел трансформацию своей организационной структуры, улучшил ассортимент, внедрил функцию категорийного менеджмента, разработал стратегию собственных торговых марок (СТМ), а также усовершенствовал логистику и контроль качества.
В 2019 г. чистая розничная выручка «Магнита» достигла 1 332,9 млрд руб., увеличившись на 9,5% по сравнению с 2018 г. Несмотря на эффект высокой базы, торговая площадь по-прежнему росла двузначными темпами на уровне 12,7% и суммарно составила 7 238 тыс. кв. м.
Важно отметить, что рост трафика стал результатом притока новых уникальных клиентов из других сетей и роста частоты посещений. Положительная динамика LFL-трафика была отмечена во всех форматах, а в основном формате магазинов у дома LFL-трафик впервые с III квартала 2016 г. стал положительным.
Основные экономические показатели ПАО «Магнит» представлены в таблице 2.
Таблица 2
Основные экономические показатели ПАО «Магнит»
за 2017-2019 гг. [21]
Показатель |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Изменение за 2019 год |
Выручка от продаж, тыс. руб. |
316540706 |
223419850 |
264355247 |
40935397 |
Среднесписочная численность персонала, чел. |
276290 |
295882 |
308432 |
12550 |
Производительность труда, тыс. руб./ чел. |
1145,7 |
755,1 |
857,1 |
102,0 |
Рентабельность активов, % |
25,07 |
21,20 |
19,61 |
-1,58 |
Рентабельность продаж, % |
16,72 |
39,00 |
143,98 |
104,98 |
Рентабельность продукции, % |
81331,68 |
45648,62 |
60059,64 |
14411,02 |
Рентабельность основной деятельности, % |
144,64 |
225,15 |
1414,60 |
1189,45 |
Рентабельность собственного капитала, % |
44,99 |
23,46 |
28,80 |
5,34 |
Рентабельность инвестированного капитала, % |
44,99 |
23,46 |
22,42 |
-1,04 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,134 |
4,147 |
2,025 |
1,891 |
Коэффициент срочной ликвидности |
0,299 |
4,626 |
2,143 |
1,844 |
Коэффициент общей ликвидности |
0,299 |
4,627 |
2,143 |
1,844 |
Анализ показателей ликвидности предприятия указывает, что объект исследования является платежеспособным. Состоянием на конец 2019 года оно может погасить за счет денежных средств наиболее срочные обязательства на 202,5 %.
В то же время, при нормативе 70-80% предприятие за счет имеющихся денежных средств и ожидаемых поступлений от дебиторов может рассчитаться с долгами краткосрочного характера на 29,9% в 2017 году, 462,6% - в 2018 году и 214,3% - в 2019 году, то есть отвечает нормативному значению на конец 2019 года.
Полученные средства от превращения оборотных активов на наличность состоянием на конец 2019 года позволят перекрыть кредиторскую задолженность товарного характера и текущие обязательства за расчетами на 214,3%, что находится в пределах нормативного значения.
Все показатели рентабельности за 2017-2019 гг., приведенные в таблице 2, имеют положительные значения, так как организация получила как прибыль от продаж, так и чистую прибыль от финансово-хозяйственной деятельности за данный период. Прибыль от продаж в 2019 году составляет 143,98% от полученных доходов. Позитивным является рост практически всех показателей рентабельности по сравнению с показателем за 2018 год.
Таким образом, ПАО «Магнит» является абсолютным лидером торгового рынка в России по таким показателям, как объем продаж, количество магазинов, торговая площадь, географический охват, темпы роста, рентабельность, рыночная капитализация и другие.
Основными конкурентами ПАО «Магнит» являются X5 Retail Group N.V., Metro Cash and Carry, Ашан, Дикси, Лента, О'КЕЙ.
Таким образом, ПАО «Магнит» является абсолютным лидером торгового рынка в России по таким показателям, как объем продаж, количество магазинов, торговая площадь, географический охват, темпы роста, рентабельность, рыночная капитализация и другие.
Компания “Магнит” в последние годы демонстрирует завидные темпы развития, стремительно наращивает обороты и увеличивает количество магазинов.
2.2. Оценка организации продажи товаров
ПАО «Магнит» располагает одной из наиболее развитых логистических систем в России. Она включает 38 распределительных центров с суммарной складской площадью 1,7 млн кв. м, автопарк, насчитывающий более 5,6 тыс. грузовых автомобилей, и 36 тыс. сотрудников.
Основные характеристики логистической цепи ПАО «Магнит» представлены в таблице 3.
Таблица 3
Основные форматы и их характеристика ПАО «Магнит» за 2017-2019 года [5]
Показатели |
2017 |
2018 |
2019 |
Количество обслуживаемых магазинов, ед. |
16298 |
18348 |
20725 |
Количество РЦ |
37 |
37 |
38 |
Общая площадь складов, тыс. кв. м. |
1640 |
1645 |
1686 |
Торговая площадь на 1 кв. м. складской площади, кв. м |
3,51 |
3,91 |
4,29 |
Количество магазинов на 1 склад |
440 |
496 |
545 |
Выручка / кв. м / год, тыс. руб. / кв. м складских площадей |
697 |
752 |
812 |
Уровень централизации, % |
88 |
89 |
91 |
Количество собственных грузовых автомобилей |
6089 |
5897 |
5656 |
Магазин у дома рассчитан на каждодневные покупки и предлагает широкий ассортимент наиболее востребованных продуктов питания и непродовольственных товаров по привлекательным ценам. Это наиболее востребованный формат, доля которого в чистой розничной выручке сети «Магнит» в 2019 г. составила 76,6%. В магазинах этого формата покупатели могут приобрести свежие молочные продукты, фрукты и овощи, хлеб и бакалейные товары, мучные кондитерские изделия, а также бытовую химию, потратив на покупки минимальное количество времени. Магазины расположены как в городах, так и в отдаленных населенных пунктах, что делает «Магнит» крупнейшей и самой доступной розничной сетью в России с точки зрения географического охвата.
В 2019 г. выручка от магазинов у дома выросла на 11,2%, достигнув 1 020,4 млрд руб. По состоянию на конец 2019 г. в России насчитывалось 14 622 магазина «Магнит у дома», что на 8,9% больше, чем в 2018 г.
В рамках пилотного формата в 2019 г. были открыты магазины в Москве и Краснодаре. В этом формате представлены небольшие магазины с уютным интерьером и кафе, где посетители могут перекусить, взять готовую еду навынос или совершить небольшие покупки, а также зарядить свои телефоны и подключиться к Wi-Fi. Магазины «Магнит Сити» расположены в местах с высоким трафиком – рядом с бизнес-центрами, учебными заведениями, парками, транспортными развязками и т. д.
Еще одним пилотным форматом Компании стал «Магнит Вечерний» с ассортиментом порядка 2,5 тыс. SKU. Главной особенностью магазина является большое разнообразие алкогольной и слабоалкогольной продукции по привлекательным ценам, наличие местных товаров этой категории, а также СТМ и собственного импорта. В ассортименте также есть популярные продукты питания и непродовольственные товары повседневного спроса.
Дрогери - это небольшие уютные магазинчики площадью 150 - 300 квадратных метров вблизи домов. Их главный ассортимент рассчитан на женщин и состоит из косметики, парфюмерии, бижутерии, бытовой химии – то есть, самых необходимых товаров, что их можно купить, выскочив из дома на 10 минут просто “в тапочках”.
Очень важную часть ассортимента дрогери - магазинов составляют так называемые СТМ (собственные торговые марки или private lables). Это продукция, которая выпускается только под брендом сети, и, по правилам, ее количество должно приближаться к 50% от всего перечня товаров[6]. Выпуская СТМ, магазин напрямую работает с производителем, таким образом проходит длинные цепочки поставщиков.