Файл: Основные подходы к теории управления Процесс принятия управленческих решений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Процесс принятия управленческих решений.
Процесс принятия решений является одним из важнейших элементов работы менеджера в любом ее аспекте: планировании, организации, управлении и контроле.
2.1. Виды и признаки управленческих решений, их классификация.
Понятие управленческих решений основывается на том, что руководитель, принимая решение, учитывает классификацию решений, их основной состав, а также общие этапы управленческих решений. Существуют некоторые требования, предъявляемые к управленческим решениям:
-
- Эффективность; -
- Оптимальность; -
- Реализуемость.
Признаки управленческих решений:
-
- Существование цели; -
- Наличие альтернатив; -
- Волевой акт.
Классификация управленческих решений может быть сформирована на основании критериев, которые для каждой организации различны. Однако существует некоторая общая классификация, которая может служить основой для формирования собственной классификации решений в организации. Приведенные ниже критерии могут быть значимыми для конкретного решения или наоборот:
-
- Субъективно-объектный признак; -
- Степень охвата объекта управления; -
- Содержание задачи; -
- Форма решения; -
- Степень определенности ситуации; -
- Длительность действия; -
- Основание действия; -
- Функции в процессе управления и т. д.
2.2. Содержание процесса принятия управленческого решения.
Процесс принятия решений - это цикл действий субъекта управления, направленных на разрешение назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии. Большинство имеющихся работ по управленческим решениям утверждает, что момент выбора находится в пределах комбинированного процесса принятия решений. Согласно этой точке зрения, управленческое решение проистекает из ряда функций, которые взаимосвязаны и все вместе образуют сам процесс принятия решений.
Процесс принятия управленческого решения состоит из четырех стадий, каждая из которых включает в себя несколько этапов.
2.2.1. Стадия диагностики проблемы состоит в осознании возникшей проблемы и включат два этапа:
-
восприятие и признание проблемы; -
формулирование проблемы.
Восприятие и признание проблемы являются необходимыми условиями для ее решения, ибо в противном случае проблема как бы не существует для лиц, ответственных за принятие решения, и остается нерешенной.
Существует два варианта возникновения проблем.
При первом варианте проблема дает о себе знать в том случае, когда поставленные цели не достигнуты или, другими словами, когда не происходит ожидаемого. Например, если производительность труда оказывается ниже нормы или задание выполняется с отставанием от запланированных сроков. В таких случаях принимаемые меры для сглаживания отклонения от нормы или плана будут реактивным управлением.
При втором варианте проблема может возникать как потенциальная возможность. Например, она может возникнуть при желании повысить эффективность какого-либо звена организации, даже если дела идут хорошо. В таких случаях активный поиск способов повышения эффективности и принимаемые меры для реализации выявленных резервов будут упреждающим управлением.
Проблемы первого типа проявляются сами и требуют вмешательства менеджера, а проблема второго типа необходимо обнаружить и раскрыть.
Необходимо выявление (осознание и установление) симптомов возникших затруднений или имеющихся возможностей. Например, общими симптомами (внешними признаками, проявлением) проблемной ситуации могут быть низкие прибыль, производительность труда. Качество продукции или услуг, а как же чрезмерные издержки, конфликты в трудовом коллективе, большая текучесть кадров. Обычно несколько симптомов дополняют друг друга.
Для осознания проблемы требуется изучить и описать возникшую проблемную ситуацию и взаимосвязи ее отдельных элементов. Наиболее важным видом таких взаимосвязей являются причинно-следственная связь, при которой изменения в одном элементе порождают соответствующие изменения в другом. Для описания проблемной ситуации необходимо собрать релевантную (относящуюся к рассматриваемой проблеме) информацию по двум составляющим:
-
характеристики самой проблемы (сущность и содержание проблемы, место и время ее возникновения, границы распространения ее воздействия на работу организации или ее частей); -
ситуационный фактор (внутренние и внешние отношения к организации), приведшие к появлению проблемы.
Изучение и описание проблемной ситуации с использованием системного подхода позволяет всесторонне, во всей полноте рассмотреть проблему в связи с произошедшими событиями и изменениями во внутренней и внешней среде организации и выявить причины возникновения проблемы.
Для неструктурированных проблем изучение и описание проблемной ситуации само становится проблемой. Это объясняется отсутствием или неполнотой ясной и достоверной информации о развитии и тенденциях в организации и в ее внешнем окружении.
Определение проблемы предполагает получение ответа на вопросы:
-
что действительно происходит в организации? -
каковы причины происходящего? -
что за всем этим стоит?
Последующее формулирование проблемы позволяет менеджеру определить ее место в ряду других накапливающихся проблем. В качестве наиболее важных и подлежащих первоочередному решению, как правило, признаются проблемы, удовлетворяющие следующим условия:
-
проблема получает поддержку и давление извне в пользу ее решения; -
проблема поддерживается необходимыми для ее решения ресурсами; -
решение проблемы открывает возможности, от которых нельзя отказаться.
2.2.2 Стадия подготовки решения состоит в изыскании возможных путей решения проблемы и включает в себя три этапа:
-
определение целей, формулировка ограничений и критериев успешного решения проблемы; -
выявление альтернативных вариантов решения; -
отбор допустимых вариантов решения.
Определение критериев успешного решения проблемы предполагает фиксацию четких формулировок желаемых результатов, позволяющих разрабатывать планы действий по их достижению и оценивать эффективность этих планов. При этом определяются критерии, относящиеся к типу «мы должны» и к типу «мы хотим». Критерии типа «мы должны» следует сформулировать еще до того, как будет рассматриваться какой-либо вариант решения. Критерии типа «мы хотим» являются желательными, но по отношению к ним разработка каких-либо альтернатив необязательно. Эти критерии побуждают менеджера продумывать всевозможные варианты решения, не исключая идеальных, и способствуют развитию творчества.
После определения критериев оценки альтернатив намечается возможно большее число планов или направлений действий решения проблемы. При этом используется накопленный опыт, либо результаты индивидуального или коллективного творческого поиска.
Среди возможных вариантов решения отбираются доступные варианты с позиции юридических, политических, экономических, социальных и других ограничений.
2.2.3. Стадия принятия решения состоит в сознательном выборе плана или направления действий из имеющихся альтернативных вариантов и включает в себя два этапа:
-
оценка эффективности альтернативных вариантов решения; -
выбор наилучшего варианта решения.
Принятие решения в любой проблемной ситуации относится к компетенции ответственного лица (руководителя) или группы лиц, которые наделены правом окончательного выбора.
В зависимости от основы, используемой при выборе варианта для принятия управленческого решения, различаются три следующих разновидности решений:
-
интуитивное решение; -
решение, основанное на суждениях; -
рациональное решение.
Интуитивные решения - это выбор, сделанный только на основе ощущения его правильности. Принимающий решение не взвешивает «за» и «против» по каждой альтернативе, он не оценивает ситуацию, а опирается на озарение, чувство.
Решения, основанные на суждениях - это выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом. Лицо, принимающее решение, использует сведения о том, что случалось в исходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать ожидаемые результаты от выбора того или иного альтернативного варианта в существующих условиях. Опираясь на здравый смысл, это лицо выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом.
Рациональные решения - это выбор, обоснованный с помощью объективного аналитического процесса, либо на основе специально проводимых экспериментов. Процесс их принятия предполагает выбор такой альтернативы, которая принесет максимум выгоды для организации.
Использование эксперимента для обоснования выбора из множества альтернатив предполагает опробование одной или нескольких альтернатив на практике с целью определения последствий (эффектов).
Аналитический процесс обоснования выбора предполагает исследование и количественное описание взаимосвязей между порождающими проблему факторами и условиями. Такое исследование производится на основе системного подхода и с привлечением математических методов и моделей. Его удается произвести только для структурированных проблем.
Исходя из информации о связанных с тем или иным вариантом решения изменениях в системе управления и в окружающей среде 9 намечаемых или прогнозируемых), количественно или качественно оцениваются ожидаемые последствия (эффект) от реализации каждого варианта.
Выбор наилучшего варианта решения производится руководителем по результатам сравнительного анализа различных альтернатив с позиций их эффективности, а так же с учетом имеющихся возможностей для их реализации ( материальных, технических, людских ресурсов и т.п.).
При наличии нескольких критериев для выбора варианта сравнивают между собой с точки зрения их предпочтительности, для чего может привлекаться группа экспертов.
2.2.4. Стадия выполнения решения состоит в реализации выработанных мер по устранению возникшей проблемы и включает в себя четыре этапа:
-
разработка плана реализации решения; -
организация выполнения решения; -
анализ и контроль выполнения решения; -
корректировка хода выполнения решения.
Составляется план мероприятий, превращающий решение в реальность. Распределяются права и ответственность между участниками. Во избежание возможного конфликта интересов осуществляется делегирование соответствующих полномочий, обеспечивается участие исполнителей в управлении.
Решение оформляется в виде приказа или распоряжения, в приводится план действий по реализации решения с конкретными указаниями: кто, что, каким образом, когда, в каких условиях (ресурсы) должен сделать, а также кто, когда и как контролирует выполнение решения.
Задания доводятся до исполнителей и разъясняются им (через изучение документов, инструктирование, деловые игры). Исполнители обеспечиваются всем необходимым. Создаются условия для эффективной работы исполнителей.
По информации, поступающей от исполнителя (в форме отчетов) или полученной в ходе непосредственного контроля выполнения работ, выявляются допущенные отклонения и недостатки, на основе которых вносятся коррективы в процесс выполнения решения.
Описанный процесс реализуется по всем стадиям и этапам в основном при принятии рациональных решений. В практике принятия управленческих решений существует ряд ограничений, препятствующих реализации этого процесса во всей его полноте:
-
часто менеджеры вообще не знают о существовании проблемы ( они либо перегружены работой, либо проблема хорошо скрыта от них); -
по техническим или экономическим причинам не удается собрать всю релевантную информацию по возникшей проблеме; -
ограничения по времени вынуждают менеджеров принимать не лучшие решения; -
во многих случаях рассматриваются не все альтернативы. А при их оценке и выбор недостаточно учитываются так называемые качественные или неосязаемые факторы.
Большую роль в принятии решений играет интуиция менеджера (предчувствие, воображение, проницательность), его опыт и умении держать в голове все. Что связано с проблемой, в течение всего процесса принятия решения. Полный и всесторонний охват проблемы позволяет менеджеру с развитой интуицией быстро переходить от этапа к этапу.