Файл: Презумпции и фикции в праве (Определение и история правовых презумпций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В отличие от уголовного права в гражданском праве действует презумпция виновности правонарушителя. Так правонарушитель считается виновным, до тех пор пока он не докажет свою невиновность (п. 2 ст. 401 ГК РФ). Обусловлено это тем, что гражданское право имеет дело не с аномальными явлениями, а с нормальным развитием гражданского оборота. Если один из участников гражданского оборота своим противоправным поведением нарушает нормальное течение гражданского оборота и причиняет убытки другому его участнику, то о том, что такие убытки возникли, и что они вызваны противоправным поведением правонарушителя, знает, в первую очередь, потерпевший. Поэтому на него и возлагается бремя доказывания факта совершенного против него правонарушения, наличия у него убытков и причинной связи между противоправным поведением нарушителя и образовавшимися убытками.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 2 ст. 401 ГК РФ). И здесь уже потерпевший не знает о том, какую степень осмотрительности и заботливости проявил правонарушитель, какие меры он принял для надлежащего исполнения обязательства и какие психические процессы при этом происходили в его сознании. Правонарушителю же все эти процессы хорошо известны и располагая этими данными, ему легче будет доказать свою невиновность, чем потерпевшему, не располагающему этими данными, доказать его виновность. Вместе с тем закрепленная в гражданском праве презумпция виновности правонарушителя не исключает для потерпевшего возможности представлять суду доказательства виновности правонарушителя.

1.3. Значение презумпций

Значение презумпций в праве сложно переоценить. Презумпции используются тогда, когда иными способами установить какой-либо факт не представляется возможным. Подобная правовая неопределенность может привести к торможению механизма правового регулирования, вплоть, например, до остановки гражданского оборота.

При установлении фактических обстоятельств дела существенное значение имеет еще одна юридическая категория. Это преюдиция т.е. юридическое предрешение наличия и истинности определенных фактов. Если суд, другой юрисдикционный орган уже установил определенные факты, т.е. уже проверил и оценил их в установленном законом порядке, то они признаются преюдиционными – такими, которые при новом рассмотрении дела считаются установленными истинными не требующими новой проверки и оценки. Так, например АПК РФ относит к преюдициальным фактам:


  • обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, где участвовали те же лица (ч. 2 ст. 69 АПК РФ);
  • обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу и имеющие отношение к лицам, участвующим в деле (ч. 3 ст. 69 АПК РФ);
  • факт совершения определенного действия определенным лицом, установленный вступившим в законную силу приговором суда по уголовному делу (ч. 4 ст. 69 АПК РФ)[15].

Таким образом, преюдициальным значением обладают факты:

  • Установленные судебным актом, которым было разрешено дело по существу, либо приговором суда по уголовному делу.
  • Факты приобретают преюдициальное значение после вступления судебного акта (приговора) в законную силу и сохраняют значение преюдициальных до момента отмены судебного акта (приговора) в установленном законом порядке.
  • Все факты, установленные судебным актом, не доказываются вновь при разбирательстве дел с участием тех же лиц.

Содержащиеся в решении суда выводы о фактах имеют юридическое значение только для лиц, участвующих в деле. Если суд рассматривает дело с участием иного лица, данные факты утрачивают значение преюдициальности. Преюдициальность может иметь полный и ограниченный характер. Полное значение преюдициальности имеют факты, установленные постановлением суда общей юрисдикции, а также постановлением арбитражного суда. Ограниченный характер преюдициальности имеется в отношение приговора суда, вступившего в законную силу, а именно преюдициальность дествует только в отношении фактов совершения преступления и совершения

преступления данным лицом. Исходя из чего, арбитражный суд принимая решение по иску, вытекающему из уголовного дела, не вправе вступать в обсуждение вины ответчика. Принцип преюдициальности не распространяется на постановления административных органов[16].

ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ФИКЦИИ

2.1. Определение и история правовых фикций

Для возникновения юридических последствий в ряде случаев имеют значение не только сами явления действительности, но и предположения о наступивших фактах. К таким же феноменам правовой действительности, которые не будучи юридическими фактами, тем не менее, могут порождать юридические последствия, относятся правовые фикции.


Фикции (от лат. fictio – вымысел, выдумка, мнимое дело) представляют собой используемый в нормотворчестве специфический прием, известный еще римскому праву, суть которого выражалась формулой «fictio est contra veriitatem, sed pro veritate habetur» (фикция противостоит истине, но фикция принимается за истину). Римские преторы и юриспруденция с целью разрешения противоречий, возникавших между «строгим правом» и требованиями действительной жизни, необходимостью удовлетворения справедливого интереса в ущерб «старому праву» вводили в оборот юридические фикции. Так, например, в римском праве была фикция о признании «по вымыслу» иностранца римским гражданином, если он выступал истцом или ответчиком в гражданских сделках.

Фикции — это положения заведомо неистинные. Главное в фикции состоит в том, что, преследуя цель преодолеть действующий режим правового регулирования, наступление определенных правовых последствий закон связывает с заведомо не существующими в реальной действительности фактами. Одновременно «fictio legis inique operator alieni damnum vel unjuriam» (юридическая фикция не должна использоваться для того, чтобы причинить вред другому лицу). Однако они широко используются в различных отраслях знаний. Будучи закрепленной в законодательстве, фикция становится правовой (юридической). Многие ученые отрицают использование фикции в праве, поскольку фикция – ложь, которая не может иметь место в точной науке – право. В то же время по мнению других «фикция принимает несуществующее существующее и, наоборот, следовательно она есть ложь. Но это, конечно, неправильно: фикции и обман понятия несовместимые. О фикции можно говорить лишь тогда, когда вымысел допускается всеми и когда никто на этот счет не обманывается»[17]. В.К. Бабаев также разделяет данную точку зрения и пишет, что «ложь в юридической фикции, несмотря на свою очевидность, не приникает в ее содержание, она относится лишь к оболочке …юридическая фикция представляет по своему содержанию просто науку права, регулирующую отношения объективной действительности»[18].

Необходимость фикций в праве обусловлена тем, что они вносят четкость и определенность в регулирование общественных отношений, в правовое положение личности. В некоторых случаях фикция является единственным средством такого регулирования. Как правило, это связано с трудной ситуацией при невосполнимой неизвестности. В этом случае можно говорить о закреплении вымысла в праве и является «ложью вполне допустимой», якобы «во благо».


Под правовой фикцией понимается положение, которое в действительности не существует, но которому право придало значение факта. Это технико-юридический прием, который заключается в предположении факта вопреки его реальности. Так, например, в гражданском праве установлено, что днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим (ч. 3 ст. 45 ГК РФ). Положение о том, что днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим, не соответствует действительности, а следовательно, считается ложным, и даже если вдруг такое соответствие обнаружится, оно буде считаться не более чем случайностью. Так, решение суда, вступившее в законную силу, о признании гражданина умершим, является юридическим фактом, с которым связано возникновение изменение или прекращение правоотношения. Данное решение в нашей классификации относится к правомерным действиям, судебным актам. В основе данного решения лежит юридическая фикция, соответственно она является предпосылкой, наряду с правоотношениями к возникновению сложного юридического состава по завершении которого, появляется тот юридический факт (судебное решение) который служит основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношения.

2.2. Классификация правовых фикций

Сначала необходимо дать укрупненную классификацию фикций:

  • материально-правовые;
  • процессуально-правовые.

Далее классификацию можно провести се по отраслям. Однако сразу следует оговориться: большинство фикций так или иначе связано с частным правом. Причина проста: вымысел, если и даст сбой, затронет лишь небольшой круг лиц и не приведет к дестабилизации правовой системы в целом.

Наиболее традиционными классификациями являются следующие[19].

1. В зависимости от отраслей права правовые фикции могут быть:

а) конституционно-правовыми, например, «государство», «демократическое государство», «правовое государство», «социальное государство»; как известно, наука не дает универсальных определений этих понятий; отсутствуют и критерии, позволяющие с высокой степенью достоверности идентифицировать соответствующие конституционно-правовые явления;


б) административно-правовыми, например, «не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости...» (ст. 2.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях);

в) гражданско-правовыми, например, «местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов» (ч. 2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ);

г) семейно-правовыми, например, приоритет сохранения неприкосновенности частной жизни (усыновление) (ст. 139 Семейного кодекса РФ);

д) уголовно-правовыми, например, погашение и снятие судимости (ст. 86 Уголовного кодекса РФ);

е) в трудовом праве, например, «аннулированный трудовой договор считается незаключенным» (ст. 61 Трудового кодекса РФ).

2. В зависимости от принадлежности к той или иной части правовой системы:

  • публично-правовые, используемые в публично-правовых отношениях (в публичном праве);
  • частно-правовые, используемые в частно-правовых отношениях (в частном праве). Как правило фикции связаны с частным правом поскольку, если вымысел даст сбой, то это затронет лишь небольшой круг лиц и не приведет к дестабилизации правовой системы в целом.

3. По источнику закрепления:

  • конституционные фикции;
  • фикции, содержащиеся в законах;
  • фикции, содержащиеся в подзаконных правовых актах (в том числе ведомственных и локальных).

4. По генетическим и функциональным связям:

  • материально-правовые, главным образом, отражают содержательную сторону правовых отношений, служат целям преодоления состояния неопределенности;
  • процессуально-правовые фикции, гарантируют экономию процессуальных средств, определенным образом смягчают процессуальные формальности (например, извещение лица, участвующего в гражданском деле, по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата).

5. По характеру производимых деформаций:

а) правовые фикции искусственного уподобления и приравнивания понятий и обстоятельств, которые в действительности различны и даже противоположны (юридическая личность, экстерриториальность, таможенная граница, бездокументарные ценные бумаги);

б) правовые фикции признания реальными несуществующих обстоятельств и отрицания существующих («суррогатное материнство»; определение долей в имуществе, завещанном двум или нескольким наследникам без указания их долей в наследстве и без указания того, какие входящие в состав наследства вещи или права кому из наследников предназначаются);