Файл: Гендерные стереотипы в педагогической профессии социологический анализ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 179
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
Кафедра социологии
39.03.01 «Социология»
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА на тему
«Гендерные стереотипы в педагогической профессии:
социологический анализ»
Студент(ка)
М. И. Юношева
(И.О. Фамилия)
(личная подпись)
Руководитель канд.социол.наук, доцент
Ю. А. Крикунова
(И.О. Фамилия)
(личная подпись)
Консультант д-р филос.наук, проф.
И. В. Цветкова
(И.О. Фамилия)
(личная подпись)
Консультант д-р социол.наук, проф.
Т.Н. Иванова
(И.О. Фамилия)
(личная подпись)
Допустить к защите
Заведующий кафедрой д-р социол.наук, профессор Т.Н. Иванова
«_____»______________________20_____г.
Тольятти 2017
2
Аннотация
Объектом настоящего исследования выступают гендерные стереотипы в современном российском обществе. Предмет исследования – педагогическая профессия в контексте гендерных различий.
Целью бакалаврской работы является исследование процесса гендерной дифференциации профессии педагога.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка используемой литературы и источников, приложения.
В первом параграфе первой главы раскрывается понятие «гендерные стереотипы», рассматриваются подходы к анализу гендерных стереотипов в социологии.
Во втором параграфе первой главы анализируется формирование и функционирование гендерных стереотипов в образовательной профессиональной сфере.
В первом параграфе второй главы анализируются социальные представления о педагогической профессии с позиции гендерных стереотипов. Представлены результаты социологического исследования методом анкетирования, который включал в себя анализ тольяттинцами социальных представлений о педагогической профессии.
Второй параграф второй главы посвящен анализу экспертных интервью об образе профессии педагога глазами преподавателей.
3
Содержание
Введение………………………………………………………………………..….4
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения гендерных стереотипов в социологии……………...…………………………………..….....9 1.1. Гендер как социокультурный феномен……..………………..…………......9 1.2. Гендерные стереотипы в профессиональных сферах……….....................17
Глава 2. Особенности гендерных различий профессии педагога….................30 2.1. Социальные представления о гендерных различиях в профессии педагога ….............................................................................................................30 2.2. Образ профессии педагога глазами преподавателей……………………..40
Заключение……………………………………………………………………….51
Список используемой литературы и источников……………………………...54
Приложение 1…………………………………………………………………….60
Приложение 2…………………………………………………………………….72
Приложение 3………………………………………………………………….…77
Приложение 4………………………………………………………………….....85
Приложение 5…………………………………………………………………….88
Приложение 6…………………………………………………………………….89
4
Введение
Актуальность темы исследования. Наше общество стоит на этапе демократического развития, для которого характерно признание равных прав женщин и мужчин во всех сферах деятельности и создание условий для их реализации.
Отличия между женщинами и мужчинами имеют достаточно сложный характер. Данная проблема возникла благодаря политическим движениям с требованиями, дать женщинам равные права с мужчинами и так же дать осознать потребность в развитии знания о взаимоотношениях полов в обществе.
В наше время мужчинам и женщинам не редко присваивают разные социальные роли. Уже давно существуют игры «для мальчиков» и «для девочек», «мужская» и «женская» обязанность, чисто «мужское» и чисто
«женское» поведение в обществе. Все это отражает понятие «гендер».
Ученые говорят, что гендер определяется далеко не биологически, а социально и посредством культуры, также являясь культурно и исторически относительным. Такие факторы как – этнос, раса, возраст – так же образуют особое значение.
Тогда, «гендер» – это социальный пол, который рассматривается в совокупности с социальной практикой. Нормы и правила поведения существуют в обществе, они предписывают выполнение определенных половых ролей, поэтому начинает возникать ряд представлений о том, что есть «женское» и «мужское» в нашем обществе. Гендер – это совокупность социальных представлений, а не природой закрепленная данность.
В настоящее время модернизирование охватило практически все страны мира. Большие изменения происходят во всех сферах жизни и сфера образования не является тому исключением.
Без сомнения, воспитание еще подлежит обсуждению, с точки зрения гендерного расклада, в особенности
5 исследование гендерных качеств, подобной профессии как преподаватель.
Существует достаточное количество научных изучений, доказывающих, то что женщины отличаются от мужчин не только лишь по биологическим чертам, но и по личными чертам (особенности мышления, речь, фантазия).
Данный прецедент, без сомнения, следует принимать во внимание и в образовательном процессе. Так как педагогический состав абсолютно любого учебного заведения включает в себя как женщин, так и мужчин, это означает, что мужчины и женщины учат совершенно по-разному, и существуют конкретные половые различия в стилях профессиональной работы педагогов.
Степень научной разработанности проблемы. На сегодняшний день в изучении социологии гендерных отношений накоплено много доктрин и эмпирических данных, которые раскрывают суть социально организованных взаимодействий мужчин и женщин и их закономерности. За рубежом понятие «гендер» и «гендерная система» исследовались в работах
И.Гофмана
1
, Д.Зиммермана, К.Уэста
2
, М.Виттинга
3
, Дж.Лорбера
4
, Г.Рубина
5
,
Дж.Скотта
6
и др. В нашей стране они исследовались такими учеными, как
Т.В.Барчунова, О.А.Воронина, С.И.Голод, Е.А.Здравомыслова, Л.В.Бабаева,
А.И.Посадская,
Н.М.Римашевская,
Т.А.Клименкова,
Л.Л.Рыбцова,
Г.Г.Силласте, Н.И.Абубикирова
7
и др. Содержанием гендерных отношений в
1
Гофман Э. Гендерный дисплей / Э. Гофман / Введение в гендерные исследования / Отв ред. Жеребкин С.В.
– 2001.
2
Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера // Гендерные тетради. – 1997. Вып.1.
3
Виттинг М. Прямое мышление и другие эссе / пер. с англ. О. Липовской, - М. : «Идея-Пресс», 2002.
4
Лорбер, Д. Принципы гендерного конструирования / Д. Лорбер, С. Фаррел // Хрестоматия феминистских текстов / переводы. под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2000.
5
Рубин, Г. Обмен женщинами: заметки о «политической экономии» пола / Г. Рубин // Хрестоматия феминистский текстов. Переводы под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. – СПб.: «Дмитрий Буланин»,
2000.
6
Скотт Дж. Гендер: полезная категория исторического анализа // Гендерные исследования, N 5 (2/2000):
Харьковский центр гендерных исследований.
7
Барчунова Т., Здравомыслова Е. Гендер дя чайников. / T. Барчунова, Е. Здравомыслова. – М. : «Звенья»,
2006; Воронина О., Клименкова Т. Гендер и культура // Феминизм и гендерные исследования. Хрестоматия /
Под ред. В.И. Успенской. Тверь: Тверской центр истории и гендерных исследований, 1999. ; Голод С. И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России. СПб.: Алетейя, 1996. ; Бабаева Л. В. Женщины в России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь // Российский общественный научный фонд. Научные доклады 34. М., 1996. ; Посадская А И. Женская рабочая сила: природа и генезис //
Женщины в обществе: реалии, проблемы, прогнозы. М.: Наука, 1991. ; Римшаевская И. Н.. Жизненный цикл семьи // Бедность: взгляд ученых на проблему. Демография и социология. М.: ИСЭПН РАН, 1994.;
6 сфере труда, которое занимает чуть ли не центральное место в этой сфере, занимались русские ученые, такие как Е.В.Груздева, М.М.Малышева,
Л.Прокофьева, Л.Е.Ржаницына, М.Е.Баскакова, З.А.Хоткина, З.Янкова
8
и др.
Е.В.Кочкина, Т.В.Чубарова, О.Самарина, изучали положение женщин в общественной сфере. Огромное внимание исследованию ценностных ориентаций женщин уделено в работах следующих русских ученых:
Е.Карахановой, В.Л.Рыбцовой, Л.М.Гусейновой
9
Целью бакалаврской работы является исследование процесса гендерной дифференциации профессии педагога.
Задачи исследования:
1.
Изучить теоретико-методологические подходы к анализу гендерных стереотипов в социологии;
2.
Рассмотреть формирование и функционирование гендерных стереотипов в образовательной профессиональной сфере;
3.
Проанализировать социальные представления о педагогической профессии с позиции гендерных стереотипов;
4.
Охарактеризовать образ профессии педагога, произведенный экспертами (преподавателями).
Клименкова Т. А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. Москва: Преображение. 1996. ;
РыбцоваЛ. Л. Общественно-политическая активность женщин // Социологические исследования. 2001. №4. ;
Силласте Г. Г. Эволюция духовных ценностей россиянок в новой социокультурной ситуации //
Социологические исследования. 1995. №10. ; Абубикурова Н.И. Что такое «тендер» // Общественные науки и современность. 1996, №6.
8
Груздева Е. Б. Совмещение женщинами профессиональной и семейной ролей: проблемы и пути их решения // Интеграция женщин в процесс общественного развития. Ч. 2. М.: Луч, 1994.; Малышева М.
Политика финансирования науки в зеркале гендерной асимметрии // Гендерные исследования. Харьков:
Харьковский центр гендерных исследований. 1999. № 2. ; Прокофьева Л. Профессиональная карьера мужчин и женщин// Вопросы экономики.2000. № 3. ; Ржаницына Л.С. Гендерный бюджет – основные понятия и элементы/ Л.С. Ржаницына . М.: «Преображение», 2002. ; Баскакова М. Е. Российский механизм реализации политики равных прав и равных возможностей в сфере занятости // Теория и методология гендерных исследований. М.: «МЦГИ», 2001. ; Римашевская Н.М. Гендерные аспекты социально- экономической трансформации в России / Н.М. Римашевская // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций под общ. ред. М.М. Малышевой. М.: «Academia», 2001. ; Хоткина З. А. Судьба домохозяйки: мифы и реальность
// Независимая газета. №102, 8 июня 2001г. ; Янкова 3. А. Городская семья. М.: «Наука», 1979.
9
Караханова Т. М. Ценностные ориентации работающих женщин и использование времени //
Социологические исследования. 2003. №3. ; Рыбцова В.Л. Общественно-политическая активность женщин
// Социологические исследования. 2001. №4. ; Гусейнова Л. А. Ценностные ориентации: тендерный аспект //
Социологические исследования. 1999. №5.
7
Объект исследования: гендерные стереотипы в современном российском обществе.
Предмет исследования: педагогическая профессия в контексте гендерных различий.
Теоретико-методологическая база исследования.
Конструктивистский подход (П. Бергер, Г. Гарфинкель, И.Гоффман,
Д. Зиммерман, Т. Лукман, К. Уэст) позволяет рассмотреть«гендер» как социокультурный конструкт, который непрерывно создаётся в процессе интеракции и включает в свою структуру полоролевые стереотипы наряду с биологическим полом.
10
Гендерный
подход
(Дж.
Батлер,
Г. Рубин, Дж. Скотт,
И.Н.Тартаковская, Е.Р. Ярская-Смирнова, Е.А.Здравомыслова, А.А. Темкина,
С.А. Орлянский)
11
позволяет применить понятия «гендер», «гендерные отношения»,
«гендерный стереотип» применительно к проблеме дифференциации в профессиональной деятельности педагогов и выявить отличительные характеристики в стилях преподавания и восприятие отдельных групп населения этих особенностей.
Теория социальных ролей (Э. Игли) позволяет применить к анализу гендерных стереотипов концепцию, из которой следует, что значительная часть гендерных различий есть продукт функционирования различных социальных ролей, которые либо поддерживают, либо подавляют различие в поведении мужчины и женщины. Социальные роли зачастую приводят к образованию социальных и гендерных стереотипов.
Гипотеза исследования: существует прямая зависимость между нарастающейфеминизацией сферы общего образования и низким уровнем оплаты труда и социального статуса, а также сравнительно менее
10
Батлер Дж. Гендерное беспокойство// Антология гендерной теории: сб.пер. / Сост. Е.И. Гапова, А.Р.
Усманова. Минск: «Пропилеи», 2000. – С. 58.
11
Тартаковская И. М. Мужская работа, женская работа. – М.: «Рубеж», 2001. – С. 87.
8 комфортными условиями труда и высоким эмоциональным напряжением работников.
Методы исследования: анкетный опрос, экспертное интервью.
Эмпирическая база исследования. Для получения социологической информации, отражающей особенности восприятия и отношения к педагогам в зависимости от их гендерной принадлежности в г. Тольятти было проведено анкетирование. В ходе исследования изучается выборочная совокупность в размере 200 респондентов. Исследование носит пилотажный характер. Тип выборки – квотная, пропорциональная выборка. Единицами отбора выступают индивиды, дифференцированные по полу, возрасту и уровню образования. Также для получения информации о профессиональной траектории студентов педагогических специальностей было проведено экспертное интервью с преподавателями кафедр, осуществляющих подготовку бакалавров и магистров педагогического профиля.
Обработка и анализ полученной информации производилась с помощью программ Microsoft Office Excel 2007 и SPSS Statistics 21.
Апробация исследования: Результаты исследования отражены в статье, опубликованной в научно-методическом электронном журнале
«Концепт» (июнь 2017).
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложения.
9
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения
гендерных стереотипов в социологии
1.1. Гендер как социокультурный феномен
Многомерное, развивающееся, разнообразно толкуемое многочисленными учеными понятие «гендер» в последнее время стало центральной категорией междисциплинарной научной области познания под названием «гендерные исследования».
«Гендерные исследования» как независимая волна образовательных и научных интересов считается собирательным понятием для передовых гуманитарных доктрин – финансовых, общественных, политических, лингвистических и иных, или же по-другому интерпретирующих проблему отношений полов и использующих новое ее обозначение – «гендер».
«Гендерные исследования»
12
даже на сегодняшний день вызывают большое количество споров и трактуются разными концепциями феминистской доктрины, которой они во многом обязаны собственным выходом в свет. Появление понятия «гендер» не было случайностью: оно было замечено в ответ на сильное перемещение феминизма. Оно ратовало за создание собственной, особенной «женской» истории, долженствующей если не поменять ситуацию «мужскую», то хотя бы уравняться с ней в собственных правах.
Термин «гендер»
13
сначала принадлежал лишь только лингвистике. В англо-русском словаре В.К. Мюллера «гендер» содержит два смысла: первый для обозначения грамматического семейства, а второй для обозначения пола в его шутливом смысле. В первый раз термин «гендер» в его новом, не грамматическом значении, использовал специалист по психологии
Р.Столлер. Он сделал это для различения «мужественности» (маскулинности)
12
Ярская-Смирнова Е. Возникновение и развитие гендерных исследований. – СПб.: «Питер», 2013. – С. 43.
13
Денисова А.А. Словарь гендерных терминов. – М.: «Геотар-Медиа», 2012. – С. 17.
10 и «женственности» (фемининности) как социальных и культурных данных
«мужского» и «женского». При этом «мужское» и «женское» выражались как биологическая база основного различия между мужчинами и женщинами.
Кроме того «гендер» как термин был введен в науку исследовательницей Дж. Скотт в середине 80-х гг. прошлого века, чтобы разграничить биологическое и общественное толкование ролевых отношений мужчин и женщин в обществе. Вначале термин «гендер» противопоставлялся категориям «пол» и «род», которые считались натуральными, природными, размеренными феноменами. «Гендер» же конструировался, формировался социумом (появился в том числе и термин «doing gender» – «создание гендера»), предписывался институтами общественного контроля и культурными обыкновениями.
Так, в научный язык социологов проникло свежее понятие – «гендер».
Публикации Дж. Скотт содействовали преодолению раскола между классической («мужской») и новой («женской») историей. Коллеги Дж.Скотт в различных государствах согласились с тем, что при каждых общественных исследовательских работах нужен гендерный подход или, вернее, учет гендерного фактора. Дж. Скотт оценивала «гендер» как «набор отношений между социумом и мужчиной и женщиной»
14
. В ее понимании пол, класс, раса и возраст определяли состояние женщины и мужчины в обществе.
Впервые определение «гендера» выявилось в связи с феминистским анализом «современного общества» – критикой дискриминационного положения женщин. В статье антрополога Г. Рубин «Обмен представительницами слабого пола: заметки по поводу «политической экономии» пола» «гендер» определяется как «комплекс договоров, регулирующих биологический пол как вещь социальной деятельности»
15
По определению английского социолога Э. Гидденса, на которое в большинстве случаев полагаются российские ученые, «если пол содержит
14
Скотт Д. Гендер: полезная категория исторического анализа. – М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2011. – С.52.
15
Цит. по: Здравомыслова Е., Темкина А. Социология гендера. // Введение в гендерные исследования. Ч.I:
Учебное пособие. / Под ред. Жеребкиной И.А. – СПб.: «Алетейя», 2001. – С.32.