Файл: Выпускной (квалификационной) работы Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 617
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
40 предварительного следствия, не руководствуется ведомственным интересом при утверждении обвинительного заключения и направлении уголовного дела в суд.
55
Более того, по каждому поступившему делу он оценивает его качество с позиции дальнейшего поддержания обвинения в суде, поскольку именно прокурор несет персональную ответственность за успешную реализацию и состоятельность государственного обвинения.
Таким образом, осуществление прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное следствие, играет важнейшую роль в обеспечении режима законности, соблюдении прав, свобод и законных интересов граждан и иных лиц.
2.2. Предмет и пределы прокурорского надзора за процессуальной
деятельностью органов, осуществляющих предварительное следствие
Предметом прокурорского надзора выступают общественные отношения, на регулирование которых направлена деятельность прокурора.
Эти общественные отношения связаны с исполнением и соблюдением
Конституции РФ и требований законов. Под объектом понимается деятельность поднадзорных органов и лиц, определяемая непосредственно в
ФЗ «О прокуратуре РФ» указанием на конкретные органы, учреждения и должностные лица, охватываемые прокурорским надзором в рамках той или иной отрасли.
56
В предмет прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия включаются общественные отношения, возникшие как в ходе производства действий, связанных с исполнением и неисполнением уголовного и уголовно-процессуального закона, так и те отношения, возникшие в ходе нарушения норм иных отраслей права. Так, в предмет прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов
55
Воронин О.В. Теоретические основы современной прокурорской деятельности / под ред. докт. юрид. наук
А.Г.Халиулина. – Томск: Изд-во НТЛ, 2013. С. 86.
56
Воронин О.В. Теоретические основы современной прокурорской деятельности / под ред. докт. юрид. наук
А.Г.Халиулина. – Томск: Изд-во НТЛ, 2013. С. 61.
41 предварительного следствия следует включать целый комплект правомерных и неправомерных правовых действий или бездействий, которые производятся органами предварительного следствия в ходе осуществлениях досудебного производства.
В соответствии со ст. 29 ФЗ «О прокуратуре РФ», предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
В предмет включаются два разнородных вида деятельности: внепроцессуальная оперативно-розыскная, а также уголовно-процессуальная деятельность. При этом законодатель различно определяет отрасль прокурорского надзора. Согласно ст. 29 ФЗ «О прокуратуре РФ» надзор осуществляется за исполнением законов органами предварительного следствия, а в статье 37 УПК РФ определяет надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия. В данном случае уголовно-процессуальное законодательство сужает предмет прокурорского надзора в данной сфере надзора, поскольку согласно приказам Генерального прокурора Российской Федерации, прокурорский надзор за деятельностью органов предварительного следствия происходит и вне уголовно- процессуальной сферы.
57
В рамках закона предметом прокурорского надзора за предварительным следствием является совокупность правовых норм, регламентирующих деятельность органов предварительного следствия, направленная на соблюдение прав и свобод человека и гражданина, порядка проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими предварительное следствие. Отсутствие
57
Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор: учебник. / Ю.Е. Винокуров. – М.: изд-во Юрайт, 2011. – С. 38.
42 установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о готовящихся преступлениях в предмете данной подотрасли надзора объясняется тем, что данная деятельность осуществляется на стадии возбуждения уголовного дела, и как исключение на предварительном следствии в соответствии с ч.4 ст.141 УПК РФ, если сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия.
58
Но не нужно забывать, что каждая отрасль надзора в части своей относится и к общему надзору за исполнением законов, а также к надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, что вытекает и из самого предмета прокурорского надзора за предварительным следствием.
В соответствии с п. 2 статьи 21 ФЗ « О прокуратуре РФ» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения закона проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятие мер прокурором.
Следовательно, надзорная функция прокуратуры заканчивается там, где начинаются функции иных государственных органов, и именно компетенция каждого, осуществляющего надзор за исполнением законов государственного органа определяет границы компетенции прокуратуры.
59
По мнению Сафронова А.П. необходимо иметь ввиду, что прокуроры: не вправе осуществлять надзор за законностью органов, которые не перечислены в Конституции и нормативно-правовом акте, которые определяют организацию и деятельность прокуратуры; кроме этого не имеют права вмешиваться в деятельность органов и лиц, не регламентированную правовыми актами; не могут совершать действий, противоречащих закону, а равно бездействовать там, где законом предписываются определенные действия; а так же, не обладают исполнительно-распорядительной властью в
58
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (ред. от 07.04.2020)// КонсультантПлюс: справ.правовая система. – ВерсияПроф. –
Электрон.дан. М., 2020.
59
Васюшкин В. В. Пределы прокурорского надзора // Законность. – 2010. – № 11. – С.21.
43 отношении органов и лиц, законность деятельности которых не подлежит надзору.
60
Таким образом, пределы прокурорского надзора определяют границы возможного, должного, а также запрещенного при выборе прокурором объектов предстоящей проверки, применении полномочий и средств прокурорского реагирования.
В прокурорском надзоре принято выделять общие и специальные пределы. Первые закрепляются в статье 21 Закона о прокуратуре и выражаются в:
1) запрете вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных органов и лиц;
2) запрете подменять в ходе осуществления надзора иные государственные органы и учреждения;
3) требования проводить прокурорские проверки только по поступившей в органы прокуратуры информации о допущенных нарушениях закона.
Фактически эти общие пределы обеспечивают самостоятельность прокурорского надзора как отдельного правового явления, поскольку не позволяют ему слиться с управленческо-распорядительной и административно-контрольной деятельностью иных публичных органов и учреждений.
61
Поэтому в первую очередь необходимо выделить именно специальные пределы, которые служат для уточнения содержания в рамках конкретных отраслей надзора. Некоторые из них устанавливаются Законом о прокуратуре, такие как, пределы надзора по кругу лиц (субъектов) и актов
(статья 29). Другие вытекают из смысла Закона о прокуратуре или являются результатом системного толкования норм действующего законодательства.
60
Барабаш Д.И. Пределы прокурорского надзора в сфере безопасности дорожного движения //Научный журнал КубГАУ. – 2014. – №102(08). – С.2-3.
61
Воронин О.В. О современном содержании прокурорского надзора // Вестник Томского государственного университета. – Право. – 2012. – №4(6). – С.18.
44
Отличие пределов прокурорского надзора за предварительным следствием по кругу актов заключается в том, что предварительное следствие помимо того, что охватывает Конституцию РФ и иные законы, в том числе
Закон о прокуратуре, УПК РФ, УК РФ, Закон «О Следственном комитете
РФ», ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ», ФЗ «О полиции», так и другие законы, которые следователи, как носители возложенных на них полномочий и в рамках своей компетенции, обязаны соблюдать, осуществляя предварительное следствие, как объект прокурорского надзора.
Специальные пределы прокурорского надзора за предварительным следствием по кругу лиц не содержат своего закрепления в Законе о прокуратуре (отсутствует перечень уполномоченных лиц, которые подпадают под сферу надзора). Орган предварительного следствия не является самостоятельным поднадзорным субъектом для прокурора, поскольку в качестве таковых, согласно ст.151 УПК РФ, выступают должностные лица следственных органов – руководители следственных органов, следователи, следователи-криминалисты Следственного комитета
РФ, органов внутренних дел РФ, федеральной службы безопасности.
Пределы также установлены относительно должностных лиц, осуществляющих надзор. В соответствии с п.31 статьи 5 УПК РФ прокурорский надзор в рассматриваемой сфере осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и помощники прокуроров, участвующие в досудебном производстве. Однако, согласно статьи 37 УПК РФ только прокурор является должностным лицом, уполномоченным осуществлять надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия.
Помощники имеет право участвовать в проверке исполнения требований уголовно-процессуального закона, но принять окончательное решение могут только прокуроры района, города, их заместили, приравненные к ним прокуроры и вышестоящие прокуроры.
45
Таким образом, на основании уголовно-процессуального законодательства, отдельных законов и подзаконных актов, которые определяет компетенцию, полномочия и сферу деятельности, круг субъектов и объектов в рамках, как предварительного следствия в лице его органов, так и прокурорского надзора за предварительным следствием, определяются и пределы данной отрасли надзора.
2.3. Задачи и место прокурорского надзора за процессуальной
деятельностью органов, осуществляющих предварительное следствие,
среди иных направлений надзорной деятельности
Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие является отдельной отраслью надзорной деятельности, но, как отмечалось ранее, состоит из отдельных направлений надзора. Прокурор в рассматриваемой отрасли надзирает за законностью оперативно-розыскной деятельности, за процессуальной деятельностью дознавателей, за процессуальной деятельностью следователей. Данные виды деятельности отличаются друг от друга по регулирующим их осуществление законам, по кругу уполномоченных на их осуществление органов, а также по ряду характерных свойств.
62
Следовательно, прокурорский надзор в отношении каждого из этих видов деятельности имеет специфику, выраженную в нормативной базе регламентации надзора, полномочиях и актах прокурора, методах прокурорского надзора.
Важным отличием прокурорского надзора за процессуальной деятельностью следователей от надзора за процессуальной деятельностью дознавателей является осуществление прокурором процессуального руководства дознанием. При этом за процессуальной деятельностью следователей прокурор уполномочен осуществлять лишь надзор. В
62
Мезинов Д.А. Прокурорский надзор в РФ вопросы особенной части. / Д.А. Мезинов. – Томск.: Изд-во
НТЛ., 2011. – 132 с. – С. 78.
46 соответствии ч.2 ст.37 УПК РФ прокурор в ходе досудебного производства уполномочен давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий; давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; отменять незаконные или необоснованные постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя.
Указанные полномочия относительно следствия закреплены за руководителем следственного органа, согласно ч.1 ст.39 УПК РФ.
В системе иных направлений надзорной деятельности прокуратуры рассматриваемое направление занимает особое место благодаря специальным целям и задачам. Прокуратура призвана обеспечить:
1) исполнение органами предварительного расследования требований закона при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
63 2) надлежащий надзор за законностью возбуждения уголовных дел;
3) принятие необходимых мер, способствующих быстрому, полному и объективному раскрытию и расследованию преступлений;
4) соблюдение установленных законом сроков расследования уголовных дел;
5) соблюдение требований закона об охране прав участников уголовного судопроизводства;
6) соответствие требованиям закона процессуальных решений, принимаемых органами.
64
Деятельность органов прокуратуры направлена на достижение целей и задач, закрепленных в Конституции РФ, Законе о прокуратуре,
63
Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия: приказ Генпрокуратуры
России от 05.09.2011 N 277 (ред. от 05.12.2016) // КонсультантПлюс: справ.правовая система. – ВерсияПроф.
– Электрон.дан. М., 2020.
64
Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия [Электронный ресурс]: Приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2016 N 826 // КонсультантПлюс: справ.правовая система. – ВерсияПроф. – Электрон.дан. М., 2020.
47 законодательстве РФ, а также в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ. Цель прокурорского надзора – результат, на достижение которого направлена деятельность прокуратуры. В соответствии с п.2 ст.1 ФЗ
«О прокуратуре» к общим целям относят: обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Цели и задачи являются общими в целом для прокурорского надзора, так и специальными, характерные для отдельных его видов.
Для достижения целей необходимо осуществление ряда более конкретных и многочисленных задач. Под задачей понимается результат, на который направлена прокурорская деятельность, однако, в отличие от цели, этот результат необходимо достичь в настоящее время (или в краткосрочном периоде) либо к определенному моменту в ближайшем будущем.
65
При этом задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, не закреплены в законе. Для их определения целесообразно исходить из системного анализа следующих основных категорий: цели органов прокуратуры, назначение уголовного судопроизводства, специфика уголовно-процессуальной деятельности, предмет надзора.
Воронин О.В. считает, что основная цель надзора за законностью органов, осуществляющих предварительное следствие, это обеспечение соблюдения УК РФ и УПК РФ при утверждении обвинительного заключения по уголовного делу.
66
Соответственно для реализации указанной цели необходимо выполнение следующих задач:
1) обеспечение соблюдения требований уголовно-процессуальных норм при выполнении следственных действий;
65
Воронин О.В. Прокурорский надзор в Российской Федерации: вопросы Общей части: Учебное пособие. –
Томск: Изд-во НТЛ, 2007. – С.23.
66
Воронин О.В. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебное пособие/ Под ред. проф. Ю.К.
Якимовича. – Томск: Изд-во НТЛ, 2008. С.227.
48 2) обеспечение законности и обоснованного привлечения лица к уголовной ответственности;
3) проверка прокурором соответствия обвинительного заключения с обстоятельствами уголовного дела.
Все же, отталкиваясь от нарушений, которые прокурор посредством осуществления полномочий может выявить при надзоре за каждым из установленных элементов предмета, задачи не сводятся только к обеспечению законности при утверждении обвинительного заключения по уголовному делу. Так, осуществляя надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование, прокурор решает следующие основные задачи, направленные на обеспечение:
67
а) исполнения органами следствия требований закона при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Для этого прокуратура систематически осуществляет проверки (не реже одного раза в месяц) исполнения органами следствия законов. б) надлежащего надзора за законностью возбуждения следственными органами уголовных дел. Так, в соответствии со ст. 37 УПК РФ прокурор уполномочен истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение. в) принятия необходимых мер, способствующих быстрому, полному и объективному раскрытию и расследованию преступлений, устранению их причин и условий, способствующих их совершению. г) соблюдения установленных законом сроков расследования уголовных дел. Так, в приказе Генеральной прокуратуры содержится указание об использовании прокурорами своих полномочий для надлежащего прокурорского надзора за соблюдением органами
67
Быкова Е.В. Современные задачи российской прокуратуры/ Е.В. Быкова, М.В. Парфенова// «Российская юстиция», 2013. – №11 // КонсультантПлюс : справ. правовая система – Версия Проф. – Электрон. дан. – М.,
2019.
49 предварительного следствия разумного срока уголовного судопроизводства.
68
д) Соблюдения требований закона об охране прав участников уголовного судопроизводства. е) Соблюдения условий и порядка проведения следственных и иных процессуальных действий. ж) Соответствия требованиям закона процессуальных решений, принимаемых органами.
В случае выявления нарушений закона прокурор должен устранить их и обеспечить пресечение указанных нарушений в дальнейшем, а также наступление отрицательных последствий.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что существует множество подходов к определению понятия прокурорского надзора.
Наиболее убедительным является подход тех авторов, кто рассматривает прокурорский надзор как вид государственной деятельности, отмечая в определении присущие только ему признаки. Так, прокурорский надзор – это установленный Конституцией РФ и федеральными законами особый вид государственной деятельности, осуществляемый единой федеральной централизованной системой органов прокуратуры, по надзору за соблюдением Конституции РФ и иных нормативных правовых актов в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Значимость надзора определяют как цели и задачи, поставленные перед прокурорами, осуществляющими соответствующие полномочия в области надзора за органами предварительного следствия, так и пределы
68
Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия: приказ Генпрокуратуры
России от 05.09.2011 N 277 (ред. от 05.12.2016) // КонсультантПлюс: справ.правовая система. – ВерсияПроф.
– Электрон.дан. М., 2020.