Файл: Выпускной (квалификационной) работы Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 620
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
78 реагирования 838 должностных лиц, в 2017 году – 896, в 2019 – 1003
(приложение 1).
Реагируя на нарушения законов, прокуратура вносит либо требования об устранении нарушений закона, когда решаются сиюминутные задачи, а устранить нарушения нужно немедленно, либо представления об устранении нарушений закона, когда в одном акте прокурорского реагирования собираются в группы несколько нарушений, а то и десятков нарушений и формируются требования по устранению этих нарушений и привлечению к ответственности виновных в нарушениях лиц. При этом направлено требований об устранении нарушений законодательства в порядке п. 3 ч. 2 ст.
37 УПК РФ в 2017 году – 962, в 2018 году – 1547, в 2019 году – 1633
(приложение 1). Внесено представлений и информаций об устранении нарушений закона в 2017 году – 349, в 2018 году – 315, в 2019 году – 274.
Ввиду огромной нагрузки и необходимости расследованиях всех уголовных дел, находящихся в их производстве, следователи допускают нарушения законов, поэтому меры прокурорского реагирования на допущенные нарушения не повышают уровень эффективности надзора и уровень законности в целом. Считаю, что необходимо улучшить кадровую работу в следственных органах, поскольку достаточно большое количество уголовных дел необходимо расследовать одному следователю, не считая материалов проверок сообщений о преступлениях. Следовательно, необходимо увеличить количество сотрудников следственных органов для уменьшения нагрузки, приходящей на каждое должностное лицо.
Среди актов, используемых прокурорами в качестве средств реагирования на выявленные нарушения, допускаемые следователями, необходимо выделять следующие:
1) Постановление как акт прокурорского реагирования имеет большое распространение при осуществлении надзора за следственными органами, поскольку реагирование прокурора на незаконные и необоснованные документы, составленные следователем, происходит путем вынесения
79 различных постановлений.
102
В случае обнаружения незаконных постановлений о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о приостановлении предварительного расследования или прекращении уголовного дела, а также возвращение уголовного дела с соответствующими письменными указаниями для дополнительного расследования, изменения объема обвинения или квалификации действий обвиняемого, для пересоставления обвинительного заключения или устранения выявленных недостатков прокурор выносит соответствующие постановления, являющиеся актами прокурорского реагирования.
103
Постановление, также, как и иные акты прокурорского реагирования, составляется в письменной форме и имеет определенную структуру.
Документ состоит из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и постановляющей.
Вводная часть содержит информацию о месте и времени составления указанного акта; о должности, классном чине, фамилии и инициалах прокурора, его вынесшего.
Описательно-мотивировочную часть составляют сведения о соответствующем уголовном деле, проведённой по нему проверке и тех нарушениях, которые были выявлены в процессе её осуществления, а также о лицах, виновных в допущении нарушений.
Постанавливающая часть содержит решение прокурора по конкретному факту нарушения – вынесение следователем необоснованных и незаконных письменных документов в ходе осуществления им предварительного следствия.
2) Представление об устранении нарушений закона. Указанное средство прокурорского реагирования следует считать одним из самых распространенных и часто применяемых прокурором по отношению к
102
Терёхин А.А. Акты прокурорского реагирования в российском уголовном судопроизводстве: автореф.
Дис… / А.А. Терёхин. – Омск, 2013. С. 56.
103
Буланова Н.В. Акты прокурорского реагирования на нарушение закона, допущенные органами дознания и органами предварительного следствия в досудебных стадиях уголовного процесса // Вестник Академии
Генеральной прокуратуры Российской Федерации. №4 (42). 2014. С. 38.
80 следователям. Основанием вынесения рассматриваемого акта является выявление не единичного факта нарушения закона, хотя такое возможно в случае грубого факта нарушения, а выявление прокурором группы таких фактов (систематичности их проявления).
Представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностным лицам, в полномочия которых входит устранение допущенных нарушений, а именно руководителю следственного органа. Руководитель следственного органа обязан в течение месяца принять все необходимые меры по устранению нарушений закона, причин и условий, которые им способствуют, а также, как правило, решить вопрос относительно применения мер ответственности к виновным лицам. О результатах выполнения указанных действий сообщается прокурору.
Практика применения рассматриваемого акта прокурорского реагирования выработала требования по отношению к форме и структуре представления. Представление выносится не иначе как в письменной форме и состоит из трех частей: вводная, описательная и резолютивная части.
Во вводной части излагаются: адресат, как правило, в правом верхнем углу листа; наименование акта, с указанием его сути – представление об устранении нарушений законодательства. В левом верхнем углу обычно размещается оттиск штампа прокуратуры, где также указывается исходящий номер и дата.
104
Описательная часть содержит информацию о проведенной проверке, указание даты и места её проведения, а также источника, из которого поступила информация, послужившая поводом начала проверочных мероприятий. Далее последовательно описываются все выявленные нарушения и обстоятельства, им способствующие (причины и условия); указываются лица, виновные в их допущении, и статьи закона, содержащие нормы, которые были нарушены виновным лицом.
104
Мезинов Д.А. Прокурорский надзор в Российской Федерации: вопросы Особенной части: учеб. Пособие/
Д.А. Мезинов. – Томск: Изд-во НТЛ, 2011. С. 31.
81
Резолютивная часть содержит в себе конкретное требование прокурора по устранению допущенных следователем нарушений, их причин и условий.
Начинается указанная часть со слов «прошу», затем излагаются требования: по безотлагательному рассмотрению представления; принятию в течение месяца конкретных мер по устранению нарушений, причин и условий им способствующих, а также предложение относительно принятия мер по привлечению виновных лиц к соответствующей ответственности.
3)
Требование об устранении нарушений федерального законодательства. Указанный акт выступает как средство прокурорского реагирования, которое вытекает из полномочий прокурора по осуществлению им надзора за исполнением законов следственными органами, облекаемое в письменную форму и содержащее обязательное указание сроков устранения нарушений федерального законодательства.
105
Требование, как и представление, имеет соответствующую структуру.
Вводная часть содержит сведения о должностном лице, вынесшем требование и органе-адресате; наименование акта прокурорского реагирования, включая сведения о конкретном уголовном деле, по которому оно выносится.
Описательно-мотивировочная часть необходима для указания выявленных нарушений, даче правового анализа противоправных действий.
Требовательная часть содержит требование об устранении нарушений федерального законодательства, а также указание срока его исполнения и необходимости сообщения прокурору о принятых мерах.
4) Письменное согласие (утверждение) как акт прокурорского реагирования необходимо в случае утверждения прокурором вынесенного следователем обвинительного заключения для передачи уголовного дела для рассмотрения его в суде. Помимо этого, согласие прокурор дает в случае необходимости сохранения в тайне факта задержания подозреваемого в
105
Серебрянникова М.В. Прокурорский надзор за уголовно-процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное расследование: автореф. дис.. / М.В. Серебрянникова – М., 2013. С. 33.
82 интересах предварительного следствия и утверждения постановления следователя о направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера.
При этом не все авторы относят данный акт к мерам прокурорского реагирования. Такое согласие прокурора носит разрешающий характер, подтверждает законность и обоснованность решений следователя. Тем не менее, в данном случае под актом прокурорского реагирования следует понимать любое решение, принятое прокурором в ходе осуществления им прокурорского надзора.
Таким образом, прокурор в ходе осуществления своей деятельности должен не только устранять конкретные, единичные нарушения законов, но и стремиться создать необходимые условия для исключения нарушения законов в будущем. Значит, должностному лицу органа прокуратуры следует, помимо вынесения различных актов прокурорского реагирования на выявленные им нарушения, надзирать за их устранением и убедиться в достижении поставленной цели. Следует также выявлять и устранять их причины и условия, принимать меры по предупреждению и искоренению нарушений. Среди актов прокурорского реагирования существует два акта тесно связанных друг с другом. Реагируя на нарушения законов, прокуратура вносит либо требования об устранении нарушений закона, когда решаются сиюминутные задачи, а устранить нарушения нужно немедленно, либо представления об устранении нарушений закона, когда в одном акте прокурорского реагирования собираются в группы несколько нарушений, а то и десятков нарушений и формируются требования по устранению этих нарушений и привлечению к ответственности виновных в нарушениях лиц.
Также следует отметить профессионализм должностных лиц, их квалифицированность, способность более качественно, и в то же время оперативно выполнять свои обязанности. Считаю, что необходимо улучшить кадровую работу в следственных органах, поскольку достаточно большое количество уголовных дел необходимо расследовать одному следователю, не
83 считая материалов проверок сообщений о преступлениях. Ввиду огромной нагрузки и необходимости расследованиях всех уголовных дел, находящихся в их производстве, следователи допускают нарушения законов, поэтому меры прокурорского реагирования на допущенные нарушения не повышают уровень эффективности надзора и уровень законности в целом.
Следовательно, необходимо увеличить количество сотрудников следственных органов для уменьшения нагрузки, приходящей на каждое должностное лицо.
Одним из самых обсуждаемых вопросов является лишение прокурора возможности возбуждать уголовные дела и менять обвинительный тезис.
Однако, изучив подробно данные вопросы, хотелось бы отметить, по моему мнению, возвращение прокурору права возбуждать уголовные дела и предоставление ему полномочия по изменению обвинительного тезиса является преждевременным. Поскольку использование соответствующих полномочий в рамках действующего
УПК
РФ, без введения соответствующих процессуальных механизмов, невозможно.
Тем не менее, внесение некоторых изменений допустимо, поскольку они не приведут к значительной трансформации иных положений УПК РФ, а лишь помогут повысить эффективность прокурорского надзора.
Так, защита конституционных прав и свобод личности требует беспристрастности и должна исключать ведомственный характер. Для этого следует наделить прокурора полномочием санкционирования возбуждения перед судом ходатайств органов предварительного следствия об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения. Кроме того, в ходе осуществления надзорной деятельности прокурор по письменному запросу должен обладать правом безоговорочного ознакомления с материалами проверки сообщения о преступлении или материалами, находящегося в производстве уголовного дела в установленный им срок.
84
1 2 3 4 5 6 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав вышеизложенное, следует отметить, что прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия имеет существенное количество проблем в реализации прокурором своей функции, что вызвано сужением полномочий прокурора и ликвидацией их части, исторически принадлежащих прокурору.
Прокурорский надзор за соблюдением порядка предварительного расследования в форме предварительного следствия служит одной из гарантий обеспечения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства (потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и т.д.), неотвратимости ответственности за совершенное преступление, защиты лиц, общества, государства от преступных посягательств. Соблюдение предписанных законом процедур расследования способствует обеспечению достижения истины, объективности оценки полученной информации, соблюдению конституционного принципа презумпции невиновности.
Надзор за органами предварительного следствия прошел длинный исторический путь, основные тенденции его развития так или иначе связаны с осуществлением уголовного преследования, процессуальным руководством за возбуждением и расследованием уголовных дел. Однако объем процессуальных полномочий, позволяющий прокурору осуществлять надзор, включая и уголовное преследование, на протяжении 150 лет постоянно менялся. В деятельности прокурора то больше выражалась функция надзора за исполнением законом органами, осуществляющими предварительное расследование, то функция уголовного преследования, либо происходило смешение указанных функций. Кроме того, в связи с внесением изменений и дополнений в УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ», множество полномочий прокурора было ликвидировано, а их общий объем существенно сужен.
Указанные изменения повлекли за собой бесчисленные дискуссии в научной литературе. Одни авторы полагают, что сужение полномочий прокурора за
85 процессуальной деятельностью следователей и соответственно расширение полномочий руководителя следственного органа необходимо. Другая часть авторов считает, что ликвидация множества полномочий – это необдуманный и преждевременный шаг законодателя, поскольку это привело к снижению уровня соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, ослаблению государственного правозащитного механизма, к отсутствию реальной возможности устранять выявленные прокурором нарушения и неэффективности прокурорского надзора.
В целях раскрытия содержания надзора прокурора за процессуальной деятельностью органов следствия рассмотрены полномочия прокурора, выделенные по следующим группам:
1) полномочия по выявлению нарушений закона, допущенных органами предварительного следствия, а также причин и условий, им способствующих;
2) полномочия по устранению нарушений законы, допущенных органами предварительного следствия, причин и условий им способствующих.
Органы предварительного следствия, осуществляя досудебное производство, защищают права и законные интересы лиц и организаций, потерпевших от преступлений. В каждом случае обнаружения признаков преступления следователь принимает предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. Предварительное следствие существенно затрагивает права и интересы участников уголовного судопроизводства, поскольку оно связанно с ограничением конституционных прав и свобод граждан. В процессе расследования могут применяться такие меры процессуального принуждения как задержание подозреваемого, заключение под стражу, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество и др. Ограничение прав и свобод допускается только по основаниям и с соблюдением процедур, предусмотренных Конституцией РФ и уголовно-процессуальным законодательством.