Файл: Выпускной (квалификационной) работы Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 622

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

59
В ходе осуществления надзора прокурор также проверяет законность и обоснованность постановлений о возбуждении уголовных дел. В рамках данного полномочия он вправе требовать от следователя предоставления материалов, которые обосновывают рассматриваемое решение, поскольку это обеспечит более полную и объективную проверку принятого следователем решения.
77
Прокуроры в ходе осуществления проверки проверяют обоснованность и законность вынесения постановлений о возбуждении уголовных дел. При этом они обязаны тщательно следить за установлением в каждом случае правоохранительными органами достаточных данных, которые указывали бы на признаки конкретного состава преступления. Однако в указанной области прокурорами выявляется мало нарушений, что означает об отсутствии необходимости вынесения ими достаточного количества соответствующих актов прокурорского реагирования. Так, согласно данным в Томской области в 2017 году отменено 4 постановления о возбуждении уголовного дела, в
2018 году – 6, в 2019 году – 10. (приложение 1).
Таким образом, данные статистики позволяют сделать вывод о том, что действительно, количество нарушений со стороны должностных лиц
Следственного комитета, органов внутренних дел при вынесении постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел значительно.
Помимо осуществления надзора за законностью возбуждения уголовного дела, прокурору необходимо обеспечить действенный надзор за законностью и обоснованностью принятия следственными органами решений о приостановлении и прекращении уголовных дел.
Предусмотренные законом основания приостановления и прекращения расследования должны быть применимы обоснованно и законно следователями, а прокурорский надзор в указанной сфере должен быть надлежащим. При осуществлении надзора прокурором особое внимание
77
Бичеев Д.В. Полномочия прокурора на стадии возбуждения уголовного дела // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2014. №3. С. 188.

60 уделяется случаям повторного приостановление и повторного прекращения предварительного расследования, когда следователем не были осуществлены все необходимые следственные действия, а значит, не были приняты меры к раскрытию преступления.
78
Признав постановление руководителя следственного органа или следователя о прекращении (приостановлении) уголовного дела или уголовного преследования (за исключением дел частного обвинения) незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 14 суток с момента получения материалов уголовного дела отменяет его, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительному расследованию, которое вместе с материалами уголовного дела незамедлительно направляет руководителю следственного органа. Признав постановление следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, руководитель следственного органа отменяет его и возобновляет производство по уголовному делу.
В случае выявления прокурором незаконно и необоснованно вынесенных следователем постановлений о приостановлении или прекращении предварительного расследования выносится акт
– постановление об отмене постановления о приостановлении или прекращении уголовного дела.
Согласно статистическим данным в Томской области было отменено постановлений о приостановлении предварительного расследования в 2017 году – 2498, в 2018 году – 1924, в 2019 – 1938 (приложение 1). Отменено прокурором постановлений о прекращении уголовного дела в 2017 году –
113, в 2018 году – 109, в 2019 – 93 (приложение 1).
3) Уголовно-процессуальный закон предусматривает право на участие прокурора в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или
78
Григорьев В.Н. Прокурорский надзор: учебник / В.Н. Григорьев [и др.] – М.: Эксмо, 2009. С. 275.


61 изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор уполномочен давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения.
79
Данного полномочия прокурор лишен по отношению к ходатайствам следователя, на это уполномочен руководитель следственного органа (п. 4 ч. 1 ст. 39 УПК
РФ).
Меры пресечения крайне жестко ограничивают права и свободы личности и гражданина, поэтому участие прокурора в продолжение надзора за защитой прав и свобод человека и гражданина, является обязательным, на что указывает и действующее законодательство. Однако, при осуществлении такого рода надзора, в связи с действующим законодательством, прокурор фактически лишен предварительного контроля законности и обоснованности вынесенных решений следователя. Согласно УПК РФ следователь выносит ходатайство при избрании меры пресечения с согласия руководителя следственного органа, согласия прокурора в этой процедуре не требуется.
Следователь даже не обязан уведомлять прокурора об обращении в суд с ходатайством о применении мер пресечения и производстве процессуальных действий, требующих судебного решения.
Согласно Приказу Генерального прокурора РФ от 28.12.2016 N 826 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия" мнение прокурора по ходатайству следователя при избрании меры пресечения не должно обязательно совпадать с мнением органа предварительного расследования, а также не
79
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (ред. от 07.04.2020)// КонсультантПлюс: справ.правовая система. – ВерсияПроф. –
Электрон.дан. М., 2020.

62 должно совпадать со стороной обвинения.
80
При изложении мнения в судебном заседании необходимо учитывать тяжесть совершенного преступного деяния, сведения о личности подозреваемого (обвиняемого), его возраст, состояние здоровья, семейное положение, место жительства, род занятий и иные важные данные.
81
В соответствии со статистическими данными прокуратуры
Волгоградской области, в целом суды согласны с позицией прокурора при решении вопросов, затрагивающих конституционные права и свободы личности. Однако прокуроры не всегда поддерживают ходатайства следователей, и часть не поддержанных прокурором ходатайств суд удовлетворяет.
Таблица 1. Заключение под стражу подозреваемых органами следствия
2017 2018 2019
В суде первой инстанции с участием прокурора рассмотрено постановлений следователя об избрании, о продлении меры пресечения и производстве следственных действий (ст. 106–109, 165 УПК РФ)
11 782 12 908 14 185
Из них о заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей
5 521 5 252 6 440
Прокурором не поддержано ходатайств следователя о заключении под стражу
96
(1.74%)
79
(1.5%)
101
(1.57%)
Судом первой инстанции удовлетворено ходатайство следователя, не поддержанное прокурором
0 11
(13.9%)
9
(8.91%)
Для сравнения приведу статистические данные прокуратуры
Волгоградской области по рассмотренным прокурором постановлениям дознавателей о возбуждении перед судом ходатайств об избрании, о заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей.
80
Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия [Электронный ресурс]: Приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2016 N 826 // КонсультантПлюс: справ.правовая система. – ВерсияПроф. – Электрон.дан. М., 2020.
81
Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор / Ю. Е. Винокуров. – М. : Юрайт, 2011. - С. 237.


63
Таблица 2. Заключение под стражу подозреваемых органами дознания
2017 2018 2019
Прокурором рассмотрено постановлений дознавателя о возбуждении перед судом ходатайства об избрании, о продлении меры пресечения и производстве следственных действий (ст. 106–109, 165 УПК РФ)
772 1396 1509
Из них о заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей
102 110 120
Отказано прокурором в возбуждении перед судом ходатайства о заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей
1
(0.98%)
1
(0.9%)
2
(1.6%)
Таким образом, в среднем количество не поддержанных ходатайств следователя о заключении под стражу и продлении под стражей в 2 раза больше, чем отказов прокурора в возбуждении перед судом таких ходатайств. Данная тенденция может объясняться более качественным подходом прокурора в решении вопроса об избрании меры пресечения, чем руководителем следственных органов. Кроме того, за 2018 и 2019 гг. судом первой инстанции удовлетворено ходатайств следователя, не поддержанных прокурором, – всего 13,9% и 8.91% соответственно.
Таким образом, необходимо наделить прокурора полномочием санкционирования возбуждения перед судом ходатайств органов предварительного следствия об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения. Наделение прокурора полномочием давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайств о применении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, базируется на единстве надзора прокурора в досудебном производстве и послужит дополнительной гарантией защиты конституционных прав и свобод личности при производстве

64 предварительного следствия. Поскольку «основным должностным лицом, на которое государство возложило обязанность защищать права и свободы гражданина в уголовном процессе, выступает прокурор».
82 4) Прокурор наделен также правом по рассмотрению жалоб на действия либо бездействия следователя или руководителя следственного органа. Такая жалоба подлежит рассмотрению и разрешению в течение трех суток с момента поступления. Тем, не менее, действующим законодательством также предусмотрено рассмотрение жалоб в десятисуточный срок. Это является исключением, при котором необходимо приобщить документы, материалы проверки, либо принять иные меры. В случае увеличения сроков рассмотрения жалобы прокурор уведомляет об этом заявителя.
Рассмотрение жалоб включает в себя их непосредственное изучение; осуществление опросов заявителя и иных лиц, которые знают что-либо относительно фактов, описанных в жалобе; непосредственное изучение прокурором материалов доследственных проверок, а также иных документов, относящихся к принятой жалобе; получение объяснений должностных лиц следственного органа, действия и решения которых обжалуются.
83
Прокурор занимает активную позицию и принимает все необходимые меры по защите прав и свобод граждан, а также по их восстановлению, в том числе и при рассмотрении поступивших в прокуратуру жалоб. В его обязанности входит выявление причин, которые способствовали нарушениям закона следователями и руководителями следственных органов. В случае наличия вины указанных должностных лиц прокурор ставит вопрос об их ответственности, не исключая уголовную.
84
Результатом рассмотрения
82
Тушев А.А. Прокурор в уголовном процессе Российской Федерации / Науч. ред. И.Ф. Демидов. СПб.:
Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. С. 14.
83
Мезинов Д.А. Прокурорский надзор в Российской Федерации: вопросы Особенной части: учеб. Пособие/
Д.А. Мезинов. – Томск: Изд-во НТЛ, 2011. С. 108.
84
О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора [Электронный ресурс]: Приказ
Генпрокуратуры РФ от 01.11.2011 N 373// КонсультантПлюс: справ.правовая система. – ВерсияПроф. –
Электрон.дан. М., 2020.


65 жалобы является вынесение прокурором постановления о полном или частичном удовлетворении жалобы либо отказе в её удовлетворении.
5) В целях обеспечения объективного, полного и качественного производства предварительного следствия, в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2008 г. № 226-ФЗ, прокурор получил право по мотивированному запросу знакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела (ч. 2.1 ст. 37 УПК РФ).
85
Данная формулировка нормы закона совершенно не свойственна надзорным полномочиям прокурора. Определение «мотивированный письменный запрос» представляется непродуманным, поскольку при реализации права существует проблема самой оценки мотивированности запроса. Из данной формулировки нормы закона следует, что прокурор может получить отказ в предоставлении ему запрашиваемых материалов со ссылкой на немотивированность запроса. Кроме того, прокурор в досудебном производстве осуществляет надзор за возбуждением и расследованием уголовных дел и должен обладать правом безоговорочного истребования как материалов уголовного дела, так и материалов проверки сообщения о преступлении с указанием срока предоставления ему соответствующих материалов. Срок исполнения запроса и срок ознакомления должны отвечать в первую очередь назначению уголовного судопроизводства, то есть быть разумными.
В целях совершенствования качества предварительного расследования и повышения эффективности надзора прокурора предлагаю изложить ч. 2.1 ст.
37 УПК РФ в следующей редакции: «По письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами проверки сообщения о преступлении или материалами находящегося в производстве уголовного дела в установленный им срок».
85
О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 02.12.2008 N 226-ФЗ// КонсультантПлюс: справ.правовая система. – ВерсияПроф. –
Электрон.дан. М., 2020

66
Среди полномочий по устранению нарушений закона, допущенных органами предварительного следствия, причин и условий им способствующих, рассмотрим следующие полномочия:
1) Требование от следственных органов устранения нарушения федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия.
Важно понимать, что указанному праву прокурора соответствует корреспондирующая обязанность, то есть при выявлении любого нарушения прокурор обязан принять меры реагирования. Положения указанной статьи
УПК РФ позволяют сотрудникам органов прокуратуры при осуществлении надзорной деятельности за органами предварительного следствия своевременно и качественно реагировать на выявленные нарушения в рассматриваемом надзорном институте. Информация и материалы, предоставленные прокуратурой, о нарушении прав граждан подлежат безотлагательному рассмотрению руководителями органов следствия и дознания, допустивших эти нарушения. В случае, когда руководитель следственного органа не согласен с требованиями прокуратуры об устранении нарушений законности, вышестоящему прокурору представляется проект указанного требования и материалы, подтверждающие его обоснованность.
В дальнейшем подлежит рассмотрению вопрос о направлении указанных материалов вышестоящему руководителю соответствующего следственного органа.
Последней инстанцией по обращению с требованием об устранении нарушений является
Генеральный прокурор, решение которого является окончательным.
86 2) За прокурором сохранилось право изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи
86
Мезинов Д.А. Прокурорский надзор в Российской Федерации: вопросы Особенной части: учеб. пособие/
Д.А. Мезинов. – Томск: Изд-во НТЛ, 2011. С. 102.


67 уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
87
При изъятии уголовного дала у органа дознания для производства предварительного следствия, прокурор, руководствуясь п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, направляет уголовное дело в следственное подразделение, в котором руководитель следственного органа непосредственно поручает производство расследования следователю. При передаче уголовных дел от одного органа дознания другому прокурор руководствуется правилами ст. 151 УПК РФ о предметной (родовой) подследственности, а также общественной значимостью расследуемого преступления.
3) При утверждении обвинительного акта (ч. 2 ст. 226 УПК РФ) или обвинительного постановления (ч. 2 ст. 226.8 УПК РФ) прокурор вправе своим постановлением исключить из них отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое. Однако он не обладает данным полномочием при утверждении обвинительного заключения.
В случае выявления прокурором обстоятельств, препятствующих рассмотрению уголовного дела судом, отсутствия достаточных доказательств виновности обвиняемого, неправильной квалификации содеянного, он имеет право возвращать уголовное дело следователю для дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемого или составления нового обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков. Данное решение прокурор оформляет мотивированным постановлением, в котором содержатся указания об
87
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (ред. от 07.04.2020)// КонсультантПлюс: справ.правовая система. – ВерсияПроф. –
Электрон.дан. М., 2020.

68 устранении следователем выявленных нарушений и недостатков. Вследствие чего можно сделать вывод о фактическом неприменении исключительно рассматриваемого основания для возвращения уголовного дела следователю.
Подробно проблемы реализации данного полномочия будут рассмотрены далее при рассмотрении полномочия по утверждению прокурором обвинительного заключения.
4) Вынесение мотивированного постановления о направлении соответствующих материалов в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства. Наличие такого полномочия прокурора продиктовано отсутствием у него права самостоятельно возбуждать уголовные дела. Поэтому в случае выявления прокурором в ходе его деятельности соответствующих признаков состава деяния, предусмотренного уголовным законодательством, он направляет необходимые материалы в органы предварительного следствия. Прокурор, согласно Приказу
Генерального прокурора РФ от 28 декабря 2016 г. №826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», обязан вести учёт постановлений, которые были направлены в следственный орган, обязательно отражать результаты проверки таких постановлений следственным органом.
88
Указанное полномочие позволяет реализовывать прокурору две функции: функцию надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и функцию осуществления от имени государства уголовного преследования.
Эти функции не противопоставляются друг другу, более того, полномочия, предоставленные прокурору, позволяют в равной степени реализовывать каждую из них.
Причем надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного
88
Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия [Электронный ресурс]: Приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2016 N 826 // КонсультантПлюс: справ.правовая система. – ВерсияПроф. – Электрон.дан. М., 2020.