Файл: Анализ и оценка деятельности участников конкурентного рынка транспортных услуг.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Железнодорожный транспорт представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных элементов. Сектор оказывает различные услуги, предоставление которых можно рассматривать как отдельные рынки, которые требуют различных условий осуществления перевозок, как в части подвижного состава, так и в части путевой инфраструктуры. Так, могут быть выделены, как минимум, два крупных подсектора – грузовые и пассажирские перевозки, которые в свою очередь разделяются на пригородные и маршруты дальнего следования. Таким образом, при выработке моделей организации железнодорожного сектора нельзя рассматривать его как единое целое. Напротив, для достижения максимально эффективного функционирования отрасли необходимо выбирать различные, наиболее подходящие для каждого рынка перевозок в отдельности, модели организации. В данной работе речь пойдет преимущественно о секторе грузовых железнодорожных перевозок.
Степень изученности проблемы исследования. В настоящее время в научной литературе имеется множество работ, посвященных теме исследования. Например, это работы следующих авторов: Агапова, Е.А., Голомолзин, А.Н., Гусаченко, Н.А., Кабанов, В.А., Корнилова, А.Д., Рышков, А.В., Сибагатулин, В.Г., Терешина, Н.П., Хусаинов, Ф.И., Чернышевская Ю.А. и др.
Целью курсовой работы выступает анализ и оценка деятельности участников конкурентного рынка транспортных услуг.
Исходя из целей курсовой работы, поставлены следующие задачи:
– изучить конкуренцию на железнодорожном транспорте в сфере грузовых перевозок;
– оценить уровень транспортной составляющей в конечной цене перевозимой продукции;
– охарактеризовать ценовое давление на эксплуатационные расходы транспортной компании;
– описать социально-экономическую эффективность развития транспортной инфраструктуры.
Объект исследования – рынок транспортных услуг.
Предметом исследования выступает анализ и оценка деятельности участников конкурентного рынка транспортных услуг.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов работы при анализе и оценке деятельности участников конкурентного рынка транспортных услуг.
Методы исследования. В ходе исследования использовались как общенаучные методы, такие как синтез, анализ, дедукция, индукция, абстрагирование, так и специальные методы, такие как сравнительный метод.
1 Конкуренция на железнодорожном транспорте в сфере грузовых перевозок
1.1 Анализ конкурентного рынка транспортных услуг
Железнодорожный транспорт сохраняет свой статус ключевой отрасли в стране и в мире.
В настоящее время ОАО «РЖД» является несомненным лидером на рынке транспортных услуг. Для этого компания создает условия для развития конкуренции в сегменте ремонта вагонов и путевых машин (таблица 1).
Таблица 1 – Создание условий для развития конкуренции в сегменте ремонта вагонов и путевых машин ОАО «РЖД»
Период | Описание этапа |
2005 | Из состава ОАО «РЖД» выделено 9 заводов по производству и ремонту путевых машин – группа заводов «Ремпутьмаш» 2005 – 2010 Из состава ОАО «РЖД» выведены предприятия по ремонту грузовых вагонов |
2007 – 2008 | Выведены заводы по ремонту пассажирских вагонов: – 7 заводов по ремонту и производству запчастей – ОАО «Вагонреммаш» |
2005-2010 | Из состава ОАО «РЖД» выведены предприятия по ремонту грузовых вагонов |
2006 | Созданы ОАО «Барнаульский вагоноремонтный завод», ОАО «Рославльский вагоноремонтный завод» и ОАО «Саранский вагоноремонтный завод» – в сфере капитального ремонта грузовых вагонов |
2008 – 2009 | Продано на торгах имущество 17 вагоноремонтных предприятий |
2010 | Созданы ОАО «ВРК-1», ОАО «ВРК-2», ОАО «ВРК-3» на базе вагоноремонтных депо ЦДРВ |
2011 | Проданы контрольные пакеты акций ОАО «Барнаульский вагоноремонтный завод» и ОАО «Рославльский вагоноремонтный завод» |
2011 – 2013 | Формирование рыночных отношений в ремонтном сегменте |
2019 – 2020 | Продажа ВРК-3 и ВРК-2 |
Место холдинга «РЖД» в существующей структуре рынка услуг железнодорожного транспорта в Российской Федерации отображено на рис.1.
Рисунок 1 – Место холдинга «РЖД» в существующей структуре рынка услуг железнодорожного транспорта в Российской Федерации
В отличие от европейской модели организации рынка, на котором осуществляется конкуренция грузовых перевозчиков, организационно отделенных от владельца инфраструктуры, на российских железных дорогах произошел переход к конкурентной модели операторов грузовых вагонов, которые оказывают услуги грузовладельцам и перевозчикам путем предоставления своих вагонов под перевозку грузов. Именно эта сфера деятельности была признана потенциально конкурентной в области грузовых перевозок в России.
В настоящее время на развитие конкурентного рынка транспортных услуг оказывают влияние следующие факторы, отображенные в таблице 2.
Изучим подробнее влияние каждой группы факторов:
А) Политико-правовые факторы:
На законодательном уровне имеется ряд нормативных правовых актов, которые действуют на транспортную сферу. В Российской Федерации действуют государственные и федеральные целевые программы, направленные на обеспечение транспортной инфраструктуры.
Таблица 2 – PEST-анализ рынка транспортных услуг
Компоненты анализа | Факторы |
Политико-правовые факторы | Политика Правительства Российской Федерации Законы и нормативные акты Государственное регулирование транспортной отрасли Поддержка со стороны органов власти |
Экономические факторы | Экономическая ситуация и тенденции Уровень инфляции Инвестиционный климат в отрасли Изменения в системе налогообложения Снижение платежеспособности населения |
Социокультурные факторы | Репутация транспортных компаний Социальные события региона, РФ Образ жизни населения Переориентация ценностей населения Маркетинг и PR |
Технологические факторы | Устаревание информационных технологий Внедрение инновационных технологий Глобализация |
Рациональное управление транспортом один из важных факторов развития государства. В транспортной стратегии Российской Федерации, разработанной на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 г. № 1734-р с последующими изменениями и дополнениями, говорится о том, что транспортное обслуживание – важный фактор для развития социальной и экономической сфер страны. Рассмотрение этой стратегии дает понять, что государство нацелено на улучшение транспортной структуры.
Основным законом, который дает возможность взаимодействовать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с властью для осуществления регулярных пассажирских перевозок, является Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 220-ФЗ. При разработке закона подразумевалось соблюдение некоторых принципов, в процессе его реализации: разумности государственного регулирования, экономии бюджетных средств, транспортной доступности населения.
Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ регулирует процесс возникающих отношений по обеспечению государственных и муниципальных нужд, путем заключения муниципальных контрактов в области транспорта, добиваясь осуществления рядя целей: достижение устойчивости транспортной системы России, установление социальной справедливости, эффективное планирование бюджетных средств, стремление к прозрачности администрирования.
Практика показывает, что для всесторонней защиты объектов транспортной инфраструктуры требуются большие средства, которые можно сравнить с обеспечением деятельности всей транспортной системы. Ни одна страна мира не может этого себе позволить. Сейчас прослеживается тенденция защиты отдельных объектов инфраструктуры, позволяющая снизить ущерб от угроз в сфере транспортной безопасности. Оптимизация работы транспортной инфраструктуры – это научная задача, от правильного решения которой зависит работа системы обеспечения транспортной безопасности. Не случайно повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы заявлено в качестве приоритетной цели Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России».
Б) Экономические факторы:
Транспортная стратегия призвана обеспечить развитие российской транспортной отрасли с такими темпами, чтобы не просто удовлетворять, а опережать запросы других секторов экономики.
Для этого будут построены новые и увеличена пропускная способность действующих трасс, включая и БАМ, и Транссиб, увеличена скорость контейнерных перевозок, реконструированы аэропорты и мосты, укреплена сеть логистических центров и облегчена транспортировка.
Транспортная стратегия РФ включает 5 целей, которые сформулированы исходя из необходимости достижения национальных целей развития:
– обеспечение транспортной связанности территории РФ;
– организация эффективной перевозки грузов;
– организация доступных и качественных перевозок пассажиров;
– встраивание транспортной системы в мировую транспортную сеть;
– обеспечение безопасности транспортного комплекса.
Решение задач подтверждается показателями, которые установлены до горизонта 2024, 2030 и 2025 гг.
В) Социокультурные факторы:
В общем представлении влияние социокультурной среды определяется следующими чертами:
– в соответствии с изменяющейся социокультурной системой генерировать новые креативные экономические стандарты и формы инфраструктурного развития;
– отличительной типологией или своеобразием экономических стандартов организации социокультурного пространства и транспортной инфраструктуры сообщества;
– предрасположенность к расширению и преобразованию социокультурного пространства и построение новой транспортной системы на новых территориях;
– способность генерировать сложную структуру собственного общественного и территориального пространства;
– способность создавать эффективное взаимное подчинение векторов социального и экономического развития внутри социокультурного пространства;
– территория социокультурного распространения зачастую не совпадает с административно-территориальным делением, поэтому принятие управленческих решений требуется от разных властных органов;
– формировать различные типы социокультурных сред в особых социально-экономических и культурных формах;
– численностью и плотностью населения, и его гендерным составом.
Г) Технологические факторы:
Значительную роль в развитии транспорта на территории России сыграют новые технологии.
Массированный переход на гибридные и электродвигатели, битопливные системы и двигатели, использующие сжиженный газ – не только новые рамки и ожидающие ограничения, это новые резервы для повышения экономичности и экологичности.
Внедрение электронного документооборота на всех видах транспорта, цифровой анализ управления транспортными потоками, создание условий для формирования бесшовных логистических связей – это лишь часть того, как в ближайшее время цифра изменит транспортный комплекс.
В рамках обеспечения транспортной связанности запланированы строительство и реконструкция участков автомобильных и железных дорог, входящих в коридоры Север – Юг и Восток – Запад.
Будет построено и реконструировано 3,5 тыс. км федеральных автодорог и 33 мостов.
Планируется, что в результате все мосты на федеральной сети к 2024 г. будут приведены в нормативное состояние, также более 50% региональных трасс приведут в нормативное состояние.
Планируется достижение доли качественной и безопасной дорожной сети достигнет 85% в 104 городских агломерациях.