Файл: Анализ и оценка деятельности участников конкурентного рынка транспортных услуг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Кроме того, в 25% существующих аэропортах будут модернизированы взлетно-посадочные полосы и другие объекты, увеличится их пропускная способность.

Протяженность участков внутренних водных путей, ограничивающих пропускную способность, уменьшится в 7 раз.

Организация эффективной перевозки грузов заключается в ускорении доставки и снижении транспортных издержек, возможность выбора грузоотправителем наиболее оптимальных маршрутов, использование цифровых сервисов.

В рамках исполнения этой цели транспортной стратегии будут внедрены технологии электронного документооборота, предоставляющего возможность заказа услуг и контроля за обработкой и перевозкой грузов в режиме онлайн, обеспечивающие мультимодальную перевозку грузов.

Рост доступности пассажирских перевозок обеспечит увеличение транспортной подвижности населения, уровень которой в России примерно в 2 раза ниже по сравнению с другими странами.

Реализация транспортной стратегии до 2035 г. позволит сократить это отставание.

Одной из задач также является обеспечить доступность транспорта для маломобильных граждан – к 2035 г. Минтранс РФ хочет обеспечить полную доступность инфраструктуры всех видов транспорта.

Встраивание российской транспортной системы в мировую транспортную сеть окажет существенное влияние на достижение другими отраслями экономики нескольких национальных целей, в первую очередь – вхождение в число 5 крупнейших экономик мира и создание в базовых отраслях экспортно-ориентированного сектора.

Для этого предстоит повысить скорость доставки грузов по маршрутам международных транспортных коридоров за счет увеличения пропускной способности железнодорожных подходов к портам, увеличения объемов производственной мощности самих портов, строительства и модернизации наиболее загруженных пунктов пропуска через государственную границу.
Планируется, что это позволит транспортной отрасли внести существенный вклад в рост выручки от экспорта транспортных услуг, на ее долю к 2024 г. должно приходиться около 30% всего несырьевого экспорта – около 25 млрд долл. США.

Таким образом, анализ макроокружения позволяет сделать вывод, что любой транспортной организации необходимо при изменении состояния факторов принимать меры для
предотвращения негативных последствий и разработки системы опережающего реагирования или определить дополнительные возможности для развития.
1.2 Оценка уровня конкуренции между собственниками подвижного состава на рынке грузовых железнодорожных перевозок
Сущность конкуренции можно кратко определить как стремление получить то, что кто-то другой старается получить в это же самое время. Фирмы конкурируют на рынке за возможность наилучших условий привлечения необходимых производственных ресурсов и сбыта произведенных товаров и, тем самым, за возможность получения большей прибыли.

В современной экономической теории конкуренция понимается как свойство рынка, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных его участников [3].

Конкуренция на транспорте представляет собой процесс состязательности или соперничества между транспортными компаниями и организациями за объемы перевозок на основе сопоставления отличительных характеристик транспортных услуг по объему, качеству и стоимости транспортного обслуживания клиентуры в пределах одного или нескольких видов транспорта и способов сообщения [5].

Под конкуренцией на транспорте понимается соперничество транспортных предприятий не только за наиболее выгодные условия осуществления перевозок и получение максимальной выгоды, но и за грузовладельцев и пассажиров, получение максимально полезного эффекта на основе применения современных более эффективных технологий, повышения качества, надежности и скорости перемещения грузов и пассажиров.

В качестве экономических ограничений в исследовании рассматривались способы выхода новых игроков на рынок. Приобретение новых вагонов в собственность является наиболее затратным способом выхода на рынок и требует большого начального капитала. В то же время аренда вагона у операторов или промышленных предприятий пользуется популярностью у новых игроков, не имеющих своего подвижного состава. Такой вариант предполагает наличие предоплаты и других единовременных платежей, но при этом является наименее затратным способом выхода на рынок. В основном же новые операторы, претендующие на значительную долю рынка, предпочитают получать вагоны в форме лизинга у финансовых компаний. При финансовом лизинге компания-оператор получает вагоны в собственность по окончании срока договора, не неся при этом существенных единовременных затрат.

Ключевое значение для существования конкуренции имеет рыночный ценовой механизм, выполняющий следующие функции:



  • регулирования (цены координируют планы продавцов и покупателей, настраивая предложение товаров и услуг в соответствии со спросом);

  • рационирования (цены ограничивают, рационируют объем спроса, «отсекая» неплатежеспособные, т.е. не подтвержденные покупательной силой, потребности);

  • информации (цены несут информацию, необходимую производителям для принятия решений относительно объемов и структуры производства товаров и услуг, и использования производственных ресурсов, а потребителям – относительно объемов и структуры потребления);

  • санкций (ценовой механизм «вознаграждает» производителей, наилучшим образом реагирующих на пожелания потребителей и «наказывает» тех, кто не обеспечил необходимой реакции).

Являясь по природе своей динамическим процессом, конкуренция выполняет роль регулятора темпов, объемов и структуры производства, побуждая при этом производителей внедрять инновации, повышать производительность труда и других ресурсов, совершенствовать технологию и организацию производства и сбыта. Конкуренция способствует уходу с рынка неэффективных производителей, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат крупных производителей по отношению к потребителю (монополию) или крупных потребителей по отношению к производителю (монопсонию).

Именно благодаря конкуренции, побуждающей к реализации эффективных инноваций, рыночная экономика не деградирует в результате кризиса, а выходит из него обновленной и более эффективной.

Для того чтобы охарактеризовать уровень конкурентности рынка операторов, требуются данные о долях рынка. Эту долю можно считать, как по объему перевозок (или даже по грузообороту, хотя с теоретической точки зрения это является предметом дискуссии, освещение которой выходит за пределы настоящей статьи), так и по доле в парке вагонов.

Поскольку основная услуга оператора – предоставление вагонов под погрузку, воспользуемся долями холдингов операторов в общем количестве грузовых вагонов РФ.

В табл. 3 указаны доли холдингов операторов грузовых вагонов в общем парке грузовых вагонов РФ. В таблице использована группировка именно по холдингам (за исключением группы компаний холдинга «РЖД»), а не по отдельным операторам, так как с точки зрения возможностей координации на рынке компании одного холдинга можно рассматривать как одну компанию вследствие возможности координации деятельности компаний внутри холдинга. То есть в данном случае, например, в холдинге «GlobalTrans» учтены вагоны и «Новой перевозочной компании», и «Балттранссервиса», и некоторых небольших компаний. В случае же, если в рамках холдинга только одна компания-оператор, можно считать парк только одной этой компании. При детализации не по холдингам, а по отдельным операторским компаниям, рынок будет выглядеть еще более конкурентным.


На TOP-4 крупнейших холдингов приходится 32,6% рынка оперирования, на TOP10 – почти 56% рынка, а на TOP-40 – 83,6%.
Таблица 3 – Доля парка вагонов в оперировании по холдингам операторов, % общего количества вагонов в РФ

Холдинг оператора / оператор

Доля

TOP-4

TOP-10

TOP-20

TOP-30

Федеральная грузовая компания

11,07

32,6

56

71,8

78,9

UCL Holding (Первая грузовая компания)

10,07

НефтеТрансСервис

6,19

GlobalTrans

5,26

СУЭК

4,76




РусТрансКом (Русагротранс)

4,27




ТрансОйл

4,16




ОАО «РЖД» (инвентарный парк)

4,02




Модум-Транс (бывшее УВЗ-Логистик)

3,26




Группа «Промышленные инвесторы» (вкл. «Восток 1520»)

2,58




Трансконтейнер (РЖД)

2,57







Газпром

2,35







Новотранс

2,25







УК «ТрансФинГруп»

1,79







Лукойл

1,39







ISR-Holding

1,28







Трубная грузовая компания

1,20







УГМК

1,19







Евросиб

1,07







Мечел

0,99







НК «Роснефть»

0,89










Совфрахт

0,79










НХТК

0,77










СИБУР Холдинг

0,74










Уралкалий

0,70










РусАл (Первый промышленный оператор)

0,68










Компания ЮГУС

0,67










FESCO (группа «Сумма»)

0,65










ОХК «Уралхим»

0,63










ФосАгро АГ

0,60












Таким образом, данные, приведенные в табл. 3, свидетельствуют о том, что рынок услуг операторов в целом, а также рынок предоставления полувагонов и цистерн с точки зрения как HHI, так и CR можно классифицировать как рынки с низким уровнем концентрации, или высококонкурентные рынки. Рынки предоставления крытых вагонов, платформ (кроме фитинговых) и цементовозов характеризуются средним уровнем концентрации. Что же касается рынка предоставления зерновозов и фитинговых платформ, то по параметру CR этот рынок можно считать рынком средней концентрации, но по HHI это рынок с высоким уровнем концентрации, т.е. его можно отнести к низкоконкурентным рынкам.
1.3 Сравнительный анализ уровня конкуренции на рынке грузовых железнодорожных перевозок по уровню доходности
Можно выделить две главные особенности организации работы сектора. Первая связана с тем, что условия и требования грузоотправителей к перевозкам очень сильно отличаются в зависимости от вида товара (контейнерные перевозки, перевозки навалочных грузов и другие), поэтому грузовые перевозки разных видов грузов имеют свою специфику. Вторая особенность связана со сложностью структуры железнодорожного транспорта, вызванной необходимостью технического обслуживания и эксплуатации путевой инфраструктуры, подвижного состава, составления расписания и управления движением подвижного состава.

Переход российского рынка перевозок грузов железнодорожным транспортом к его нынешней конфигурации начался в 2003 году. Тогда, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 384, утвердившим Программу структурной реформы на железнодорожном транспорте, весь хозяйственный комплекс магистрального железнодорожного транспорта перешел от Министерства путей сообщения (МПС РФ) в ведение единого хозяйствующего субъекта – ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»). Одновременно с реформой МПС начался процесс создания независимых от владельца железнодорожной инфраструктуры компаний – операторов грузовых вагонов, впоследствии сформировавших конкурентное поле рассматриваемого нами рынка. В настоящее время на долю железнодорожного транспорта приходится 18% от всего объема перевезенных в стране грузов. Для сравнения: в 2021 году по железной дороге было перевезено 1,2 млрд. тонн грузов, в то время как суммарный объем перевезенных всеми видами транспорта грузов в стране составил 7,5 млрд. тонн. Грузооборот железнодорожного транспорта в 2021 году превысил 2,3 трлн. тонно-км, а его доля в суммарном грузообороте (выполненном всеми видами транспорта) достигла 45%.