Файл: Знакомство с нормативными документами по внеурочной деятель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

http:lliiserbocs.ru/kultura/36903/inolex.html

Приложение 1

Тема: «Лепка из соленого теста»

Цели:

- способствовать формированию и развитию умений и навыков при работе с соленым тестом.

- способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов.

- способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, ставить и разрешать проблемы).

- способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических, экологических, экономических качеств личности.

Задачи:

- познакомить с основными приемами лепки из соленого теста

- формирование способов и навыков

Инструменты:

-нож

- рельефные предметы

- кисти, мука, соль, вода, краски

- природный материал

Методы обучения

- рассказ

- беседа

- самостоятельная работа учащихся

Тип урока: Изучение нового материала.

Ход урока

№№

Этап

Деятельность учителя и учеников

1

Организационный момент


- проверка готовности учащихся к уроку

- настрой учащихся на работу


2

Сообщение темы, целей урока


Наш урок – это развитие творческих способностей. Любая трудовая деятельность на уроках технологии должна сопровождаться стремлением к красоте и эстетическому наслаждению. Труд, нравственность и красота неразрывны. Поэтому необходимо, чтобы у каждого ученика выработалась внутренняя потребность творить красивые и полезные вещи. У вас у всех разные интеллектуальные возможности, но уметь работать руками великое начало для творческой работы ума. Только в процессе создания вещей, учащийся может развить в себе лучшие качества личности, постичь законы красоты, у него могут сформироваться творческие способности и нравственные качества.

Мы сегодня с вами на уроке продолжим осваивать новую технику лепки. Лепка – любимое и увлекательное занятие детей с младшего возраста. На уроках технологии появилась возможность совместить лепку и тесто. Настенные украшения, забавные игрушки, сувениры – все это можно сделать своими руками. Сувениры, сделанные своими руками становятся особо ценными.

- Немножко истории. Рассказ учеников

1. Поделки из соленого теста – очень древняя традиция. Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Потом в Вавилоне появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепешкам пришли первые караваи. Древние египтяне приблизительно 5 тысяч лет назад знали много рецептов теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба. Древние инки лепили из теста фигуры людей и животных, а затем приносили их в жертву богам.

2. В Европе в древности фигурный хлеб делали только руками, без вспомогательных инструментов. На Руси еще в IX веке пекли пряники, которые назывались медовым хлебом. Их изготавливали для всех праздников самой разной величины и формы в виде забавных фигурок. В Егорьев день (23 апреля) – день первого выгона скота и лошадей пекли “козули” - сделанные из ржаного теста. В день весеннего равноденствия из-за моря возвращаются в родные края сорок птиц. В церковном календаре день весеннего равноденствия – день памяти сорока мучеников Севанстийских, поэтому у него и другое название – сороки. И птичек хозяйка должна испечь не менее сорока.

3. Италия в средние века славилась поистине удивительными мастерами, настоящими художниками, которые пекли такие великолепные фигурные хлеба, что купцы со всей Европы покупали их, чтобы по возвращении в свои родные страны дорого их продать.

4. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. В давние времена были популярны библейские сюжеты: Адам и Ева, Рождение и Крещение Христа. Одно время в России выпекалась пряничная азбука – таким “сладким” образом детей приобщали к чтению. Был когда-то у русского народа обычай: в день совершенствования таинства крещения устраивать домашний праздник. Самым почетным гостем на этом празднике была бабушка, а на столе одним из главных угощений – бабушкины пироги- маленькие булочки в форме самых обычных повседневных предметов: пуговок, цветочков и так далее.

5. В Гималаях используют деревянные формы для изготовления жертвенных культовых фигур из ячменной муки. Эти фигуры из теста заменяют людей и животных, которых приносили в жертву в прежние времена.

6. Один из художественных народных промыслов Эквадора – поделки из ярко окрашенного теста. В Скандинавии фигурки делают из связанных в снопы колосьев; а на западе Испании на торжества в честь Богоматери на алтарь приносят хлебные венки. В Греции традиционно пекут великолепные хлебные венки, отделенные пышными орнаментами.

7. В Восточной Европе изделия из теста не окрашивают; типичный коричневый тон выпечки считается особенно красивым. В Польше, Чехии, Словакии очень популярны картины из теста. . Кукол-марионеток из солёного теста стали делать в Китае ещё в 18 веке

8. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

Спасибо, ребята.

В классе есть ученики, которые занимаются поделками из соленого теста – дома с родителями. Иван совместно с мамой оформили выставку, которую вы сможете посмотреть на перемене. А Екатерина - презентацию. Сейчас мы её посмотрим.

- Презентация “Моё хобби – поделки из соленого теста”


3

Работа по теме урока

Как вы уже говорили, соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для творчества. Этому занятию дали название - тестопластика.

Сегодня мы с вами продолжим работу, начатую на прошлых уроках. Мы лепили корзиночки и вазочки. Они такие красивые, яркие и разнообразные стоят у вас на столе. А что же можно в них положить?

Правильно. Можно фрукты, овощи, конфеты и печенья, и грибочки.

Теперь, каждая группа подумает и выберет сама, что будет лепить. Но сначала вспомним, правила работы в группе. Какие вы знаете правила? Обсуждаем и выбираем каждый свое направление. Кто что будет делать? 

Одни – грибочки, другие – овощи, третьи – фрукты, а четвертые – конфеты и печенье. Не забываем, что работа должна быть аккуратной, законченной. А чем вы заполните корзиночки зависит от вашей фантазии.

Давайте, посмотрим поэтапное выполнение некоторых из них.

Огурцы

  • Лепим из теста колбаски, закругляем концы, чуть изгибаем форму, протыкаем зубочисткой дырочки.

Морковь

  • Лепим из теста конус, насечки на морковке делаем поперечными вмятинами от зубочистки.

Капуста

  • Для капусты  понадобится небольшой шарик и пять-шесть лепешек, которые оборачиваются вокруг шарика.

Помидоры

  • На приплюснутые шарики укладываем внахлест (снежинкой) тоненькие колбаски и завершаем композицию хвостиком.

Изготовление фруктов (яблоко).

Слепить из теста шарик. Надавить на него слегка с двух сторон, а затем сверху и снизу сделать углубление обратной стороной кисточки. Смочить водой и вставить веточки гвоздики в углубления.

Грушу - скатать шарики, придав форму груши. Из кусочков теста можно вылепить листики и черенки.

Грибы

  • Для грибной шляпки скатай шарик и слегка вдави центр пальцем.

  • Для грибной ножки скатай коротенькую овальную колбаску.

  • Вылепи грибочки разных размеров и соедини в группы по 3-4 гриба.




4

 Физкультминутка


Мы будем лепить ручками, давайте приготовим наши пальчики к работе.

- Гребешок. (Пальчики сцеплены в замочек. Кончики пальцев левой руки прижимаем на тыльную сторону, пригибая ее так, чтобы пальчики вставали, как гребешок.)

- гонки многоножек.

- лесенка


5

Давайте вспомним ТБ

. Чтение на доске инструктажа.

Но прежде, чем приступить к работе, давайте оденем фартуки.


6

7. Закрепление знаний учащихся. Практическая работа


 Дети работают самостоятельно, звучит легкая музыка. Учитель подходит к каждому ученику, помогает при необходимости.

7

Уборка рабочих мест.




8

 Подведение итогов урока:


Посмотрите, какие интересные работы у нас получились. Все поработали хорошо, все получат положительную оценку. Молодцы! Потом я ваши работы высушу, а на следующем уроке, их раскрасим.



Самоанализ

Занятие проводилось в возрастной группе 3-го года обучения, возраст обучающихся 9- 11 лет.

По итогам диагностики способности детей имеют повышенный и творческий уровень способностей.

Были выполнены задачи:

- закреплять умение работать с соленым тестом

- развивать мышление, воображение

- развитие интереса к декоративно- прикладному искусству

Содержание занятия соответствовало целям и задачам, развивает творческие способности детей, фантазию и воображение, мелкую моторику рук.

Занятие способствовало развитию познавательного интереса к декоративно- прикладному творчеству.

Тип занятия: комбинированный.

Структура занятия соответствовала плану.

Методы обучения соответствовали поставленным задачам и целям, были разнообразны и интересны, понятны детям.

Считаю, что подача материала была интересной и эмоциональной.

Объяснение задания было четким, поэтапным.

Были созданы условия для развития творческого потенциала каждого ребенка, созданы условия для самостоятельной деятельности и самовыражения.

Занятие прошло в атмосфере доброжелательности, заинтересованности, увлеченности детей.

Все дети были активны, справились с заданием.

Можно отметить способность детей.

Запланированный объем выполнен, цель занятия реализована полностью.


Приложение 2

Внеурочное занятие для 3 класса

Тема: «Рисунок с натуры, орудие труда человека»

Цель и задачи:

- обучать построению предметов

- закрепить понятие и сущность светотени

- углубить знания детей об орудиях труда человека

- развивать умение анализировать очертания, цвет, пропорции предмета

- развивать внимательность, наблюдательность

- воспитывать уважение к труду, аккуратности

Оборудование: образец рисунка «Орудия труда», карандаш, детские грабли и лопата, ведро, краски

Ход урока

№№

Этап

Деятельность учителя и учеников

1

Организационный момент.


-Здравствуйте, ребята, сегодня я проведу у вас урок ИЗО, но прежде чем приступить к занятию проверьте все ли у вас готово: карандаш, альбом, ластик.


2

Постановка темы урока


- Приступим к занятию, чтобы узнать тему нашего урока посмотрите внимательно на экран.

- Что на нем изображено? (ответы детей) а как ещё можно назвать все эти предметы в общем, несколькими словами? (орудия труда человека) это и есть тема нашего урока, а что бы узнать, что именно мы будем рисовать отгадайте загадки. Готовы? Слушайте внимательно, не выкрикивайте.

Ручка есть, а не грабли

Землю роет, а не плуг.

- Что это? (Лопата)

- И ещё один предмет.

В колодец нырнуло оно с головой -

На верх возвратилась с холодной водой.

- Это? (Ведро)


3

Вводная беседа


-  Со времён первых орудий труда созданных еще в Каменном веке 2 000 000 лет назад, люди продолжают изобретать все новые и новые вещи, чтобы сделать жизнь легче, удобнее и безопаснее, но некоторые из этих вещей настолько важны, что без них мы не могли бы сейчас выполнять различную работу к таким орудиям труда относятся как раз ведро и лопата.

-  Вспомните, что вы знаете об этих предметах?

- Зачем нужна лопата? (закапывать, выкапывать, рыхлить и т.д)

- Для чего нужно ведро? (Переносить, что-либо хранить жидкости).


4

 Анализ внешнего вида и особенностей предметов.


- Посмотрите на рисунок. Какие геометрические тела лежат в основе этих орудий? (прямоугольник - рабочая часть лопаты, цилиндр - черенок, усечённый конус - ведро (цилиндр который сужается к основанию).

- Приведите примеры из окружающего нас мира предметов, имеющих форму усечённого конуса? (предметов похожих на ведро) Стакан, ведро, абажур у светильника, вулкан и т.д. Приступим к рисованию.


5

Выполнение рисунка


1. Какую ориентацию листа мы выберем для нашей композиции?  Как мы расположил наш лист? Покажите мне (вертикальную). Молодцы, приступим к следующему этапу.

2. Определим высоту рисунка, отступим снизу 3 пальчика и сверху 2, можем сделать так в нескольких местах что бы легче было соединить эти точки (повторяют за учителем).

-Проанализируем ширину нашей постановки она у нас меньше высоты рисунка? (Да)

-Да, примерно 2/3 нашей высоты будет равно его ширине. Начертим такую прямую линию поделим её на 3 части примерно равные части проверяйте себя с помощью карандаша или с помощью рук (показывает учитель). Теперь измерим 2 части это и будет ширина нашего будущего рисунка (с помощью карандаша замеряем соединяемых линии получаем прямоугольник для нашей будущей   постановки).

3. Определим габаритные размеры предметов. Ширина ведра у нас немного меньше ширины листа поделим нижнюю границу листа на 3 примерно равные части и 2 из них и будут шириной нашего, а его высота присмотритесь к рисунку, занимает пол листа. Сделаем вот такую вот разметку, она позволит нам увидеть размеры ведра и передать их.

- Намечаемой наклон лопаты и проводим линию, рабочая часть находится ниже ведра, обратите внимание как я рисую линии, они у нас параллельны линии наклона лопаты, эта линия будет выступать для лопаты осью симметрии знаете, что это? (Делит рисунок на 2 одинаковые части). Строим прямоугольник ширина нашей лопаты чуть меньше её высоты, получаем прямоугольник, а теперь срезаем углы — вот такая рабочая часть у нас получилась. А такой прозрачный рисунок называют «Конструктивным построением» он учит нас передавать размеры предметов и их расположение. Наметим ширину черенка и проведем линии, так что бы у нас получился новый прямоугольник.

4. Вернёмся к нашему ведру. Наметим донышки ведра, вот таким образом (повторяют за учителем) ширина нижнего прямоугольника уже. Верхний прямоугольник для овала будет уже, а нижний шире, а почему мы узнаем проведя эксперимент.

Существует такая наука как «Перспектива», которая изучает изменение размера, цвета предмета с изменением расстояние от наблюдателя, так чем дальше предмет от человека, тем меньше и светлее, чем ближе, тем больше и ярче. Приведите примеры -Где в реальной жизни можно встретить такое явление? (горы, рельсы, аллея - дорожка сужается).

Давайте проведем такое исследование у вас на парте лежат кружочки возьмите их и поднимите их к переносице. Расскажите, что вы видите? Видите ли, вы круг? А теперь опускайте кружок вниз вы наблюдаете? (круг увеличивается). А теперь поднимем его выше переносицы, и он снова начинает расти.

Дело в том, что на уровне переносицы у нас находятся глаза — это наша «Линия горизонта» (слайд)

Рисуя овалы ведра мы должны учитывать перспективы чем он выше к уровню зрения, тем он уже. Соединяем и получаем ведро, построенное по всем правилам перспективы. Намечаемой линию стола. Приступает к светотени.

4. «Светотень» позволяет передать объём предмета (слайд). Посмотрите, как при помощи светотени из круга сделали шар, так и мы предадим нашему ведру объёмности. Наносим светотень мягко заштриховывая ведро с вертикальными штрихами и лопату вот таким образом.

- Где самое тёмное место? Штрихуем там сильнее.

- На ведре тоже есть тень наносимый штриховку, но не перетемните. (тень справа от источника света). У нас осталась только тень, штрихуем её.

- Пока я буду оценивать, вы можете разгадать кроссворд.


6

Итог занятия.


- С какими терминами в ходе работы мы познакомились? Что они значат?

- Давайте вспомним последовательность выполнения работы.

- Справились мы с работой?

- Кто считает, что справился выйдите к доске со своими рисунками покажите их своим одноклассникам.

- Посмотрите какие объёмные и красивые работы у вас получились.



Самоанализ

На занятии присутствовали 13 человек, дети разновозрастные.

Цель занятия: формирование навыков рисования с натуры.

Задачи: обучения приемам и последовательности рисование с натуры, развитие внимания, навыков и практической работы.

Материал занятия подобран посильным для учащихся с точки зрения: количества объема, количество образцов и возможностей.

Оборудование соответствует нормам и требованиям к занятиям.

Подобранные методы и средства обучения соответствовали возрасту детей.

Считаю, что занятие было целостным и законченным. Цель была достигнута.

Приложение 3

Художественная предметно- развивающая зона кабинета изобразительного искусства по ФГОС

  1. Кабинет должен быть оснащен:

- диапроектор

- эпипроектором

- графапроектором

- другие проекторы

- цветной телевизор с диагональю не менее 61 см с видеомагнитофоном

- компьютеры

  1. Графопроектор должен располагаться на подставке и находиться у стола учителя на расстоянии не менее 1 ,8 м от доски

  2. Для показа экранных средств должен быть проекционный экран

Требования к оформлению кабинета:

  1. дизайн кабинета должен отвечать требованиям технологии обучения к научной организации деятельности учеников и учителя

  2. на передней стене размещают доску

  3. боковая стена кабинета свободна от мебели, используются для экспозиции, стены должны быть временными и постоянными

  4. Временное- включает рабочая инструктивные стенды

  5. Рабочая- содержит материалы используемые при изучении определенной темы, инструкционные, содержит рекомендации методического характера ,тестовые материалы

  6. экспозиция длительного направления- портреты художников, высказывания- размещается вверху по боковой стене над временными

  7. в формировании стендов используются различные шрифты, заголовки и подзаголовки, выполняются в 1 стиле, обязательно должно быть оборудование и вспомогательные предметы для черчения на доске, транспортир, треугольник, циркуль, линейка, модель проекционных плоскостей для составления чертежей, мольберты ,модель из гипса, усеченные и цельные геометрические тела, различные предметы для составления натюрморта, компьютер, телевизор и другая аппаратура, учебники и наглядные рисунки, схемы и методическая литература.

Рабочая зона учителя

Место учителя укомплектовывается техническими средствами, должен быть смонтированный пульт дистанционного управления, кабинет оборудуются средством для зашторивания окон с автоматическим и ручным приводом.


Рабочее место включает:

- классная доска

- демонстрационной стол

- натюрморты

- столы и 2- 3 штуки

-ТСО

-приборы освещения

Доска должна быть многоплатиновой, аудиторская доска с магнитной поверхностью и набором для закрепления таблиц и репродукций.

Столы приспособленные для работы графическими и живописными материалами: пластилином, глиной, материалы для деятельности, краски акварельные, гуашь, тушь, ручка с перьевым наконечником, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые кисти из щетины и беличьи и так далее.

Санитарно- техническая зона должен быть водопроводной экран, и сток , шторы солнцезащитные и светозащитные, окна выставляются на север или северо- восток для сохранения одного и того же освещения.

Зона хранения дидактического материала в зависимости, от площади имеет либо шкафы или вместительная препараторская.

Основу кабинета составляет методический фонд.

Паспорт кабинет ежегодно обновляется.

Вывод: изучив и описав каким должен быть кабинет, можно только мечтать. В современных школах такого оснащения до сих пор нет.

Может быть где- то и есть, хотелось бы видеть.

Приложение 4

Отчет по результатам деятельности младших школьников в области ИЗО и ДПИ.

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

Дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями духовной жизни повседневного труда, общением с искусством природы в быту, межличностном общении.

Огромное значение в воспитании ребенка имеет художественно- эстетическое направление.

Уроки изобразительного и декоративно- прикладного искусства формируют у детей целостное гармоничное восприятие мира, активизируют самостоятельную творческую деятельность, развивают интерес к природе и потребности в общении с искусством, формирует духовную личность, любовь к родной природе, к своему народу и культуре.

Для выявления уровня сформированности эстетических чувств у детей 2-3 класса применяла комплекс методик, так как они дополняют друг друга.

  1. наблюдение не является надежной диагностикой, но однако можно видеть и слышать самые многообразные проявления ребенком

  2. Беседа- с помощью ее можно установить психические особенности ребенка. При проведении бесед придерживалась рекомендаций: начать беседу с тематики «интересный собеседник», чтобы он охотно начал говорить: