Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов Практическое занятие 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1118
Скачиваний: 27
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная
организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Теоретические и прикладные аспекты методической работы
учителя начальных классов
Практическое занятие 2
Выполнил:
Обучающийся Кузнецова Нина Валерьевна
Преподаватель:
Гладнева Светлана Геннадьевна
Задания по теме 2.2 Концептуальные основы и содержание примерных и
вариативных программ начального общего образования
Цель занятия: уметь анализировать примерные основные образовательные программы начального общего образования, вариативные (авторские) программы и учебники по предметам общеобразовательной программы, определять цели и задачи обучения и воспитания учащихся, сравнивать эффективность применяемых методов начального общего образования, выбирать наиболее эффективные образовательные технологии с учетом типа образовательной организации и особенностей возраста обучающихся; иметь практический опыт анализа учебно-методических комплектов.
Задание 1. Перечислите современные методические системы обучения младших школьников.
Выполните анализ перечисленных Вами методических систем обучения по предложенному плану. По результатам анализа заполните таблицу:
Название методической системы обучения, ее авторы
Цели обучения Содержание обучения
Методы обучения
Организац ионные формы обучения
Средства обучения
Развивающая
Л.В. Занкова,
Д.Б. Эльконина –
В.В. Давыдова
Развитие творческой стороны личности
Спецпрограм ма Л.В.
Занкова и
Д.Б.
Эльконина-
В.В.
Давыдова
Проблем но - поисковы е
Классные, внеклассн ые, групповые, индивидуа льные
Игры, рассказы, творческая деятельность и тд.
Программирован ная Б.Ф. Скиннер повысить эффективность управления процессом обучения на базе кибернети ческого подход а
Соблюдение алгоритма обучения схема ори ентировоч ной основ ы действий
Классные, внеклассн ые, групповые, индивидуа льные, фронтальн ые
Схема, алгоритм, план и тд.
Методические системы на базе усвоение не только результатов
Весь учебный материал преподноситс
Постанов ка проблемы
Классные, внеклассн ые,
Проблемная задача,
проблемного обучения научного познания, но и пути, процесса получения этих результатов я в проблемной форме групповые, индивидуа льные, фронтальн ые проблемная ситуация
Сделайте вывод о том, какая из существующих систем обучения, на Ваш взгляд, наиболее полно отражает требования ФГОС НОО. Обоснуйте свой ответ.
На мой взгляд каждая из систем уникальна и может дополнять друг друга, применятся на разных этапах урока. Для меня более ближе методическая система на базе проблемного обучения, так как к цели урока достигаются через постановку проблемы и это движет учащихся самим находить выход из ситуации, расширяет их возможности по нахождению выхода, стимулирует активность.
Задание 2. Проанализируйте примерные программы начального общего образования. По результатам анализа заполните таблицу:
Название
УМК
Цель
Принципы
Особенности содержания и методики обучения
УМК
«Школа
России» средствами учебно‐
методического комп лекса обеспечить современное образование младшего школьника в соответствии с положениями
ФГОС, новейшими достижениями педагогической науки и лучшими традициями отечественной школ ы принцип воспитания гражданина России; принцип ценностных ориентиров; принцип экоадекватного характера образования; принцип обучения в деятельности; принцип работы на результат; принцип синтеза традиций и инноваций; принцип глобальной ориентации образования; принцип вариативности. направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов. приоритет духовно- нравственного развития и воспитания школьников личностно ориентированный и системно- деятельностный характер обучения
УМК
«Перспек тива»
Всестороннее гармоничное гуманистический, принцип историзма, коммуникативный и основой всех учебных предметов выступают понятия
Сделайте вывод о том, какая из существующих систем обучения, на Ваш взгляд, наиболее полно отражает требования ФГОС НОО. Обоснуйте свой ответ.
На мой взгляд каждая из систем уникальна и может дополнять друг друга, применятся на разных этапах урока. Для меня более ближе методическая система на базе проблемного обучения, так как к цели урока достигаются через постановку проблемы и это движет учащихся самим находить выход из ситуации, расширяет их возможности по нахождению выхода, стимулирует активность.
Задание 2. Проанализируйте примерные программы начального общего образования. По результатам анализа заполните таблицу:
Название
УМК
Цель
Принципы
Особенности содержания и методики обучения
УМК
«Школа
России» средствами учебно‐
методического комп лекса обеспечить современное образование младшего школьника в соответствии с положениями
ФГОС, новейшими достижениями педагогической науки и лучшими традициями отечественной школ ы принцип воспитания гражданина России; принцип ценностных ориентиров; принцип экоадекватного характера образования; принцип обучения в деятельности; принцип работы на результат; принцип синтеза традиций и инноваций; принцип глобальной ориентации образования; принцип вариативности. направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов. приоритет духовно- нравственного развития и воспитания школьников личностно ориентированный и системно- деятельностный характер обучения
УМК
«Перспек тива»
Всестороннее гармоничное гуманистический, принцип историзма, коммуникативный и основой всех учебных предметов выступают понятия
развитие личности
(духовно- нравственное, познавательное, эстетическое), реализуемое в процессе усвоения школьных предметных дисциплин. принцип творческой активности. Такой принципиальный подход позволяет организовать процесс обучения с одной стороны под цель, направленную на получение знаний в соответствии с требованиями нового стандарта, с другой стороны, как средство формирования универсальных учебных умений и личностных качеств, т.е. развитие и воспитание ребенка.
"культура", "общение", " познание", "творчество".
Важным условием успешности реализации программы". Перспектив а" является индивидуальный подход к каждому ученику.
Учебники содержат задания разной степени сложности, обеспечивая возможность варьировать задания с учетом уровня подготовленности ученика.
УМК
«Школа
2100…» научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность. принцип адаптивности; принцип развития, принцип психологической комфортности; принцип смыслового отношения к миру; принцип обучения деятельности, "щадящая" система домашних заданий интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предм етами начальной школы.
Знакомить учеников с реальной жизнью, а не со специально подготовленным и адаптированным ее описанием. Прием
(духовно- нравственное, познавательное, эстетическое), реализуемое в процессе усвоения школьных предметных дисциплин. принцип творческой активности. Такой принципиальный подход позволяет организовать процесс обучения с одной стороны под цель, направленную на получение знаний в соответствии с требованиями нового стандарта, с другой стороны, как средство формирования универсальных учебных умений и личностных качеств, т.е. развитие и воспитание ребенка.
"культура", "общение", " познание", "творчество".
Важным условием успешности реализации программы". Перспектив а" является индивидуальный подход к каждому ученику.
Учебники содержат задания разной степени сложности, обеспечивая возможность варьировать задания с учетом уровня подготовленности ученика.
УМК
«Школа
2100…» научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность. принцип адаптивности; принцип развития, принцип психологической комфортности; принцип смыслового отношения к миру; принцип обучения деятельности, "щадящая" система домашних заданий интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предм етами начальной школы.
Знакомить учеников с реальной жизнью, а не со специально подготовленным и адаптированным ее описанием. Прием
работы с текстом во время его чтения
УМК
«Перспек тивная начальна я школа» создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями
ФГОС начального общего образования; достижение планируемых результатов в соответствии с
ФГОС и на основе
УМК
«Перспективная начальная школа».
Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка;
Принцип целостности картины мира;
Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников;
Принципы прочности и наглядности;
Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей
УМК по каждому учебному предмету, как правило, включает в себя учебник, хрестоматию, тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие для учителя (методиста).
Учет возраста школьника, особенностей восприятие, УМК
«Перспективная начальная школа» формирует умение поиска, передачи и хранения информации;
Организация обучения рассчитана через систему заданий в учебнике.
Интересны главные действующие лица, с помощью которых школьник получает знания — это разновозрастные брат и сестра (Миша и Маша), а также многочисленные второстепенные персонажи, периодически возникающие на страницах учебника. В оформлении учебников применён принцип разноцветных
(разнотематических) страниц, книги и тетради снабжены яркими иллюстрациями, не позволяющими учащемуся отвлекаться на посторонние занятия.
УМК
«Перспек тивная начальна я школа» создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями
ФГОС начального общего образования; достижение планируемых результатов в соответствии с
ФГОС и на основе
УМК
«Перспективная начальная школа».
Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка;
Принцип целостности картины мира;
Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников;
Принципы прочности и наглядности;
Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей
УМК по каждому учебному предмету, как правило, включает в себя учебник, хрестоматию, тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие для учителя (методиста).
Учет возраста школьника, особенностей восприятие, УМК
«Перспективная начальная школа» формирует умение поиска, передачи и хранения информации;
Организация обучения рассчитана через систему заданий в учебнике.
Интересны главные действующие лица, с помощью которых школьник получает знания — это разновозрастные брат и сестра (Миша и Маша), а также многочисленные второстепенные персонажи, периодически возникающие на страницах учебника. В оформлении учебников применён принцип разноцветных
(разнотематических) страниц, книги и тетради снабжены яркими иллюстрациями, не позволяющими учащемуся отвлекаться на посторонние занятия.
УМК
«Началь ная школа
XXI века» развитие личности школьника, формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого; · становлен ие элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебн ой деятельности; · ф ормирование готовности к самообразованию. природосообразности – то есть полное соответствие возрастным особенностям детей; учет типологических и индивидуальных особенностей познавательной обучающихся, а также уровня их социализации; интеграции – установление связей между различными предметами; дифференциации – учет психологических особенностей ребенка, его возможностей и способностей.
Интеграция, позволяющая учесть целостность восприятия ребенком этого возраста окружающего мира, постепенно заменяется дифференцированными курсами. Функция целостного восприятия окружающей действительности остается приоритетным.
Умк позволяет успешно решать одну из приоритетных задач
НОО формировать основные компоненты учебной деятельности.
Приоритет поисково- исследовательской методики. УМК усиливает внимание к творческой деятельности учащихся, инициатива самостоятельности каждого обучающегося.
Преобладание заданий проблемного характера, система специальных творческих заданий, которые усложняются от класса к классу.
УМК
«Планета знаний» создание образовательного пространства, характеризующегося разнообразием видов учебной деятельности, в котором младший школьник выступает как субъект, обладающий правом
Принципы, на которых строится учебно- методический комплект
При отборе содержания для УМК "Планета знаний " учитывались как устоявшиеся в дидактике принципы, так и современные, нашедшие отражение в Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное
Основная особенность заключается в его целостности. Она проявляется в единых ценностных приоритетах; в единстве дидактических подходов; в единстве структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам; в единстве сквозных линий типовых
выбора вида учебной деятельности, партнера, средств и пр. звено): принципы развити я, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности. заданий; в единой навигационной системе.
Все это позволяет осуществлять единство подходов к организации учебной и внеурочной деятельности, в реализации проектной деятельности по всем предметам. Проектная деятельность расширяет дидактические возможности учебников и рассматривается авторами как активный механизм развития личности ученика. Ей отводится особая роль в формировании универсальных учебных действий учащихся
(личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
УМК
«Гармон ия»
Цель программы «Гармон ия» заключается в развитии творческих способностей обучающихся начальной школы через личностное взаимодействие, развитие познавательной и эмоциональной сферы, инициацию резервных возможностей через принцип приоритета самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения;
- принцип включения опыта ребенка в процесс усвоения ЗУН;
- принцип создания каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия и успешности в процессе усвоения предусмотренных программой ЗУН; в УМК «Гармония»
Направленность на преодоление объективно сложившегося разделения традиционной и развивающих систем обучения на основе органичного соединения подтвердивших свою жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем.
Методическое воплощение основных
Все это позволяет осуществлять единство подходов к организации учебной и внеурочной деятельности, в реализации проектной деятельности по всем предметам. Проектная деятельность расширяет дидактические возможности учебников и рассматривается авторами как активный механизм развития личности ученика. Ей отводится особая роль в формировании универсальных учебных действий учащихся
(личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
УМК
«Гармон ия»
Цель программы «Гармон ия» заключается в развитии творческих способностей обучающихся начальной школы через личностное взаимодействие, развитие познавательной и эмоциональной сферы, инициацию резервных возможностей через принцип приоритета самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения;
- принцип включения опыта ребенка в процесс усвоения ЗУН;
- принцип создания каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия и успешности в процессе усвоения предусмотренных программой ЗУН; в УМК «Гармония»
Направленность на преодоление объективно сложившегося разделения традиционной и развивающих систем обучения на основе органичного соединения подтвердивших свою жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем.
Методическое воплощение основных
активизацию развития высших психических функций. отдаётся приоритет частично-поисковым и исследовательским методам, которые отражены в приемах наблюдения, разноплановом рассмотрении объектов, их сравнении, преобразовании и конструировании. направлений модернизации школьного образования
(гуманизации, гуманитаризации, дифференциации, деятельностного и личностно- ориентированного подхода к процессу обучения).
Задания по теме 2.3 Методические рекомендации по созданию учителем
начальных классов рабочих программ в соответствии с требованиями
ФГОС
Цель: уметь определять цели и задачи, планировать обучение и воспитание обучающихся, осуществлять планирование с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся; иметь практический опыт разработки учебно-методических материалов (рабочих программ) на основе ФГОС НОО, примерных основных образовательных программ начального общего образования с учетом типа образовательной организации, особенностей класса и отдельных обучающихся.
Задание 3. Найдите, используя интернет-ресурсы, рабочую программу какого- либо учителя начальных классов (предметная область по выбору).
Проанализируйте рабочую программу по следующему плану:
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 «В» класс
Леонтьева Н.В.
1. Указаны ли цели и задачи предлагаемой программы? Насколько четкие и
правильные формулировки целей и задач?
Цельучебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной,
(гуманизации, гуманитаризации, дифференциации, деятельностного и личностно- ориентированного подхода к процессу обучения).
Задания по теме 2.3 Методические рекомендации по созданию учителем
начальных классов рабочих программ в соответствии с требованиями
ФГОС
Цель: уметь определять цели и задачи, планировать обучение и воспитание обучающихся, осуществлять планирование с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся; иметь практический опыт разработки учебно-методических материалов (рабочих программ) на основе ФГОС НОО, примерных основных образовательных программ начального общего образования с учетом типа образовательной организации, особенностей класса и отдельных обучающихся.
Задание 3. Найдите, используя интернет-ресурсы, рабочую программу какого- либо учителя начальных классов (предметная область по выбору).
Проанализируйте рабочую программу по следующему плану:
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 «В» класс
Леонтьева Н.В.
1. Указаны ли цели и задачи предлагаемой программы? Насколько четкие и
правильные формулировки целей и задач?
Цельучебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной,
т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Задачипреподавания изобразительного искусства:
- формирование у учащихся нравственно-этической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
- формирование художественно-творческой активности школьника;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Поставленная цель отображает конечный результат рабочей программы, является четкой и сформулирована правильно. Задачи определяют поэтапные ступени достижения цели, сформулированы правильно.
2. Указаны ли возрастные и психологические особенности детей, на которых
рассчитана данная программа?
Возраст указан, особенности возрастных и психологических особенностей не указаны
3. Указаны ли основные принципы построения программы? Соответствуют ли
они общепедагогическим и частнометодическим принципам?
Основные принципы построения программы не указаны
4. Дано ли краткое описание разделов программы и ее некоторые связи?
Даны краткие описания разделов программы
5. Предложена ли автором методика изучения программы?
Методика изучения программы автором предлагается
6. Указаны ли предполагаемые результаты изучения и формы оценки качества,
результативности обучения? Насколько разнообразны предложенные формы?
В программе указаны планируемые результаты изучения. Формы оценки качества, результативности обучения не предлагаются.
7. Оцените грамотность речи, научность и точность формулировок.
Материал написан грамотно, содержит необходимы нормативные документы для реализации данной программы, формулировки точны.
Задачипреподавания изобразительного искусства:
- формирование у учащихся нравственно-этической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
- формирование художественно-творческой активности школьника;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Поставленная цель отображает конечный результат рабочей программы, является четкой и сформулирована правильно. Задачи определяют поэтапные ступени достижения цели, сформулированы правильно.
2. Указаны ли возрастные и психологические особенности детей, на которых
рассчитана данная программа?
Возраст указан, особенности возрастных и психологических особенностей не указаны
3. Указаны ли основные принципы построения программы? Соответствуют ли
они общепедагогическим и частнометодическим принципам?
Основные принципы построения программы не указаны
4. Дано ли краткое описание разделов программы и ее некоторые связи?
Даны краткие описания разделов программы
5. Предложена ли автором методика изучения программы?
Методика изучения программы автором предлагается
6. Указаны ли предполагаемые результаты изучения и формы оценки качества,
результативности обучения? Насколько разнообразны предложенные формы?
В программе указаны планируемые результаты изучения. Формы оценки качества, результативности обучения не предлагаются.
7. Оцените грамотность речи, научность и точность формулировок.
Материал написан грамотно, содержит необходимы нормативные документы для реализации данной программы, формулировки точны.
Задание 4.Разработайте пояснительную записку рабочей программы по плану
(используйте любой УМК). Предмет, по которому будет разрабатываться программа, выберите также самостоятельно.
УМК «Школа России». «Изобразительное искусство», 2 класс
План пояснительной записки к рабочей программе:
1. Цели и задачи предлагаемой программы.
Цель: совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.
Задачи:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитиеспособностивидетьпроявлениехудожественнойкультурывреальнойж изни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- формирование навыков работы с различными художественными материалами;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
2. Нормативно-правовые документы, послужившие основой для написания программы:
- программа (ее полное название, автор, издательство, год),
Рабочая программа «Изобразительное искусство» Б.М.Неменского 1-4 классы
- учебник (название, автор, издательство, год),
Е.И.Коротеева Изобразительное искусство. Искусство и ты, учебник 2 класс.
- тетради на печатной основе (название, автор, издательство, год),