Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов Практическое занятие 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1119

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ступени школы имеют характер интегрированных курсов, которые закладывают первоначальные представления о природе, обществе, человеке и его труде.
Образовательные программы переподготовки и повышения квалификации учителей строятся по модульному принципу, гибко изменяются в зависимости от интересов педагогов, в свою очередь обусловленных образовательными потребностями учащихся. В ходе реализации таких программ используются современные информационные технологии.
Задания по теме 3.2 Портфолио учителя начальных классов. Рекомендации
для подготовки учителем начальных классов портфолио к аттестации
Цель занятия: иметь практический опыт оформления портфолио
педагогических достижений, изучения и анализа педагогической и методической
литературы по проблемам начального общего образования.
Задание 7. Виртуальная экскурсия по индивидуальным сайтам педагогов. Анализ электронных портфолио педагогов.
Выполните задания:
· Изучите, используя интернет-ресурсы, положения о портфолио и методические рекомендации по созданию портфолио.
Портфолио – это инструмент оценки и самооценки профессионально-личностного роста педагога. Портфолио служит инструментом для внешней экспертизы деятельности педагога и ее результатов. Портфолио обеспечивает возможность рефлексии, самооценки и служит средством, поддерживающим профессиональный рост педагога.
II. Цель и задачи Портфолио
Цель Портфолио – представление значимых профессиональных результатов, обеспечение мониторинга профессионального роста педагога.
Задачи: оценить квалификационный уровень педагога и качество его профессиональной деятельности;
провести самооценку профессиональной деятельности педагогических работников образования.
III. Структура Портфолио
Портфолио представляет собой папку-накопитель собранных педагогом документов и материалов, свидетельствующих об уровне его профессиональной компетентности и результатах практической (учебной, воспитательной, социальной, творческой и др.) деятельности за последние учебные годы (3-5 лет).
Структура Портфолио включает в себя разделы, количество и наименование которых зависит от показателей, указанных в экспертном заключении оценки
Портфолио (форма прилагается).
Структура содержания Портфолио включает:
Титульный лист (образец прилагается).
Общие сведения (образец прилагается).
Самоанализ профессиональной деятельности педагога.
Приложения.
IV. Содержание самоанализа
Самоанализ – это аналитическое обследование, которое показывает динамику профессиональных достижений педагога, его профессиональный рост, динамику достижений обучающихся. Состоит из следующих обязательных разделов
(критериев):
4.1. Высокие учебные результаты обучения при их позитивной динамике за последние три года.
Позитивная динамика уровня обученности обучающихся за последние 3-5 лет;
Позитивная динамика «качества знаний» обучающихся за последние 3-5 лет;
Увеличение количества обучающихся (в процентах), принимающих участие в предметных олимпиадах разных уровней (школьном, муниципальном, региональном, всероссийском);
Динамика количества и качества творческих работ обучающихся по данному предмету (проектов, исследований и др.);
Общественное признание учебных результатов (наличие грамот от органов власти за высокие достижения в подготовке обучающихся на муниципальном, региональном уровнях).


4.2. Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету.
Динамика количества обучающихся, занимающихся в кружках, секциях, клубах, факультативах и т.д., руководство которых осуществляет аттестующийся педагог;
Наличие обучающихся, посещающих внеурочные мероприятия аттестующегося педагога, победителей этапов Всероссийской олимпиады и республиканской научно-практической конференции школьников (школьный, муниципальный, региональный, всероссийский, международный уровни);
Наличие обучающихся, посещающих внеурочные мероприятия педагога, занявших призовые места на конкурсах, соревнованиях разного уровня, успешно выполнивших проекты по предмету (направлению деятельности) на школьном, муниципальном и других уровнях.
4.3. Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.
Под позитивным социальным опытом следует понимать опыт, приобретенный обучающимися в той или иной позитивно направленной социальной деятельности под руководством аттестуемого педагога. Важно, что созданию условий для этой деятельности способствует педагог, не обязательно выступая при этом в роли классного руководителя.
Взаимопомощь в ученическом коллективе в рамках класса (группы), ОУ;
Наличие органа ученического самоуправления в классе (группе);
Активное участие обучающихся в самоуправлении класса (группы), ОУ;
Участие обучающихся в органах ученического самоуправления;
Участие в социально направленной деятельности, как помощи пожилым людям, инвалидам, детям-сиротам и др. на уровне учреждения, муниципальном и региональном уровнях;
Участие в проектах, направленных на благоустройство территории, улучшение качества окружающей среды;
Взаимодействие сообщества обучающихся с местными властными структурами с целью решения тех или иных проблем местного социума.
4.4. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий.

Систематическое использование проектных, исследовательских, развивающих, проблемных, разноуровневых, ТРИЗ, компьютерных средств обучения, модульного обучения, обучения в сотрудничестве, ИКТ, ЭОР и других современных образовательных технологий (далее – СОТ) в образовательном процессе и результативность;
Разработка и использование новых цифровых образовательных ресурсов
(приобретенных, авторских), методов фиксации и оценивания учебных достижений средствами ИКТ, контрольно-измерительных материалов;
Осуществление диагностики и отслеживание результативности использования
СОТ, система мониторинга;
Использование здоровьесберегающих технологий;
Обоснованность, уместность и результативность использования СОТ, подтвержденная описанием и справкой по проведенному педагогическому эксперименту.
4.5. Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе.
Наличие научно-методических публикаций, направленных на диссеминацию инновационного опыта (в т.ч. выступлений на научно-практических конференциях, семинарах), отражающих отдельные элементы методической системы педагога (в изданиях разных уровней);
Представление собственной методической системы в форме объемной публикации (учебного пособия, методических рекомендаций, монографии) или диссертационного исследования (в изданиях разных уровней);
Анализ работы по распространению собственного педагогического опыта (в форме регулярных мастер-классов, семинаров, проведения занятий на курсах повышения квалификации), в том числе через Интернет;
Наличие последователей, т.е. коллег, работающих по методической системе данного учителя или активно использующих отдельные ее элементы.
4.6. Обеспечение непрерывности собственного профессионального образования.
Своевременное повышение квалификации (последнее – не ранее чем за 5 лет до настоящей аттестации) с указанием количества часов и наименований программ повышения квалификации;
Участие в обучающих, научно-практических семинарах, курсах, тренингах, конференциях;


Участие в муниципальных, региональных, федеральных и международных профессиональных конкурсах;
Обучение в аспирантуре (или докторантуре) в период аттестации или наличие ученой степени, звания.
V. Оценка Портфолио
Портфолио оценивается в баллах. Максимальная оценка – 100 баллов.
Квалификационная категория определятся по следующей шкале:
60-84 баллов – первая квалификационная категория;
85-100 баллов – высшая квалификационная категория.
По результатам оценки Портфолио экспертная комиссия, назначенная приказом
МОН и МП РА, дает экспертное заключение оценки Портфолио, профессиональной компетентности, результативности деятельности педагогического работника (форма прилагается).
IV. Требования к Портфолио
Портфолио наполняется документами и другими материалами, отражающими достижения работника в профессиональной деятельности и его эффективный профессионально-общественный опыт в количественных или качественных параметрах, позволяющих сделать экспертное заключение в ходе аттестации.
Основанием выбора и предъявления показателей педагогической деятельности для Портфолио являются требования к профессиональной деятельности при аттестации на квалификационную категорию, достижения обучающихся.
Портфолио, представленное на экспертизу, должно соответствовать следующим требованиям:
– параметры текста: размер бумаги – А4 (210×297 мм); поля: верхнее – 1,5 см; нижнее – 1,5 см; левое – 2,5 см; правое – 1,5 см; переплет – 0 см; ориентация страницы – книжная; шрифт русифицированный – Times New Roman;
кегль (размер) шрифта 14 красная строка – 1 см; межстрочный интервал – полуторный; выравнивание – по ширине; стиль текста – обычный.
Копии документов, вложенные в Портфолио, должны быть заверены руководителем образовательного учреждения или уполномоченным лицом.
Портфолио для представления на аттестацию педагогический работник оформляет на бумажном носителе и предъявляет председателю экспертной аттестационной комиссии за неделю до начала аттестационного периода.
Важной составляющей Портфолио являются приложения (материалы, представленные на бумажном носителе в виде отзывов, справок, отчетов, анкет, таблиц, копий приказов, грамот, дипломов, сертификатов, свидетельств и т.п.).
В тексте самоанализа обязательны ссылки на приложения, которые должны быть пронумерованы.
Педагог имеет право разместить результаты профессиональной деятельности, педагогические разработки (сценарии уроков, внеклассных занятий, учебные программы и т.п.), творческие работы обучающихся в электронном Портфолио
(персональном сайте педагога или персональном сайте образовательного учреждения; диске). В этом случае в самоанализе обязательно указывается адрес сайта.
Объем текста самоанализа составляет не более 14 и не менее 6 страниц, а общий объем Портфолио зависит от количества представленных в нем документов и материалов, но не должен превышать 30 страниц.
· Найдите в сети Интернет методические материалы по теме «Портфолио педагога».
Виды портфолио учителя:
Спектр деятельности современного педагога может быть настолько широк, что собрать воедино все результаты учебной и результаты внеурочной деятельности в одном документе просто невозможно. В этом случае необходимо создать электронное портфолио, которое объединит весь набор работ учителя и представит все аспекты его деятельности в виде полной картины.
Несомненно, у заинтересованного учителя должен существовать и бумажный эквивалент электронного портфолио в виде папки с документами. Это основные

моменты и утверждения о вас и вашей профессиональной деятельности. Бумажный вариант портфолио педагога непременно должен содержать упоминание о вашем личном сайте-портфолио и несколько ссылок на него.
Примерная структура портфолио

Титульный лист

Творческая визитка автора. Педагогическое кредо.

Общие сведения о педагоге (краткая трудовая биография, данные о повышении квалификации и его профессиональной подготовке).

Тема и цель ведения портфолио.

Результаты профессиональной деятельности педагога. Основные задачи на предстоящий (конкретный период). В данный раздел помещается также информация о поступлении учащихся в учебные заведения соответственно профилю работы объединения по интересам, результативность участия в конкурсах, фестивалях, форумах, работа педагога с одаренными детьми и т.д.

Учебно-методическая деятельность.

Документы и материалы из опыта работы. Их подбор зависит от содержания профессиональной деятельности, уровня мастерства, темы и цели портфолио.

Консультативный материал для педагогов и родителей.

План самообразования (индивидуального роста) педагога.

Дипломы, грамоты, благодарности, полученные педагогом.

Рефлексивные записки с анализом процесса индивидуального или коллективного развития, творческой активности, наиболее рациональных форм работы и средств достижения поставленных целей.
· Проанализируйте портфолио какого-либо учителя начальных классов с точки зрения соответствия требованиям.
Портфолио Дерюжко Валентина Борисовна
В портфолио сформулирована главная цель и задачи.
Структура портфолио соответствует положению, в нем сформированы:
1. титульный лист с указанием ФОИ, квалификация, дата составления, учреждение.
2. Общие сведения содержат всю необходимую информацию согласно положению о портфолио: ФИО, дата рождения, стаж работы, полученное
образование, категория, сведения о дипломах, грамотах, сертификатах и благодарственных письмах с учетом временных рамок.
3. Раздел 1. Состоит из:
1. Динамика учебных достижений учащихся: таблица уровня качества знаний и обученности по предметам;
2. Достижения детей по данным внешней аттестации: аналитическая справка по итогам диагностических исследований и качества знаний, результаты государственной (итоговой) аттестации.
3. Достижения детей в олимпиадах и конкурсах.
4. Использование здоровьесберегающих технологий организации учебно- воспитательного процесса: аналитическая справка по итогам диагностических исследований.
4. Раздел 2. Уровень профессиональной подготовки педагога
1. Ориентация педагога в специальной научно-популярной литературе
2. Наличие системы работы с одаренными детьми
3. Реализация разноуровневого подхода к освоению общеобразовательной программы образования.
4. Наличие ИКТ – компетентности педагога.
5. Организация собственной педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей обучающихся: работа со слабоуспевающими детьми, работа классного руководителя с детьми
«группы риска», использование технологий индивидуального и группового обучения, повышение квалификации.
5. Раздел 3. Внеурочная деятельность педагога
1. Организация деятельности обучающихся в социально-значимых проектах
2. Организация воспитательной работы по предмету в рамках предметных недель
6. Раздел 4. Научно-методическая деятельность педагога
1. Работа в методическом объединении, экспертных советах
2. Выступление на педагогическом совете, школьных и районных заседаниях МО
3. Демонстрация своих достижений через систему мастер-классов
Проанализировав данное портфолио я пришла к следующим выводам: данное портфолио составлено грамотно и соответствует заявленным темам, ярко отражает деятельность педагога и его результаты.


Задание 8. Познакомьтесь с различными возражениями против применения технологии «Портфолио».
Переформулируйте их таким образом, чтобы они превратились в доводы «за»:
· отсутствие универсальных механизмов запуска портфолио, а также универсальных алгоритмов организации работы с портфолио
Наличие универсальных механизмов запуска портфолио, а также универсальных алгоритмов организации работы с портфолио
· организационные трудности, связанные с хранением учебных портфолио, необходимость дополнительных площадей и помещений под портфолио и т. п.
Организационные возможности, связанные с хранением учебных портфолио, без необходимости дополнительных площадей и помещений под портфолио и т. п.
· трудоемкость процесса проверки и оценки учебного портфолио легкий процесс проверки и оценки учебного портфолио
· проблема времени, т.к. новая система требует больше времени для реализации
Возможности мобильного изменения в новых условиях (стандарта)
· неготовность многих учителей одобрить эту инновацию
Готовность многих учителей одобрить эту инновацию
· необходимость большой систематической работы по повышению квалификации учителей в связи с внедрением портфолио учителя минимальная систематическая работа по повышению квалификации учителей в связи с внедрением портфолио учителя
Задания по теме 4.1 Сущность и критерии передового педагогического опыта
в области начального общего образования. Методы и формы изучения
передового педагогического опыта учителями начальных классов

Цель: уметь сравнивать эффективность применяемых методов начального общего образования, выбирать наиболее эффективные образовательные технологии с учетом типа образовательной организации и особенностей возраста обучающихся; иметь практический опыт изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования.
Задание 9. Найдите в интернет-источниках и познакомьтесь с примером обобщения своего педагогического опыта одним из учителей начальных классов.
Проанализируйте опыт учителя по схеме.
Схема анализа педагогического опыта учителя
· Общая информация об учителе (ФИО, предмет, классы, в которых
работает, стаж, стаж работы в данном учреждении, образование, категория).
Балахонцева Наталья Александровна учитель начальных классов стаж: не указан категория: не указана
МБОУ НОШ №23 г.Бикина
· Тема или проблема, над которой работает учитель.
Обобщение опыта по теме: «Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО». 2021 год.
· Выбранные
формы и методы обучения
.
Разработка системы использования средств, форм и методов системно- деятельностного подхода обучения младших школьников. Технология деятельностного подхода. Методики диагностики личностных, метопредметных результатов. Работа с родителями: лекции, семинары, консультации, практикумы.
· Какие задачи ставит перед собой учитель в своей работе.
Задачи:
 - изучить деятельностную парадигму образования как важнейшее условие реализации ФГОС;
 увидеть себя, свой педагогический опыт в новой системе обучения;
 систематизировать знания об активизации деятельности учащихся, накопленных в традиционном подходе обучения;