Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов Практическое занятие 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1123

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 2 класс. Рабочая тетрадь
- методические рекомендации (название, автор, издательство, год)
Уроки изобразительного искусства Б. М. Неменский Поурочные разработки 1-4 классы
«ИЗО. Технологические карты» для 1 -4 классов возрастные и психологические особенности детей, на которых рассчитана данная программа.
Ориентирована на психолого-возрастные особенности развития детей, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Основным видом организации учебного процесса является урок. Формы работы: индивидуальная работа, работа в парах и группах, использования элементов игры в качестве обратной связи и оценки деятельности одноклассников.
3. Основные принципы построения программы.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
4. Краткое описание разделов программы и ее некоторые связи.
2 класс:
Чем и как работают художники (8 ч)
Основная задача – знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие своеобразия, красоты и характера материала. Основные и составные цвета, оттенки цвета, умение смешивать цвета.
Работа с пастелью, выразительные возможности аппликации, ритм пятен, виды линий, выразительные возможности бумаги.

Реальность и фантазии (7ч)
Наблюдательность, изображения животных, умения фантазировать, сказочные персонажи, украшение и реальность, постройка и реальность, постройка и фантазия, макеты, конструирование.
О чем говорит искусство (8 ч)
Это центральная и важнейшая тема года. Основной задачей является освоение того, что искусство выражает человеческие чувства и мысли. Это должно перейти на уровень осознания и стать важнейшим открытием для детей. Все задания должны иметь эмоциональную направленность, развивать способность воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе. Эмоции в изображении животных, характеры человека в изображении, изображение природы в разных состояниях.
Как говорит искусство (8 ч)
Начиная с этой темы на выразительность средств нужно обращать особое внимание постоянно. Важнейшими являются вопросы: «Ты хочешь это выразить?
А как? Чем?». Цвет как средство выражения: теплые и холодные, тихие и звонкие, мрачные и нежные оттенки, выражение линий: ритм, характер, ритм пятен, пропорции.
Повторение и закрепление пройденного (3 ч)
5. Предлагаемая автором методика изучения программы.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально- пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: изобразительная художественная деятельность; декоративная художественная деятельность; конструктивная художественная деятельность.
Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения,

эстетического переживания его; конструктивная деятельность - это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность - это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества. Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как
Братья_Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства. Практическая художественно-творческая деятельность(ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры ) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы
(гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
6. Количество часов изучения предмета в неделю, год.
Режим занятий: продолжительность занятия для учащихся 2 классов - 45 минут
На изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч. В неделю 2 класс – 34 ч.
7. Таблица (расчасовка) изучаемого предмета по блокам:
Тема блока
Количество часов
Примечания
Чем и как работают художники?
8
Реальность и фантазия
7
Как говорит искусство
8
Как говорит искусство
8
Повторение и закрепление пройденного
2 8. Количество проводимых контрольных работ, экскурсий, опытов, лабораторных работ за год.
Проект – 3; экскурсии – 3; тесты – 5.
9. Предполагаемые результаты изучения и формы оценки качества, результативности обучения (знания, умения, УУД).

Личностные результаты:
- освоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
- развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
- развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
- освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
Метапредметные результаты:
- приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образ языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;
- научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия;
- овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
- приобрести первичные навыки изображения предметного Мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;
Предметные результаты:
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;


- приобрести знания о роли художника в различных сферах Жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира;
- сформировать представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино).
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
10. Требования к знаниям и умениям обучающихся к концу 1 (2,3,4) класса
Что должен ученик на конец года знать уметь приемы получения новых цветов; графические художественные материалы; возможности аппликации; виды линий; возможности бумаги; постройки природы; смысл природных конструкций; виды чувств; понятие объема; понятие богатырских доспехов, понятие кокошника; понятие флота; понятия панно, теплые и холодные цвета, пропорции, ритм. изображать разнообразны е цветы на основе смешивания трех основных цветов; получать новые цвета путем смешивания; изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов, работать пастелью, мелками, акварелью; создавать коврик на тему осенней земли, выполнять аппликацию; изображать зимний лес, используя графические материал; работать с целым куском пластилина, создавать объемное изображение; конструировать из бумаги объекты игровой площадки; создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов; изображать сказочных существ, работать с гуашью; преображать реальные формы в декоративные, работать с графическими материалами; конструировать из бумаги формы подводного мира, работать в группе; обсуждать творчески е работы, оценивать собственную художеств енную деятельность.

Задания по теме 3.1 Пути и способы совершенствования педагогического
мастерства учителя начального образования
Цель занятия: уметь определять пути самосовершенствования педагогического мастерства; иметь практический опыт изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования, подготовки и презентации педагогических разработок в виде доклада.
Задание 5. На основе проведенного самоанализа определите пути самосовершенствования педагогического мастерства в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
Заполните таблицу:
Общие и профессиональные компетенции
Пути самосовершенствования
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы
(рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся
Курсовое обучение, мастер-классы, участие в педагогическом совете, работа в методических объединениях.
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду
Изучение требований
СанПин, изучение опыта коллег, изучение инновационных разработок с сфере предметно- развивающей среды
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов
Участие в семинарах, повышение квалификации, аттестация, знакомство с разработками коллег
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений знакомство с разработками коллег, изучение стандартов по оформлению

профессиональной документации
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования
Изучение исследовательской и проектной деятельности коллег в НОО, консультации с методистом, коллегами
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Участие в «анти стресс» встречах педагогов, поддержка психолога, семинары психологической устойчивости и поддержки
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
Работа с профессиональной литературой, консультации методистов и коллег, участие в вебинарах для педагогов, участие в конкурсах, тренингах
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
Участие в вебинарах для педагогов, консультации с методистом и коллегами, проф ориентированная литература, работа по строссоустойчивости
ОК 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Исследования в инновационных методах педагогики, изучение разработок коллег
ОК 5. Использовать ИКТ для совершенствования профессиональной деятельности
Курсы повышения грамотного использования ИКТ, изучение ТБ, изучение инноваций в сфере ИКТ
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнёрами
Участие в методической совете, методическом
объединении, участие в совместных уроках
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса
Участие в конкурсах, разработках, исследовательской деятельности, викторинах, олимпиадах
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
Участие в конкурсах, разработках, исследовательской деятельности, викторинах, олимпиадах
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий
Отслеживание инноваций в сфере технологий и инноваций
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей
Консультации с психологом, изучение
ТБ, участие в семинаре по теме
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, её регулирующих
Изучение правовых документов, консультации с методистом
Задание 6. Подготовьте доклад для выступления на Педагогическом совете школы по теме «Методическая поддержка учителя начальной школы как условие роста его педагогического мастерства» по плану:
Методическая поддержка учителя начальной школы как условие роста его педагогического мастерства
· Введение
Подготовка высококвалифицированных специалистов, педагогов- профессионалов является актуальной проблемой любого развитого общества.
Особого внимания заслуживают теоретические и эмпирические исследования, посвященные становлению личности учителя, формированию его

профессионального мышления и сознания, толерантности и эмпатии, изучению психологических механизмов учительской рефлексии, анализу предметной индивидуальной информированности и трансформации мотивов выбора педагогической деятельности, генезису профессиональною статуса и социального имиджа.
Основная