ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В настоящее время, на основе фундаментальных положений Конституции, действует Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», принятый в 2011 году, который является правовым механизмом реализации гражданами права на свободу совести, закрепленного в Основном законе, международных актах и Соглашениях о правах человека. Приоритетное значение в условиях светского Казахстана имеет принцип отделения религиозных объединений от государства, в соответствии с которым:
-
- религиозные объединения не являются субъектами политической деятельности; -
- не участвуют в государственном управлении, в формировании государственных органов.
Конфессиональное многообразие страны, которое представлено как традиционными для Казахстана вероучениями (ислам ханафитского направления и христианство православного направления), так и новыми религиями и конфессиями, в настоящее время обеспечивает общественную стабильность, мир и согласие в государстве. В республике взаимодействуют представители 18 конфессий, представляющие религиозные интересы многоэтничного и поликонфессионального народа Казахстана. Религии в Казахстане представлены людьми разных этносов, языковых, культурных и социальных групп, придерживающихся различных вероисповеданий, отличающихся культовой практикой и взглядами на окружающий мир.
Учитывая, что общество в нашей республике исторически и культурно ориентировано в основном на две традиционные религии – суннитский ислам (ханафитский мазхаб) и православное христианство, самыми многочисленными религиозными объединениями являются мусульманские, по состоянию на 1 января 2021 г. их насчитывалось 2691. Второе место по числу последователей в Казахстане занимает Православная церковь Казахстана (ПЦК), которая располагает 343 религиозными объединениями.
Следующим для Казахстана религиозным направлением является Римско-католическая церковь (РКЦ), которая имеет 86 религиозных объединения. Заметное место в конфессиональном пространстве Казахстана занимают протестантские религиозные объединения, которых в стране насчитывается около 600. Помимо перечисленных выше, действуют 7 иудейских общин, 2 религиозных объединения буддизма, а также ряд других деноминаций.
Последние годы отличаются ростом количества прибывающих в Казахстан миссионеров. Если в 2003 году в стране было 89 миссионеров, в 2011 году на момент принятия Закона действовало 200 миссионеров, то в 2020 году общее количество зарегистрированных иностранных миссионеров составило 396 из 30 стран мира. Хотя в связи с пандемией по сравнению с аналогичным периодом прошлого отмечается снижение количества миссионеро
-
Механизм регулирования религии
Проблема регулирования религиозных отношений являются важной сферой внутренней политики, от которой во многом зависит состояние межнационального взаимодействия, психологический климат и общественно-политическая ситуация в стране.
Рост числа новых религиозных движений обусловил появление ряда принципиально новых вопросов и проблем в сфере взаимодействия государства и общества. В настоящее время встает вопрос о необходимости современного научного понимания регулирования религиозных отношений в Республике Казахстан.
Все 21 лет независимости общественные отношения подкреплялись в республике, взвешенной государственной политикой в области межконфессиональных отношений, которая сформировала устойчивый иммунитет общественного сознания к радикализму. Основа этой политики - либеральное законодательство, веротерпимость и плюрализм. В Конституции страны закреплены светский характер государства, гарантии прав граждан на свободу совести, отсутствие протекционизма в отношении какой бы то ни было религии, толерантное отношение ко всем конфессиям [1, С. 4-5, 8].
Как подчеркнул Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев: «Мы гарантируем и обеспечиваем полное равноправие всех религий и межконфессиональное согласие в Казахстане. Мы уважаем и развиваем лучшие традиции Ислама, других мировых и традиционных религий, но строим современное светское государство» [2].
Это говорит о том, что наше светское демократическое государство с многонациональным и многоконфессиональным составом, не допускает привилегий какой-либо одной религии, но при этом не забывает об исторически сложившихся основных конфессиях и заинтересована в сохранении межконфессионального баланса.
В новом Послании народу Казахстана, которая называется «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства», Президент Республики Казахстан - Лидер нации Нурсултан Назарбаев сказал о том,что«мы гордимся тем, что являемся частью мусульманской уммы. Это наши традиции. Но мы не должны забывать, что мы имеем традиции и светского общества, что Казахстан - светское государство.
Отделение религии от государства - принцип взаимоотношений между государственной властью и религии, который означает, что религиозные организации не имеют государственных функций - не является, как показывает практика, в таких государствах полным разграничителем сфер деятельности государства и религии.
В Швеции глава королевского дома является официальным главой государственной церкви.
В ряде европейских стран существует практика создания политических партий на религиозной основе. Например, в Нидерландах действуют Христианско-демократический призыв (ХДП) - крупнейшая политическая партия страны, образованная в 1980 в результате объединения трех христианско-демократических партий: Католической народной (основанной в 1945), Антиреволюционной (протестантской, основанной в 1878) и Христианско-исторического союза (реформаторского, основанного в 1908); Христианский союз (ХС) - основан в 2001 в результате объединения Реформистской политической федерации и Реформистского политического союза и Государственная реформистская партия (ГРП) -консервативная партия, опирающаяся на доктрину голландской реформаторской церкви.
В Италии функционируют 4 партии христианского направления. Это «Вперед, Италия» (ВИ), основанная Сильвио Берлускони и входящая в состав Европейской народной партии (европейское объединение христианско-демократических и правых партий); «Христианско-демократический центр» (ХДЦ), опирающийся на ценности и традиции «либерально-демократического католицизма»; Объединенные христианские демократы (ОХД), отстаивающая реформу социального государства с опорой на семью и «самопомощь» и на основе «христианской социальной доктрины»; Итальянская народная партия как официальная преемница Христианско-демократической партии, определяющая себя организацией, вдохновленной христианскими идеями, проявляющимися в «религиозных и гражданских ценностях итальянского народа», но открытой для лиц других конфессий.
Конкордаты (соглашения), как правило, подписываются государствами с Римской католической церковью. В Конституции Италии традиционная религия страны закреплена: «Государство и Католическая Церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому сфере» (статья 7). Поскольку существует конкордат только с этой конфессией, в Италии все религии разделены на два разряда: «католическая» (ст. 7), с которой государство заключает Конкордат, и некатолические религии (ст. 8). Мотивация сотрудничества государства с Католической Церковью в статье 9 Конкордата сформулирова-на следующим образом: «Итальянская Республика, признавая ценность религиозной культуры и учиты-вая, что ігринципы католицизма являются историческим наследием итальянского народа...». Притом, что Конституция Италии устанавливает: что граждане равноправны без различия религии (ст.3), что все религиозные исповедания в равной мере свободны перед законом (ч.1 ст.8), она содержит раздельные положения о католической церкви и иных церквах: о том, что государство и католическая церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому из них сфере, а их отношения «регулируются Латеранскими договорами» (ст.7), что некатолические вероисповедания имеют право создавать свои организации согласно своим уставам, поскольку они не противоречат итальянскому правовому порядку, а их отношения с государством определяются законом на основе соглашений с органами, представляющими эти вероисповедания (ч.2, 3 ст.8 Конституции Италии).
В Грузии парламент внёс 30 марта 2001 года в Конституцию дополнение, согласно которому между государством Грузия и Автокефальной Православной Апостольской Церковью Грузии установлены конкордатные отношения. Эти отношения регулируются специальным Конституционным соглашением. Соглашение регламентирует отношения Церкви и государства и затрагивает следующие темы: армию, исправительно-трудовые учреждения, медицинские учреждения, образование, социальную деятельность, брак, имущественные отношения и финансирование церкви. Основные положения сформулированы следующим образом: Церковь свои функции выполняет на основе норм канонического права, в рамках настоящего Соглашения и в рамках законодательства Грузии; духовные лица не подлежат призыву в армию; представители духовенства имеют право не давать показания по фактам, которые им доверили как духовным наставникам или которые им стали известны; государство признает брак, зарегистрированный Церковью; государство обеспечивает создание института военных священников в армии; государство обеспечивает создание института капелланов в тюрьмах; учебные программы предмета по православному вероисповеданию и кандидатуры преподавателей утверждает государство по представлению Церкви; государство и Церковь имеют право осуществлять совместные программы социального обеспечения; имущество Церкви освобождено от налога на землю и от налога на имущество; собственность Церкви и другие имущественные права защищены законом; государство не имеет право отчуждать от Церкви её имущество; Церковь имеет право получать пожертвования, а также доходы от передачи своего имущества в аренду.
-
Социальные конфликты
-
Понятие, сущность, структура, уровни социальных конфликтов
В социологии конфликт — это высшая стадия противоречий, которая возникает между людьми или социальными группами. Причиной могут быть противоположно направленные цели или интересы. Есть даже отдельная наука, которая изучает этот вопрос — конфликтология. В рамках предмета обществознания социальный конфликт — это форма социального взаимодействия людей и групп.
Структура любого конфликта:
-
Субъекты конфликта: внутриличностные, групповые, межличностные, межгрупповые. -
Объект конфликта: ценности и интересы. -
Предмет конфликта: обладание тем или иным ресурсом. -
Причина конфликта: обстоятельства, которые привели к столкновению двух сторон. Причина выражается в потребности пользования ресурсами. -
Последствия: конструктивные и деструктивные.
-
Виды/типы и характеристика социальных конфликтов
Виды социальных конфликтов
-
По количеству участников конфликта:
-
внутриличностные (интересны психологам и психоаналитикам); -
межличностные (например, между друзьями); -
межгрупповые (например, конкуренция фирм).
-
По направленности конфликта:
-
горизонтальные (между людьми одного уровня, например, менеджер против менеджера); -
вертикальные (работник против начальства); -
смешанные (и те, и другие).
-
По функции социального конфликта:
-
деструктивные (драка на улице, ожесточенный спор); -
конструктивные (поединок на ринге по правилам, интеллигентная дискуссия).
-
По длительности протекания:
-
кратковременные; -
Затяжные.
-
По средствам разрешения:
-
мирные или ненасильственные; -
вооруженные или насильственные.
-
По предмету конфликта:
-
экономические; -
политические; -
производственные; -
бытовые; -
духовно-нравственные и т. д.
-
По характеру развития:
-
спонтанные (непреднамеренные); -
преднамеренные (заранее спланированные).
-
По объему:
-
глобальные (II мировая война); -
локальные (Чеченская война); -
региональные (Израиль и Палестина); -
групповые (менеджеры против бухгалтеров); -
личные (бытовые, семейные).
Сущность социального конфликта заключается в столкновении между постоянно обновляемым содержанием жизни и устаревшими, отжившими формами культуры. Социализация индивида происходит также через столкновение личных и общественных интересов.
-
Условия и причины социальных конфликтов
Самые распространенные причины конфликтов:
-
Убеждения и личные интересы. Столкновение взглядов, в том числе религиозных принципов, различие в культурном, политическом или экономическом миропонимании. -
Способы удовлетворения потребностей. Процесс принятия пищи, способы организации безопасности могут ущемить интересы других или вызвать общественное порицание. -
Общественная дезорганизация. Проблема социального неравенства из года в год вызывает конфликт между социальными группами.