Файл: Культуры в социологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В настоящее время, на основе фундаментальных положений Конституции, действует Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», принятый в 2011 году, который является правовым механизмом реализации гражданами права на свободу совести, закрепленного в Основном законе, международных актах и Соглашениях о правах человека. Приоритетное значение в условиях светского Казахстана имеет принцип отделения религиозных объединений от государства, в соответствии с которым:

  • - религиозные объединения не являются субъектами политической деятельности;

  • - не участвуют в государственном управлении, в формировании государственных органов.

Конфессиональное многообразие страны, которое представлено как традиционными для Казахстана вероучениями (ислам ханафитского направления и христианство православного направления), так и новыми религиями и конфессиями, в настоящее время обеспечивает общественную стабильность, мир и согласие в государстве. В республике взаимодействуют представители 18 конфессий, представляющие религиозные интересы многоэтничного и поликонфессионального народа Казахстана. Религии в Казахстане представлены людьми разных этносов, языковых, культурных и социальных групп, придерживающихся различных вероисповеданий, отличающихся культовой практикой и взглядами на окружающий мир.

Учитывая, что общество в нашей республике исторически и культурно ориентировано в основном на две традиционные религии – суннитский ислам (ханафитский мазхаб) и православное христианство, самыми многочисленными религиозными объединениями являются мусульманские, по состоянию на 1 января 2021 г. их насчитывалось 2691. Второе место по числу последователей в Казахстане занимает Православная церковь Казахстана (ПЦК), которая располагает 343 религиозными объединениями.

Следующим для Казахстана религиозным направлением является Римско-католическая церковь (РКЦ), которая имеет 86 религиозных объединения. Заметное место в конфессиональном пространстве Казахстана занимают протестантские религиозные объединения, которых в стране насчитывается около 600. Помимо перечисленных выше, действуют 7 иудейских общин, 2 религиозных объединения буддизма, а также ряд других деноминаций.

Последние годы отличаются ростом количества прибывающих в Казахстан миссионеров. Если в 2003 году в стране было 89 миссионеров, в 2011 году на момент принятия Закона действовало 200 миссионеров, то в 2020 году общее количество зарегистрированных иностранных миссионеров составило 396 из 30 стран мира. Хотя в связи с пандемией по сравнению с аналогичным периодом прошлого отмечается снижение количества миссионеро


  • Механизм регулирования религии

Проблема регулирования религиозных отношений являются важной сферой внутренней политики, от которой во многом зависит состояние межнационального взаимодействия, психологический климат и общественно-политическая ситуация в стране.

Рост числа новых религиозных движений обусловил появление ряда принципиально новых вопросов и проблем в сфере взаимодействия государства и общества. В настоящее время встает вопрос о необходи­мости современного научного понимания регулирования религиозных отношений в Республике Казахстан.

Все 21 лет независимости общественные отношения подкреплялись в республике, взвешенной государ­ственной политикой в области межконфессиональных отношений, которая сформировала устойчивый иммунитет общественного сознания к радикализму. Основа этой политики - либеральное законодатель­ство, веротерпимость и плюрализм. В Конституции страны закреплены светский характер государства, гарантии прав граждан на свободу совести, отсутствие протекционизма в отношении какой бы то ни было религии, толерантное отношение ко всем конфессиям [1, С. 4-5, 8].

Как подчеркнул Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев: «Мы гарантируем и обеспечиваем полное равноправие всех религий и межконфессиональное согласие в Казахстане. Мы уважаем и развива­ем лучшие традиции Ислама, других мировых и традиционных религий, но строим современное светское государство» [2].

Это говорит о том, что наше светское демократическое государство с многонациональным и много­конфессиональным составом, не допускает привилегий какой-либо одной религии, но при этом не забывает об исторически сложившихся основных конфессиях и заинтересована в сохранении межкон­фессионального баланса.

В новом Послании народу Казахстана, которая называется «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства», Президент Республики Казахстан - Лидер нации Нурсултан Назарбаев сказал о том,что«мы гордимся тем, что являемся частью мусульманской уммы. Это наши традиции. Но мы не должны забывать, что мы имеем традиции и светского общества, что Казахстан - светское государство.

Отделение религии от государства - принцип взаимоотношений между государственной властью и религии, который означает, что религиозные организации не имеют государственных функций - не является, как показывает практика, в таких государствах полным разграничителем сфер деятельности государства и религии.



В Швеции глава королевского дома является официальным главой государственной церкви.

В ряде европейских стран существует практика создания политических партий на религиозной основе. Например, в Нидерландах действуют Христианско-демократический призыв (ХДП) - крупнейшая политическая партия страны, образованная в 1980 в результате объединения трех христианско-демократических партий: Католической народной (основанной в 1945), Антиреволюционной (протестантской, основанной в 1878) и Христианско-исторического союза (реформаторского, основанного в 1908); Христианский союз (ХС) - основан в 2001 в результате объединения Реформистской политической федерации и Реформистского политического союза и Государственная реформистская партия (ГРП) -консервативная партия, опирающаяся на доктрину голландской реформаторской церкви.

В Италии функционируют 4 партии христианского направления. Это «Вперед, Италия» (ВИ), основан­ная Сильвио Берлускони и входящая в состав Европейской народной партии (европейское объединение христианско-демократических и правых партий); «Христианско-демократический центр» (ХДЦ), опираю­щийся на ценности и традиции «либерально-демократического католицизма»; Объединенные христиан­ские демократы (ОХД), отстаивающая реформу социального государства с опорой на семью и «самопо­мощь» и на основе «христианской социальной доктрины»; Итальянская народная партия как официаль­ная преемница Христианско-демократической партии, определяющая себя организацией, вдохновленной христианскими идеями, проявляющимися в «религиозных и гражданских ценностях итальянского народа», но открытой для лиц других конфессий.

Конкордаты (соглашения), как правило, подписываются государствами с Римской католической церковью. В Конституции Италии традиционная религия страны закреплена: «Государство и Католиче­ская Церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому сфере» (статья 7). Поскольку существует конкордат только с этой конфессией, в Италии все религии разделены на два разряда: «католическая» (ст. 7), с которой государство заключает Конкордат, и некатолические религии (ст. 8). Мотивация сотрудничества государства с Католической Церковью в статье 9 Конкордата сформулирова-на следующим образом: «Итальянская Республика, признавая ценность религиозной культуры и учиты-вая, что ігринципы католицизма являются историческим наследием итальянского народа...». Притом, что Конституция Италии устанавливает: что граждане равноправны без различия религии (ст.3), что все религиозные исповедания в равной мере свободны перед законом (ч.1 ст.8), она содержит раздельные положения о католической церкви и иных церквах: о том, что государство и католическая церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому из них сфере, а их отношения «регулируются Латеранскими договорами» (ст.7), что некатолические вероисповедания имеют право создавать свои организации согласно своим уставам, поскольку они не противоречат итальянскому правовому порядку, а их отношения с государством определяются законом на основе соглашений с органами, представляющи­ми эти вероисповедания (ч.2, 3 ст.8 Конституции Италии).


В Грузии парламент внёс 30 марта 2001 года в Конституцию дополнение, согласно которому между государством Грузия и Автокефальной Православной Апостольской Церковью Грузии установлены конкордатные отношения. Эти отношения регулируются специальным Конституционным соглашением. Соглашение регламентирует отношения Церкви и государства и затрагивает следующие темы: армию, исправительно-трудовые учреждения, медицинские учреждения, образование, социальную деятельность, брак, имущественные отношения и финансирование церкви. Основные положения сформулированы следующим образом: Церковь свои функции выполняет на основе норм канонического права, в рамках настоящего Соглашения и в рамках законодательства Грузии; духовные лица не подлежат призыву в армию; представители духовенства имеют право не давать показания по фактам, которые им доверили как духовным наставникам или которые им стали известны; государство признает брак, зарегистрированный Церковью; государство обеспечивает создание института военных священников в армии; государство обеспечивает создание института капелланов в тюрьмах; учебные программы предмета по право­славному вероисповеданию и кандидатуры преподавателей утверждает государство по представлению Церкви; государство и Церковь имеют право осуществлять совместные программы социального обеспе­чения; имущество Церкви освобождено от налога на землю и от налога на имущество; собственность Церкви и другие имущественные права защищены законом; государство не имеет право отчуждать от Церкви её имущество; Церковь имеет право получать пожертвования, а также доходы от передачи своего имущества в аренду.

  1. Социальные конфликты

  1. Понятие, сущность, структура, уровни социальных конфликтов

В социологии конфликт — это высшая стадия противоречий, которая возникает между людьми или социальными группами. Причиной могут быть противоположно направленные цели или интересы. Есть даже отдельная наука, которая изучает этот вопрос — конфликтология. В рамках предмета обществознания социальный конфликт — это форма социального взаимодействия людей и групп.

Структура любого конфликта:


  • Субъекты конфликта: внутриличностные, групповые, межличностные, межгрупповые.

  • Объект конфликта: ценности и интересы.

  • Предмет конфликта: обладание тем или иным ресурсом.

  • Причина конфликта: обстоятельства, которые привели к столкновению двух сторон. Причина выражается в потребности пользования ресурсами.

  • Последствия: конструктивные и деструктивные.



  1. Виды/типы и характеристика социальных конфликтов

Виды социальных конфликтов

  1. По количеству участников конфликта:

  • внутриличностные (интересны психологам и психоаналитикам);

  • межличностные (например, между друзьями);

  • межгрупповые (например, конкуренция фирм).



  1. По направленности конфликта:

  • горизонтальные (между людьми одного уровня, например, менеджер против менеджера);

  • вертикальные (работник против начальства);

  • смешанные (и те, и другие).



  1. По функции социального конфликта:

  • деструктивные (драка на улице, ожесточенный спор);

  • конструктивные (поединок на ринге по правилам, интеллигентная дискуссия).



  1. По длительности протекания:

  • кратковременные;

  • Затяжные.



  1. По средствам разрешения:

  • мирные или ненасильственные;

  • вооруженные или насильственные.



  1. По предмету конфликта:

  • экономические;

  • политические;

  • производственные;

  • бытовые;

  • духовно-нравственные и т. д.



  1. По характеру развития:

  • спонтанные (непреднамеренные);

  • преднамеренные (заранее спланированные).



  1. По объему:

  • глобальные (II мировая война);

  • локальные (Чеченская война);

  • региональные (Израиль и Палестина);

  • групповые (менеджеры против бухгалтеров);

  • личные (бытовые, семейные).

Сущность социального конфликта заключается в столкновении между постоянно обновляемым содержанием жизни и устаревшими, отжившими формами культуры. Социализация индивида происходит также через столкновение личных и общественных интересов.

  1. Условия и причины социальных конфликтов

Самые распространенные причины конфликтов:

  • Убеждения и личные интересы. Столкновение взглядов, в том числе религиозных принципов, различие в культурном, политическом или экономическом миропонимании.

  • Способы удовлетворения потребностей. Процесс принятия пищи, способы организации безопасности могут ущемить интересы других или вызвать общественное порицание.

  • Общественная дезорганизация. Проблема социального неравенства из года в год вызывает конфликт между социальными группами.