Файл: Культуры в социологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Релятивизм (СЗФ.ЭС, 2009)


РЕЛЯТИВИЗМ (от лат. relativus - относительный) - принцип интерпретации мировоззренческих, культурных, познавательных систем, подчеркивающий моменты их исторической изменчивости, ситуативной обусловленности, замкнутости и несоизмеримости друг с другом. Релятивизм обычно связан с гисторицизмом и социологизмом, с представлениями о существовании охватывающих и несоизмеримых мировоззрений, концептуальных каркасов, структурирующих мышление людей различных эпох и культур.

Релятивизм (Ильичёв, 1983)


РЕЛЯТИВИЗМ (от лат. relativus — относительный), методология, принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания. Релятивизм проистекает из одностороннего подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений. Гносеологические корни релятивизма — отказ от признания преемственности в развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий (например, от биологических потребностей субъекта, его психического состояния или наличных логических форм и теоретических средств).

Релятивизм (НФЭ, 2010)


РЕЛЯТИВИЗМ (от лат. relativus – относительный) – философский принцип, подчеркивающий примат связи объектов перед их субстанциальными свойствами, приоритет целостности, системности реальности перед ее отдельными частями, развития – перед сохранением. Формулировка принципа релятивизма, как недостоверности и относительности всякого знания, впервые встречается у древнегреческих софистов Протагора и Горгия, позднее – в античном скептицизме, а также в скептицизме Нового времени и в английском эмпиризме.

Релятивизм (Лопухов, 2013)


РЕЛЯТИВИЗМ — философская точка зрения и методологический принцип, согласно которому все знания, все этические, эстетические и религиозные ценности рассматриваются как относительные, ограниченные во времени и пространстве и сравнимые с другими аналогичными, альтернативными ценностями. Относительность каких-либо достижений в различных областях культуры обуславливается преходящими конкретно-историческими условиями, в которых создавались ценности, а также психофизическим состоянием индивидов, их воспринимающих и использующих.

Релятивизм (Кириленко, Шевцов, 2010)


РЕЛЯТИВИЗМ (лат. relativus — относительный) — признание относительности, условности, ограниченности человеческой деятельности в качестве основной ее характеристики. Понятие относительности, условности, обусловленности противопоставляется в Р. абсолютному, необусловленному. Р. выступает в различных формах. Он может быть «онтологическим»: мир изменчив, в нем нет ничего устойчивого, всё связано со всем, всё меняется относительно предыдущего этапа (софисты, античные скептики, отчасти современный прагматизм).

Релятивизм (Конт-Спонвиль, 2012)


РЕЛЯТИВИЗМ (RELATIVISME). Учение, утверждающее невозможность абсолютного учения. В широком смысле слова это, конечно, не более чем трюизм. Разве конечный разум способен получить абсолютный доступ к абсолюту, если абсолют есть бесконечный разум или вообще не есть разум? Подлинный смысл понятие релятивизма обретает только в специальном значении, выступающем в двух основных формах. Действительно, необходимо различать, с одной стороны, эпистемический, или гносеологический, релятивизм и, с другой стороны, этический, или нормативный, релятивизм. Обе эти формы могут выступать как слитые воедино (например, у Монтеня), так и разделенные (например, у Спинозы — вторая форма, у Канта — первая)

Релятивизм (Фролов, 1991)


РЕЛЯТИВИЗМ (лат. relativus — относительный) — философская концепция, утверждающая относительность, условность и субъективность человеческого познания. Признавая относительность знаний, релятивизм отрицает объективность познания, считает, что в наших знаниях не отражается объективный мир. Такая точка зрения ярко выражена уже в философии Горгия, хотя у него релятивизм имел положительное значение для развития диалектики. В целом же релятивизм характерен для агностических и субъективно-идеалистических систем. Он был, напр., одним из гносеологических источников физического идеализма.

Релятивизм (Кузнецов, 2007)


РЕЛЯТИВИЗМ (от лат. relativus - относительный) — теоретическая концепция и методологический принцип анализа и интерпретации онтологических построений, познания и культуры, полагающий абсолютной качественную нестабильность любых явлений, ставящий их в зависимость от различных обстоятельств и придающий им характер изменчивости, условности или случайности. В онтологии Р. отрицает понятие сущности, утверждая, что вещи существуют лишь в отношении к воспринимающему их субъекту (Беркли). В гносеологии Р.



  1. Типы современной культуры и субкультуры

В масштабе отдельного общества различают три формы культуры: элитарную, народную, массовую, а также и две её разновид­ности: субкультуру (от лат. sub — под) и контркультуру (от лат. contra — против).

Элитарная — создается привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами. Особенности:

    • включает в себя классическую музыку, театр, авторское кино и высокоинтеллек­туальную литературу;

    • представляет определённые трудности для понимания не­подготовленным человеком;

    • потребителем этой культуры является высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, театралы, художни­ки, писатели, музыканты.

Народная — создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы и пр.).

Массовая — понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации, китч и пр.). Особенности:

    • имеет самую широкую аудиторию и является авторской;

    • как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам публики;

    • носит коммерческий характер;

    • в отличие от элитарной и народной культуры, удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.

Существуют различные виды субкультур, имеющие разные основания.

1. По степени совпадения ценностей организационной культуры и субкультуры:

Передовая субкультура – субкультура центрального аппарата управления;

Неконфликтующая субкультура – основные ценности доминирующей культуры в компании принимаются группой вместе с другими ценностями, не конфликтующими с общими. Присутствует в подразделениях, отдаленных от центра;

Контркультура – приверженцами данного типа субкультур являются сотрудники, которые отвергают ценности доминирующей культуры компании. Они недовольны распределением организационных ресурсов, которое осуществляет центральный аппарат. И не имея возможности оказать противостояние указаниям руководства, становятся носителями данной субкультуры, выражают несогласие условиям путем культивирования особой системы правил поведения и ценностей, которые противоречат культуре компании.


2. По различным подразделениям, имеющим ту или иную субкультуру:

    • Субкультуры территориальных отделений компании. Например, существуют субкультуры национальных представительств международных организаций;

    • Субкультуры отдельных функциональных отделений компании.

3. По уровню вовлеченности членов группы субкультуры в процессы управления компанией:

    • Субкультура топ-менеджмента организации;

    • Субкультура типовых сотрудников компании;

    • Субкультура руководителей среднего звена.

В процессе развития разные виды субкультур позиционируются относительно друг друга: изолируются, одна субкультура со временем вытесняется другой, взаимодействуют, налаживают связи и видоизменяются.

Если руководители компании не уделяют внимания различным субкультурам, то описанные выше различия становятся причинами конфликтов и противоречий, которые препятствуют эффективной работе и достижению целей компании. Бывает так, что субкультура какого-либо отдела перевешивает культуру другого или целой компании. В итоге из единого организма организации образуется несколько подразделений, которые не имеют общей системы ценностей и не воспринимают целей руководящего звена.

Для того чтобы устранять противоречия отдельных субкультур нужно развивать и усиливать контакты между носителями различных субкультур. Это можно делать во время обучения сотрудников, когда члены разных подразделений отправляются вместе на учебу. Они одновременно получают новые знания и общаются между собой.

Если одна субкультура угрожает функционированию организации, то необходимо принятие жестких мер для исправления ситуации. Например, перевести сотрудника, вдохновляющего контркультуру, в другой отдел компании. Субкультуры не примиряются, а устраняются, если они приносят компании вред.

Феномен субкультур требует обязательного внимания со стороны управления компанией. Руководитель должен видеть, какие субкультуры присутствуют в его организации, адекватно оценивать их действие на цели организации и управлять ими.

  • Понятие контркультуры

Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (хиппи; левые радикалы; андеграунд и др.).

Контркультура — явление, свойственное не только и не столько широко известным и приведённым выше молодёжным движениям XX века. Господствующая культура не способна охватить всё символическое пространство общества. Часть этого пространства «делят» между собой суб- и контркультуры. К таким контркультурам в различных исследованиях относят раннее христианство
[6], прочие религии, коммуны утопистов и движение большевиков[7].

Примером контркультуры является также уголовная среда, в замкнутой и обособленной среде которой постоянно формируются и видоизменяются идеологические доктрины, буквально «переворачивающие с ног на голову» общепринятые ценности — честность, трудолюбие, семейную жизнь и т. д.

Примером контркультуры является также уголовная среда, в замкнутой и обособленной среде которой постоянно формируются и видоизменяются идеологические доктрины, буквально «переворачивающие с ног на голову» общепринятые ценности — честность, трудолюбие, семейную жизнь и т. д.

  1. Понятие социальных норм культуры, источники возникновения норм

Социа́льные но́рмы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп.

Источники формирования норм и правил поведения социального работника.

В области нравственной жизни профессиональной группы требования морали всегда оформлялись в виде кодекса. Такие профессиональные кодексы способствуют формированию нравственного облика члена профессиональной группы через особую форму усвоения моральной информации. Принципы и нормы кодекса письменно фиксируются, что связано с воспитательными задачами внутри профессиональной группы и с потребностями общества в совершенствовании и развитии профессиональной морали.

К основным источникам формирования этики социальной работы и жизни в социуме относятся:

  • Общечеловеческие ценности. Они заложены во Всеобщей декларации прав человека – право на жизнь, образование, здоровье, отдых, социальную защиту;

  • Традиции благотворительности с тысячелетней историей. В их основе лежат идеи христианства – милосердие, любовь к ближнему. Эти идеи, развивавшиеся сначала стихийно, позже были зафиксированы в указах князя Владимира, Петра I, Екатерины II;

  • Современные этические ценности, формировавшиеся на основе исторических традиций милосердия, основ морали советского общества, принципов перехода к рынку;

  • Зарубежные этические нормативы – с развитием связей с зарубежными странами, есть возможность изучать их этический опыт;

  • Ценности и идеалы самой личности специалистов.