Файл: Культуры в социологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  • Участники и стороны конфликтов

  1. субъекты конфликтной ситуации;

  2. свидетели — люди, которые наблюдают за развитием конфликта со стороны;

  3. подстрекатели — люди, которые подталкивают других к конфликту;

  4. пособники — люди, которые помогают (осознанно или нет) развитию конфликта разными путями (советы, техническая или организационная помощь и пр.);

  5. посредники — люди, которые стараются предотвратить, остановить или разрешить конфликт.



  1. Стадии конфликта

Предконфликтная ситуация — стороны ощущают эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть его, осознать причины, оценить свои возможности, выбрать стратегию поведения и способы воздействия на противоположную сторону.

Конфликт — ситуация невозможности согласия сторон, открытые и скрытые действия участников конфликта.

Разрешение конфликта — выяснение причин конфликта и их устранение. Источник - Онлайн школа

  • Управление и функции конфликта

Управление социальным конфликтом - сознательная деятельность, обусловленная объективными законами воздействия на динамику конфликта в интересах возникновения, развития или разрушения социальных отношений субъектов конфликта. Деятельность по управлению социальным конфликтом более эффективна, если осуществляется на ранних этапах возникновения социальных противоречий. В мире существуют несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные. Отметим, однако, что управлять конфликтной ситуацией теоритически может любой его участник, но практически такой возможностью обладают не все, в большинстве случаев это начальник, руководитель или просто авторитетный человек. Более того, управлять конфликтом может и посторонний человек, если он наделён управленческими полномочиями.

К общим методам управления социальными конфликтами можно отнести две группы методов, выделяя их по технике влияния и взаимодействия.

  • 1. Непереговорные методы, в том числе: административный (использование ресурса власти), педагогический (использование авторитета воспитателя, аппеляция к нравственности, социальным, этическим нормам), насильственный (использование силового ресурса).

  • 2. Переговорные методы: переговорные технологии, метод ПОИР (постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности), метод принципиальных переговоров, медиаторные (посреднические) методики и т.д.


Эти методы могут применяться на любых стадиях, этапах и видах управленческой деятельности при управлении социальными конфликтами.

Управление конфликтами как процесс (по теории менеджмента) включает следующие виды управленческой деятельности:

  • • прогнозирование конфликтов и оценка их системного результата;

  • • предупреждение или стимулирование конфликтного взаимодействия;

  • • регулирование конфликтного взаимодействия;

  • • разрешение социального противоречия, лежащего в основе конфликтной ситуации;

  • • завершение конфликтного вазимодействия.

Функции социальных конфликтов:

  1. позитивные:

  • информирование о социальной напряженности;

  • стимуляция решения проблемы, социальных изменений;

  • снятие социальной напряженности;

  1. негативные:

  • создание стрессовых ситуаций;

  • дезорганизация социальной жизни;

  • разрушение социальной системы.

Сегодня социологи выделяют следующие функции социального конфликта:

  1. Интеграция. Простыми словами, людей с общими целями объединяет «дружба против кого-то».

  2. Установление чётких границ группы. В результате столкновения сил становится понятно, на чьей стороне выступает тот или иной человек.

  3. Управление преобразованиями в обществе. Без противоборства социальных групп не было бы сменяемости власти, режима, идеологии (это что?), пересмотра отживших ценностей, роста экономики (это как?).

  4. Предотвращение жёстких конфликтов. Своевременное разрешение конфликтной ситуации позволяет не допустить усугубления противоречий.

  5. Разрядка психологической напряжённости. Участвуя в борьбе, люди выплескивают накопившиеся отрицательные эмоции, а потом успокаиваются.



  1. Проблемы и способы решения конфликтов

Помочь разрешить и предотвратить социальный конфликт может социальная политика государства. Предотвратить все конфликты невозможно, зато можно предвидеть и предотвратить глобальные, локальные и региональные конфликты.

Способы решения социальных конфликтов:

  • компромисс — соглашение на основе взаимных уступок;

  • переговоры — обмен мнениями обеих сторон;

  • посредничество — использование третьей стороны;

  • арбитраж (третейский суд) — обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти;

  • применение силы, власти, закона — одностороннее использование власти или силы одной из сторон.


Условия, которые необходимы для успешного разрешения конфликта:

  • определить причину конфликта;

  • определить цели и интересы конфликтующих сторон;

  • стороны конфликта должны хотеть преодолеть разногласия;

  • определить пути преодоления конфликта.

Три пути выхода из конфликта:

  1. Реставрация — возвращение общества к доконфликтному состоянию. Ситуация изменяется, но все прежние социальные институты продолжают функционировать.

  2. Невмешательство (выжидание) — стороны конфликта затягивают его решение, при этом не принимают никаких активных действий.

  3. Обновление — активный выход из конфликта через отказ от старого и развития нового.