ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Участники и стороны конфликтов
-
субъекты конфликтной ситуации; -
свидетели — люди, которые наблюдают за развитием конфликта со стороны; -
подстрекатели — люди, которые подталкивают других к конфликту; -
пособники — люди, которые помогают (осознанно или нет) развитию конфликта разными путями (советы, техническая или организационная помощь и пр.); -
посредники — люди, которые стараются предотвратить, остановить или разрешить конфликт.
-
Стадии конфликта
Предконфликтная ситуация — стороны ощущают эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть его, осознать причины, оценить свои возможности, выбрать стратегию поведения и способы воздействия на противоположную сторону.
Конфликт — ситуация невозможности согласия сторон, открытые и скрытые действия участников конфликта.
Разрешение конфликта — выяснение причин конфликта и их устранение. Источник - Онлайн школа
-
Управление и функции конфликта
Управление социальным конфликтом - сознательная деятельность, обусловленная объективными законами воздействия на динамику конфликта в интересах возникновения, развития или разрушения социальных отношений субъектов конфликта. Деятельность по управлению социальным конфликтом более эффективна, если осуществляется на ранних этапах возникновения социальных противоречий. В мире существуют несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные. Отметим, однако, что управлять конфликтной ситуацией теоритически может любой его участник, но практически такой возможностью обладают не все, в большинстве случаев это начальник, руководитель или просто авторитетный человек. Более того, управлять конфликтом может и посторонний человек, если он наделён управленческими полномочиями.
К общим методам управления социальными конфликтами можно отнести две группы методов, выделяя их по технике влияния и взаимодействия.
-
1. Непереговорные методы, в том числе: административный (использование ресурса власти), педагогический (использование авторитета воспитателя, аппеляция к нравственности, социальным, этическим нормам), насильственный (использование силового ресурса). -
2. Переговорные методы: переговорные технологии, метод ПОИР (постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности), метод принципиальных переговоров, медиаторные (посреднические) методики и т.д.
Эти методы могут применяться на любых стадиях, этапах и видах управленческой деятельности при управлении социальными конфликтами.
Управление конфликтами как процесс (по теории менеджмента) включает следующие виды управленческой деятельности:
-
• прогнозирование конфликтов и оценка их системного результата; -
• предупреждение или стимулирование конфликтного взаимодействия; -
• регулирование конфликтного взаимодействия; -
• разрешение социального противоречия, лежащего в основе конфликтной ситуации; -
• завершение конфликтного вазимодействия.
Функции социальных конфликтов:
-
позитивные:
-
информирование о социальной напряженности; -
стимуляция решения проблемы, социальных изменений; -
снятие социальной напряженности;
-
негативные:
-
создание стрессовых ситуаций; -
дезорганизация социальной жизни; -
разрушение социальной системы.
Сегодня социологи выделяют следующие функции социального конфликта:
-
Интеграция. Простыми словами, людей с общими целями объединяет «дружба против кого-то». -
Установление чётких границ группы. В результате столкновения сил становится понятно, на чьей стороне выступает тот или иной человек. -
Управление преобразованиями в обществе. Без противоборства социальных групп не было бы сменяемости власти, режима, идеологии (это что?), пересмотра отживших ценностей, роста экономики (это как?). -
Предотвращение жёстких конфликтов. Своевременное разрешение конфликтной ситуации позволяет не допустить усугубления противоречий. -
Разрядка психологической напряжённости. Участвуя в борьбе, люди выплескивают накопившиеся отрицательные эмоции, а потом успокаиваются.
-
Проблемы и способы решения конфликтов
Помочь разрешить и предотвратить социальный конфликт может социальная политика государства. Предотвратить все конфликты невозможно, зато можно предвидеть и предотвратить глобальные, локальные и региональные конфликты.
Способы решения социальных конфликтов:
-
компромисс — соглашение на основе взаимных уступок; -
переговоры — обмен мнениями обеих сторон; -
посредничество — использование третьей стороны; -
арбитраж (третейский суд) — обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти; -
применение силы, власти, закона — одностороннее использование власти или силы одной из сторон.
Условия, которые необходимы для успешного разрешения конфликта:
-
определить причину конфликта; -
определить цели и интересы конфликтующих сторон; -
стороны конфликта должны хотеть преодолеть разногласия; -
определить пути преодоления конфликта.
Три пути выхода из конфликта:
-
Реставрация — возвращение общества к доконфликтному состоянию. Ситуация изменяется, но все прежние социальные институты продолжают функционировать. -
Невмешательство (выжидание) — стороны конфликта затягивают его решение, при этом не принимают никаких активных действий. -
Обновление — активный выход из конфликта через отказ от старого и развития нового.