Файл: Профилактических мероприятий средних профессиональных образовательных учреждений, подведомственных министерству.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1154

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
«БИРСКИЙ МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
«ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС СПО ПО ПМ 01. ПРОВЕДЕНИЕ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»
Сборник материалов
Республиканского информационно-обучающего
педагогического семинара
Бирск, 2017

Формирование учебно-методического обеспечения в соответствии с ФГОС СПО по
ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий средних профессиональных
образовательных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения
Республики Башкортостан: Сборник материалов Республиканского информационно- обучающего педагогического семинара.– Бирск, 2017. –
282 с
Основными целями среднего профессионального образования является подготовка специалистов среднего звена и создание условий для развития личности в образовательном процессе.
Процессы модернизации содержания образования, новые приоритеты в образовательной политике, изменение концептуальных ориентиров побуждают к поиску иных подходов к организации учебной деятельности. Следовательно, в целях обеспечения качества образования, основной задачей является создание учебно-методического обеспечения.
В основу сборника вошли учебно-методические материалы преподавателей
Республиканского информационно-обучающего педагогического семинара, раскрывающие практический опыт формирования ключевых компетенций обучающихся профессиональных образовательных организаций в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий специальности 34.02.01
Сестринское дело.
Материалы сборника направлены на обмен опытом работы педагогических работников профессиональных образовательных учреждений, подведомственных
Министерству Здравоохранения Республики Башкортостан
Сборник предназначен для преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования медико-фармацевтического профиля.
Сборник подготовлен по материалам, предоставленным в электронном виде, и сохраняет авторскую редакцию.


СОДЕРЖАНИЕ
1.
Абульханова Равия Равильевна
Методическое обеспечение практического занятия по теме:
«Выявление факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний» МДК 01.02 Основы профилактики
4 2.
Ахмадышина
Гульнара
Байтулловна,
Сливочкина
Оксана
Викторовна
Методическое обеспечение практического занятия по теме:
«Обучение лиц пожилого и старческого возраста принципам здорового образа жизни» МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение
45 3.
Буракова Татьяна Евгеньевна
Методическое обеспечение практического занятия по теме:
«Обучение женщины поведению во время родов и профилактике патологии родового акта» МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение
73 4.
Колонских Елена Германовна, Плотникова Александра Алексеевна
Методическое обеспечение практического занятия по теме:
«
Осуществление оздоровительных и профилактических мероприятий недоношенным новорожденным» МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение
104 5.
Подгорбунских Евгения Павловна
Методическое обеспечение практического занятия по теме: «Участие медицинской сестры в экспертизе трудоспособности»
145 6.
Слющенкова Ольга Петровна
Методическое обеспечение практического занятия по теме:
«Проведение и осуществление оздоровительных и профилактических мероприятий детям в препубертатном, пубертатном и юношеском возрасте» МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение
175 7.
Стадник Любовь Игоревна
Методическое обеспечение практического занятия по теме:
«Проведение и осуществление оздоровительных и профилактических мероприятий детям в период преддошкольного возраста» МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение
223 8.
Урманчина Светлана Борисовна
Методическое обеспечение практического занятия по теме:
«Организация мероприятий по проведению диспансеризации» МДК
01.03 Сестринское дело в системе ПМСП населению
247 9.
Яшина Елена Вячеславовна
Методическое обеспечение практического занятия по теме:
«Организация работы Школ здоровья» МДК 01.03 Сестринское дело в системе ПМСП населению
291

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
«СТЕРЛИТАМАКСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГАПОУ РБ «СТЕРЛИТАМАКСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Практического занятия
Профилактика хронических неинфекционных
заболеваний
по ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий
МДК.01.02.Основы профилактики для специальности 34.02.01.Сестринское дело.
Автор: Абульханова Р.Р.- преподаватель ГАПОУ
«Стерлитамакский медицинский колледж»
Стерлитамак 2016


СОДЕРЖАНИЕ:
1.
АННОТАЦИЯ.
2.
ВВЕДЕНИЕ
3.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Технологическая карта урока.
Информационный блок
4.
ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК
5.
ПРИЛОЖЕНИЯ (1-5)
6.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
7.
ЛИТЕРАТУРА

1.АННОТАЦИЯ
Настоящая методическая разработка практического занятия выполнена на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности
34.02.01. «Сестринское дело» и предусматривает освоение необходимого объема практических знаний и умений для освоения профессиональных и общих компетенций ПМ.01.Проведение профилактических мероприятий
МДК 01.02. Основы профилактики, предусмотренных стандартом.
Методическая разработка является составной частью учебно-методического комплекса по ПМ.01МДК 01.02. Основы профилактики.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения материала практического занятия должен:
иметь практический опыт:
– проведения профилактических мероприятий при осуществлении сестринского ухода. уметь:
– обучать население принципам здорового образа жизни
– проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические мероприятия;
– консультировать по вопросам рационального и диетического питания;
– организовывать мероприятия по проведению «школ здоровья». знать:
– структуру и функции профилактической деятельности;
– концепцию охраны и укрепления здоровья;
– сестринские технологии в профилактической медицине;
– современные представления о здоровье в разные возрастные периоды;
– возможные факторы, влияющие на здоровье,
– направления сестринской деятельности по сохранению здоровья;
– принципы рационального и диетического питания;
– роль сестринского персонала в работе «школ здоровья»
Методическая разработка темы определяет:
Межмодульные связи:
1.
ПМ.04МДК.04.01 – обучение в сестринском деле, сбор анамнеза.
2.
ПМ 01. МДК 01.01. Здоровый человек и его окружение;
3.
Учебная дисциплина (УД) «Анатомия» и «Патология» - анатомо- физиологические особенности органов дыхания, сердечно-сосудистой.
Эндокринной систем, желудочно-кишечного тракта.
4.
УД «Гигиена» - рациональное питание в различные возрастные периоды.
Внутри модульные связи:
1. Выявление факторов, влияющих на эмбриональное развитие, на здоровье плода. Выявление проблем, связанных с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья.
2. Практические и теоретические основы укрепления здоровья и профилактика нарушений состояния здоровья


3. Влияние факторов образа жизни на здоровье. Формирование здорового образа жизни. Влияние питания, двигательной активности на здоровье.
Основная цель методической разработки – систематизировать полученные теоретические знания привить навыки самостоятельного применения полученных знаний на практике. Включает методы формирования общих и профессиональных компетенций:
ПК 1.1.
Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения
ПК 1.2.
Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения
ПК 1.3.
Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 9.
Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности
ОК 12.
Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности
Методическая разработка практического занятия по теме «Профилактика хронических неинфекционных заболеваний»разработана для методического обеспечения образовательного процесса и может быть использована преподавателями и обучающимися средних медицинских образовательных учреждений.

2.
Введение.
Во второй половине ХХ века в странах с высоким и средним уровнем доходов населения произошло принципиальное изменение основных причин смерти, прежде всего, за счет широкого использования антибиотиков — на первый план вышли хронические неинфекционные заболевания (ХНИЗ), к которым относятся болезни системы кровообращения (БСК), онкологические и хронические бронхолегочные заболевания, а также сахарный диабет. В конце ХХ
- начале XXI века контроль над малярией, а также внедрение эффективных противовирусных препаратов похожим образом изменило ситуацию и в странах с низким уровнем доходов населения.
В России ХНИЗ являются причиной 75% всех смертей взрослого населения.
При этом на долю БСК приходится около 57%, а на долю онкологических заболеваний более 14% всех смертельных исходов. Экономический ущерб только от этих заболеваний составляет около 1 трлн. рублей в год (около 3% ВВП).
Основными причинами такого положения дел являются тяжелые социально- экономические потрясения, имевшие место в нашей стране в конце ХХ века, а также недостаточное развитие мер профилактики ХНИЗ. В результате крупномасштабной реализации комплексных мер преимущественно профилактической направленности на индивидуальном и популяционном уровне распространенность этих факторов риска ХНИЗ стала снижаться. В реализации мер профилактики выделяется два основных направления действий — формирование здорового образа жизни населения и ранняя диагностика ХНИЗ и факторов риска их развития с последующей своевременной коррекцией.
Реализация первого направления возможна только на межведомственной основе путем вовлечения в процесс целого ряда министерств, бизнеса и общественных структур, главная задача которых заключается в обеспечении условий для ведения здорового образа жизни. Второе направление действий реализуется в рамках системы здравоохранения, при этом особая роль возлагается на врачей первичного звена здравоохранения — участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики и семейных врачей, в деятельности которых правильно организованная профилактическая работа должна занимать не менее 30-40% их рабочего времени. Данные подходы к снижению смертности населения и увеличению ожидаемой продолжительности жизни закреплены в целом ряде официальных документов ВОЗ и ООН. Правительство Российской Федерации явилось инициатором созыва первой Глобальной министерской конференции по здоровому образу жизни и неинфекционным заболеваниям, которая состоялась под эгидой ВОЗ в Москве 28-29 апреля 2011 года и завершилась принятием важнейшего международного документа «Московской декларации ВОЗ», основная цель которого состоит в обеспечении содействия государствам-членам
ВОЗ в разработке и укреплении политических мер и программ по здоровому образу жизни и профилактике неинфекционных болезней.
В ноябре 2011 г. в Российской Федерации был принят Федеральный закон
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 12 которого устанавливает приоритет профилактики в сфере охраны здоровья граждан и определяет основные пути его реализации. С первого июня 2013 г. вступает в
8

силу большинство статей Федерального закона Российской Федерации «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». В статьях 9 и 17 этого Федерального закона наряду с рядом ограничительных мер в отношении распространения и курения табака, гражданам гарантируется оказание медицинской помощи по отказу от курения на основе стандартов медицинской помощи и в соответствии с порядком оказания медицинской помощи.
В декабре 2012 года был разработан Порядок проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения (приказ Минздрава России от 3 декабря
2012 г., № 100бн) и Порядок проведения профилактического медицинского осмотра (приказ Минздрава России от 6 декабря 2012 г., № 1011н), которыми регламентируется не только раннее выявление ХНИЗ и основных факторов риска их развития, а также их коррекция.
3. Основная часть
ГАПОУ РБ «Стерлитамакский медицинский колледж»
Технологическая карта занятия
Название профессионального модуля: ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий
Название междисциплинарного курса: МДК 01.02. Основы профилактики
Курс, специальность: 3 курс, специальность 34.02.01 Сестринское дело
Тема: Профилактика хронических неинфекционных заболеваний
Тип: занятие по закреплению знаний и формированию умений
Вид занятия: практическое занятие
Форма реализации метода: практические задания проблемного характера
Место проведения: кабинет практических занятий
Время занятия: 270 минут
Цели занятия:
Дидактическая и формируемые ПК: Отражать новые, еще не получившие освещения, знания. Расширить сферу знаний, обучающихся по теме «Проведение профилактических мероприятий». Подготовить обучающихся к применению знаний на УПП. Приобретение умений по организации мероприятий по профилактике ХНИЗ «Проведение профилактических мероприятий» и следующих профессиональных компетенций: ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний
Воспитательные и формируемые ОК-
Стремиться воспитать умение терпеливого, ласкового общения с пациентом и его родственниками, подвести студентов к глубокому пониманию ответственности за жизнь и здоровье больных.
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество
9