Файл: Профилактических мероприятий средних профессиональных образовательных учреждений, подведомственных министерству.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1157

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Задачи:
1.
Повышать интерес студента к будущей профессиональной деятельности.
2.
Обучить студента организовывать собственную деятельность, анализировать рабочую ситуацию.
3.
Воспитательная:обучить студента работать в команде, общаться с коллегами. Соблюдать правила охраны труда.
Иформирования общих компетенций:
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.
Задачи:
1.
Научить студента эффективному общению с коллегами и потребителями.
2.
Научить студента соблюдению правил охраны труда.
Форма реализации метода:практическое занятие.
Формы организации познавательной деятельности:
Приемы обучения:
Планируемые результаты обучения: В соответствии с требованиями
Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 34.02.01 Сестринское дело студент должен
уметь:
1) обучать население принципам здорового образа жизни;
2) проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические мероприятия;
3) консультировать пациента и его окружение по вопросам иммунопрофилактики;
300

4) консультировать по вопросам рационального и диетического питания;
знать:
1) современные представления о здоровье в разные возрастные периоды, возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья;
2) основы иммунопрофилактики различных групп населения;
3) принципы рационального и диетического питания;
4) роль сестринского персонала при проведении диспансеризации населения и работе «школ здоровья»
Цель использования компьютерных технологий на занятии:
Оснащение занятия:
Используемые технические средства обучения: ноутбук, презентации.
Используемые цифровые образовательные ресурсы:
Используемые дидактические средства обучения:
Межпредметные связи: ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
Внутрипредметные связи:
МДК. 01.01. Здоровый человек и его окружение.
МДК. 01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению
Литература:
Основная:
1.Быковская Т.Ю., Вязьмитина А.В., Владимиров С.Н., Антоненко Ю.В.
«МДК
01.02.
Основы профилактики
ПМ
01.
Проведение профилактических мероприятий», Феникс, 2017 г.
2.Крюкова Д.А., Лысак Л.А., Фурса О.В., «Здоровый человек и его окружение», Феникс, 2017 г.
3.Двойников С.И., Тарасова Ю.В., Фомушкина И.А., «Проведение профилактических мероприятий», Феникс, 2017 г.
Дополнительная:
301


1.Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение.
Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие.- М.: ОАО
«Издательство « Медицина», 2010
Информационно-коммуникативные и интернет ресурсы:
1.
Вайнер, Э. Н. Валеология [Электронный ресурс] : учеб. практикум / Э.Н.
Вайнер, Е.В. Волынская. - 2-е изд., стер. - М. : Флинта, 2012. - 312 с. – Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785893493870.html
Домашнее задание
Направлено на продолжение формирования общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Вид домашнего задания (внеаудиторная самостоятельная работа)
- выучить лекционный материал
- выполнить презентацию по теме.
302

Информационный блок
Школа здоровья для пациентов включена в отраслевой классификатор
«Сложные и комплексные медицинские услуги» (приказ МЗ РФ № 268 от
16.07.2001г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской
Федерации»).
Школа Здоровья – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и повышения качества жизни, сохранению здоровья.
Школа Здоровья для пациентов, лиц с факторами риска является организационной формой профилактического группового консультирования
(гигиенического обучения и воспитания – по МКБ-10 в классе XXI, Z70-76), является медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам или лицам с факторами риска в первичном звене здравоохранения.
Актуальность проблемы.
Показатели здоровья населения, в целом, находятся на неудовлетворительном уровне. Сложные социально-экономические условия в нашей стране проявились, в частности, в крайне высоких показателях заболеваемости и смертности населения. Особенно высоки показатели смертности от болезней системы кровообращения, несчастных случаев, отравлений, травм и онкологических заболеваний. Значительно сократилась средняя продолжительность жизни, особенно мужчин.
Серьезной проблемой для общества являются алкоголизм, табакокурение, наркомания, туберкулез, ВИЧ-инфекция, инфекции, передающиеся половым путем.
Среди причин, негативно отражающихся на состоянии здоровья населения, большое влияние оказывает снижение качества жизни большей части населения (низкий уровень заработной платы, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания и так далее), чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.
Учитывая, что здоровье человека на 50% определяется образом жизни, то есть поведением и отношением его к собственному здоровью и здоровью окружающих, одним из приоритетных направлений деятельности в охране здоровья является формирование у людей навыков здорового образа жизни, увеличение уровня санитарно-гигиенической культуры.
Хорошо спланированные и организованные мероприятия по формированию здорового образа жизни среди населения в Школах Здоровья способствует снижению заболеваемости и смертности, так как хронические неинфекционные заболевания имеют общие факторы риска поведенческого
303

характера, то и подходы к их профилактике не являются ресурсоемкими, но могут дать ощутимый социально-экономический эффект.
Цели Школ Здоровья:
1.
Увеличение охвата, повышение доступности и качества медицинской профилактической помощи населению.
2.
Первичная и вторичная профилактика хронических неинфекционных заболеваний.
3.
Достижение максимальной эффективности лечения и реабилитации больных.
4.
Повышение качества жизни пациента и его семьи.
Задачи Школ Здоровья:
1.
В доступной популярной форме информировать население о причинах и механизмах развития заболеваний.
2.
Ознакомить с различными факторами риска (неуправляемыми, частично управляемыми, управляемыми) и их ролью в формировании заболеваний.
3.
Формирование рационального и активного отношения человека к здоровью, мотивации к оздоровлению.
4.
Повышение ответственности человека за сохранение здоровья.
5.
Формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи.
6.
Формирование у населения навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др.).
7.
Добиться взаимопонимания и сотрудничества между врачом и пациентом и всеми членами его семьи в вопросах профилактики заболеваний.
8.
Ориентировать население на успех в укреплении здоровья только через формирование здорового образа жизни.
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21

Общие положения:
1.
Школы Здоровья могут быть организованы в поликлиниках, стационарах, медико-санитарных частях, профильных диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаториях-профилакториях, курортах, санаториях, оздоровительных центрах и должны быть утверждены приказом руководителя учреждения.
2.
План работы Школ Здоровья составляется на текущий год в соответствии со спецификой учреждения.
3.
В лечебно-профилактическом учреждении организатором и руководителем Школы Здоровья может быть врач кабинета (отделения) медицинской профилактики, заведующий отделением, узкий специалист; проводить занятия в школе здоровья может врач, либо средний медицинский работник (медицинская сестра, фельдшер), имеющий необходимую специализацию, в том числе по гигиеническому обучению и воспитанию населения.
304

4.
Учет работы и отчетность по работе Школ Здоровья проводятся в соответствии с формами отчетности (приложение № 5 приказа МЗ РФ
№ 455 от 23.09.2003г.).
Школа Здоровья организуется приказом руководителя медицинского учреждения. В приказе утверждаются:
• ответственные лица за выполнение этого вида медицинских услуг;
• инструкции, порядок и формы направления пациентов на обучение в
Школе;
• статистические формы регистрации и учета;
• план и график работы;
• закрепление помещения для проведения занятий, перечень оборудования.
Желательно, чтобы занятия проходили в отдельном помещении. Занятия проводились с небольшими группами пациентов (максимально 8-10 человек).
Продолжительность занятий не должна превышать 1-2 академических часов
(45-
90 минут).
Методологической основой занятий в Школе Здоровья является популярная лекция, учитывающая различный уровень подготовки слушателей. В Школе
Здоровья должен использоваться цикловой метод обучения, а занятия строиться по принципу «от простого к сложному». В ходе проведения занятий должен быть открытый диалог по проблемам хронических неинфекционных заболеваний, методам профилактики заболеваний, формирования здорового образа жизни. Предпочтительно обучение пациентов совместно с их членами семьи, имеющих возможность определять образ жизни пациента.
Для повышения эффективности образовательного процесса Школа Здоровья должна быть оснащена техническими средствами, иметь большой выбор методической продукции по изучаемой проблеме и демонстрационного материала (наличие тематических проспектов, памяток, видеофильмов, слайдов, популярной литературы). Вся наглядная продукция, используемая в
Школе должна быть красочной, демонстративной, запоминающейся, понятной, заинтересовывающей, доступной
Необходимо поддерживать обратную связь со слушателями Школы Здоровья через анкетирование, книгу отзывов и пр.
Критерии эффективности Школ Здоровья:
I
. Ближайшие:
1.
Увеличение информированности населения о мерах профилактики заболеваний, по сохранению здоровья.
2.
Повышение интереса населения к формированию мотивации здорового образа жизни.
II
. Отдаленные:
305


1.
Уменьшение распространенности хронических неинфекционных заболеваний, социально обусловленных заболеваний, а также основных факторов риска.
2.
Улучшение качества жизни, увеличение средней продолжительности жизни, уменьшение показателей первичной инвалидизации населения.
3. Уменьшение распространения вредных привычек.
4. Экономический эффект от снижения:
• временной нетрудоспособности по заболеваниям и осложнениям заболеваний;
• стойкой утраты трудоспособности позаболеваниям и осложнениям заболеваний.
Обучение работе в школе здоровья для пациентов
1.
Проведение занятия «Что нужно знать об бронхиальной астме?»
Продолжительность занятия 90 минут
Структура занятия:
1. Вводная часть – 15 минут
1.1.Знакомство, представление участников
1.2.Описание целей обучения
2. Информационная часть – 20 минут
2.1.Что такое бронхиальная астма?
2.2. Течение бронхиальной астмы и ее проявления.
3. Активная часть (вопросы-ответы) – 5 минут
ПЕРЕРЫВ – 5 минут
4. Информационная часть – 10 минут
4.1
. Формыбронхиальной астмы – основные понятия
4.2
.Факторы, способствующие развитию бронхиальной астмы.
5. Активная часть – 10 минут
5.1.Выявление индивидуальных управляемых факторов риска
5.2.Составление ИНДИВИДУАЛЬНОГО плана действий для каждого пациента – начальный вариант
6. Информационная часть – 10 минут
6.1.Как правильно проводить пикфлоуметрию?
7. Активная часть – 10 минут
8. Подведение итогов – 5 минут
306

2.
Занятие 2. ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ.
ЧТО НАДО ЗНАТЬ ПАЦИЕНТУ О ПИТАНИИ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ
АСТМЕ?
Продолжительность занятия 90 минут
Структура занятия
1. Вводная часть – 5 минут
1.1.Описание цепи и сценария занятия
2. Информационная часть – 5 минут
2.1.Каким должно быть питание здорового человека?
3. Активная часть – 20 минут
3.1.Подсчет суточных энерготрат и энергетической ценности пищевого рациона
4. Информационная часть – 15 минут
4.1.Принципы Здорового питания
ПЕРЕРЫВ – 5 минут
5. Информационная часть – 10 минут
5.1.Связь питания и бронхиальной астмы.
5.2.Как влияет питание на бронхиальную астму?
6. Активная часть – 15 минут
6.1.Составление списка легко- и трудновыполнимых изменений в привычках питания и дополнение индивидуального плана оздоровления
7
. Подведение итогов – 5 минут
3.
Занятие 3. ОЖИРЕНИЕ И РИСК РАЗВИТИЯ БРОНХИАЛЬНОЙ
АСТМОЙ
Продолжительность занятия 90 минут
Структура занятия
1. Вводная часть – 10 минут
1.1. Описание цепи занятия
2. Информационная часть – 10 минут
2.1. Что такое ожирение. Методы оценки. Причины. Поражения органов и систем
3. Активная часть – 20 минут
3.1. Расчет нормальной массы тела, индекса массы тела, степени избыточной массы тела
ПЕРЕРЫВ – 5 минут
4. Информационная часть – 10 минут
4.1. Основные принципы диетотерапии при ожирении. Различные типы диет при ожирении
5. Активная часть – 10 минут
5.1. Обсуждение и обмен мнениями. Вопросы-ответы
6. Информационная часть – 10 минут
6.1. Повышение физической активности при ожирении и избыточной массе тела
307