Файл: Анализ налоговой системы Российской Федерации (в дальнейшем – РФ) выявление преимуществ и недостатков, а также анализ способов ее совершенствования..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрим установление принятия налоговых актов, законов:

  1. Президент РФ – с помощью указов он способен устанавливать самостоятельные нормы права и может поручать органам управления разработку новых нормативный актов по налогообложению.
  2. Правительство РФ устанавливают ставки акцизов, государственных пошлин, распределяют уровень затрат и определяют дальнейший план по налогообложению.
  3. Субъекты РФ вправе устанавливать региональные налоги и сборы на своей территории, а также регулировать отдельные элементы юридических составов, определенных в НК РФ.
  4. Исполнительные органы местного самоуправления в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с местным налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Немаловажную роль в формировании правовой основы для стабильной и рациональной налоговой системы представляют принимаемые акты Министерства Финансов и Федеральной налоговой службы. Так, например, Разъяснения Министерства Финансов позволяют наиболее полно отобразить информацию о принимаемых актах, ответить на ряд вопросов заявителями.

Благодаря постановлениям Конституционного Суда, Верховного Суда РФ налогоплательщики способны обжаловать незаконные решения налоговых органов, могут получить защиту от дальнейших правонарушений со стороны налоговых органов в судебном порядке.

Благодаря развитой правовой системе налогообложение и налоговая система РФ имеет стабильное, рациональное использование, а также налоговым плательщикам предоставлена защита своих прав и интересов, что тоже способствует эффективному ведению налоговой системы.

Структура и особенности налоговой системы РФ

Само понятие «система» подразумевает под собой совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и создающих целостность и единство. Налоговая система имеет сложную структуру, элементы которой тесно переплетены между собой и каждый из них имеет немаловажное значение. В настоящее время налоговая система образуется из ряда подсистем:

  1. Законодательная или правовая подсистема. Более подробное описание данной подсистемы было приведено в параграфе 1.2. «Нормативно-правовая основа налоговой системы РФ».
  2. Подсистема налоговых сборов и пошлин. Описание данной системы приведено в параграфах 1.1. «Общее понятие налогов и налоговой системы» и 1.2. «Нормативно-правовая основа налоговой системы РФ».
  3. Правоохранительная подсистема обеспечивает экономическую безопасность государства и включает федеральные органы внутренних дел и таможенные органы.
  4. Подсистема контроля. Обеспечивает контроль соблюдения налогового законодательства, порядок исчисления и уплаты налогов. Включает в себя налоговые органы РФ, внебюджетные фонды, таможенные органы. Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы являются единой централизованной системой налоговых органов.
  5. Подсистема судопроизводства. Благодаря данной системе обеспечивается рассмотрение налоговых споров между государственными органами и налогоплательщиками, организациями и физическими лицами на уровне суда общей юрисдикции и арбитражного суда. Решения Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ в отношении дел, связанных с рассмотрением налоговых споров, являются обязательными к исполнению на всей территории РФ.
  6. Банковская подсистема. Благодаря этой подсистеме возможно отследить и проконтролировать перемещения налоговых взносов, уплат по кредитным операциям.

Общую структуру налоговой системы РФ можно представить данной схемой.

Рис. 2. Общая структура налоговой системы РФ

Налоговая система РФ имеет ряд особенностей, благодаря которым строится ее структура. Такими особенностями являются:

  1. В НК РФ перечень налогов и сборов является закрытым. Изменения в этот перечень возможно внести только законом, изданным со стороны Федерального собрания. С 1993 по 1999 года устанавливать, принимать и вводить новые налоговые сборы и льготы могли органы власти субъектов РФ.
  2. Систематизация налогов в НК РФ имеет административно-территориальный характер (федеральные, региональные и местные налоги). В главах, которые определяют определенные режимы налогообложения, налоги представлены как группы налогов одинакового или близкого типа («Акцизы»), самостоятельные налоги и налоги, направленные на отдельные типы доходов («Налог на прибыль организаций»).
  3. С принятием Налогового кодекса приказы, инструкции и методические указания, издаваемые налоговыми органами, не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, и для налогоплательщика имеют не более, чем рекомендательную силу. Кроме того, с вхождением Федеральной налоговой службы в систему Министерства финансов РФ и функции по разъяснению законодательных актов по налогообложению также переданы финансовым органам.
  4. Изначально, таможенные сборы входили в категорию «налогов», но после их вывода из этой категории их сбор стал регулироваться отдельным таможенным законодательством («Таможенный кодекс»).
  5. Согласно новому Налоговому кодексу РФ у налоговых органов изъята функция сбора налогов (оставлена только функция контроля за уплатой налогов), налоговые платежи должны поступать непосредственно на бюджетные счета казначейства (или местных органов власти), хотя последние, и не наделены правами налоговых органов.
  6. В отличии от других стран, где основной частью налоговых сборов является подоходный налог, в России эту часть занимают налоги с бизнеса. Это, в некотором роде, объясняется социальной направленностью налоговой политики государства. Также, это можно объяснить, как наследие социалистического режима, ведь в то время подоходный налог составлял около 6-7%, а в перспективе того времени подоходные сборы планировалось отменить вовсе.


Глава 2. Анализ эффективности и проблемы совершенствования налоговой системы Российской Федерации

Анализ эффективности налоговой системы РФ

Эффективность налоговой системы РФ зачастую во многом зависит как от внешних, так и от внутренних факторов, влияющих на нее напрямую или косвенно. Этими факторами могут быть внешняя и внутренняя политика, внешняя или внутренняя экономика, условия кризиса, общественность и другие. Особенно, эффективность налоговой системы не может функционировать в одном и том же виде длительное время, и этому способствуют факторы, приведенные выше. Соответственно, изменения и преобразования в налоговой системе является вопросом необходимости и неминуемости. Адаптация системы в зависимости от экономического положения страны является основой для эффективного ведения налоговой политики и существования налоговой системы.

Эффективность налоговой системы РФ определяется как соотношение всех налоговых поступлений в бюджеты государства, включая в себя общие затраты на сбор налогов. Для более точного определения эффективности можно привести данные факты:

  1. Для государства - в увеличении доходов бюджета за счет налоговых поступлений и развитии налогооблагаемой базы.
  2. Для хозяйствующих субъектов - в получении максимально возможных доходов (прибыли) при минимизации налоговых платежей.
  3. Для населения - в получении достаточных доходов для существования при уплате установленных налогов, за счет которых государство предоставляет необходимые социальные услуги.

Выделяют два типа эффективности налоговой системы:

    1. Тактическая или текущая. Определяется как взаимоотношение понесенных затрат и полученного дохода в виде сумм налоговых поступлений. Этот подход позволяет обнаружить максимально возможное количество источников доходов и минимизировать расходы по взиманию налогов. Но с помощью этого подхода не учитываются экономические, социальные последствия от налогообложения в перспективе.
    2. Стратегическая или перспективная. С помощью этого подхода учитывается недостаток первого подхода. Благодаря этому типу возможно стимулировать дальнейшее развитие той или иной отрасли и экономики в целом, учитывая статистику воздействия налогообложения на экономику.

Для определения эффективности РФ также используют экономические показатели, такие как налоговая нагрузка и и соотношение прямых и косвенных налогов.

Налоговая нагрузка или налоговое бремя – доля доходов, уплачиваемые государству в виде налогов, налоговых сборов и платежей. Для определения налоговой нагрузки в стране в целом используют показатель доли налогов в ВВП.

, где

Н – налоговые платежи, включая платежи в государственные внебюджетные фонды и таможенные платежи.

Таблица 2.

Расчет налоговой нагрузки за 2017-2019 года

Показатели

Периоды, год

2017

2018

2019

ВВП, млрд. руб.

92 819

97 283

109 362

Налоговые поступления, млрд. руб.

10 025

10 507

12 795

Налоговое бремя, %

10,8

11

11,7

Анализ расчета налоговой нагрузки за 2017-2019 года показал, что с 2017 по 2018 год нагрузка выросла с 10,8% до 11% (0,2%), а с 2018 по 2019 года – с 11% до 11,7% (0,7%). Это говорит о том, что с каждым годом налоговые поступления, по отношению к ВВП, становятся меньше, что и увеличивает налоговую нагрузку

Исходя из этого, можно сделать вывод, что стабильность налоговой нагрузки является важным аспектом, так как все экономические агенты способны адаптироваться к этому.

На налоговую нагрузку влияют не только уровень ВВП и сумма налоговых поступлений, но и отдельные факторы, которые приведены в рисунке 3.

Рис.3. Факторы, влияющие на уровень налоговой нагрузки

Также, для анализа налоговой нагрузки немаловажным фактором является не только расчет в целом по РФ, но и по отдельным отраслям.

Следующим важным элементом определения эффективности налоговой системы РФ является анализ соотношения прямых и косвенных налогов.

Среди отдельных видов налогов наибольший вклад в консолидированный бюджет РФ вносят таможенные пошлины и налоги и взносы на социальное страхование (по 18 процентов), налог на добычу полезных ископаемых (11 процентов), налог на доходы физических лиц (10 процентов), также можно отметить налог на прибыль организаций и налог на добавленную стоимость.

Проблемы совершенствования налоговой системы РФ


Любая система налогообложения имеет свои недостатки и упущения, и налоговая система РФ – не исключение. Некоторые из них неисправимы в силу обстоятельств или их особенностей, но многие возможно минимизировать или вовсе устранить. Наиболее явными недостатками являются:

  1. Теневая экономика.
  2. Нестабильность налоговой политики.
  3. Несовершенство законодательной базы.
  4. Проблема неуплаты налогов и сборов.
  5. Отсутствие стимула развития сектора экономики.
  6. Трудности реализации налогообложения.
  7. Чрезмерная налоговая нагрузка, которая возложена на предпринимателей, налогоплательщиков.
  8. Неравномерное распределение объема взимаемых налогов на разные категории налогоплательщиков.
  9. Введение налогов, не отвечающих запросам экономики страны.

Разберем по порядку каждую проблему.

Теневая экономика. Проблема теневой экономики начинается с того, что, если налогоплательщик уже вступил или находится в секторе теневой экономики, то он не может из нее выйти. Это объясняется тем, что капиталы, которые были укрыты в этом секторе, являются достаточно большими вложениями, и их появление в легальном секторе может вызвать вопросы об источнике доходов со стороны налоговых органов. Основываясь на статистических данных, средний процент ВВП, укрываемый в теневой экономике, составляет от 25% до 40%, и большая часть не охватывается налогами. По данным Минфина России из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения в консолидированный бюджет страны не поступает ежегодно от 30 до 50% налогов. В результате законопослушные налогоплательщики, а это, в основном, легальные товаропроизводители, производят отчисления в государственную казну в виде налогов, составляющих более половины произведенного ВВП. Немногие предприятия могут выдержать такую нагрузку.

Нестабильность налоговой политики. Из-за частых изменений в налоговой политике, системе, в ставках и льготах, порядках уплаты большинство граждан нашей страны не решается создавать свой собственный бизнес, что приводит к проблемам в области организации производства или предпринимательства в той или иной отрасли, а также затрудняет анализ и прогнозирование финансовой ситуации в целом. Нестабильность мешает грамотно распланировать экономическую, финансовую деятельность на будущее, что крайне неблагоприятно сказывается на малом и среднем бизнесе. Чаще всего, такие частые изменения в налоговой политике ставит их на грань банкротства, а также мешает стабильному развитию крупного предпринимательства.