Файл: Анализ налоговой системы Российской Федерации (в дальнейшем – РФ) выявление преимуществ и недостатков, а также анализ способов ее совершенствования..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Налоговая система – неотъемлемая часть регулирования экономики, общественности и государства в целом. Налоги являются важнейшим звеном в формировании государственного бюджета, в среднем 80% от всей суммы доходов, а их систематизация позволяет регулировать поступление доходов и дальнейший расход.

В систематизацию налогов включены не только сами налоги, но и льготы, штрафные санкции и ставки. С помощью использования тех или иных мер санкционирования, государство способно регулировать развитие регионов, городов и даже отдельных предприятий.

Актуальность выбранной темы можно объяснить тем, что ни одно государство не обходится без налогов и налоговых систем. Благодаря им государства способны регулировать экономическую составляющую внутри страны, контролировать развитие отраслей, улучшать благоприятное жизнеобеспечение для граждан и развивать такие важные отрасли, как экономика, оборона страны и другие.

Произведенный анализ недостатков и развития налоговой системы в Российской Федерации позволят определить способы улучшения данной системы, избежать дальнейших уклонений от уплаты налогов, увеличит процент поступления доходов от налогов в государственный бюджет и позволит более рационально распределить бюджет на следующие периоды.

Целью курсовой работы является анализ налоговой системы Российской Федерации (в дальнейшем – РФ) выявление преимуществ и недостатков, а также анализ способов ее совершенствования.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучение теоретических аспектов налоговых систем РФ.
  2. Выявление основных проблем и недостатков в налоговой системе РФ.
  3. Анализ дальнейшего развития налоговой системы.
  4. Определение путей совершенствования налоговой системы.

Объектом исследования является налоговая система РФ.

Предметом исследования является теоретическая и практическая составляющие изучаемого объекта.

Для проведения полного анализа данной темы были использованы следующие методы исследования: сбор информации, анализ, сравнение.

Данная работа состоит из двух глав. В первой главе 3 параграфа, во второй главе - 4 параграфа. В первой главе раскрывается теоретическая часть налоговой системы РФ, во второй главе произведен анализ и рассмотрены перспективы и способы совершенствования.


Глава 1. Теоретическая часть. Понятия налоговой системы, правовая основа и особенности налоговой системы Российской Федерации

Общее понятие налогов и налоговой системы

Для полноценного и эффективного функционирования хозяйственного комплекса страны необходима налоговая система, которая систематизирует экономические аспекты страны финансовыми рычагами. Особенно это характерно в сфере рыночных отношений экономики, где доля вмешательства государства является не полной. Налоги и налоговая система позволяют стабилизировать поток денежных средств в экономике страны, исключить возможные упущения и нарушения, а также, что является одним из важнейших аспектов налогов в целом – пополнить государственную казну.

Основные положения о налогах закреплены в Конституции РФ (п. 2 ст. 57, п.3 ст. 71, п. 8 ст. 132). Понятие «Налог» приведено в Налоговом Кодексе РФ (в дальнейшем – НК РФ) в статье 8 «Понятие налога, сбора, страховых взносов». Также, положения о налогах приведены в таких Федеральных законах как «Налог на добавленную стоимость», «Об акцизах», «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и другие законы и подзаконные акты.

Налог – это обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, цель которого – финансовое обеспечение деятельности государства и муниципальных образований.

Система взимания налогов, то есть налогообложения, составлена с учетом следующих пунктов:

  1. Уровень налоговой ставки устанавливается с учетом возможностей налогоплательщика.
  2. Налогообложение несет обязательный характер. Для поддержаний данной функции были введены штрафы, санкции, льготы и другие методы влияния на налогоплательщиков.
  3. Система налогообложения должна быть понятна и доступна для всех сфер общества, а также экономична для налоговых органов и так далее.

Налоги регулируют не только экономическую сторону государства, но и общественную. Это проявляется в функциях, с помощью которых реализуется публичное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного перераспределения доходов.

Выделяют пять основных функций:

  1. Фискальная – с помощью нее формируют финансовые ресурсы государства.
  2. Контрольная – благодаря этой функции соблюдается пропорция при распределении доходов субъектов экономики.
  3. Распределительная – необходима для распределения налоговых платежей между физическими и юридическими лицами, отраслями, государством. Является неотъемлемой частью контрольной функции.
  4. Регулирующая – проявляется в виде льгот, штрафов, санкций, а также введении налогов на израсходованные ресурсы (водный налог, земельный налог и другие).
  5. Социальная – является обеспечением и защитой конституционных прав граждан. Представляет собой соединение распределительной и регулирующей функций.

Также, налоги систематизируются по определенным критериям, благодаря которым создана оптимальная и эффективная структура. Элементами этой системы являются:

  1. Виды налогов по способу взимания – косвенные и прямые.
  2. Уровни взимания налогов – федеральные, региональные и местные.
  3. Ставки – твердые и процентные (пропорциональные, прогрессивные, регрессивные).
  4. Налоговые органы – налоговая полиция и государственная налоговая служба.

Рис. 1. Виды доходов по способу взимания

Помимо этого, каждый налог состоит из определенных элементов, с помощью которых определяется налогообложение. Данными элементами являются:

  1. Налоговая база.
  2. Налоговая ставка.
  3. Объект налогообложения.
  4. Субъект налогообложения.
  5. Порядок исчисления.
  6. Порядок уплаты.
  7. Налоговый период.

Экономическая составляющая налогов является частью производственных отношений между субъектами хозяйствования, граждан и государства. У первой стороны изымается доля национального дохода и накапливается у второй стороны для осуществления необходимых задач и функций. Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образуют налоговую систему государства.

Понятие «Налоговая система» впервые было закреплено в ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В данном Законе было определено, что налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке.

На сегодняшний день понятие налоговой системы определяется как система налогов и сборов, действующих на территории РФ, а также правила установления и функционирования системы налогов и сборов. Данное определение подчеркивает правовая сущность рассматриваемой категории.

Целью налоговой системы, в первую очередь, является создание, поддержание эффективности производственных процессов, предопределение социальных проблем и способов их решения, в стране и в регионах отдельно, а также создание условий для осуществления внешнеэкономических процессов и деятельности.

При формировании налоговой системы были соблюдены несколько принципов, которые регулируют систему. Одним из первых важных принципов является утверждение всех налогов, сроков их уплаты и порядка уплаты, что, во-первых, позволяет защитить права налогоплательщика, а во-вторых – использовать налоговую систему как инструмент политики.


Вторым принципом является стабильность правил налогообложения. Это не исключает неизменности налогов и их составляющих в целом, но данные изменения происходят редко под влиянием экономических условий. Стабильность налоговой системы позволяет обеспечить равномерные условия хозяйствования, распланировать дальнейшую деятельность для предпринимателей, привлечь инвестиционные вложения и способствует экономическому росту в целом.

Следующим принципом является установленная ответственность за уклонение от уплаты налогов. Это позволяет выявить упущение в той или иной стороне налоговой системы и улучшить ее.

Также, в построении эффективной налоговой системы были учтены следующие принципы:

  1. Экономические – рациональный выбор источников налогов, экономичность налогообложения, возможность покрытия финансовых потребностей.
  2. Принципы финансовой политики - налоги должны удовлетворять требованиям достаточности и подвижности - обеспечивать средства для покрытия государственных расходов как в данный финансовый период, так и на длительный период.
  3. Социальные – соразмерность, равномерность налогообложения в связи с платежеспособностью населения, всеобщность налогов.
  4. Принцип управления – минимизация издержек при налогообложении, удобство налогообложения.

Нормативно-правовая основа налоговой системы Российской Федерации

Система российского налогового законодательства представляет собой совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих нормы налогового права. Выделяют три уровня нормативных документов:

  1. Налоговый Кодекс РФ, а также принятые в соответствии с ним федеральные законы.
  2. Нормативные правовые акты, законы, принятые законодательными органами субъектов РФ.
  3. Нормативные правовые акты, принятые представительными органами местного самоуправления.

Все основные принципы, задачи, изменения федеральных налогов и установления региональных и местных налогов приведены в НК РФ. Если кодекс устанавливает основные положения по ведению налогообложения, обеспечивает меры по их исполнению, то в НК РФ прописаны все аспекты налоговой системы и налогообложения полностью, в частности и правовое положение налогоплательщиков, налоговых агентов, кредитных учреждений и других.


В НК РФ также приведены общие принципы налогообложения, они состоят из двух частей:

  1. В первой части установлены понятие и определение налоговой системы РФ, основа всех правовых отношений, появляющихся в налоговом процессе, определение обязанностей и ответственностей налогоплательщиков и налоговых органов (агентов), налоговый контроль и так далее (состоит из восьми разделов).
  2. Во второй части определены порядок применения специальных налоговых режимов и порядок определения федеральных, региональных и местных налогов по отдельности, более подробно описаны права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов (состоит из 11 разделов).

Виды налогов определяются статьями 13, 14, 15 раздела I НК РФ, а также разделами VIII, IX, X НК РФ:

  1. К федеральным налогам относятся:
      1. налог на добавленную стоимость (НДС);
      2. налог на прибыль организаций;
      3. налог на доходы физических лиц;
      4. акцизы;
      5. налог на добычу полезных ископаемых;
      6. водный налог;
      7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование водных биологических ресурсов;
      8. государственная пошлина.
  2. К региональным налогам относятся:
  3. налог на имущество организаций;
  4. налог на игорный бизнес;
  5. транспортный налог.
  6. К местным налогам относятся:
  7. земельный налог;
  8. налог на имущество физических лиц.

К специальным налоговым режимам, согласно ст. 18 раздела I и разделу VII.1 НК РФ, относят:

  1. Единый сельскохозяйственный налог.
  2. Упрощенная система налогообложения.
  3. Единый налог на вмененный доход.
  4. Патентная система налогообложения.
  5. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукций.
  6. Налог на профессиональный доход (на данный момент находится на стадии эксперимента).

В НК РФ также определяются понятия «налогоплательщик» и «налоговый агент». Налогоплательщиками, согласно ст. 9 раздела I и ст. 19 раздела II, являются юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, на которых возложена обязанность уплачивать налоги, сборы и страховые взносы.

Налоговыми органами, согласно ст. 9 раздела I и ст. 24 раздела II, определены лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию налогов и перечислению их в бюджетную систему РФ.

Налоговый кодекс – это не только свод принципов и правил по исчислению и уплате налогов. НК РФ решает ряд важных задач:

  1. В НК РФ предопределена единая налоговая система именно для экономики, общественности РФ, ее правовая основа.
  2. Рациональное распределение доход между федеральным, региональным и местным уровнями, за которыми закреплены свои налоговые источники.
  3. Создание сбалансированной и справедливой налоговой системы между государственным и частными интересами. Такой баланс позволит развивать предпринимательство, стимулирует инвестиционную деятельность.
  4. Создание единой налоговой правовой базы.
  5. Снижение налогового бремени всех отраслей.
  6. Пресечение неуплат и совершенствование системы ответственности плательщиков за нарушения налогового законодательства.