Файл: Права социального обеспечения и его источники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Социальное обеспечение в РФ предназначено для того, чтобы создать наиболее благоприятные условия жизнедеятельности отдельным категориям граждан, проживающим а нашей стране и находящимся в сложной жизненной ситуации. Это правило закреплено в статье 39 Конституции Российской Федерации.

В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и привести к утрате заработной платы - основного источника средств существования.

Преодолеть это самостоятельно во многих случаях невозможно, поскольку они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью, практически не зависят от воли отдельного человека.

Но они прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на себя определенную долю ответственности за их наступление и создает систему социальной защиты, предоставляет государственные пенсии, социальные пособия и услуги.

Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в Конституции РФ. В ст. 39 говорится, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные и специальные методы познания.

Решающую роль в раскрытии сущности исследуемого объекта, в воспроизведении в системе понятий всей совокупности присущих ему необходимых свойств и связей в современном научном познании играет диалектический метод.

Он наиболее адекватно отражает всеобщие формы бытия, закономерности всеобщей взаимосвязи, движения и развития материальных образований и наиболее полно соответствует уровню развития современной науки, воспроизводящей в своих идеальных конструкциях объективную диалектику различных областей действительности.

Диалектический метод познания представляет собой совокупность требований, или принципов, которыми должен руководствоваться субъект в своей познавательной деятельности. Эти требования формулируются на основе установленных всеобщих свойств и связей действительности и закономерностей функционирования и развития познания.

Диалектический метод обеспечил исследования института защиты прав граждан в сфере социального обеспечения в развитии и взаимосвязи с другими институтами пенсионного и социального права.


Теоретическую основу исследования составили труды российских и зарубежных ученых, которые посвящены проблемам защиты прав граждан в сфере социального обеспечения: Азарова Е.Г., Багомедов М. А., Галаганов В.П., Демидов Н. В., Ермаков Д. Н., Захаров М.Л., Иванов И. В., Лычкань Л. П., Миронова Т. К., Нелюбина Е. В., Поздняков С. А., Римашевская Н. М., Сидоров В.Е., Федоров М. Ю., Хурсевич С. Н., Челнокова Г. Б., Шишкин С. В., Юргенс И. Ю. и др. ученые.

Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся по поводу систематизации права социального обеспечения.

Предмет исследования – правовые нормы, регулирующие право социального обеспечения.

Цель исследования – изучить систему права социального обеспечения.

Задачи исследования:

– изучить общие принципы и источники права социального обеспечения;

– рассмотреть метод права социального обеспечения и соотношение с другими отраслями права;

– изучить источники права социального обеспечения;

– рассмотреть функции и формы в праве социального обеспечения;

– изучить кодификацию права социального обеспечения;

– рассмотреть применение на практике принципов и источников права социального обеспечения.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Общие понятия и положения в праве социального обеспечения

1.1. Общие принципы и источники права социального обеспечения

Организация конституционного права на социальное обслуживание граждан реализуется в разнообразных формах, поскольку сегодня мы сталкиваемся с несколькими крупными категориями граждан, которые находятся в зоне риска[1].

По сути, вся совокупность форм социального обеспечения как раз и является правовыми способами осуществления социального обеспечения. Право на социальное обеспечение выступает в качестве основных прав в социально-экономической сфере жизнедеятельности человека. Они принадлежат ему с самого рождения, и ни один другой гражданин не имеет права отобрать у индивида эти права.


Социальное обеспечение назначается и реализуется в нескольких случаях.

Во-первых, правительством учитывается величина прожиточного минимума гражданина. Изначально прожиточный минимум устанавливается законодательством. Если доход гражданина ниже данного уровня прожиточного минимума, то следует акцентировать внимание на его нужде в данной социальной помощи и поддержке.

Также очень важно учитывать состояние потребительской корзины. Она включает в себя самый минимальный набор тех необходимых продуктов питания, а также непродовольственных товаров и услуг, которые ежемесячно используются гражданином. Каждый индивид в соответствии со своим доходом должен иметь возможность реализовывать данную потребительскую корзину.

Таким образом, сегодня мы сталкиваемся с разнообразием правовых форм социального обеспечения, каждая из которых закреплена в законодательстве, а также в нормативно-правовых актах.

Все эти правовые формы соблюдаются и применяются в зависимости от того, кто и в какой жизненной ситуации оказался, какие условия окружают человека, и есть ли возможность улучшить его положение в соответствии с применением данных форм. Конечно, государство в большей степени берет на себя ответственность за реализацию этих форм, привлекая уполномоченные органы и учреждения.

В современных исследованиях прослеживается преемственность в определении перечня отраслевых принципов права социального обеспечения.

Так, практически во всех учебниках по праву социального обеспечения называются и раскрываются следующие отраслевые принципы:

1) всеобщность права на социальное обеспечение;

2) всесторонность и многообразие видов социального обеспечения (дифференциация социального обеспечения);

3) гарантированность социального обеспечения при наступлении социальных рисков и иных социально-значимых обстоятельств;

4) ориентация социального обеспечения на достойный уровень жизни. Некоторые авторы дополняют этот перечень принципами, определяющими порядок финансирования социального обеспечения за счет страховых платежей и средств бюджета, и порядок участия общественности в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты прав граждан.

Сравнительно недавно в науке права социального обеспечения стали предметом специального исследования принципы международного права социального обеспечения. Е. Е. Мачульская разграничивает две группы международно-правовых принципов: с одной стороны, основополагающие принципы международного права социального обеспечения – принцип социальной справедливости и принцип равноправия в области социального обеспечения, с другой – коллизионные принципы определения применимого законодательства и принцип сохранения приобретаемых социально-обеспечительных прав. В действующем законодательстве нашли легальное закрепление правовые принципы, определяющие основы организационно- правовых форм социального обеспечения[2].


Эти принципы можно назвать принципами подотраслей и институтов права социального обеспечения. Так, в Федеральном законе «Об основах обязательного социального страхования» (1999 г.) перечислены следующие принципы: всеобщий характер социального страхования; доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий; государственные гарантии соблюдения прав застрахованных лиц и др. В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (2013 г.) также нашли текстуальное закрепление принципы этого института: равный и свободный доступ граждан к социальному обслуживанию, адресность предоставления социальных услуг, добровольность и др. В ряде случаев наш законодатель ограничивается смысловым закреплением принципов права. Например, принципы института государственной социальной помощи можно вывести из содержания нормативных предписаний Федерального закона «О государственной социальной помощи» (1999 г.), определяющих цели оказания государственной социальной помощи (ст. 3): адресность социальной поддержки нуждающихся граждан, обеспечение всеобщей доступности и общего приемлемого качества социальных услуг, социальное равенство и др. В науке права социального обеспечения отмечается необходимость в кодификации законодательства о социальном обеспечении, обосновываются предложения о структуре Кодекса социального обеспечения.

В его общей части предлагается включение статей, посвященных основным принципам права социального обеспечения, определяющих развитие в системе всех институтов данной отрасли. Именно отраслевые принципы обладают не только основополагающими, но и системообразующими началами. Признается предпочтительным вариантом не простое перечисление принципов в статье будущего Кодекса.

Виды социального обеспечения выделяют независимо от источников их финансирования.

Исследователи подчеркивают, что социальное обеспечение, которое осуществляется в следующих формах, может помочь обществу измениться, стереть те грубые границы, которые существуют между обеспеченными и бедными категориями населения.

Таким образом, целесообразно говорить о следующих основных видах: Денежные выплаты, которые могут представать в виде пенсионных выплат и пособий, а также в качестве материальной помощи, которая носит адресный характер и предоставляется отдельным категориям граждан;

Натуральный вид помощи – медикаменты, продукты питания первой необходимости, детское питание, технические приспособления, предназначенные для лиц с ограниченными возможностями здоровья; Льготы и некоторые виды услуг, к которым относится содержание индивидов в домах и интернатах для престарелых и лиц с ограниченным возможностями здоровья; детские дома; возможности социального обслуживания граждан на дому;


Компенсация дополнительных расходов, которые напрямую связаны с оказанием медицинской помощи индивидам, их последующей реабилитацией, а также с оздоровлением, которое производится в специальных стационарах, амбулаторно в санаториях и домах интернатах.

Также к видам социального обеспечения относятся некоторые единовременные денежные и не денежные виды поддержки, которые государство или социальные институты оказывают в качестве адресной помощи отдельным категориям граждан, оказавшимся в затруднительной ситуации и предоставившим все документы о том, что они не в состоянии самостоятельно обеспечить себя продуктами, медикаментами и услугами первой необходимости[3].

После тщательной проверки заявителей, органы соцобеспечения предоставляют им помощь (если все сведения подтвердились).

Виды социального обеспечения выделяются также на основании того, каким категориям граждан предоставляются вышеуказанные социальные услуги. Нам следует выделить следующие категории: граждане, которые не относятся к трудоспособному возрасту (дети и подростки, а также пенсионеры и инвалиды); граждане, относящиеся к трудоспособному возрасту, но по тем или иным причинам не имеющие возможность осуществлять свою полноценную трудовую деятельность (безработные, временно нетрудоспособные и нетрудоустроенные граждане, лица с ограниченными возможностями здоровья, многодетные семьи, дети, малообеспеченные семьи или граждане).

1.2. Метод права социального обеспечения и соотношение с другими отраслями права

Метод права социального обеспечения представляет собой комплекс механизмов и приемов правового регулирования ряда общественных отношений, которые акцентируют внимание на социальном обеспечении граждан. Их специфика обусловлена распределительным характером таких социальных отношений, где одна стороны выступает как нуждающаяся, а вторая – как сторона, которая имеет право распределять блага и ресурсы для организации лучших условий жизни. Эта совокупность способов и методов также охватывает общеправовые и некоторые межотраслевые приемы по регулированию отношений между сторонами.

На наш взгляд, право социального обеспечения использует своеобразный метод воздействия на социально-обеспечительные отношения, основанный на самообязывании государственно организованного общества, сформировавшего систему социального обеспечения за счет общественных и обобществленных средств в целях оказания содействия и содержания нуждающихся граждан и облекшего ее в правовую форму. Поэтому обоснованно будет определить его как метод публичных (социально-алиментарных) обязательств.