Файл: Анализ налоговой системы Российской Федерации (в дальнейшем – РФ) выявление преимуществ и недостатков, а также анализ способов ее совершенствования..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Несовершенство законодательной базы. Эта проблема усложняет понимание нормативных документов налогоплательщиками, и из этой же проблемы вытекает проблема неуплаты налогов и сборов. Неуплата обусловлена двумя факторами:

  1. Увеличение объема отсрочек по платежам предприятиям, имеющим долг по платежам в бюджет страны, с целью сохранения выплат заработной платы сотрудникам. Предприятиям предоставляется рассрочка по платежам сроком на шесть лет, в последующие четыре года предприятие должно рассчитаться по начисленным пеням и штрафам. Однако даже на данных условиях не все предприятия способны погасить свои задолженности перед государством.
  2. Неуплата налогов происходит также по причине менталитета налогоплательщиков, отсутствия дисциплины, воспитания налоговой культуры и отсутствия денежных средств на уплату налогов у низких слоев населения.

Несовершенство законодательной основы налоговой системы РФ обуславливается и тем, что наравне с законами действуют разное количество подзаконных актов: дополнения, изменения, инструкции, разъяснения и другие. Это затрудняет и замедляет работу налоговых служб и органов, но и избежать данную проблему сложно в силу динамики процессов, происходящих в хозяйственной жизни страны.

В случае несовершенства законодательной базы имеет место быть неясность формулировок в НК РФ, суть которых можно трактовать по-разному в различных ситуациях. Это может приводить к противоречию и путанице в нормативных документах.

Трудности реализации налогообложения. Проблема в реализации налогообложения возникает из-за неэффективности работы некоторых элементов и секторов налоговой системы, а именно налоговая полиция, государственная налоговая инспекция. Несмотря на все возможные усиления данных служб, уровень уклонения от уплаты налогов не снижается, или снижается незначительно.

Чрезмерная налоговая нагрузка на предпринимательство. Известно, что налоговая система РФ строилась по подобию западных моделей и имеет ставки по некоторым налогам, схожими со ставками западных соседей. Однако, уровень обеспеченности предпринимательства в каждом государстве отличается, что порождает собой несправедливую оценку налоговой нагрузки на предприятия. Это способствует банкротству малых и средних предприятий, сокрытию капитала в теневой экономике и мешает развитию крупных предприятий.

Неравномерное распределение объема взимаемых налогов на разные категории налогоплательщиков. В налоговой системе РФ практически не предусмотрена градация между разными доходами населения и объемом взимаемых с них налогов и сборов, что приводит к уклонению от уплат, меньшему поступлению доходов от налогов в казну. Большая часть проверок налоговых служб направлена на тех, кого легко проверить, то есть мелкое и среднее предпринимательство.


Примерами для этой проблемы могут послужить налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и налог на прибыль. В НДФЛ нет распределения налоговой нагрузки на разные слои населения, ставка 13% является единой для всех налогоплательщиков, что создает неравные и несправедливые условия в сфере налогообложения. Однако, НДФЛ предусматривает множество льгот, которые, хоть и немного, но сглаживают проблему неравномерного взимания налога.

Налог на прибыль организаций также не предусматривает отдельные ставки для предприятий с разным уровнем доходов. Однако, для того, чтобы сгладить данную проблему, возможно использовать специальные налоговые режимы, предусматривающие изменение налоговой ставки налога на прибыль. Так, например, у упрощенное системе налогообложения налоговая ставка составляет 6% и 15%, в зависимости от способа исчисления, что ниже налоговой ставки при общей системе налогообложения – 20%.

Введение налогов, не отвечающих запросам экономики страны. Введение данных налогов обусловлено тем, что они способны сглаживать отрицательные последствия налогообложения, которое связано с не совершенностью ставок налогов на отдельно взятые доходы. Из-за этого многим предпринимателям выгоднее распределить полученную прибыль на выплату заработных плат, нежели уплату налога на прибыль, так как ставка подоходного налога ниже ставки налога на прибыль. Вышеуказанное может привести к сокрытию налогоплательщиками налоговой базы и недополученные государством денежные средства могут бесследно исчезнуть.

Множество споров и нареканий у налогоплательщиков и налоговых специалистов вызывает налог на добавленную стоимость (НДС). Методы исчисления этого налога несовершенны за счет множества вычетов, нескольких способов начисления, его нестабильности и не прямолинейности. Стоит также учесть, что налог, фактически, уплачивает не организация, а покупатели, приобретающие товары и услуги, включающие в себя НДС (10% и 20%). За счет этого многие производители способы манипулировать уплатой данного налога, н привлекая к себе проверку налоговых служб. Несмотря на введения в налоговое законодательство ограничительных мер по поводу исчисления и уплаты НДС, поступления в бюджет на порядок ниже, чем должно быть.

К прочим проблемам налогообложения можно отнести:

  1. Общий высокий уровень налоговой нагрузки.
  2. Низкая эффективность штрафных санкций.
  3. Необходимость ведения бухгалтерского и налогового учета.
  4. Отсутствие оперативной передачи информации между государственными органами.
  5. Разница бухгалтерской и налоговой прибыли и так далее.

2.3. Пути совершенствования налоговой системы

Для совершенствования налоговой системы наиболее актуальными изменениями являются:

  1. Полный комплекс проведения реформ налоговой политики: все необходимые в ней механизмы должны быть запущены одновременно и в полном объеме. Для этого следует уменьшить налоговую нагрузку с помощью снижения ставки налогообложения для товаропроизводителей, а также обеспечить уплату всех налогов в соответствии с законодательством.
  2. Упрощение системы налогообложения. Сократить число "однотипных" налогов, установить конкретный перечень налогов и сборов.
  3. Изменение уровня справедливости налоговой системы за счет соответствующих условий для всех налогоплательщиков, а также отмены некоторых налогов и сборов, негативно влияющих на развитие хозяйственной деятельности.
  4. Стабильная налоговая система. Должен быть установлен определенный перечень региональных и местных налогов и сборов и их ставок. Сохранение льгот, которые связаны с решением задач по структурной перестройке экономики и стимулированию инвестиций.
  5. Изменение структуры налогов, за счет отказа от тех налогов, которые облагают прирост прибыли и дохода, зарплаты, занятости. Это будет являться стимулом для модернизации производства.
  6. Отказ на распространение налога на малый бизнес. Данная концепция должна распространяться только на настоящие малые предприятия.
  7. Ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем отмены низкоэффективных налогов и отчислений во внебюджетные фонды;
  8. Решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.

Также существуют и другие предложения по реформированию налоговой политики:

  1. Запрет на принятие законов, касающихся налогообложения "задним числом", что на практике довольно часто встречается.
  2. Запрещается введение налогов, которые нарушают единое экономическое пространство РФ.
  3. Борьба с так называемым "черной наличностью". Решением правительства страны создана комиссия по выработке эффективных мер, которые должны полностью устранить данное явление. Вся бухгалтерская отчетность должна быть учтена и направлена на то, чтобы этот феномен более не появлялся.
  4. Создание единой налоговой системы в каждом субъекте страны.
  5. Сбалансирование налогообложения как юридических, так и физических лиц, увеличение недостаточной доли, взимаемой с граждан.
  6. Расширение прав налогоплательщиков.
  7. Создание специальных налоговых судов.
  8. Расширение прав местных органов при установлении ставок налогов на
    имущество юридических лиц и граждан.
  9. Расширение мер по налоговому стимулированию инвестиционного процесса и преимущественного направления предприятиями средств на развитие, совершенствование и расширение производства, развитие малого бизнеса, поддержку аграрного сектора.
  10. Усиление социальной направленности налогов. Для этого нужно постоянно увеличивать, с одной стороны, необлагаемый минимум доходов граждан, а с другой - ставку подоходного налога лиц с очень высокими доходами, а также расширить круг подакцизных предметов роскоши и повысить ставки акцизов на них.

В перспективе, когда будет обеспечена финансовая стабилизация и в полную силу задействованы рычаги рыночной саморегуляции экономики, можно ставить вопрос о формировании сбалансированной системы взимания налогов, выполняющей не только фискальную, но и в должной мере
стимулирующую и регулирующую функции.

Реформирование действующей налоговой системы должно осуществляться в направлениях создания благоприятных налоговых условий для
товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в
инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для
иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач
развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное
отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди
них ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную
стоимость.

2.4. Изменения в налоговой системе в 2019-2020 годах

В первую очередь, нужно определить цели и задачи налогообложения в 2019-2020 годах. Ими являются:

  1. Создание условий для более удобной оплаты налогов с прибыли.
  2. Регулирования производств и применений налоговой базы.

Особое внимание уделено теневому сегменту налоговой системы. Для предотвращения распространения данного явления были приняты следующие меры:

  1. Постепенный переход на онлайн-кассы в розничной торговле. В данном случае налогоплательщики не будут способны скрывать свой доход от продаж.
  2. Более сильный контроль за таможенными процессами. Планируется создать единую систему для прослеживания продукции по всему ее пути, от оформления до продажи и получению конечному пользователю.
  3. Создание автоматизированной системы обмена налоговыми данными, которые не позволят уклоняться от уплаты обязательных платеже и сборов.
  4. Формирование нового госреестра актов гражданского состояния.

Для предотвращения распространения теневого сегмента принято ввести новые налоги. Большинство предпринимателей не одобряют данные меры, ожидая послабления налогов, поэтому это может не дать должный результат в будущем. Новыми налогами и изменениями являются:

  1. Использование онлайн-касс для розницы, что позволит ФНС видеть все продажи.
  2. Курортный сбор.
  3. Экологические налоги.
  4. Самозанятые граждане обязаны отчислять в определенные законом фонды сумму по фиксированной ставке от своего дохода.
  5. Изменение налога на доходы физических лиц.

Отдельно стоит рассмотреть последний пункт, так как изменения НДФЛ затронут не только его ставку. Планируется увеличить минимальный размер оплаты труда, увеличить ставки по обязательным страховым взносам и создать разный уровень ставок в зависимости от дохода налогоплательщика. Соотношение ставок и дохода приведено в таблице 3.

Таблица 3.

Изменение ставок НДФЛ в зависимости от дохода

Ставка НДФЛ

Сумма годового дохода

5%

Менее 100 тыс. руб.

13%

100 тыс. руб. – 3 млн. руб.

18%

3 млн. руб. – 10 млн. руб.

25%

Свыше 10 млн. руб.

Для того, чтобы обойти проблему обходы уплаты налогов, Министерство финансов решает предпринять определенные меры и методы. Основным методом является упрощение сбора налогов, для этого введены:

  1. Ревизия налоговых платежей и сборов для выявления неуплаты.
  2. Создание льготной системы налогообложения для предприятий в некоторых субъектах РФ.
  3. Совершенствование системы начисления и уплаты НДС.
  4. Повышение акцизов, исключив возможное манипулирование запасами готовой продукции.
  5. Перерасчет пеней для юридических лиц.
  6. Подготовить базу для последующих отмен некоторых льгот.
  7. Усовершенствования трансфертного ценообразования и другие.

Заключение

Налоговая система Российской Федерации – сложный, многогранный свод законов и подзаконов и часто меняющийся процесс. Несмотря на законодательную закрепленность по каждому пункту налоговой системы, она все еще имеет ряд недостатков, которые необходимо минимизировать или, по возможности, ликвидировать вовсе.

Налоговая система РФ - это система налогов и сборов, действующих на территории РФ, а также правила установления и функционирования системы налогов и сборов. Она определяется нормативно-правовой основой, а именно Налоговым Кодексом РФ, нормативно правовыми актами и законами субъектов РФ и местного управления. За стабильной работой налоговой системы, ее планом следят Министерство Финансов и Федеральная налоговая служба. Налоговая система РФ имеет ряд особенностей, а именно перечень налогов в НК РФ является закрытым, налогообложение строится по административно-территориальному принципу и другие.