Файл: Руководство. Основные школы науки управления школа научного управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 200

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Коллектив авторов НОМ

Тема 1. Управление как вид профессиональной деятельности

Персоналпредприятиякакобъектуправления;местоирольуправленияперсоналомвсистемеуправленияпредприятием;принципыуправленияперсоналом;функциональноеразделениетрудаиорганизационная структура службыуправленияперсоналом.

Понятия:организация,управление,руководство.

Основныешколынаукиуправления:школанаучногоуправления,административная(«классическая»)школавуправлении,школа

«человеческихотношений»,школа«количественныхметодоввуправлении».

Управленческие функции: деятельностно-административные функции(целеполагание,прогнозирование,планирование,«организация» исполнения,мотивирование,принятиерешения,коммуникация,контроль,коррекция;кадровыефункции:управлениеперсоналом,дисциплинарная,воспитательная, арбитражная, психотерапевтическая), производственно-технологическиефункции(оперативногоуправления,материально-техническогообеспечения,инновационная,маркетинговая),производные(синтетические)функции(интеграционная,стратегическая,представительская,экспертно-консультативная,стабилизационная).

Уровниуправления.Иерархическиеструктуры.Адхократические(органические)структуры.Понятиеобъемауправления(илинормыдиапазона управляемости).

Субъектыиобъектыуправленческойдеятельности.

Понятиепсихологииуправления:предмет,объект,цель,задачи.Предысториянаукиуправления.Методологическиеподходывразвитиитеорииуправления:процессный,системныйиситуационныйподходы.Современноесостояниетеорииуправления.


Литература:

  1. Веснин В.Р. Менеджмент : учеб. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 504 с.

  2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом 8-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2010. - 224 с.

  3. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления. Харьков: ООО «Фортуна-пресс», 1998. 464 с.

  4. Розанова В. А. Психология управления. Учебное пособие.- М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез". - 1999. - 352 с.

  5. Карпов А.В. Психология менеджмента. - М.: Гардарики, 2005. 584 с.



Управление является древнейшей областью человеческой деятельности. Еще за тысячи лет до новой эры в Египте были сформированы отличительные признаки будущей науки управления. В частности, признавалась необходимость планирования, организации и контроля, централизации процессов управления. Однако до начала XX века управление не считалось самостоятельной областью научного исследования, хотя XIX в. ознаменовался значительным ростом работ, особенно в Англии, в которых были заложены основы менеджмента. В тоже время, становлением менеджмента как научной теории и практики управления принято считать начало XX в., когда с появлением книги Фредерика Уинслоу Тейлора

«Принципы научного управления», были выделены основные принципы управленческого труда.

Управление как деятельность реализуется в совокупности управленческих процессов, т.е. целенаправленных решений и действий, осуществляемых менеджерами

в определенной последовательности и комбинации.

Любая управленческая деятельность состоит из следующих этапов:

    1. получение и анализ информации;

    2. выработка и принятие решений;

    3. организация их выполнения;

    4. контроль, оценка полученных результатов, внесение коррективов в ход дальнейшей работы;

    5. вознаграждение или наказание исполнителей.

Эти процессы развиваются и совершенствуются вместе с организацией. Они бывают первичными и производными; одноступенчатыми и многоступенчатыми; скоротечными и продолжительными; полными и неполными; регулярными и нерегулярными; своевременными и запаздывающими и т. п. Управленческие процессы содержат как жесткие (формальные) элементы, например, правила, процедуры, официальные полномочия, так и мягкие, такие, как стиль руководства, организационные ценности и проч.

В качестве одного из важнейших объектов управления для руководителя выступает персонал организации. Люди — наиболее сложный объект управления в организации, ибо, в отличие от вещественных факторов производства, являются «одушевленными», обладают возможностью самостоятельно решать, действовать, имеют свои субъективные интересы.

Управляющие персоналом это самостоятельная группа профессиональных специалистов-менеджеров, главные цели которых повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала, разработка и реализация программы развития кадров.

Основной задачей управления человеческими ресурсами является наиболее эффективное использование способностей сотрудников в соответствии
с целями предприятия и общества. При этом должно быть обеспечено сохранение здоровья каждого человека и установлены отношения конструктивного сотрудничества между членами коллектива и различными социальными группами.

Персонал это, прежде всего, люди со сложным комплексом индивидуальных качеств, среди которых социально-психологические играют главную роль, это часть экономического и инновационного пространства

предприятия, в котором радикальные рыночные преобразования должны не только целенаправленно адсорбироваться (впитываться внутрь жизненной среды предприятия и адаптироваться в ней), но и приносить ожидаемые от них результаты. Поэтому передовые предприятия руководствуются философией превосходства человеческих ресурсов над другими видами ресурсов, справедливо считая, что основной потенциал успешной деятельности хозяйствующих субъектов заключен в персонале, его квалификации и преданности интересам предприятия.

Персонал является более широким понятием, органически включающим понятие «кадры», поэтому предметом управления персоналом выступают персонал и отношения работников в процессе производства с точки зрения наиболее полного и эффективного развития и использования их потенциала в функционировании производственных систем, достижения целей организации.

Персонал как объект управления имеет собственные свойства (организационно-структурные, психологические, социальные и другие), требующие умелого учета в практической работе.

Численность персонала определяется характером,
масштабами, сложностью, трудоемкостью процессов, степенью автоматизации. Эти факторы задают нормативную (плановую) величину. Списочная (фактическая) численность представляет собой число сотрудников, которые официально работают в организации в данный момент.

Распределение персонала отражается, прежде всего, по участию в основных видах деятельности организации. Основанием для отнесения людей к той или иной группе (категории) является занимаемая должность, то есть штатная единица организации (первичный элемент в структуре управления), которая определяется в соответствии с единым тарифно- квалификационным справочником профессий рабочих и должностей служащих.

В теории организации существует важное понятие объема управления (или нормы, диапазона управляемости). Это — количество лиц, находящихся в непосредственном подчинении руководителя. Наиболее дискуссионным при этом является вопрос об оптимальном (а точнее — предельном) значении объема управления.

Персонал организации можно структурировать следующим образом.

Организационная структура системы управления персоналом представляет собой совокупность устойчивых взаимосвязей подразделений и должностных лиц, обеспечивающих выполнение задач по укомплектованию кадрами организации. Это состав и соподчиненность взаимосвязанных звеньев в управлении, которые включают аппарат управления и производственные подразделения.

Совокупность подразделений и должностных лиц носителей функций управления персоналом — представляет собой службу управления персоналом.

Варианты