Файл: Урок 1 Вступительное занятие Искусство чтения (2 часа).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1042
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
III. Самостоятельная письменная работа по вариантам.
1-й вариант: «Роль эпиграфа в раскрытии образа Гринева».
2-й вариант: «Роль эпиграфа в раскрытии образа Пугачева».
На доске записаны оценочно-полемические высказывания, психологическая лексика со значением рефлексии, внутреннего противоборства человеческого «я» и ее использование в оценочном читательском высказывании: «Я захвачен тайной души Гринева; хочется разгадать его сомнения и колебания... не может не тронуть покаяние Гринева, муки совести, терзающие его... Он иной раз смотрит на себя со стороны и недоумевает... не может скрыть... На мой взгляд... полагаю; несомненно; может показаться; если приглядеться к пушкинскому Пугачеву, то...
IV. Подведение итогов урока.
1. Русский бунт в романе Пушкина.
Пугачев в «Капитанской дочке» – это не только единичный характер, это... бунт мужицкий, который «не приведи Бог видеть», «русский бунт, бессмысленный и беспощадный!».
(Звучит запись народной песни, не столь уж далекой от «Не шуми, мати зеленая дубровушка», которую распевает Пугачев с «братцами».)
Из-за леса, леса темного,
Не бела заря занималася,
Не красно солнце выкаталося,
Выезжал туто добрый молодец,
Добрый молодец, Емельян-казак,
Емельян-казак, сын Иванович.
Под ним добрый конь сив-бур-шахматный,
Сива гривушка до сырой земли,
Он идет – спотыкается,
Вострой сабелькой подпирается,
Горючими слезами заливается:
«Что ты, мой добрый конь, рано спотыкаешься?
Али чаешь над собой невзгодушку,
Невзгодушку, кроволитьице?
Мы бились трое суточки,
Не пиваючи, не едаючи,
Со добра коня не слезаючи»* (см. Примечание).
– Как вы полагаете: знал ли автор «Капитанской дочки» эту песню? Сравните ее и пушкинский роман.
– Сказалось ли отношение к «мужицкому бунту» в романе?
– Как вы считаете, чей это голос: «Не дай Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»? (Несомненно, стилистическое своеобразие этого возгласа выдает нам самого Пушкина, который невольно перебивает своего героя патетическими определениями: «бессмысленный и беспощадный». Гринев так никогда не высказывался.)
– Убедительна ли эта отповедь «русскому бунту» в пушкинском романе?
– Одинок ли Пушкин в проклятии «русскому бунту»? было ли оно подхвачено или опровергнуто?
2. Чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Предсказание» (подготовленными учениками или учителем).
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел...
И зарево окрасит волны рек...
– Эти строки – словно поэтически сжатый, емкий и жуткий «портрет» пугачевщины – по страницам «Капитанской дочки».
Это юный Лермонтов, который независимо от Пушкина, отважился высказать страшную правду о «русском бунте» в стихотворении, многозначительно озаглавленном «Предсказание».
Домашнее задание: устное сочинение «каким я увидел Пугачева в романе»; подумать, оправдан ли один из эпиграфов в «капитанской дочке»: «Старинные люди, мой батюшка»; индивидуальное задание: портрет Маши Мироновой.
Урок 24
«СТАРИННЫЕ ЛЮДИ» И МАША МИРОНОВА
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Чтение и рецензирование сочинений (рассказов): «каким я увидел Пугачева в романе А. С. Пушкина».
2. Работа по карточкам.
Карточка 1.
О каком событии русской истории идет речь в данном отрывке? Как называется это произведение и кто его автор? От чьего лица ведется повествование?
«Не стану описывать нашего похода и окончания войны. скажу коротко, что бедствие доходило до крайности. Мы проходили через селения, разоренные бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. Правление было всюду прекращено: помещики укрывались по лесам. шайки разбойников злодействовали повсюду; начальники отдельных отрядов самовластно наказывали и миловали; состояние всего обширного края, где свирепствовал пожар, было ужасно... Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»
(Речь идет о крестьянском бунте 1772–1774 гг. под предводительством Емельяна Пугачева, провозгласившего себя царем Петром III. Отрывок взят из романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». О событиях своей жизни рассказывает главный герой – Петр Андреевич Гринев.)
Карточка 2.
Прочитайте сон Гринева. Когда он привиделся герою? Чем интересен этот сон? Зачем А. С. Пушкин включил сон в повествование?
(Этот сон приснился Петруше Гриневу во время степного бурана, когда неожиданный вожатый взялся показать дорогу к жилью. В нем предсказываются будущие грозные события народного бунта, ведь мужик из сна – это вожатый, а в будущем Емельян Пугачев – предводитель казачьего войска, самозваный царь. Именно поэтому он имеет важное значение: он не только опережает исторические события, но и предсказывает будущий характер отношений между молодым офицером и народным вождем.)
Карточка 3.
В связи с чем и кто рассказывает калмыцкую сказку? Как вы понимаете ее иносказательный смысл? Каким образом отношение к идее сказки характеризует рассказчика и его слушателя?
(Сказку об орле и вороне рассказывает Пугачев по дороге в Белогорскую крепость во время разговора о его делах и безрадостном будущем. Сказка имеет иносказательный смысл: она о двух возможных выборах жизненного пути – тихом, размеренном, небогатом внешними событиями и другом: ярком, насыщенном, но коротком. Символическую роль играют и герои сказки: орел – птица вольная, любящая высоту, простор, птица царственная; ворон – птица мудрая, но прозаичная, земная, некрасивая.
Благодаря этой истории Пугачев и Гринев высказывают свое отношение к жизни. Для Пугачева лучше короткий, но яркий путь, напоминающий жизнь орла. Гриневу отвратительны разбой и злодейство, не зря он называет бунт бессмысленным и беспощадным; он создан для мирной семейной жизни среди дорогих людей.)
Карточка 4.
Почему Гринев, называя Пугачева самозванцем, разбойником, злодеем, все-таки симпатизирует своему знакомому, не хочет его гибели, приходит проститься в день казни?
(Гринев не может называть Пугачева иначе, так как бунтарь и офицер императорской армии – враги, кроме того, Гринев помнит расправу над комендантом Белогорской крепости, гибель Василисы Егоровны и другие трагические события. Но человеческие отношения двух героев стоят вне их официальных отношений; Пугачев не только сохраняет жизнь своему знакомому, но и устраивает его счастье, проявляя при этом благородство и терпимость, уважая Гринева за верность слову и доброту. симпатия юного героя – не только благодарность за благодеяния, а искреннее человеческое чувство, хотя на первых порах (как и во сне) Гринева слегка коробит, что его благодетель – «мужик».)
Карточка 5.
Прочитайте описание. Какими художественными средствами пользуется автор? Какую роль в произведении играет этот отрывок?
«Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!»...
Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали. «Что же ты не едешь?» – спросил я ямщика с нетерпением. «Да что ехать? – отвечал он, слезая с облучка, – невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом».
(Главное в этом описании – действие, динамика. Состояние природы изменяется мгновенно: ветер, снег, метель, буран, мгла. Пушкин использует очень скромные эпитеты; всего два контрастных цвета: темное небо – снежное море (ранее – белая туча). Метафор всего две: ветер завыл (воет зверь), снежное море (бесконечность снежной движущейся массы, похожей на морскую стихию). Пушкин – мастер пейзажа. Но пейзаж у него не статичный, застывший, а меняющийся, движущийся, как в жизни. Описание бурана в романе имеет несколько значений:
а) композиционное – благодаря бурану герои (Пугачев и Гринев) не только встречаются, но и проникаются симпатией друг к другу;
б) аллегорическое – буран, разгул стихии – символизирует грядущие события, разгул мятежа, представляющего, как и буран, угрозу для жизни героя;
в) реалистическое – в степях бураны встречаются и сейчас, таким образом, описание бурана придает рассказу достоверность происходящего на самом деле.)
Карточка 6.
Что называется эпиграфом? Для чего нужны эпиграфы? какой эпиграф выбирает Пушкин для своего романа «Капитанская дочка»?
(Эпиграф – короткий текст (цитата, изречение, поговорка и т. д.), предпосланный художественному произведению, помещаемый перед текстом. Эпиграф часто выражает основную мысль автора, идею или настроение произведения, содержит авторскую оценку излагаемых событий. «Капитанская дочка» Пушкина предваряется эпиграфом «Береги честь смолоду». Эта пословица не только определяет кодекс поведения молодого человека, но и характеризует героя, поясняет его нравственный выбор в трудные минуты испытаний.)
3. Беседа по вопросам.
– Мы уже отметили, как уверенно Пушкин предварил свой роман эпиграфом «Береги честь смолоду». Вспомните эпиграфы, предпосланные другим главам. Что они представляют собой? почему?
(Эпиграфами к другим главам «Капитанской дочки» служат строчки народных песен, пословицы и отрывки из произведений писателей XVIII века (Княжнина и Хераскова). Такой подбор эпиграфов не случаен. Он помогает передать колорит эпохи (XVIII в.), создает особый лирический настрой, придает лиричность повествованию, создавая иллюзию авторской оценки рассказа героя. Есть в таком подборе эпиграфов и еще один смысл: в произведениях устного народного творчества сконцентрирован многовековой опыт народа, его представления об идеале, поэтому эпиграфы содержат народную оценку героям и событиям.)
– Как вы считаете, почему повествование о пугачевском бунте называется «Капитанская дочка»? Кто главный герой?
(Действительно, главными героями в романе выступают Петр Гринев и Емельян Пугачев. На фоне грозных событий пугачевского бунта развивается история взаимоотношений Маши – Гринева – Швабрина. Скромная и застенчивая Маша в решающий момент проявляет необыкновенную твердость характера и мужество. Она не хочет венчаться без родительского благословения, готова умереть, но не стать женой нелюбимого; наконец, отстаивая честь и свободу своего жениха, она решается на поездку в столицу к самой царице. Чистота, самоотверженность придают ее образу героический ореол.
Возможно, назвав свое произведение «Капитанская дочка», Пушкин хотел тем самым подчеркнуть, что его интересуют в первую очередь человеческие отношения. Даже историческое лицо представлено с неожиданной и тем более замечательной стороны: устроителем судьбы врага, который по-человечески ближе, чем сподвижники.)
III. Сообщение темы и цели урока.
– Какие же они, люди «века минувшего»? оправдан ли эпиграф III главы «Капитанской дочки»: «старинные люди»? Что это значит?
На эти и многие другие вопросы мы и попытаемся ответить на сегодняшнем уроке.
IV. Изучение новой темы.
1. Слово учителя.
Итак, «старинные люди»! что это значит? И почему из фонвизинского «Недоросля» взял Пушкин эту фразу? Неужели Простакову и Скотинина вспоминает автор «Капитанской дочки»?