Файл: Урок 1 Вступительное занятие Искусство чтения (2 часа).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1039

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Документальный материал разрушил первоначальную схему «Капитанской дочки»: в центре сюжета должна была быть судьба дворянина Шванвича, врага Орловых, перешедшего на сторону Пугачева. Когда 19 октября 1836 года Пушкин поставил точку на рукописи «Капитанской дочки», он уже не думал о крестьянском восстании под предводительством дворянина. Шванвич был превращен в предателя Швабрина, а центральным персонажем сделался верный долгу и присяге и одновременно гуманный человек «жестокого века», странный приятель вождя крестьянского бунта Гринев.)

2. Определите жанр «Капитанской дочки». Обоснуйте свое мнение.

(«Капитанская дочка» – исторический роман, который в основном соответствует художественным принципам, выработанным Вальтером Скоттом, автором наиболее авторитетных образцов исторических сочинений XIX века: 1) в центре авторского внимания – эпоха, показанная через судьбу главного героя и определяющая различные перипетии его жизни; 2) главные герои – вымышленные персонажи (Гринев); 3) в произведении присутствуют и исторические, реально существующие лица, но по отношению к любовной интриге они второстепенны (Екатерина II, Пугачев); 4) центральной в сюжете является любовная линия, которая развивается на фоне исторических событий (любовный треугольник: Гринев – Маша – Швабрин).

Пушкин не только усваивал опыт Вальтера Скотта, но и преодолевал свойственные его произведениям недостатки, обновляя жанр исторического романа. Новаторство Пушкина проявлялось в том, что в центре произведения – описание бунта, а любовная линия, составляющая основу сюжета, после кульминационного момента – получение письма от родителей Гринева – ослабевает, и на первый план выходит изображение пугачевского бунта.)

3. Сформулируйте основную тему произведения. Какие проблемы затрагивает Пушкин в романе?

(Основная тема – тема народного восстания. В романе ставятся и вопросы внутренней политики, и проблемы обязанностей дворянства перед народом, государством, и столкновение интересов дворянства и крестьян, делающее конфликт между ними фатально неразрешимым. Кроме того, Пушкин поднимает проблемы, связанные с морально-бытовой стороной жизни дворянства, с темой человеческого счастья, любви, истинного благородства, долга, чести.)

4. В чем проявляется своеобразие композиции «Капитанской дочки»?

(Композиция «Капитанской дочки» своеобразна. В ней можно условно выделить 2 части: историческая повесть о Пугачевском восстании и семейно-бытовой роман. Обе части композиционно неразрывны друг от друга: «пугачевщина» обусловила судьбы Гринева и Маши Мироновой.


«Не любовь, но события восстания стали школой воспитания 17-летнего офицера; он возмужал, многое узнал, душевно обогатился, сохранил свою честь, проявил отвагу в беспримерных обстоятельствах, оказался способным отстоять и защитить в трудных испытаниях свое счастье. Оттого эти два года жизни надолго запомнились ему, оттого он счел себя обязанным рассказать о пережитом и, прежде всего, о своих «странных» приятельских отношениях с Пугачевым. Закономерно и Пугачев занял в романе центральное место». 1 (см. Примечание.))

5. Как раскрывается личность Пугачева во время встреч с Гриневым? Какие черты характера определяют его поведение?

(Пугачев появляется окруженный ореолом таинственности при романтических обстоятельствах:

«(...) я глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признак жилья и дороги, но ничего не мог различить, кроме мутного кружева метели. (...) Вдруг увидел я что-то черное... Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал передвигаться мне навстречу».

Второй раз Пугачев предстает уже в образе «государя».

В обеих сценах появления Пугачева дается описание его внешности:

1) «Наружность его показалась мне замечательной: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были острижены в кружок, на нем был оборванный армяк и татарские шаровары».

2) «Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза».

Во втором портрете героя еще не выявлена эволюция характера, но одежда уже указывает на превращение его из бродяги в «царя».

Создание образа происходит в движении от «наружного» портрета к портрету психологическому, в постепенном раскрытии его нравственного мира. В связи с этим очень важны для понимания образа Пугачева его диалоги с Гриневым. Пугачев справедлив, великодушен, отзывчив. Именно эти качества подчеркиваются автором в его отношении к Гриневу: помня о подарке, сделанном Петром Гриневым за оказанную ему услугу (Пугачев помог главному герою добраться до постоялого двора в сильную пургу, и за это Гринев даровал ему стакан вина и заячий тулуп), самозваный государь вступает на защиту Гринева и, более того, практически устраивает его семейную жизнь, спасая Машу от посягательств Швабрина, по достоинству оценив благородство Гринева.)



6. Насколько объективно автор показывает в повести своего героя – Пугачева?

(На первый план выступает образ Пугачева как народного героя. Пугачев кровно связан с народом, пользуется его любовью и поддержкой.

Пушкин наделяет героя чертами русского национального характера: умом, сметливостью («Сметливость его и тонкость чутья меня изумляли»), широтой натуры («Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай», «А разве нет удачи удалому?»), способностью совершать благородные поступки, смелостью и отвагой («Картечь хватили в самую середину толпы. Мятежники отхлынули в обе стороны и попятились. Предводитель их остался один впереди»).

Но автор не идеализирует Пугачева. Показывая сцены жестокой расправы пугачевцев по указанию своего предводителя над теми, кто не признал его государем и никогда бы не согласился служить ему, Пушкин откровенно протестует против жестокости и насилия. Самое страшное, по мысли автора, – это то, что насилие и жестокость становятся жизненной нормой и почти ни у кого не вызывают естественной человеческой реакции – жалости, сочувствуя и милосердия. Жестокость порождает жестокость, но оправдать ее невозможно никакими высокими идеями.)

7. С помощью каких художественных средств автор создает образ предводителя крестьянского восстания?

(Пушкин широко использует фольклорные изобразительные средства. Речь Пугачева насыщена народными поговорками и образными иносказаниями: «Долг платежом красен», «Утро вечера мудренее», «Закурим, запоем и ворота запрем».

Сказка старой калмычки об орле и вороне объясняет жизненную позицию народного героя-самозванца: не может человек орлиной натуры жить по законам ворона.

А с помощью эпиграфа к главе «Приступ» и бурлацкой песни, в которых появляется мотив виселицы, автор показывает трагическую предрешенность судьбы Пугачева.)

8. Почему Пушкин делает рассказчиком Петра Гринева? В чем специфика такой формы повествования?

(Рассказчик выступает в двух лицах. Мы видим Гринева в молодости и в старости. Между ними не только временная, но и нравственная дистанция. В молодости героя отличает непосредственность в восприятии окружающего мира, субъективность в оценке событий. 50-летний Гринев-мемуарист старается быть объективным, делая сообщения и выводы с высоты прожитых лет: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Выбор рассказчика продиктован стремлением Пушкина объективно показать развитие исторических событий: мемуарист Гринев – истинный дворянин (принадлежал к старой дворянской семье, где слово «честь» и «служба» не разделяются), он убежденный противник насильственных потрясений, но в то же время чувствовал себя обязанным рассказать правду о восстании и о его руководителе Емельяне Пугачеве.)


9. В чем привлекательность образа Маши Мироновой?

(Маша простая, незаметная девушка, но в ней столько чисто женского обаяния и моральной чистоты, она обладает чуткостью сердца, которая помогает ей разбираться в людях. В любви Маши нет жеманства, она очень искренна. У нее есть нравственные устои: героиня не может строить свое счастье на несчастье других. Любовь ее бескорыстна. Обрушившееся на Машу горе (казнь родителей) не сломало ее: она оказалась способной проявить сопротивление домогательствам Швабрина, остаться верной своему возлюбленному и защитить свое счастье.

«Впервые у Пушкина появилась героиня, борющаяся за счастье. И борьба эта была лишена эгоистического начала. Поэтому Пушкин и назвал свою повесть именем Маши Мироновой – «Капитанская дочка».

(Из книги Г. П. Макагоненко

«Капитанская дочка» А. С. Пушкина». – Л., 1977.)

IV. Подведение итогов урока.

1. Заключительное слово учителя.

«Капитанская дочка» оказалась своего рода завещанием Пушкина. Открывая читателю выстраданную правду о русском народе и русском бунте, писатель призывал задуматься над коренными вопросами социального развития России и судьбы русского народа.

Завершая цикл уроков о Пушкине, очень надеюсь, что мы не прощаемся с великим мастером слова, который всем своим творчеством воздвиг себе «памятник нерукотворный».

2. Чтение подготовленными учениками стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»

Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Мой Пушкин» с использованием лексики со значением странности художественного произведения, его открытия: обыденное, привычное преображается поэтом; становится художественным открытием; сколько раз доводилось встречать ... , наблюдать ... , и только в пушкинских строках ... ; на все откликающийся гений поэта.

Уроки 27–28

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ – ПЕВЕЦ СВОБОДЫ.
ЛЕРМОНТОВСКИЙ КАВКАЗ


Цели урока: вспомнить уже изученные произведения М. Ю. Лермонтова, сосредоточив внимание на романтической направленности его стихотворений, на восприятии Лермонтовым Кавказа; работать над выразительным чтением стихотворений Лермонтова, познакомить с поэмой «Мцыри».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

1. Звучит тихая музыка
(например пьеса «Октябрь» из «Времен года» Чайковского).

2. Слово учителя (на фоне музыки).

«Это было странное, загадочное существо – царскосельский лейб-гусар, живший на Колпинской улице и ездивший в петербург верхом, потому что бабушке казалась опасной железная дорога, хотя не казались опасными передовые позиции, где, кстати говоря, поручик Лермонтов был представлен к награде за храбрость. Он не увидел царские парки с их растреллиями 1 (см. Примечание), камеронами2 (см. Примечание) и лжеготикой3 (см. Примечание), зато заметил, как «сквозь туман кремнистый путь блестит»4 (см. Примечание), он оставил без внимания знаменитые петергофские фонтаны, чтобы, глядя на Маркизову Лужу5 (см. Примечание), задумчиво произнести: «Белеет парус одинокий...».

Он, может быть, много и недослушал, но твердо запомнил, что «...пела русалка над синей водой, полна непонятной тоской...»6 (см. Примечание).

Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно... Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не имеют себе равных ни в какой поэзии мира. Это так неожиданно, так просто и так бездонно:

Есть речи – значенье

Темно иль ничтожно,

Но им без волненья

Внимать невозможно.

Если бы он написал только это стихотворение, он был бы уже великим поэтом.

Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой своей вещи разрушает миф о том, что проза лишь достояние зрелого возраста...

...До сих пор не только могила, но и место его гибели полны памяти о нем. Кажется, что над Кавказом витает его дух, перекликаясь с духом другого великого поэта.

Здесь Пушкина изгнанье началось

И Лермонтова кончилось изгнанье...»

Анна Ахматова

Итак, как вы уже поняли, сегодня вновь состоится наша встреча с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым.

(На экран проецируется портрет Лермонтова.)

Вспомним заключительные строки стихотворений «Прощай, немытая Россия»; «Быть может, за хребтом Кавказа...».

В чем смысл лермонтовского «Быть может...»? И почему эти строки венчают стихотворение, «облитое горечью и злостью», и смягчают его, снимают даже, кажется, «горечь и злость» лермонтовской отповеди «стране рабов, стране господ»?