Файл: Урок 1 Вступительное занятие Искусство чтения (2 часа).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1036

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Обсуждение первого впечатления от поэмы.

II. Работа по новой теме.

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Аналитическая работа по выявлению основных художественных особенностей поэмы.

– Каким размером написана поэма? (Четырехстопным ямбом, рифмы в ней парные, мужские – и это на протяжении всего (!) произведения.)

– Сколько глав в поэме? Равной ли они длины? Как вы думаете, почему они разные? Что изменилось бы, если бы автор сделал главы одинаковыми?

– Какие цитаты, по-вашему, могут служить заголовками для I и II глав? (Проверка домашнего задания – цитатного плана.)

1. Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся, шумят,

обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь.

2. Однажды русский генерал

Из гор к Тифлису проезжал;

Ребенка пленного он вез.

Обратите внимание на размеренность и спокойную повествовательную интонацию первых глав.

– Кто является рассказчиком в этих двух первых главах?

– В них рассказана практически вся история жизни послушника. К какому роду литературы мы отнесем это произведение: к драме или лирике? (Здесь четко слышатся эпические интонации.)

– Но можем ли мы без колебаний назвать это произведение эпическим? (Нет.)

– Почему?

– Кто является рассказчиком в следующих 24 главах? событиям скольких дней посвящены эти главы? Что является главным для рассказчика: события или чувства, которые вызвало у него ощущение свободы? (Внимание рассказчика сосредоточено на переживаниях, мыслях, ощущениях, рожденных чувством свободы, стремлением к достижению цели.)

– Особенностью какого рода литературы является внимание к эмоциональному состоянию героя? (24 главы поэмы по сути лирические.)

– Можем ли мы назвать речь Мцыри монологом? (Третья глава начинается с обращения к исповеднику. Следующие главы – с IV по VIII – реплики диалога. Мцыри словно бы отвечает на немые вопросы, которые, как он чувствует, хочет ему задать старец.)

– Как меняются интонации поэмы? (Мы видим, что в речи Мцыри много вопросов, в том числе и риторических («... А душу можно ль рассказать?»), что ритм становится постепенно все более неровным (предложения начинаются с середины строки: «Я молод, молод ... знал ли ты / Разгульной юности мечты?»), появляется большое количество восклицательных предложений и предложений, оканчивающихся многоточием. Все это передает взволнованность, мечты и страдания героя.)


– Особенность композиции поэмы: эпический краткий рассказ повествователя сменяется взволнованным лирическим монологом героя, часть которого является «скрытым» диалогом (элементом драмы).

Сочетание твердой поступи четырехстопного ямба с парными мужскими рифмами и взволнованных интонаций поэмы, выраженных с помощью синтаксиса, риторических вопросов и восклицаний, создает ощущение несгибаемой воли, силы духа – и хрупкости, трепетности человеческой жизни.

– Продолжаем проверку цитатных планов.

3. Ты слушать исповедь мою

Сюда пришел, благодарю.

Я мало жил, и жил в плену.

4. Я никому не мог сказать

Священных слов «отец» и «мать»!

5. Что за нужда? Ты жил, старик!

Тебе есть в мире что забыть,

Ты жил, – я также мог бы жить!

6. Ты хочешь знать, что видел я

На воле?

Анализ поэтических особенностей IV главы: отметить эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, инверсии, примеры аллитерации.

Примеры эпитетов: «пышные поля», «свежею толпой», «груды темных скал», «объятья каменные их» (инверсия), «тайный свой ночлег», «седой, незыблемый Кавказ», «тайный голос».

Примеры сравнений:

... Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья в пляске круговой.
***

Я видел горные хребты,

Причудливые, как мечты,

Когда в час утренней зари

Курилися, как алтари,

Их выси в небе голубом...

***

... В снегах, горящих, как алмаз...

Пример метафоры, сочетающейся с олицетворением:

Простерты в воздухе давно

Объятья каменные их,

И жаждут встречи каждый миг...

Аллитерация:

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Седой, незыблемый Кавказ...

Мне тайный голос говорил,

Что некогда и я там жил,

И стало в памяти моей

Прошедшее ясней, ясней...

– Сравним картину природы, нарисованную Мцыри, с картиной монастыря, нарисованной в I главе эпическим рассказчиком.

Выделим противопоставление: «могильные плиты», «старик седой, / Развалин страж полуживой» – и живая, одушевленная природа, думы которой угадывает Мцыри.

Выразительное чтение VI главы учащимися.

Работа над цитатным планом.

7. И вспомнил я отцовский дом...

8. Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил...

Работа по VIII главе.

Обратите внимание на то, что Мцыри, увезенный с родины ребенком, вспомнил отцовский дом, родные лица, детские игры, мирный очаг.



В VIII главе автор особенно четко противопоставляет позицию монахов и мироощущения Мцыри:

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал. О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Выразительное чтение VIII главы.

III. Подведение итогов урока.

– Чье чтение показалось вам наиболее ярким, выразительным, эмоциональным?

Домашнее задание: закончить цитатный план поэмы; подготовить выразительное чтение наизусть одной из понравившихся глав поэмы; индивидуальное задание: выписать из толкового словаря значение слова «исповедь».

Урок 30

МЦЫРИ – РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ, СВОБОДНЫЙ,
МЯТЕЖНЫЙ, СИЛЬНЫЙ ДУХОМ.
ОБРАЗ МОНАСТЫРЯ И ОБРАЗ ПРИРОДЫ,
ИХ РОЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ
(продолжение)

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Слово учителя.

Вы читали рассказ писателя Б. Зайцева о Сергии Радонежском и его монастыре. Там есть такие строки:

«На Маковице стоял монастырь – Троице-Сергиева Лавра, одна из четырех лавр нашей родины. Вокруг расчистились леса, поля явились, ржи, овсы, деревни. Еще при Сергии глухой пригорок в лесах Радонежа стал светло-притягательным для тысяч». «Сергиева Лавра под Москвой, – замечает писатель, – узел духовного излучения, питательный источник для всего рождающегося государства».

Он с гордостью говорит о монастырях, возникших по образцу Сергиевой Лавры. В поэме Лермонтова, основу которой составляет рассказ юноши-горца, монастырю дается совсем иная оценка.

Почему, по-вашему?

Сравним слова автора о монастырской жизни:

Из жалости один монах

Больного призрел, и в стенах

Хранительных остался он,

Искусством дружеским спасен...

и слова Мцыри:

Я мало жил, и жил в плену...

... Грозой оторванный листок,

Я вырос в сумрачных стенах,

Душой – дитя, судьбой – монах...

...На мне печать свою тюрьма

Оставила...

Едва взошла заря,

В тюрьме воспитанный цветок…

Итак, с одной стороны – хранительные стены, с другой – плен, сумрачные стены, тюрьма... Чем, по-вашему, можно объяснить разницу в оценках монастырской жизни в устах автора и его героя?


2. Выразительное чтение наизусть понравившихся глав поэмы.

Мцыри – свободный, мятежный, сильный духом романтический герой. Что же он увидел, пережил, почувствовал за три дня свободы? Какие моменты вам показались наиболее яркими, запоминающимися?

III. Анализ глав поэмы (продолжение).

– Как начинается речь Мцыри?

Ты слушать исповедь мою

Сюда пришел, благодарю.

А как вы понимаете значение слова «исповедь»?

Разберем это слово по составу; выделим корень -вед-; подберем однокоренные слова: ведать, поведать.

Толкование слова (индивидуальное задание): исповедь. 1. Покаяние в грехах перед священником. 2. Откровенное признание своих мыслей, взглядов.

Можно ли рассказ «Мцыри» считать покаянием в грехах?

Да, он послушник в монастыре. Но мы видим, что герой не кается в грехах, не сожалеет о происшедшем, он счастлив, что прожил эти дни на воле.

Как же мы озаглавим следующие главы? Что пережил Мцыри?

(Проверка цитатных планов.)

9.Мне было весело вдохнуть

В мою измученную грудь

Ночную свежесть тех лесов...

10. Хотя без слов,

Мне внятен был тот разговор,

Немолчный ропот, вечный спор

С упрямой грудою камней.

11. Кругом меня цвел Божий сад...

Все, что я чувствовал тогда,

Те думы – им уж нет следа;

Но я б желал их рассказать,

Чтоб жить, хоть мысленно, опять.

– Какая картина возникла в вашем воображении?

– Можем ли мы сказать, что рассказчик обожествляет природу? Обоснуйте свое мнение.

– Какое ощущение создают эпитеты и метафоры, использованные в этих главах? (Эпитеты: «радужный наряд», «прозрачной зеленью», «грозди полные», «волшебным, странным голосам»; метафоры и сравнения: «следы небесных слез» – капли дождя, «кудри виноградных лоз», «серег подобье дорогих» – создают ощущение наполненности и богатства жизни.)

12. Простая песня то была,

Но в мысль она мне залегла...

13. Держа кувшин над головой,

Грузинка узкою тропой

Сходила к берегу.

– Какое впечатление оставила в душе послушника встреча с молодой грузинкой?

14. Трудами ночи изнурен,

Я лег в тени.

Я цель одну,

Пройти в родимую страну,

Имел в душе, – и превозмог

Страданья голода, как мог.

15. Но, верь мне, помощи людской

Я не желал...

– Сколько глав в поэме посвящено эпизоду встречи с барсом? Как вы думаете, какое место занимает этот эпизод в поэме?


16. Я ждал, схватив рогатый сук,

Минуту битвы; сердце вдруг

Зажглося жаждою борьбы

И крови...

17. Удар мой верен был и скор.

... Бой закипел, смертельный бой!

18. И я был страшен в этот миг...

... Но с торжествующим врагом

Он встретил смерть лицом к лицу,

Как в битве следует бойцу!

19. Но тщетно спорил я с судьбой:

Она смеялась надо мной!

– Почему, по-вашему, девятнадцатая глава короче, чем остальные?

(Ученикам, которым понравился этот эпизод, предлагается прочитать его выразительно или наизусть.)

– Итак, начался третий день свободы Мцыри. Какие события он пережил за эти дни? Какие чувства испытал?

20. И страшно было мне, понять

Не мог я долго, что опять

Вернулся я к тюрьме моей...

21. На мне печать свою тюрьма

Оставила...

22. Мир Божий спал

В оцепенении глухом

Отчаянья тяжелым сном.

– Сравните двадцать вторую и одиннадцатую главы. Как изменилось восприятие мира Мцыри?

23. Я умирал. Меня томил

Предсмертный бред.

24. Так я найден и поднят был...

25. Увы! – за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай на вечность променял...

– С помощью каких средств автор передает читателю ощущение, что у героя осталось мало сил? (Короткие главки, короткие предложения, прерывающиеся на середине строки, многоточия, восклицания.)

– Против чего протестует герой? Можем ли мы сказать, что он протестует против религии, церкви? (Протест героя направлен не против религии, церкви, а против несвободы, против плена и отсутствия у человека права выбирать свою судьбу.)

26. И с этой мыслью я засну

И никого не прокляну!..

IV. Подведение итогов урока.

1. Беседа по вопросам.

– Почему Мцыри можно назвать романтическим героем?

– Как вы понимаете, что такое романтическая поэма?

2. Чтение учителем мнения критиков с последующим обсуждением.

Е. И. Анненкова:

«Мцыри» (1838–1839) – поэма романтическая, но в ней переосмыслена традиционная романтическая ситуация. Бегство, хорошо известное русской романтической поэме, оборачивается возвращением: Мцыри бежит из цивилизованного мира в естественную среду, но для него это – возвращение к миру своего детства, к своим началам, он рвет с образом жизни, навязанным ему насильно. Проблема свободы рассматривается Лермонтовым в философском плане: монастырь, в котором воспитывается Мцыри, чужд жестокости, тем более деспотизма, однако свободная душа Мцыри, как олицетворение чистой человеческой природы, бунтует и против доброты, покоя, данных