Файл: Урок 1 Вступительное занятие Искусство чтения (2 часа).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1036
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Обсуждение первого впечатления от поэмы.
II. Работа по новой теме.
1. Сообщение темы и целей урока.
2. Аналитическая работа по выявлению основных художественных особенностей поэмы.
– Каким размером написана поэма? (Четырехстопным ямбом, рифмы в ней парные, мужские – и это на протяжении всего (!) произведения.)
– Сколько глав в поэме? Равной ли они длины? Как вы думаете, почему они разные? Что изменилось бы, если бы автор сделал главы одинаковыми?
– Какие цитаты, по-вашему, могут служить заголовками для I и II глав? (Проверка домашнего задания – цитатного плана.)
1. Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.
2. Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребенка пленного он вез.
Обратите внимание на размеренность и спокойную повествовательную интонацию первых глав.
– Кто является рассказчиком в этих двух первых главах?
– В них рассказана практически вся история жизни послушника. К какому роду литературы мы отнесем это произведение: к драме или лирике? (Здесь четко слышатся эпические интонации.)
– Но можем ли мы без колебаний назвать это произведение эпическим? (Нет.)
– Почему?
– Кто является рассказчиком в следующих 24 главах? событиям скольких дней посвящены эти главы? Что является главным для рассказчика: события или чувства, которые вызвало у него ощущение свободы? (Внимание рассказчика сосредоточено на переживаниях, мыслях, ощущениях, рожденных чувством свободы, стремлением к достижению цели.)
– Особенностью какого рода литературы является внимание к эмоциональному состоянию героя? (24 главы поэмы по сути лирические.)
– Можем ли мы назвать речь Мцыри монологом? (Третья глава начинается с обращения к исповеднику. Следующие главы – с IV по VIII – реплики диалога. Мцыри словно бы отвечает на немые вопросы, которые, как он чувствует, хочет ему задать старец.)
– Как меняются интонации поэмы? (Мы видим, что в речи Мцыри много вопросов, в том числе и риторических («... А душу можно ль рассказать?»), что ритм становится постепенно все более неровным (предложения начинаются с середины строки: «Я молод, молод ... знал ли ты / Разгульной юности мечты?»), появляется большое количество восклицательных предложений и предложений, оканчивающихся многоточием. Все это передает взволнованность, мечты и страдания героя.)
– Особенность композиции поэмы: эпический краткий рассказ повествователя сменяется взволнованным лирическим монологом героя, часть которого является «скрытым» диалогом (элементом драмы).
Сочетание твердой поступи четырехстопного ямба с парными мужскими рифмами и взволнованных интонаций поэмы, выраженных с помощью синтаксиса, риторических вопросов и восклицаний, создает ощущение несгибаемой воли, силы духа – и хрупкости, трепетности человеческой жизни.
– Продолжаем проверку цитатных планов.
3. Ты слушать исповедь мою
Сюда пришел, благодарю.
Я мало жил, и жил в плену.
4. Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать»!
5. Что за нужда? Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил, – я также мог бы жить!
6. Ты хочешь знать, что видел я
На воле?
Анализ поэтических особенностей IV главы: отметить эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, инверсии, примеры аллитерации.
Примеры эпитетов: «пышные поля», «свежею толпой», «груды темных скал», «объятья каменные их» (инверсия), «тайный свой ночлег», «седой, незыблемый Кавказ», «тайный голос».
Примеры сравнений:
... Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
***
Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом...
***
... В снегах, горящих, как алмаз...
Пример метафоры, сочетающейся с олицетворением:
Простерты в воздухе давно
Объятья каменные их,
И жаждут встречи каждый миг...
Аллитерация:
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой, незыблемый Кавказ...
Мне тайный голос говорил,
Что некогда и я там жил,
И стало в памяти моей
Прошедшее ясней, ясней...
– Сравним картину природы, нарисованную Мцыри, с картиной монастыря, нарисованной в I главе эпическим рассказчиком.
Выделим противопоставление: «могильные плиты», «старик седой, / Развалин страж полуживой» – и живая, одушевленная природа, думы которой угадывает Мцыри.
Выразительное чтение VI главы учащимися.
Работа над цитатным планом.
7. И вспомнил я отцовский дом...
8. Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил...
Работа по VIII главе.
Обратите внимание на то, что Мцыри, увезенный с родины ребенком, вспомнил отцовский дом, родные лица, детские игры, мирный очаг.
В VIII главе автор особенно четко противопоставляет позицию монахов и мироощущения Мцыри:
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Выразительное чтение VIII главы.
III. Подведение итогов урока.
– Чье чтение показалось вам наиболее ярким, выразительным, эмоциональным?
Домашнее задание: закончить цитатный план поэмы; подготовить выразительное чтение наизусть одной из понравившихся глав поэмы; индивидуальное задание: выписать из толкового словаря значение слова «исповедь».
Урок 30
МЦЫРИ – РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ, СВОБОДНЫЙ,
МЯТЕЖНЫЙ, СИЛЬНЫЙ ДУХОМ.
ОБРАЗ МОНАСТЫРЯ И ОБРАЗ ПРИРОДЫ,
ИХ РОЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ
(продолжение)
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Слово учителя.
Вы читали рассказ писателя Б. Зайцева о Сергии Радонежском и его монастыре. Там есть такие строки:
«На Маковице стоял монастырь – Троице-Сергиева Лавра, одна из четырех лавр нашей родины. Вокруг расчистились леса, поля явились, ржи, овсы, деревни. Еще при Сергии глухой пригорок в лесах Радонежа стал светло-притягательным для тысяч». «Сергиева Лавра под Москвой, – замечает писатель, – узел духовного излучения, питательный источник для всего рождающегося государства».
Он с гордостью говорит о монастырях, возникших по образцу Сергиевой Лавры. В поэме Лермонтова, основу которой составляет рассказ юноши-горца, монастырю дается совсем иная оценка.
Почему, по-вашему?
Сравним слова автора о монастырской жизни:
Из жалости один монах
Больного призрел, и в стенах
Хранительных остался он,
Искусством дружеским спасен...
и слова Мцыри:
Я мало жил, и жил в плену...
... Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах,
Душой – дитя, судьбой – монах...
...На мне печать свою тюрьма
Оставила...
Едва взошла заря,
В тюрьме воспитанный цветок…
Итак, с одной стороны – хранительные стены, с другой – плен, сумрачные стены, тюрьма... Чем, по-вашему, можно объяснить разницу в оценках монастырской жизни в устах автора и его героя?
2. Выразительное чтение наизусть понравившихся глав поэмы.
Мцыри – свободный, мятежный, сильный духом романтический герой. Что же он увидел, пережил, почувствовал за три дня свободы? Какие моменты вам показались наиболее яркими, запоминающимися?
III. Анализ глав поэмы (продолжение).
– Как начинается речь Мцыри?
Ты слушать исповедь мою
Сюда пришел, благодарю.
А как вы понимаете значение слова «исповедь»?
Разберем это слово по составу; выделим корень -вед-; подберем однокоренные слова: ведать, поведать.
Толкование слова (индивидуальное задание): исповедь. 1. Покаяние в грехах перед священником. 2. Откровенное признание своих мыслей, взглядов.
Можно ли рассказ «Мцыри» считать покаянием в грехах?
Да, он послушник в монастыре. Но мы видим, что герой не кается в грехах, не сожалеет о происшедшем, он счастлив, что прожил эти дни на воле.
Как же мы озаглавим следующие главы? Что пережил Мцыри?
(Проверка цитатных планов.)
9.Мне было весело вдохнуть
В мою измученную грудь
Ночную свежесть тех лесов...
10. Хотя без слов,
Мне внятен был тот разговор,
Немолчный ропот, вечный спор
С упрямой грудою камней.
11. Кругом меня цвел Божий сад...
Все, что я чувствовал тогда,
Те думы – им уж нет следа;
Но я б желал их рассказать,
Чтоб жить, хоть мысленно, опять.
– Какая картина возникла в вашем воображении?
– Можем ли мы сказать, что рассказчик обожествляет природу? Обоснуйте свое мнение.
– Какое ощущение создают эпитеты и метафоры, использованные в этих главах? (Эпитеты: «радужный наряд», «прозрачной зеленью», «грозди полные», «волшебным, странным голосам»; метафоры и сравнения: «следы небесных слез» – капли дождя, «кудри виноградных лоз», «серег подобье дорогих» – создают ощущение наполненности и богатства жизни.)
12. Простая песня то была,
Но в мысль она мне залегла...
13. Держа кувшин над головой,
Грузинка узкою тропой
Сходила к берегу.
– Какое впечатление оставила в душе послушника встреча с молодой грузинкой?
14. Трудами ночи изнурен,
Я лег в тени.
Я цель одну,
Пройти в родимую страну,
Имел в душе, – и превозмог
Страданья голода, как мог.
15. Но, верь мне, помощи людской
Я не желал...
– Сколько глав в поэме посвящено эпизоду встречи с барсом? Как вы думаете, какое место занимает этот эпизод в поэме?
16. Я ждал, схватив рогатый сук,
Минуту битвы; сердце вдруг
Зажглося жаждою борьбы
И крови...
17. Удар мой верен был и скор.
... Бой закипел, смертельный бой!
18. И я был страшен в этот миг...
... Но с торжествующим врагом
Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!
19. Но тщетно спорил я с судьбой:
Она смеялась надо мной!
– Почему, по-вашему, девятнадцатая глава короче, чем остальные?
(Ученикам, которым понравился этот эпизод, предлагается прочитать его выразительно или наизусть.)
– Итак, начался третий день свободы Мцыри. Какие события он пережил за эти дни? Какие чувства испытал?
20. И страшно было мне, понять
Не мог я долго, что опять
Вернулся я к тюрьме моей...
21. На мне печать свою тюрьма
Оставила...
22. Мир Божий спал
В оцепенении глухом
Отчаянья тяжелым сном.
– Сравните двадцать вторую и одиннадцатую главы. Как изменилось восприятие мира Мцыри?
23. Я умирал. Меня томил
Предсмертный бред.
24. Так я найден и поднят был...
25. Увы! – за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай на вечность променял...
– С помощью каких средств автор передает читателю ощущение, что у героя осталось мало сил? (Короткие главки, короткие предложения, прерывающиеся на середине строки, многоточия, восклицания.)
– Против чего протестует герой? Можем ли мы сказать, что он протестует против религии, церкви? (Протест героя направлен не против религии, церкви, а против несвободы, против плена и отсутствия у человека права выбирать свою судьбу.)
26. И с этой мыслью я засну
И никого не прокляну!..
IV. Подведение итогов урока.
1. Беседа по вопросам.
– Почему Мцыри можно назвать романтическим героем?
– Как вы понимаете, что такое романтическая поэма?
2. Чтение учителем мнения критиков с последующим обсуждением.
Е. И. Анненкова:
«Мцыри» (1838–1839) – поэма романтическая, но в ней переосмыслена традиционная романтическая ситуация. Бегство, хорошо известное русской романтической поэме, оборачивается возвращением: Мцыри бежит из цивилизованного мира в естественную среду, но для него это – возвращение к миру своего детства, к своим началам, он рвет с образом жизни, навязанным ему насильно. Проблема свободы рассматривается Лермонтовым в философском плане: монастырь, в котором воспитывается Мцыри, чужд жестокости, тем более деспотизма, однако свободная душа Мцыри, как олицетворение чистой человеческой природы, бунтует и против доброты, покоя, данных