Файл: А. И. Комарова История и методология юридиче ских наук учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 595
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
143
Парадигма в праве – это концептуальное направление (учение, школа, тео- рия) правовой мысли, научно формулирующее свое собственное правопони- мание на основе исходных принципов и догм его истолкования.
Тот или иной тип правопонимания представляет собой целостное юридиче- ское и научно самостоятельное направление интерпретации права и его про- явлений. Это и называется юридической парадигмой.
5. В юридической науке выделяют различные виды юридических конструк- ций: общетеоретические конструкции, например, "механизм правового регу- лирования", "правовая система", "право виртуального пространства", "юри- дические факты", отраслевые, например, "конституционный строй государ- ства", "право частной собственности", "лицо безвестно отсутствующее" и межотраслевые, например, "никто не может быть судьей в собственном де- ле", "да будет выслушана и другая сторона" (правовые аксиомы).
Основным элементом или категорией, составляющей ядро догмы права (дог- матической юриспруденции), является понятие "норма права". Объективное право и правовая норма соотносятся как целое и его часть, а точнее – как си- стема и ее элемент.
144
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Тема 21. Социологическая юриспруденция.
Основные вопросы темы:
1. Статус социологического знания в юридической науке.
2. Социологические методы в юридической науке. Типология социоло- гических исследований.
3. Развитие социологических исследований в юридической науке и правоприменительной практике.
1. Социологическая юриспруденция начала формироваться на исходе XIX в., когда социология выделилась в самостоятельную отрасль знаний. Социоло- гические теории права складывались двумя путями: с одной стороны, путем формирования правовых концепций в рамках общей социологии, а с другой - путем распространения социологических методов познания в юриспруден- ции.
Социологические теории права складывались двумя путями: с одной сторо- ны, путем создания правовых концепций в рамках общей социологии, а с другой - в результате применения социологических понятий и методов в об- ласти юридических наук.
В состав социологии права поэтому включают учения, созданные как социо- логами, так и юристами. Крупнейшие социологи XX в. М. Вебер, Т. Парсонс,
Ж. Гурвич, Н. Луман и др. - активно разрабатывали проблемы теории права
(некоторые из них, как, например, М. Вебер, были юристами по образова- нию) и выдвинули оригинальные правовые доктрины. Термин "социологиче- ская юриспруденция" употребляется в более узком смысле - для обозначения концепций социологической направленности, созданных представителями юридической науки. Родоначальниками социологического направления в юриспруденции являлись: Р. фон Иеринг - в Германии, Л. Дюги и М. Ориу - во Франции, М.М. Ковалевский и С.А. Муромцев - в России.
Представители социологической школы противопоставили позитивному пра- ву как "мертвому", "книжному" праву право "живое", "право в действии".
145
В теоретическом обосновании С.ю. видную роль сыграл американский юрист
Р. Паунд (1870-1964), Он изложил свое учение в работах "Введение в фило- софию права" (1922), "Право и мораль" (1924), "Социальный контроль по- средством права" (1942), содержание которых обобщил в 5-томной "Юрис- пруденции" (1959). Следуя философии прагматизма, требующей оценки тео- ретических положений с точки зрения их практической пользы,
Паунд выступал за то, чтобы юристы не ограничивались изучением "права в книгах" и обратились к анализу "права в действии". Юридическая наука, счи- тал он, призвана показать, как право реально функционирует и влияет на по- ведение людей. Противопоставление "права в книгах" и "права в действии" со временем стало лозунгом всей прагматистской юриспруденции в США.
Социологическая направленность концепции Паунда наиболее ярко прояви- лась в трактовке права как формы социального контроля (это понятие он за- имствовал у социолога Э. Росса). Согласно Паунду, право является одним из способов контроля за поведением членов общества наряду с религией, мора- лью, обычаями, домашним воспитанием и др. Такой подход ориентировал юридическую науку на изучение права в контексте социальных отношений, требовал учитывать взаимодействие правовых норм с иными регуляторами общественной жизни.
Социологические концепции права сложились в полемике с юридическим позитивизмом, господствовавшим в правоведении XIX в.
Сторонники социологического направления критиковали формально- догматический, нормативный подход к праву, который называли "юриспру- денцией понятий".
Социологическая юриспруденция так же, как и доктрина естественного пра- ва, выходит за рамки закона (писаного права), однако не в сторону есте- ственных прав и свобод, а в сферу реализации права, правоприменительной практики. Хотя негативное отношение к позитивизму эти направления объ- единяет.
146 2. Положительным моментом в этой теории является ориентация на учет ре- альных процессов, происходящих в правовом регулировании, их изучение на основе конкретно-социологических методов.
Российская правовая доктрина в настоящее время по многим аспектам теоре- тических исследований ориентирована от нормативного подхода к социоло- гическим методам познания правовой системы. Проблематика юридической практики, разработка понятия правовой системы, включение социологии права (наряду с философией права и специально-юридической теорией) в ка- честве компонента в общую теорию права - все это находится в русле социо- логического направления.
Недостатком, слабой стороной социологического направления является то, что возникает опасность размывания понятия права, утраты правом своих границ и, как следствие - появляется больше возможностей для нарушения закона, произвола судебных и административных органов.
3. Новейшие социологические концепции права в Западной Европе и США содержат положения, воспринятые из этнологии, общей теории систем, фи- лософии постмодернизма.
Для социологической юриспруденции характерно акцентирование главного внимания не на том, что есть право, а на том, как право действует. Австрий- ский правовед Е. Эрлих опубликовал в 1913 г. книгу "Основы социологии права", в предисловии к которой он написал, что право коренится не в текстах законов, а в жизни. Исходные начала самого права следует искать в жизни самого общества и государства.
Социологическая юриспруденция наибольшее распространение получила в
США, где она сосуществовала и конкурировала с аналитической юриспру- денцией и естественно-правовым направлением. Р. Паунд, начал разрабаты- вать новую проблематику еще в первой четверти века и в конце своего твор- ческого пути сумел свести воедино свои разработки в 5-томной "Юриспру- денции" (1959). Суть нового подхода в социологии права была охарактеризо- вана самим Паундом как "инструментальный прагматический подход" к изу-
147 чению права, причем само право стало восприниматься преимущественно как "инструмент социального контроля". Под правом в действии Паунд по- нимает три взаимосвязанных его проявления в социальной жизни, доступные эмпирическому наблюдению и изучению: правопорядок, совокупность пред- писаний и правоприменительная деятельность в суде или администрации.
Ценности и постулаты изображены Паундом как идеальные вечные начала.
Все эти постулаты Паунд весьма высокопарно объявил "юридическими по- стулатами цивилизованного общества". Сама концепция права как инстру- мента социального контроля была в основных чертах разработана скандинав- ским социологом Э. Россом и помимо концепции Паунда стала структурным компонентом множества социологических концепций права, общества и по- литики.
В нашей стране развитие теоретических исследований по социологии права было прервано в начале 30-х гг. и возобновилось лишь в 70-е гг.
Российская правовая доктрина в настоящее время по многим аспектам теоре- тических исследований ориентирована на развитие нормативного подхода к социологическим методам познания правовой системы, правовым нормам с иными регуляторами общественной жизни.
Юридическая наука использует весь арсенал методов познания, вырабатыва- емых наукой в целом. Социологические исследования, проводимые юриста- ми, опираются на теоретические и практически-прикладные разработки, осуществленные специалистами в области экономики, истории, педагогики, социальной психологии, медицины и т.п. Нередко в этой связи в интересах повышения качества собственных исследований социологи в сфере права творчески перенимают определенные концептуальные положения, методы и методики, технические приемы из других общественных наук . Правоведы органично адаптируют социологические методы в границах своей предмет- ной области, способствуя одновременно активному проникновению социоло- гического мышления в другие социальные науки, творческому изучению их облика, а следовательно, и всей системы правовых знаний об обществе.
148
В настоящее время в социологических исследованиях наблюдается тенден- ция сочетания в них функционального подхода с герменевтическим. Необхо- димо подчеркнуть его актуальность применительно к толкованию и понима- нию, например, соответствующих статей и положений конституционных норм и требований, принимаемых государством правовых актов различной природы.
С изменением методики эволюционирует и техника социологических иссле- дований, в которой методика находит свое специфическое выражение.
Социология права нацеливает исследователя на вдумчивый системный ана- лиз не только актуальных, но и реальных процессов и явлений. Наряду с этим, оно предоставляет возможность получать логически обоснованные вы- воды, служит основой для обобщения правовых фактов, то есть выполняет определенную методологическую роль.
Вместе с тем, социологическое исследование в области права, как и всех иных сфер общества в целом, не навязывает своих концепций, а также не от- рицает мнения сторонников здравого смысла, соучаствует с ними в "дискус- сии", проясняет причину тех или иных изменений.
Социологические исследования в области права неразрывно связаны с нрав- ственными началами. Помимо требований недопустимости предвзятости в интерпретации, подгонки фактов под гипотезу или их извращение ради инте- ресов какого-либо субъекта, этические нормы в проведении эмпирического исследования включают в себя сохранение анонимности источника, откры- тость позиции перед респондентами и тактичность вмешательства социоло- гии в общественные процессы.
В результате, под воздействием социологических методов возникает смежное научное направление, находящееся на стыке социологии и правоведения
(юриспруденции) – социология права ( юридическая социология), отрасль знания (наряду с такими ее отраслями, как социология культуры, социология политики, социология религии и т.д.).
149
Предметом данной науки является право как социальный институт общества, выполняющий функции государственного регулятора общественных отно- шений.
Успешное развитие юридической науки в нашей стране возможно только при условии детальной разработки и широкого внедрения действительно научной правовой методологии, основанной на системном подходе, диалектико- материалистической философии. Создание материалистической теории права представляется наиболее перспективным вариантом развития отечественной юриспруденции.
150
Тема 22. Системный подход и синергетика в праве.
Основные вопросы темы:
1. Основные особенности и принципы системного подхода и их приме- нение в общественных науках. Понятие системы.
2. Системный подход в теории государства и права и в отраслевых юридических науках.
3. Проблема системности в праве.
4. Использование идей синергетики в науке о государстве и праве.
1. Системный подход как общий метод научного познания был разработан в середине XX в. как направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин); совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи); совокуп- ности сущностей и отношений (Холл А. Д., Фейджин Р. И., поздний Берта- ланфи).
Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе органи- зации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного ис- пользования. При этом системный подход является не столько методом ре- шения задач, сколько методом постановки задач. Как говорится, "Правильно заданный вопрос – половина ответа". Это качественно более высокий, неже- ли просто предметный, способ познания.
Основные принципы системного подхода:
Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элемен- тов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации.
151
Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется дру- гой.
Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры.
Множественность, позволяющая использовать множество кибер- нетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
Системность, свойство объекта обладать всеми признаками си- стемы.
Особенности системного подхода в том, что системный подход – это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность вза- имосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ре- сурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный под- ход. Системный подход представляет собой форму приложения теории по- знания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в обществе, мышлении.
Развёрнутое определение системного подхода включает также обязатель- ность изучения и практического использования следующих восьми его ас- пектов:
1. системно-элементного или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему;
2. системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволя- ющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемой системы;
3. системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие си- стемы;
152 4. системно-целевого, означающего необходимость научного опреде- ления целей и подцелей системы, их взаимной увязки между собой;
5. системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ре- сурсов, требующихся для функционирования системы;
6. системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих её целостность и осо- бенность;
7. системно-коммуникационного, означающего необходимость выяв- ления внешних связей данной системы с другими;
8. системно-исторического, позволяющего выяснить условия во време- ни возникновения исследуемой системы, пройденные ею этапы, совре- менное состояние, а также возможные перспективы развития.
Системный подход – это направление методологии научного познания, в ос- нове которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного ком- плекса взаимосвязанных элементов, это некоторый способ организации наших действий, который охватывает любой род деятельности, выявляя за- кономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования
2. С начала 1970-х годов теория систем и основанный на ней системный под- ход используется в правовой науке для выявления и обоснования системных связей правовых явлений как в теории государства и права в целом, так и в отраслевых юридических науках.
Системный подход – это подход, при котором любая система (объект) рас- сматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Он представляет собой форму прило- жения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происхо- дящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процес- се его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и одновременно как элемент более общей системы.