Файл: А. И. Комарова История и методология юридиче ских наук учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 593
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
162 обработка эмпирических данных: сравнение предложенных гипотез с данны- ми эксперимента и наблюдений, окончательную оценку (в рамках данного исследования), принятие или отвержение предложенных гипотез; формули- ровку нерешенных вопросов и выявления трудностей, которые ведут к по- становке новых задач.
На выбор конкретных элементов и правил процедуры влияют компоненты методологии более высоких уровней, в частности, парадигма, методологиче- ские подходы, методы.
2. Научные исследования классифицируются по видам связи с производством и степени важности для него; целевому назначению; источникам финансиро- вания и длительности ведения.
По целевому назначению выделяют три вида научных исследований: фунда- ментальные, прикладные и разработки.
Фундаментальные исследования направлены на открытие и изучение новых явлений и законов природы, на создание новых принципов исследования.
Прикладные исследования направлены на нахождение способов использова- ния законов природы для создания новых и совершенствование существую- щих средств и способов человеческой деятельности.
Прикладные исследования, в свою очередь, подразделяются на поисковые, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Каждую НИР можно отнести к определенному направлению. Под научным направлением понимается наука или комплекс наук, в области которых ве- дутся исследования (например, техническое, социальное и др.).
Структурными единицами научного направления являются комплексные проблемы, темы и научные вопросы.
Проблема – это совокупность сложных теоретических и практических задач, решения которых назрели в обществе (противоречие между знанием и незна- нием). Она возникает тогда, когда человеческая практика встречает затруд- нения или даже наталкивается на "невозможность" достижения цели.
163
Тема научного исследования является составной частью проблемы. В резуль- тате исследований по теме получают ответы на определенный круг научных вопросов, охватывающих часть проблемы.
Под научными вопросами понимается мелкие научные задачи, относящиеся к конкретной теме научного исследования.
Выбор направления, проблемы, темы научного исследования и постановка научных вопросов является чрезвычайно ответственной задачей.
При выборе проблемы и темы научного исследования вначале на основе ана- лиза противоречий исследуемого направления формулируется сама проблема и определяются в общих чертах ожидаемые результаты, затем разрабатыва- ется структура проблемы, выделяются темы, вопросы, исполнители, устанав- ливается их актуальность.
Выбору темы должно предшествовать тщательное ознакомление с отече- ственными и зарубежными литературными источниками данной и смежной специальностей.
3. Метод "мозгового штурма" имеет большую известность и практическое распространение. Он применяется при разработке управленческих решений различного класса. Вот почему о нем говорится и в учебниках по менедж- менту, и в специальных учебниках по проблемам разработки управленческих решений.
Мозговой штурм (brain-storming) - метод, предназначенный для неформаль- ного коллективного генерирования возможно большего числа альтернатив; основные идеи этого метода: а) полное запрещение критики на стадии гене- рирования; б) поощрение и провоцирование ассоциативного мышления на всех стадиях; в) на стадии оценки цель состоит не в отбрасывании "плохой" альтернативы, а в поиске рационального зерна в ней.
Исследование-это всегда освоение неизвестного, поиск будущего, объясне- ние сложного. Поэтому в исследованиях метод "мозгового штурма" имеет особое значение. Метод "мозгового штурма" построен на специфическом со- четании методологии и организации исследования, раздельного использова-
164 ния усилий исследователей фантазеров с исследователями аналитиками, си- стемщиками, скептиками, практиками.
Основной целью "мозгового штурма" является поиск как можно более широ- кого спектра идей и решений исследуемой проблемы, выход за границы тех представлений, которые существуют у специалистов узкого профиля либо у людей богатым прошлым опытом и определенным служебным положением.
Люди различных специальностей, практического опыта, индивидуальных ка- честв, как правило, владеют различными методами исследования. Соедине- ние этих методов может быть очень полезно в решении сложных исследова- тельских проблем.
"Мозговой штурм" проводится в два этапа: этап генерации идей; этап прак- тического анализа выдвинутых идей.
Каждый из этапов осуществляется по конкретным принципам, отражающим его назначение и суть, определяющим его эффективность.
Концепция мозговой атаки получила широкое распространение с начала 50-х годов как "метод коллективного творческого мышления", основанный на до- стижении согласия людей в группе на основе интуитивного мышления в це- лях открытия новых идей. Методы этого типа известны под названиями моз- гового штурма, конференций идей, коллективной генерации идей (КГИ). От- дельная операция (событие КГИ) называют мозговой атакой или сессией
КГИ. При проведении сессий КГИ стараются выполнить определенные пра- вила, суть которых сводится к тому, чтобы обеспечить как можно большую свободу мышления и высказывания новых идей участниками КГИ:
1. рекомендуется приветствовать любые идеи, даже если вначале ка- жутся сомнительными или абсурдными (обсуждение и оценка идей проводится позднее);
2. не допускается критика;
3. не объявляется ложной идея и не прекращается обсуждение ни одной идеи;
4. требуется создавать как бы цепные реакции идей;
165 5. необходимо фиксировать все идеи.
Наиболее эффективными методами овладения новыми знаниями, методами хозяйствования и управления, являются деловые игры как метод имитации управленческих процессов.
Разработку деловой игры необходимо начинать с четкой формулировки ее назначения. После этого можно приступать к формированию схемы игры и основных ее правил.
Формирование правил игры должно включать в себя описание методов оцен- ки степени достижения целей игры. Каждая деловая игра состоит из несколь- ких партий, число которых не ограничивается
По завершении игры проводится подведение итогов, анализ игры.
4. Методика оформления научных результатов в виде научного положения, которое является заключающим этапом решения научной проблемы. Форма- ми научной продукции являются: научно-технический отчет; доклад; тезисы; статья; монография; учебное пособие; выпускная квалификационная работа.
Для проведения научных исследований необходимо выбрать оптимальную методику для данной темы (задачи) из имеющихся в науке или разработать новую.
166
ГЛОССАРИЙ
Абсолютная монархия - разновидность монархической формы правления, характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всей пол- ноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха. В настоящее время в мире сохраняются 8 А.м.: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ,
Оман, Саудовская Аравия. В некоторых из этих стран в последние десятиле- тия сделаны первые шаги по переходу к конституционной монархии. В част- ности, в Кувейте (в 1962 г.), ОАЭ (в 1917 г.), Катаре (в 1972 г.), Бахрейне (в
1973 г.) приняты конституции, а в Кувейте и Бахрейне проведены выборы в законосовещательные парламенты (впоследствии распущенные). Эти рефор- мы не изменили абсолютного характера монахини. В Ватикане, Саудовской
Аравии и Омане конституции отсутствуют, а соответствующие отношения регулируют отдельные гос.-правовые акты (в Саудовской Аравии констит
Автократия - от греч. "autokrateia" - самодержавие. Система управления, при которой одному лицу принадлежит неограниченная верховная власть.
Автоматизированная система правовой информации - система предна- значенная для сбора, обработки, накопления и передачи нормативной право- вой информации с помощью средств вычислительной техники и связи.
Автономия - (гр. autonomia - самоуправление, букв. самозаконие от autos - сам и nomos - закон) В праве в широком смысле определенная степень само- стоятельности каких-либо органов, организаций, территориальных и иных общностей в вопросах их жизнедеятельности. В зависимости от субъекта, ха- рактера и целей предоставления А. может классифицироваться на ряд типов и видов. А. делится по субъекту на два типа: А. учреждений и А. общностей.
В свою очередь, А. учреждений делится на такие виды, как финансовая, эко- номическая и административная А. и предоставляется, как правило, отдель- ным гос. органам и учреждениям в силу специфики их деятельности, требу- ющей принятия оперативных и компетентных решений: гос. банкам, пред- приятиям, научным центрам и т.п. А. общностей может быть территориаль-
167 ной и экстратерриториальной. Территориальная А. делится на администра- тивно-территориальную (региональную), национально-территор
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Глава государства - высшее должностное лицо, считающееся носителем ис- полнительной власти и верховным представителем государства в сфере внешних сношений. В монархиях (Великобритания, Дания, Швеция, Испа- ния, Япония и др.) Г.г. - монарх (король, император, эмир), власть которого, как правило, передается по наследству от одного представителя царствующе- го дома к другому в установленном законом порядке. В республиках (Италия,
Франция, ФРГ, США, страны Латинской Америки и др.) Г.г. - президент, ко- торый избирается либо непосредственно населением (Мексика, Панама, Ко- лумбия), либо в порядке косвенных (США, Аргентина), или многостепенных
(Италия, ФРГ, Индия) выборов. Почти во всех государствах существует ин- дивидуальный Г.г. в т.наз. президентских республиках (США, Мексика, Ар- гентина, некоторые страны Африки) он одновременно является главой пра- вительства.
Государственная власть - публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принужде- ние.
Гражданское общество – совокупность нравственных, религиозных, нацио- нальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.
Дееспособность - способность лица (физического, юридического) своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанно- сти, а также нести ответственность за совершенные правонарушения (делик- тоспособность).
Догма права - наиболее стабильная, неизменная часть общей теории права, изучающая его с позиции специально-юридических свойств и проявлений.
Договор нормативного содержания - соглашение двух или более субъектов права, в котором содержатся нормы права, регулирующие их взаимоотноше- ния. Является одним из источников права. Д.н.с. характеризуется тем, что его
168 участники добровольно вступают в него и возлагают на себя обязанности, вытекающие из его содержания.
Естественное право - в теории конституционного права понятие, означаю- щее совокупность принципов, правил, прав и ценностей, продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве.
Закон - нормативный акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением населения
(например, в порядке референдума).
Индивидуально-правовое регулирование – под-нормативное персонифи- цированное правовое воздействие на участников общественных отношений в конкретных жизненных обстоятельствах с целью побудить их совершить предусмотренные нормами права социально ценные действия.
Источники права - акты компетентных государственных органов, устанав- ливающие нормы права, внешние формы правотворческой деятельности гос- ударства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной к исполнению. Данное определение примерно соответствует толкованию этого термина в странах континентального права в отличие от прецедентного пра- ва. Приведем основные виды источников права, характерные для обеих пра- вовых систем: 1. Правовой обычай (см. обычай). 2. Прецедент (судебный или административный) сохранил свое значение в странах англосаксонской пра- вовой системы (см. английское право, прецедент и судебный прецедент). 3.
Нормативный акт - самое важное место среди нормативных актов занимает закон. 4. Нормативный договор - соглашение между различными субъектами права, в котором содержатся нормы права (например, коллективный договор между администрацией и служащими предприятия).
Классификация - 1. Система соподчиненных понятий в какой-либо отрасли знаний; 2. распределение тех или иных объектов по классам (отделам, разря- дам) в зависимости от их общих признаков.
169
Кодекс - систематизированный законодательный акт, в котором содержатся нормы какой-либо отрасли права (например, гражданский кодекс, уголовный кодекс, процессуальный кодекс).
Местное самоуправление - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Фе- дерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) че- рез органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Надзор - разновидность контроля, в котором преобладают наблюдательные функции. Различают авторский, банковский, государственный, технический надзор.
Научный рационализм - основанное на опыте, рефлексирующее, ориенти- рованное на формирование освобожденных от конкретики обобщающих, опирающиеся на доказательства построений, разумно-рассудочное мышле- ние.
Парадигма - совокупность устойчивых и общезначимых норм, теорий, мето- дов научной деятельности, предполагающая единство в толковании теории, в организации эмпирических исследований.
Право - система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества.
Правомерность - соответствие явлений социальной жизни (деятельности или результатов деятельности субъектов права) требованиям и дозволениям содержащейся в нормах права государственной воли. Воплощается не только непосредственно в поведении субъектов права, но и в таких юридических до- кументах, как нормативные акты, акты применения права (напр., приказ о за- числении на работу, судебное решение или приговор). П. исключает какое бы
170 то ни было отклонение от предписаний права, антипод ее - противоправ- ность.
Правомочие - предусмотренная законом возможность участника правоот- ношения осуществлять определенные действия или требовать их от другого участника.
Правонарушение - в широком смысле слова антиобщественное деяние, при- чиняющее вред обществу и караемое по закону. П. подразделяются на граж- данские П. (причинение вреда личности, имуществу гражданина или юриди- ческого лица, распространение сведений, порочащих честь и достоинство гражданина или организации и т.п.), административные П. (мелкое хулиган- ство, мелкая спекуляция, нарушение правил дорожного движения и др.), дис- циплинарные проступки (прогул, опоздание на работу и др.) и т.д. Наиболее опасным видом П. является преступление. За П. законом предусмотрена со- ответственно гражданская , административная, дисциплинарная, уголовная ответственность.
Федерация - от лат. foederatio - союз, объединение. 1. В многонациональных государствах форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства члены Федерации (земли, штаты, кантоны, провинции, республики и др.) имеют законодательную компетенцию, собственное кон- ституционное законодательство, законодательные, исполнительные и судеб- ные органы, а также собственное административно-территориальное устрой- ство; наряду с ними существуют и действуют федеральная конституция и за- коны, а также общефедеральные подзаконные акты, федеральные органы государственной власти, федеральные суды; 2. государство, основанное на началах Федерации.
Формационный подход - методология юридических исследований, базиру- ющаяся на представлении о праве как надстройке над экономическим бази- сом, эволюционно развивающейся и проходящей первобытно-общинную, ра- бовладельческую, феодальную, капиталистическую и социалистическую ста- дии.