Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 2665
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и уж наверняка не заикнусь о достоинствах ЦСКА. Хотя вполне может оказаться, что для данного конкретного представителя "спартачей" эти темы могут быть интересны. Но, скорее всего, такой болельщик будет исключением из общей массы.
Наконец, стереотипы возникают из-за того, что люди склонны поддерживать и оправдывать цели деятельности, нормы и ценности своей группы, и относиться к другим группам в зависимости от того, соответствуют ли они этим целям, нормам, ценностям.
Все перечисленные факторы составляют индивидуальные предпосылки формирования стереотипа. Однако собственно групповой стереотип возникает тогда, такое представление перестает быть моим личным представлением, и будет разделяться всеми членами моей группы или, по крайней мере, их большинством.
Лишь очень редко стереотипы ограничиваются только представлением о другой группе, чаще всего они включают и ее оценку. Стереотипы могут быть положительными и
отрицательными. Другими словами, стереотипы включают не только когнитивный, но и аффективный, оценочный элемент.
Как правило, автостереотипы бывают положительными, а гетеростереотипы -
нейтральными или более отрицательными, чем автостереотипы. Однако в ряде случаев бывает и наоборот. Например, когда значительная часть группы разочаровалась в ее ценностях, гетеростереотипы могут стать более положительными, чем автостереотипы.
4. Маргинальность.
Очень важным элементом межгруппового взаимодействия является маргинальность -
состояние социальных категорий или личностей, принадлежащим двум или более
социальным группам, но не принимающим до конца нормы ни одной из них, при условии,
что нормы и/или ценности этих групп взаимно несовместимы.
Маргинальные индивиды и группы появляются в самых разных социальных условиях; одним из наиболее важных факторов формирования маргинальности служат межрегиональные миграции.
Маргиналы часто находятся в состоянии межролевого и внутриролевого напряжения, поскольку вынуждены играть плохо совместимые или даже взаимоисключающие роли в группах, на стыке которых они находятся; им приходится также подчиняться противоречащим друг другу социальным нормам и ценностям.
Маргиналы играют неоднозначную роль как в жизни групп, в которые они входят, так и в жизни всего общества. Именно среди маргиналов чаще всего наблюдается девиантное поведение, они могут выступать в качестве разрушительной силы; но одновременно именно маргиналы чаще всего оказываются движущей силой социального развития.
5. Групповой фаворитизм.
Формированием стереотипов восприятия и маргинальности не ограничиваются виды межгруппового взаимодействия. Психологов и социологов, изучавших межгрупповые отношения, в первую очередь интересовали два аспекта: межгрупповая дискриминация
(ингрупповой фаворитизм) и межгрупповая агрессия. Под межгрупповой дискриминацией
понимается явление, когда в ходе межличностного общения, при распределении
различного рода ресурсов, предпочтение отдается представителям "своей" группы в
ущерб "чужой". Под межгрупповой агрессией понимаются коллективные действия
одной или обеих контактирующих групп, осуществляемые посредством прямого
физического воздействия (избиение, убийство или угроза таковых) направленные на то,
чтобы лишить противоположную группу доступа к какому-либо ресурсу, подчинить
эту группу своему влиянию или физически уничтожить ее как целое.
То, что люди часто предпочитают "своих" "чужим" известно безо всяких исследований. Но почему возникает это явление, насколько оно устойчиво, от каких факторов зависит? Это вопросы далеко не праздные, поскольку в повседневной жизни, в политике, в экономике люди постоянно сталкиваются с дискриминацией по признаку групповой принадлежности.
Наконец, стереотипы возникают из-за того, что люди склонны поддерживать и оправдывать цели деятельности, нормы и ценности своей группы, и относиться к другим группам в зависимости от того, соответствуют ли они этим целям, нормам, ценностям.
Все перечисленные факторы составляют индивидуальные предпосылки формирования стереотипа. Однако собственно групповой стереотип возникает тогда, такое представление перестает быть моим личным представлением, и будет разделяться всеми членами моей группы или, по крайней мере, их большинством.
Лишь очень редко стереотипы ограничиваются только представлением о другой группе, чаще всего они включают и ее оценку. Стереотипы могут быть положительными и
отрицательными. Другими словами, стереотипы включают не только когнитивный, но и аффективный, оценочный элемент.
Как правило, автостереотипы бывают положительными, а гетеростереотипы -
нейтральными или более отрицательными, чем автостереотипы. Однако в ряде случаев бывает и наоборот. Например, когда значительная часть группы разочаровалась в ее ценностях, гетеростереотипы могут стать более положительными, чем автостереотипы.
4. Маргинальность.
Очень важным элементом межгруппового взаимодействия является маргинальность -
состояние социальных категорий или личностей, принадлежащим двум или более
социальным группам, но не принимающим до конца нормы ни одной из них, при условии,
что нормы и/или ценности этих групп взаимно несовместимы.
Маргинальные индивиды и группы появляются в самых разных социальных условиях; одним из наиболее важных факторов формирования маргинальности служат межрегиональные миграции.
Маргиналы часто находятся в состоянии межролевого и внутриролевого напряжения, поскольку вынуждены играть плохо совместимые или даже взаимоисключающие роли в группах, на стыке которых они находятся; им приходится также подчиняться противоречащим друг другу социальным нормам и ценностям.
Маргиналы играют неоднозначную роль как в жизни групп, в которые они входят, так и в жизни всего общества. Именно среди маргиналов чаще всего наблюдается девиантное поведение, они могут выступать в качестве разрушительной силы; но одновременно именно маргиналы чаще всего оказываются движущей силой социального развития.
5. Групповой фаворитизм.
Формированием стереотипов восприятия и маргинальности не ограничиваются виды межгруппового взаимодействия. Психологов и социологов, изучавших межгрупповые отношения, в первую очередь интересовали два аспекта: межгрупповая дискриминация
(ингрупповой фаворитизм) и межгрупповая агрессия. Под межгрупповой дискриминацией
понимается явление, когда в ходе межличностного общения, при распределении
различного рода ресурсов, предпочтение отдается представителям "своей" группы в
ущерб "чужой". Под межгрупповой агрессией понимаются коллективные действия
одной или обеих контактирующих групп, осуществляемые посредством прямого
физического воздействия (избиение, убийство или угроза таковых) направленные на то,
чтобы лишить противоположную группу доступа к какому-либо ресурсу, подчинить
эту группу своему влиянию или физически уничтожить ее как целое.
То, что люди часто предпочитают "своих" "чужим" известно безо всяких исследований. Но почему возникает это явление, насколько оно устойчиво, от каких факторов зависит? Это вопросы далеко не праздные, поскольку в повседневной жизни, в политике, в экономике люди постоянно сталкиваются с дискриминацией по признаку групповой принадлежности.
К объяснению этого явления ученые пытались подойти с двух сторон; различия здесь прослеживаются по тем же линиям, что и при определении объективности существования группы. Представители североамериканской науки настаивали на том, что люди предпочитают "своих" "чужим", когда это приносит им личную выгоду или позволяет добиться общегрупповых целей. Однако более правильной оказалась позиция европейских исследователей во главе с английским психологом Генри Таджфелом. Они показали, что стремление к идентификации с определенной группой не зависит ни от каких корыстных соображений, а часто даже осуществляется вопреки последним. Таким образом, согласно результатам европейских исследователей, стремление к групповой идентичности является внутренним свойством человека, а не объясняется только ситуативными соображениями личной выгоды. Так, в экспериментах было показано, что люди склонны поддерживать "своих", даже если им лично это не несет никакой выгоды. Более того, многие люди часто испытывают гораздо более сильный стресс из-за неудачи "своих", чем из-за собственных проблем.
В экспериментах европейских исследователей было показано, что люди стремятся поддерживать представителей "своей" группы тем сильнее, чем больше она отличается по каким-либо явным признакам от другой группы (или других групп) - по внешности, одежде,
символическим элементам культуры, и т.д. На характер отношений влияет также опыт предыдущего общения между группами: если это опыт позитивного успешного сотрудничества, то и в последующем можно ожидать проявления дружественных или, по крайней мере, нейтральных отношений. Если же в прошлом группы конкурировали, если между ними были открытые конфликты, то это влияет на характер их взаимодействия даже в самой благоприятной для позитивного сотрудничества ситуации.
Лучше всего, если члены двух групп начинают воспринимать друг друга как представителей некоторой более широкой общности.
Все эти выводы имеют большое значение для понимания не только отдельных групп, но и общества в целом. Действительно, все процессы выглядят совершенно по-разному, если в них участвуют отдельные индивиды, каждый из которых действует в соответствии со своими эгоистическими интересами, и в том случае, если реальными "актерами" в театре жизни являются социальные группы.
6. Межгрупповые конфликты.
Межгрупповой конфликт является крайней формой проявления межгруппового
напряжения. Большинство социологов конца XIX - первой половины XX вв. рассматривали конфликт как исключительное явление, нарушающее равновесие в обществе. Однако еще в середине XIX в. К. Маркс утверждал, что конфликт является не просто необходимым элементом любой социальной системы, но и движущей силой развития. Главным источником конфликта в рамках любой антагонистической формации он считал противостояние двух основных классов: эксплуататоров и эксплуатируемых. В условиях буржуазного общества - это класс буржуазии и рабочий класс (пролетариат).
Маркс полагал, что предпосылки для социальных конфликтов имеются и в бесклассовых обществах (при родовом строе, а также в условиях социализма и коммунизма).
Однако в этих формациях конфликты не носят антагонистического характера, то есть, в отличие от остальных формаций, они могут разрешаться без уничтожения самих основ общества, за счет сближения позиций конфликтующих сторон.
Большинство современных социологов согласны с Марксом в том, что конфликты органичны и даже плодотворны для общества, но не разделяют его позиций относительно неизбежности уничтожения основ общества, и прежде всего частной собственности, вследствие антагонистических конфликтов.
С этой точки зрения, выделяются два вида конфликтов:
-
неинституализированные, то есть протекающие без правил и без стремления противостоящих сторон найти консенсус;
-
институализированные, предполагающие наличие правил ведения конфликтов, позволяющих избежать катастрофических последствий для цивилизации и находить оптимальные пути разрешения.
Прав ли Маркс или его критики, покажет время. Несомненно, однако, что в условиях современной сверхтехнологичной цивилизации все разумные люди должны искать путей мирного разрешения конфликтов.
К сожалению, как показывает опыт, во многих современных конфликтах всегда находятся их участники, которые в принципе не ориентированы на поиск оптимального решения. Поскольку классовое противостояние в глобальном обществе также носит глобальный характер, многие современные межгосударственные военные конфликты фактически являются межклассовыми. Политический экстремизм представляет опасность для всего человечества. Обычно, говоря о политическом экстремизме, имеют в виду только экстремизм бедных и угнетенных. Но основную опасность для человечества представляет именно экстремизм богатых и сильных.
В заключение несколько слов о соотношение конфликтов и ролевого напряжения.
Участие человека в межгрупповом конфликте совсем не обязательно ведет к возникновению ролевого напряжения. Институализированный конфликт, в котором каждый участник хорошо исполняет свои роли, может не вызывать ролевого напряжения (например, футбольный матч, результат которого устраивает обе команды, и каждый игрок которых сыграл в соответствии с требованиями тренера).
Рекомендуемая литература
1.
Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2002, с. 51-58.
2.
Фролов С.С. Социология. Учебник для Вузов. М., 1997, с.323-344..
Раздел: Задания для самостоятельной работы
ТЕСТ
Выберите один правильный ответ:
18.1.
Задача социологических и социально-психологических исследований состоит в
том, чтобы найти средства, как ликвидировать возможности возникновения любых
конфликтов в социальных группах.
1. Да.
2. Нет.
18.2. Любой межгрупповой конфликт неизбежно порождает ролевое напряжение.
1. Да.
2. Нет.
18.3. Человек, являющийся членом двух разных групп и находящийся, благодаря
этому, в состоянии межролевого конфликта, является маргиналом.
1.
Да.
2.
Нет.
18.4. Для ситуаций межэтнических конфликтов характерно преобладание
положительных автостереотипов восприятия.
1.
Да.
2.
Нет.
18.5. Может ли конфликт между мужем и женой быть проявлением межгруппового
конфликта?
1. Нет, т. к. семья - самая сплоченная группа общества.
2. Нет, т.к. семья слишком малочисленна, чтобы распадаться на самостоятельные группы.
3. Да, это может быть в семье любого типа.
4. Да, но только в том случае, если семья не является нуклеарной.
18.6. Что из ниже перечисленного является проявлением толерантности?
1.Уважительное отношение к традициям и обычаям других народов, в том числе таким, как каннибализм, человеческие жертвоприношения, охота за головами.
2. Сочувственное отношение к преступникам как людям с особыми привычками, наклонностями, взглядом на мир и т. д.
3. Терпимое отношение к людям, не разделяющим никаких религиозных убеждений
4. Ничто из вышеперечисленного.
К следующим вопросам укажите все правильные варианты ответов:
18.7. Какие из перечисленных ниже ситуаций из художественной литературы являются
результатом межгрупповых конфликтов?
1. Гибель Ромео и Джульетты.
2. Убийство Отелло Дездемоны.
3. Конфликт Чацкого и высшего света в доме Фамусовых.
4. Гибель сэра Джона в "Собаке Баскервилей" А. Конан-Дойля.
5. Гибель Тараса Бульбы.
18.8.
Что из ниже перечисленного является проявлением толерантности?
1. Уважительное отношение к обычаям и традициям другого народа.
2. Терпимое отношение к любому поведению других людей.
3. Терпимое отношение к таким религиям, как тотемизм, фетишизм, анимизм, шаманизм.
4. Отказ человека от собственного культурного наследия вследствие убеждения в том, что его культура по уровню развития несоизмеримо ниже многих других.
5. Убеждение в том, что, хотя разные национальности сильно отличаются друг от друга по нравственным и интеллектуальным качествам, все они достойны внимания и уважения.
18.9.
Высказываются разные точки зрения относительно роли межгрупповых
конфликтов в жизни общества. Какие из приведенных ниже суждений соответствуют
представлениям современной социологии?
1. Наличие межгруппового конфликта исключает возможность дружеских отношений между членами двух противоборствующих групп.
2. Возможно построение общества, где вовсе не будет межгрупповых конфликтов, а все социальное напряжение будет сводиться к отдельным случаям индивидуального девиантного (отклоняющегося) поведения.
3. Развитие межгруппового конфликта не обязательно связано с проявлением насилия.
Целый ряд конфликтов внешне проходит вполне мирно.
4. В ходе межгруппового конфликта каждый индивид идентифицирует себя только с одной группой - участником конфликта, и никогда - с обеими.
5. Конфликт, ход которого регулируется правилами, признаваемыми обеими сторонами, может быть важным фактором позитивного социального развития.
18.10. Какие их ниже перечисленных единиц могут быть субъектами социального
конфликта?
1. Рабочие и руководство предприятия.
2. Политические партии и/или движения.
3. Этнические группы.
4. Религиозные группы.
5. Отдельные люди.
Раздел: Календарно-тематический план
1 ... 54 55 56 57 58 59 60 61 ... 70
ТЕМА 19
Науки, изучающие общество. Основные этапы эволюции социологической мысли.
Содержание темы
1.
Система социальных наук.Историческая эволюция наук, изучающих общество.
Социология в системе социальных наук. Модели человека в социологии и в экономике, их основные преимущества и недостатки. Предмет экономической социологии, его специфика.
Социально-исторические предпосылки возникновения социологии как науки. Основные этапы развития социологии.
2.
Формирование основных принципов научной социологии в трудах Конта.
Противопоставление научного знания об обществе метафизическому. Понятие позитивного метода, его отличие от предшествующих представлений о принципах научной методологии.
Социальная статика и социальная динамика как главные разделы социологии Конта. Учение о прогрессе, основные стадии развития человечества. Классификация наук, место в этой классификации социологии. Учение о разделении труда, классах и религии.
3.
Учение Маркса о законах функционирования и развития общества. Основные положения материалистического понимания истории.
Концепция социальной обусловленности познания. Обоснование связи классовой структуры общества с господствующими в нем экономическими отношениями. Концепция классовой борьбы и социальной революции. Маркс о специфике и тенденциях развития современного ему капиталистического общества.
4.
Развитие Дюркгеймом принципов научной социологии. Теория социологического метода, понятие социального факта. Учение о коллективном сознании. Формирование в трудах Дюркгейма основ современной социологической теории религии.
5.
Учение Вебера о специфике социального познания. Понятие социального действия, типология социальных действий. Учение Вебера о роли протестантской этики в возникновении западного капитализма. Протестантское мировоззрение и рациональность.
Трудовая этика.
Раздел: Учебно-методические материалы
Методические указания
1.
Назовите основные социальные науки, укажите специфику их предмета и метода. В чем специфика социологии как науки? В чем ее отличие от социальной философии? Сравните модели человека в экономике и в социологии. Почему, с Вашей точки зрения, не существует единой социальной науки? Укажите основные социально-исторические и интеллектуальные предпосылки возникновения социологии. Почему, с Вашей точки зрения. научная социология возникла только в 19 веке?
2.
Назовите основные принципы социологического учения Конта. Какие основные недостатки он усматривал в социально-философских теория своих предшественников? На чем основано контовское деление социологии на социальную статику и социальную динамику? Почему в рамках социальной динамики в принципе не могут изучаться сообщества животных? Назовите основные положения теории прогресса Конта. Какие стадии в своем развитии проходит человечество? К какой из парадигм социокультурного развития человечества (см. тему 13) тяготеет эта концепция? В чем состояла специфика представлений Конта о религии?
3.
Назовите основные положения социально-философского учения Маркса. В чем состоял основные принципы материалистического понимания истории? Что, с Вашей точки зрения, является в этом учении наиболее спорным? Как Вы понимаете тезис Маркса о зависимости всех социальных отношений от отношений, складывающихся в ходе экономической жизнедеятельности общества. Дайте определение социально- экономического класса. Сравните теорию классовой структуры общества с современными концепциями стратификации. В чем их основное различие. Назовите основные положения теории Маркса о классовой борьбе и социальной революции. В чем состоит специфика марксистского учения о религии? Почему Маркс, никогда не считавший себя социологом, тем не менее считается классиком этой науки?
4.
Назовите основные положения учения Дюркгейма о методе социологии. Как Вы понимаете его принцип: «социальные факты необходимо рассматривать как вещи»? Дайте определение коллективного сознания. К содержанию каких понятий современной социологии оно оказывается наиболее близким? В чем состояла специфика учения
Дюркгейма о религии? Какие функции религии в обществе он считал универсальными?
5.
В чем усматривал основную специфику социального познания Вебер? Почему, с его точки зрения, социальный исследователь должен выделять в изучаемом явлении не общее, а значимое? Назовите основные положения учения Вебера о социальных ценностях. Какое влияние, с его точки зрения, оказали ценности протестантской религии на формирование экономических отношений западного капитализма. Сравните основные положения учений
Маркса и Вебера, укажите, в чем состоят их различия. Означает ли это, что их теории принципиально не совместимы? Назовите признаки социального действия, основные типы социальных действий. Какие из этих типов действий изучает социология?