Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 2660
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные термины и понятия
Социальная статика – раздел социологии, изучающий структуру и законы функционирования социальных образований.
Социальная динамика – раздел социологии, изучающий законы развития сообществ людей.
Коллективное сознание – совокупность общих верований и чувств, свойственных, в среднем, членам какого-либо общества.
Аномия - утрата значительной частью общества или социальной группы центральных для системы ценностных ориентации.
Базис – совокупность производственных отношений данного общества.
Способ производства – совокупность производительных сил и производственных отношений данного общества.
Аскетизм – доктрина и практика самоотречения путем воздержания от мирских благ и удовольствий.
Социальное действие – действие человека, являющееся осознанным и ориентированным на какую-то ожидаемую реакцию другого человека.
Вспомогательные материалы
Основные этапы эволюции социологической мысли.
19.1. Предпосылки возникновения социологии.
Выделяют следующие основные идейные предпосылки возникновения социологической науки
1
: формирование теоретического представления об обществе как об особой реальности и, соответственно, представления о позитивном социальном законе; формирование идеи
метода; формирование понятия социального прогресса.
19.1.1. Формирование понятия общества и позитивного социального закона. Со времени античности в социальной философии существуют два противоположных представления о природе общества - представление о нем как об искусственной и естественной системах. Платона, с некоторыми оговорками, можно отнести к первой традиции, Аристотеля - ко второй. Своей вершины представление об обществе как о естественной системе, изменение которой неподвластно произволу не только отдельного человека, но даже нации в целом, достигает в философском учении Гегеля о “Мировом Духе”.
Согласно этой концепции, «Мировой Дух» представляет собой проявление божественной деятельности в человеческом обществе и, в силу этого, является подлинным субъектом,
1
См. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1997, с. 19-58.
подлинным двигателем исторического процесса. Подобные подходы, естественно, создавали научные предпосылки для формирования отношения к обществу как объективной
реальности, доступной научному исследованию. Развитие таких представлений подводило исследователей к формулировке понятия естественного (позитивного) социального закона, в отличие от нормативного, действующего подобно законам природы, т.е. независимо от воли и желания людей.
19.1.2. Идея прогресса. Представление о развитии общества формируется, первоначально, в рамках учений о прогрессе общества. Прогресс не тождественен развитию, ибо последнее представляет собой более широкую категорию. Прогресс представляет собой развитие, обязательно имеющее некую положительную направленность. Если развитие представляет собой объективную характеристику системы, то прогресс предполагает оценку с субъективно-человеческой точки зрения. Понятие прогресса формировалось постепенно. В античности наиболее распространенными были представления о регрессивном и круговом направлении исторического движения. У Августина появляется понятие нравственного прогресса человечества. Однако, одной из господствующих в социальном мировоззрении идея прогресса становится лишь в 18 веке, когда прогрессивный характер развития общества обосновывается всесилием человеческого разума, его неотъемлемым стремлением к самосовершенствованию. Одним из первых ее сформулировал и обосновал французский экономист Тюрго.
19.1.3.
Идея метода. Учение о методе возникает на рубеже 16-17 веков в трудах Бекона и Декарта. Первый обосновывал преимущества эмпирического, индуктивного метода познания, второй - теоретического, дедуктивного. Основная задача - создать метод, т.е. как систему правил, позволяющих освободить познавательную деятельность от случайностей, превратив ее в планомерно организованный процесс по производству знаний. Пример: методологический идеал Декарта был воплощен в его аналитической геометрии, в которой, в отличие от евклидовой, задан общий алгоритм решения задач и благодаря чему «задачи, бывшие ранее по плечу лишь величайшим мыслителям человечества, стали доступными самому заурядному уму». Формирование представления о методе позволяло проводить жесткое отличие научного знания и научной деятельности от ненаучных форм интеллектуальной деятельности, что также способствовало процессу институциализации науки (подробнее см. тему №. 14).
19.2. Формирование основ социологической науки в трудах О. Конта (1798-1857).
Основныепроизведения О. Конта - «Курс позитивной философии» (1830-42), и
«Система позитивной политики» (1851- 54).
19.2.1.
Стремясь создать подлинную науку об обществе, Конт формулирует учение об универсальном научном методе, который называет позитивным. Основные требования позитивного метода: во-первых, использовать при исследовании только те понятия, соответствующие которым явления могут быть непосредственно наблюдаемы на опыте. Во- вторых, абсолютный запрет использования теологических и телеологических объяснений
(т.е. объяснений, указывающих на целесообразность и разумность тех или иных явлений исходя из целей Творца). В-третьих, отказ от попыток установить первичные сущности
вещей, сознательная ориентация на открытие законов, лишь описывающих наблюдаемые явления, на замену всего абсолютного относительным.
С его точки зрения, этот метод, не до конца осознанно использовали Ньютон и его последователи, что и привело их к величайшим открытиям. Так, например, с его помощью были предсказаны и открыты неизвестные ранее планеты и спутники планет, в то время как все попытки проникнуть в природу самой силы тяготения порождали лишь пустые спекуляции. Вводя этот метод в область социального познания, Конт противопоставил его
метафизическому методу прежних социально-философских учений, в которых, как мы
реальности, доступной научному исследованию. Развитие таких представлений подводило исследователей к формулировке понятия естественного (позитивного) социального закона, в отличие от нормативного, действующего подобно законам природы, т.е. независимо от воли и желания людей.
19.1.2. Идея прогресса. Представление о развитии общества формируется, первоначально, в рамках учений о прогрессе общества. Прогресс не тождественен развитию, ибо последнее представляет собой более широкую категорию. Прогресс представляет собой развитие, обязательно имеющее некую положительную направленность. Если развитие представляет собой объективную характеристику системы, то прогресс предполагает оценку с субъективно-человеческой точки зрения. Понятие прогресса формировалось постепенно. В античности наиболее распространенными были представления о регрессивном и круговом направлении исторического движения. У Августина появляется понятие нравственного прогресса человечества. Однако, одной из господствующих в социальном мировоззрении идея прогресса становится лишь в 18 веке, когда прогрессивный характер развития общества обосновывается всесилием человеческого разума, его неотъемлемым стремлением к самосовершенствованию. Одним из первых ее сформулировал и обосновал французский экономист Тюрго.
19.1.3.
Идея метода. Учение о методе возникает на рубеже 16-17 веков в трудах Бекона и Декарта. Первый обосновывал преимущества эмпирического, индуктивного метода познания, второй - теоретического, дедуктивного. Основная задача - создать метод, т.е. как систему правил, позволяющих освободить познавательную деятельность от случайностей, превратив ее в планомерно организованный процесс по производству знаний. Пример: методологический идеал Декарта был воплощен в его аналитической геометрии, в которой, в отличие от евклидовой, задан общий алгоритм решения задач и благодаря чему «задачи, бывшие ранее по плечу лишь величайшим мыслителям человечества, стали доступными самому заурядному уму». Формирование представления о методе позволяло проводить жесткое отличие научного знания и научной деятельности от ненаучных форм интеллектуальной деятельности, что также способствовало процессу институциализации науки (подробнее см. тему №. 14).
19.2. Формирование основ социологической науки в трудах О. Конта (1798-1857).
Основныепроизведения О. Конта - «Курс позитивной философии» (1830-42), и
«Система позитивной политики» (1851- 54).
19.2.1.
Стремясь создать подлинную науку об обществе, Конт формулирует учение об универсальном научном методе, который называет позитивным. Основные требования позитивного метода: во-первых, использовать при исследовании только те понятия, соответствующие которым явления могут быть непосредственно наблюдаемы на опыте. Во- вторых, абсолютный запрет использования теологических и телеологических объяснений
(т.е. объяснений, указывающих на целесообразность и разумность тех или иных явлений исходя из целей Творца). В-третьих, отказ от попыток установить первичные сущности
вещей, сознательная ориентация на открытие законов, лишь описывающих наблюдаемые явления, на замену всего абсолютного относительным.
С его точки зрения, этот метод, не до конца осознанно использовали Ньютон и его последователи, что и привело их к величайшим открытиям. Так, например, с его помощью были предсказаны и открыты неизвестные ранее планеты и спутники планет, в то время как все попытки проникнуть в природу самой силы тяготения порождали лишь пустые спекуляции. Вводя этот метод в область социального познания, Конт противопоставил его
метафизическому методу прежних социально-философских учений, в которых, как мы
помним, часто использовались такие не позитивные понятия, как врожденные знания (Платон,
Декарт), цель истории (Августин), Мировой Дух (Гегель) и т.д.
19.2.2.
По аналогии с физикой, Конт разделил социологию на два раздела - социальную
статику, изучающую структуру и функционирование общества, и социальную динамику, исследующую законы его развития.
Социальная статика исследует условия существования, присущие всем человеческим сообществам. В социальной статике общество рассматривается как бы в состоянии покоя, в состоянии «статического равновесия». Важнейшим понятием, используемым Контом для описания данного состояния, является понятие консенсуса. Одна из краеугольных тем раздела
–
семья, которая, согласно Конту, является «живым воплощением социальной статики», некая первичная ячейка, в которой начинается социальная жизнь человека и, соответственно, приобретаются базовые социальные навыки.
Другая важнейшая тема этой части - разделение труда, рассматривающееся Контом не только как экономический, но и как фундаментальный социальный факт. Самое существенное разделение труда - разделение на труд управленческий и исполнительский, которым, по
Конту, обусловлено существование классов. Такое разделение будет существовать всегда а, следовательно, всегда будут существовать и классы. Конт указывает и негативные стороны разделения труда: оно разделяет общество на множество изолированных групп, односторонне развивает человека. В отношении политической жизни он был противником разделения
властей, но был сторонником отделения духовной власти от светской. Независимость духовной власти является в этой концепции важнейшей предпосылки консенсуса в обществе.
Особую роль в жизни общества Конт отводил морали и религии, исследованию роли которых в, первую очередь, была посвящена его поздняя работа «Система позитивной политики».
В концепции Конта социальная динамика полностью отождествляется с теорией социального прогресса. Прогресс существует только в сообществах людей, благодаря социальному наследованию - «мертвые всегда управляют живыми». Центральная идея этой теории - закон «трех стадий», согласно которому, человечество в своем интеллектуальном развитии прошло три основных этапа: теологический, метафизический и позитивный. На первой - теологической - стадии человек объясняет явления, признавая наличие в мире существ или сил, сравнимых с самим человеком. Сначала человечество верит в фетиши, затем
- во многих невидимых богов, и, наконец, в единого Бога. Эта стадия завершается примерно в
1300 г. н.э. В метафизическую (примерно с 1300 по 1800 гг.) эпоху человек пользуется абстрактными понятиями, однако, основу познания составляет умозрение, а не наблюдение, наивная вера в способность разума проникнуть в вечную сущность вещей. Это переходная эпоха. В позитивную эпоху (с 1800 г) человек, признав невозможность достижения абсолютного знания, отказывается от исследования происхождения и назначения Вселенной, от познания внутренних причин явлений и всецело сосредоточивается на опытном изучении реально действующих законов. Согласно Конту, закон «трех стадий» является универсальным, и эти стадии проходит не только человечество в целом, но и каждая наука и даже отдельный человек.
19.2.3.
Таким образом, с законом «трех стадий» тесно связана классификация наук
Конта. Эти науки располагаются в той последовательности, в которой каждая вступала в позитивную стадию. Соответственно, чем сложнее предмет науки, тем позже достигает она этого состояния. Этот ряд: математика, астрономия, физика, химия, биология,
социология. Таким образом, согласно Конту, социология имеет наиболее сложный предмет, поэтому позитивная стадия наступает в ней только в его эпоху. В этой классификации отсутствуют, например, психология, которая рассматривалась как раздел биологии (ибо она, согласно Конту, изучает поведенческие аспекты, детерминированные индивидуальными, а не социальными причинами), а также экономика, которая, отказавшись от методологического индивидуализма, должна стать своеобразным «разделом» социологии.
Декарт), цель истории (Августин), Мировой Дух (Гегель) и т.д.
19.2.2.
По аналогии с физикой, Конт разделил социологию на два раздела - социальную
статику, изучающую структуру и функционирование общества, и социальную динамику, исследующую законы его развития.
Социальная статика исследует условия существования, присущие всем человеческим сообществам. В социальной статике общество рассматривается как бы в состоянии покоя, в состоянии «статического равновесия». Важнейшим понятием, используемым Контом для описания данного состояния, является понятие консенсуса. Одна из краеугольных тем раздела
–
семья, которая, согласно Конту, является «живым воплощением социальной статики», некая первичная ячейка, в которой начинается социальная жизнь человека и, соответственно, приобретаются базовые социальные навыки.
Другая важнейшая тема этой части - разделение труда, рассматривающееся Контом не только как экономический, но и как фундаментальный социальный факт. Самое существенное разделение труда - разделение на труд управленческий и исполнительский, которым, по
Конту, обусловлено существование классов. Такое разделение будет существовать всегда а, следовательно, всегда будут существовать и классы. Конт указывает и негативные стороны разделения труда: оно разделяет общество на множество изолированных групп, односторонне развивает человека. В отношении политической жизни он был противником разделения
властей, но был сторонником отделения духовной власти от светской. Независимость духовной власти является в этой концепции важнейшей предпосылки консенсуса в обществе.
Особую роль в жизни общества Конт отводил морали и религии, исследованию роли которых в, первую очередь, была посвящена его поздняя работа «Система позитивной политики».
В концепции Конта социальная динамика полностью отождествляется с теорией социального прогресса. Прогресс существует только в сообществах людей, благодаря социальному наследованию - «мертвые всегда управляют живыми». Центральная идея этой теории - закон «трех стадий», согласно которому, человечество в своем интеллектуальном развитии прошло три основных этапа: теологический, метафизический и позитивный. На первой - теологической - стадии человек объясняет явления, признавая наличие в мире существ или сил, сравнимых с самим человеком. Сначала человечество верит в фетиши, затем
- во многих невидимых богов, и, наконец, в единого Бога. Эта стадия завершается примерно в
1300 г. н.э. В метафизическую (примерно с 1300 по 1800 гг.) эпоху человек пользуется абстрактными понятиями, однако, основу познания составляет умозрение, а не наблюдение, наивная вера в способность разума проникнуть в вечную сущность вещей. Это переходная эпоха. В позитивную эпоху (с 1800 г) человек, признав невозможность достижения абсолютного знания, отказывается от исследования происхождения и назначения Вселенной, от познания внутренних причин явлений и всецело сосредоточивается на опытном изучении реально действующих законов. Согласно Конту, закон «трех стадий» является универсальным, и эти стадии проходит не только человечество в целом, но и каждая наука и даже отдельный человек.
19.2.3.
Таким образом, с законом «трех стадий» тесно связана классификация наук
Конта. Эти науки располагаются в той последовательности, в которой каждая вступала в позитивную стадию. Соответственно, чем сложнее предмет науки, тем позже достигает она этого состояния. Этот ряд: математика, астрономия, физика, химия, биология,
социология. Таким образом, согласно Конту, социология имеет наиболее сложный предмет, поэтому позитивная стадия наступает в ней только в его эпоху. В этой классификации отсутствуют, например, психология, которая рассматривалась как раздел биологии (ибо она, согласно Конту, изучает поведенческие аспекты, детерминированные индивидуальными, а не социальными причинами), а также экономика, которая, отказавшись от методологического индивидуализма, должна стать своеобразным «разделом» социологии.
19.3. Социальное учение К. Маркса (1818-1883). Материалистическое понимание
истории.
Основные опубликованные при жизни социально-философские работы - «Манифест
Коммунистической партии» (1848) (совместно с Ф. Энгельсом), ), «Восемнадцатое
брюмера Луи Бонапарта» (1849), «К критике политической экономии» (Введение) (1859),
«Капитал» (1 т. - 1867). После смерти были, в частности, опубликованы «Экономическо- философские рукописи» (1844) и «Немецкая идеология» (1845) (совместно с Энгельсом) – работы, которые также часто используются и упоминаются в социологической литературе.
19.3.1. Основные особенности социально-философского учения Маркса.
Не смотря на то, что Маркс никогда не считал себя социологом, негативно относился к этой науке и был противником позитивного метода, сегодня он считается одним из классиков данной дисциплины. Во-первых, это связано с более широким пониманием социологии в наши дни, по сравнению со временем жизни Маркса, когда она неразрывно связывалась с позитивизмом. Во-вторых, практически все аспекты социально-философского учения Маркса в той или иной степени оказались использованы различными социологическими школами.
Поэтому, если быть точными, следует говорить не о социологической концепции Маркса, а о его социально-философских взглядах, а также о том влиянии, которое отдельные элементы его учения оказали на развитие социологической мысли. Влияние же это было огромным.
Учение Маркса подвергалось бесчисленному количеству интерпретаций, связанных, в частности, с посмертной публикацией его обширного рукописного наследия. Поэтому, необходимо четко отделять собственные взгляды Маркса от его позднейших трактовок, в том числе, данных в марксистской литературе.
Свой основной вклад в развитие социальной теории Маркс связывал с созданием
материалистического понимания истории (исторического материализма), с чем впоследствии согласилось и большинство его комментаторов. Основная задача этого учения – вскрыть невидимые обыденному сознанию движущие силы исторического развития (найти
«скрытые пружины истории»); объяснить природу объективности социальных законов, т.е. показать, каким образом и почему в обществе, где действуют лишь наделенные разумом и волей люди, возникают им не подвластные, и, более того, определяющие собой их поведение, законы; наконец, объяснить механизм и причины социальных революций. По замыслу
Маркса, реализация этих чисто научных задач, позволила бы ответить на главный вопрос – при каких условиях и как возможно подлинное освобождение человека, т.е. превращение его из игрушки слепых и неподвластных ему социальных сил (влияние которых, прежде всего, и исследуется социологией) в подлинного, осознанно действующего творца исторического процесса.
Важнейший методологический принцип Маркса – о каком-либо социальном явлении, в том числе и об обществе в целом, нельзя судить по его собственным представлениям о себе, а необходимо описывать его как совершенно объективное явление. Этот принцип впоследствии был взят за основу Дюркгеймом при создании им метода социологии (см. 19.8.1.).
19.3.2. Основные положения материалистического понимания истории. Учение об
иерархии общественных отношений.
Базовые положения материалистического понимания истории в конспективной форме изложены Марксом во «Введении» к его работе «К критике политической экономии».
Человек, живя в обществе, застает уже сформированной систему определенных социальных отношений (политические, юридические, экономические и т.д.), в которые он вынужден вступать помимо своей воли и желания. Эти отношения, в конечном счете, определяют собой весь его образ жизни, и вопрос, который стремится разрешить Маркс - чем
определяются эти не зависящие от человека отношения, каков механизм их формирования и развития?
Решая этот вопрос, Маркс вводит два понятия - производительные силы и
производственные отношения. Производительные силы – это, прежде всего, материальные предметы, унаследованные данным обществом от предшествующих поколений и служащие условием производства и воспроизводства материальной жизни. Человек не волен в выборе производительных сил, ибо их характер определяется уровнем развития данного общества, и каждое поколение застает их уже наличными. В этом смысле, можно говорить об их
объективности.
Поскольку для человеческого общества характерна общественная деятельность, люди, в ходе использования производительных сил, вынуждены вступать в определенные
общественные отношения, называемые Марксом производственными, которые, соответственно, определяются характером (спецификой) производительных сил. Например, крупное машинное производство невозможно без организации социальных связей, по крайней мере, в рамках национального государства, тогда как хозяйство, основу которого составляет мотыга, может существовать даже в изолированной от всего остального мира деревне.
Следовательно, эти производственные отношения также являются объективными и независящими от произвола человека.
Однако ко времени Маркса, во многих исследованиях уже была показана органическая
целостность любого общества, т.е. взаимосвязь и взаимозависимость, как бы мы сказали сегодня, различных социальных институтов. Следовательно, и другие социальные отношения, будучи органически связанными с производственными, не могут быть произвольно изменяемы, и, в этом смысле, также оказываются объективными и не зависящими от воли людей. «В общественном производстве люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной стадии развития производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается вся юридическая и политическая надстройка, и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». Таким образом, согласно этому учению, политическая и даже духовная жизнь общества
являются чем-то вторичным по отношению к экономике, и, в конечном счете, определяются господствующими в обществе экономическими отношениями. При этом Маркс подчеркивал, что данная зависимость отнюдь не является абсолютной и однозначной, и каждый из уровней обладает своей относительной самостоятельностью.
Таково наиболее общее представление Маркса о том, что Контом было названо
социальной статикой.
19.3.3. Основные положения материалистического понимания истории. Учение о
законах развития общества.
Учение Маркса о законах развития общества, т.е. о социальной динамике, органически взаимосвязано с учением о законах его функционирования. Развитие производительных сил происходит постепенно, т.е. эволюционно, тогда как производственные отношения, к которым, в частности, относятся отношения собственности и которые связаны со всей социальной структурой общества вообще, способны лишь к скачкообразному, революционному изменению.
В итоге, на определенном этапе своего развития, производительные силы перерастают производственные отношения, которые, тем самым, превращаются в их оковы. Другими словами, характер организации экономического взаимодействия в масштабах всего общества оказывается неорганичен достигшим уже более высокого уровня развития производительным силам. Это проявляется, в частности, в развитии кризисных явлений в экономической жизни.
В результате действия этих факторов наступает период социальной революции, которая оказывается не политической случайностью, а проявлением глубинной исторической закономерностью. Согласно Марксу, это универсальный механизм исторического развития, лежащий в основе смены общественно-экономических формаций. В рамках этой теории историческое развитие человечества рассматривается как прогрессивное.
19.3.4. Учение Маркса о классах и классовой борьбе.
Представление о социальных классах существовало и до Маркса – классы и их экономические отношения исследовались представителями политической экономии (Кене,
Смит, Рикардо), историками (Тьери, Минье) и т.д. Что касается Маркса, то он, прежде всего, связал существование классов с определенными ступенями в развитии производства, и, соответственно, объяснил их борьбу происходящими в обществе экономическими процессами.
Согласно Марксу, поскольку производственные отношения есть прежде всего отношения, складывающиеся в процессе производства между различными социально- экономическими классами, исследование экономической жизни общества является ключом к пониманию социальных процессов, в нём происходящих.
Деление общества на классы Маркс связывал с разделением труда и институтом частной собственности. Основной показатель принадлежности человека к классу - экономический, который определяется отношением этого человека к средствам производства. Другие факторы социального расслоения Маркс считал либо производными, либо несущественными.
Согласно Марксу, во всех наблюдавшихся в истории общественно - экономических формациях существовал господствующий класс, в руках которого находились средства производства. Таким образом, конфликт производительных сил и производственных отношений выражается в классовой борьбе, в которой один из классов представляет собой прогрессивную, другой - регрессивную силу.
Поскольку политическая власть представляет собой лишь юридическое выражение классового угнетения, поэтому, с исчезновением в будущем классового противостояния, государство с неизбежностью отомрет.
19.3.5. Учение Маркса о буржуазном обществе.
Свои общесоциологические выводы Маркс использовал для исследования современного ему буржуазного общества. Исследование это привело к следующим результатам.
Буржуазное общество расколото на два антагонистических класса - буржуазию и
пролетариат. Существование других классов и групп им не отрицалось (ремесленники, торговцы, крестьяне - собственники), однако их положение рассматривалось как неустойчивое, не имеющее исторической перспективы и, в конечном итоге, их представители должны будут слиться или с буржуазией, или с пролетариатом.
Маркс выделял важнейшуюособенность буржуазии - она не может существовать, не
развивая постоянно средства производства. При всей прогрессивности этой деятельности, на определенном этапе это развитие начинает порождать, а затем и усиливать, конфликт производственных отношений и производительных сил. Характер производства становится все более общественным, т.е. в производстве любого продукта - вплоть до булавки или иглы
(излюбленные примеры экономистов той эпохи) - принимают участие не только разные люди, но даже разные страны, однако, организация, управление производством по-прежнему подчиняются правилам частнособственнических отношений. Одно из проявлений этого конфликта - кризисы перепроизводства, которые, по Марксу, являются неизлечимой болезнью капитализма, порождаемой имманентными законами его рыночной стихии. Маркс сравнивал буржуазию с волшебником, не способным справиться с вызванными им самим подземными силами.
Этот антагонизм капитализма проявляется, с одной стороны, в росте численности, с другой - в росте нищеты пролетариата, ибо, по мере развития техники, все меньшая доля