Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 2664
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
арены. Например, дворянство перестает существовать, когда сословные браки перестают быть правилом. То же самое относится к этносу, профессиональным слоям. И наоборот, возникновение брачных предпочтений внутри какой-либо социальной категории как правило означает, что она превращается в социальный слой или группу.
-
Релаксационная и защитная функции (эмоциональное удовлетворение). В наше время повышается значимость этих функций в связи с всеобщей дестабилизацией общества.
-
Функция регулирования сексуальных отношений. Согласно Фрейду и его последователям, организация сексуальной жизни - один из ведущих факторов социального развития. В частности, именно подавление сексуальности в жизни европейского общества способствовало развитию творчества как компенсаторной функции. Кроме того, отношения полов являются одним из самых активных источников конкурентных отношений в обществе.
Особенно большое значение социальный контроль сексуальных отношений приобретает в современном мире, где ряд смертельно опасных заболеваний передается через половые сношения.
Рекомендуемая литература
1.
Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2002, с. 103-110.
2.
Человек и общество. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. –
М.: Просвещение, 1999, с. 304-306.
3.
Фролов С.С. Социология. Учебник для Вузов. М., 1997, с.181-192.
-
Релаксационная и защитная функции (эмоциональное удовлетворение). В наше время повышается значимость этих функций в связи с всеобщей дестабилизацией общества.
-
Функция регулирования сексуальных отношений. Согласно Фрейду и его последователям, организация сексуальной жизни - один из ведущих факторов социального развития. В частности, именно подавление сексуальности в жизни европейского общества способствовало развитию творчества как компенсаторной функции. Кроме того, отношения полов являются одним из самых активных источников конкурентных отношений в обществе.
Особенно большое значение социальный контроль сексуальных отношений приобретает в современном мире, где ряд смертельно опасных заболеваний передается через половые сношения.
Рекомендуемая литература
1.
Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2002, с. 103-110.
2.
Человек и общество. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. –
М.: Просвещение, 1999, с. 304-306.
3.
Фролов С.С. Социология. Учебник для Вузов. М., 1997, с.181-192.
Раздел: Задания для самостоятельной работы
ТЕСТ
Выберите один правильный ответ:
17.1. Является ли семьей социальная группа, состоящая из совершеннолетнего сына и
престарелой матери, если они проживают в одном помещении и ведут совместное
хозяйство?
1.
Да.
2.
Нет.
17.2. Верно ли следующее утверждение: «Любой этнос имеет тенденцию
к экзогамности»?
1.
Да.
2.
Нет.
17.3. Верно ли следующее утверждение: «Одним из основных признаков рода является
эндогамия»?
1.
Да.
2.
Нет.
17.4. Возможна ли ситуация, когда брак одновременно является экзогамным и
эндогамным?
1.
Нет, ибо это взаимоисключающие друг друга понятия.
2.
Да, но при условии, что эти понятия относятся к разным социальным группам.
3.
Да, но такое было возможно только в традиционном обществе.
4.
Да, но такое возможно только в индустриальном и постиндустриальном обществах.
17.5. Семья, включающая двух родителей, их детей и бабушку является:
1. нуклеарной;
2. неполной;
3. расширенной;
4. матриархальной.
17.6. Какая из функций семьи как социального института была наиболее важной в
сельской русской общине XIX в., то есть определяла собой все остальные функции?
1. Воспитательная.
2. Сексуальная.
3. Релаксационная (снятия напряжения).
4. Обрядовая (свадьбы, похороны, и т.д.).
5. Экономическая.
17.7. Браки в родоплеменном обществе заключаются преимущественно
с представителями своего рода
1. всегда;
2. иногда;
3. никогда;
4. в этом обществе вообще не было обычаев, регламентировавших данный аспект заключения браков.
17.8.
Как называется обычай, согласно которому одна женщина может иметь несколько
мужей?
1.
Экзогамия.
2.
Полигиния.
3.
Левират.
4. Полиандрия.
К следующим вопросам укажите все правильные варианты ответов:
17.9. Какие из перечисленных признаков, согласно современным представлениям
социологии и статистики, являются обязательными для того, чтобы социальная группа
современного общества считалась семьей?
1. Наличие брачной пары.
2. Совместный бюджет.
3. Регистрация в органах местной власти.
4. Проживание в общем помещении.
5.Совместное ведение подсобного хозяйства (садовый участок, огород, и т.д.).
17.10. Какие из нижеприведенных социальных категорий в современной России
являются преимущественно эндогамными:
1. любая этническая группа;
2. сотрудники какой-либо транснациональной компании;
3. лица с высшим образованием;
4. население города Москвы;
5. потомки одного рода.
Раздел: Календарно-тематический план
1 ... 53 54 55 56 57 58 59 60 ... 70
ТЕМА 18
Социальный конфликт и пути его разрешения.
Содержание темы
1.
Понятие социального конфликта. Основные компоненты конфликта. Напряжение как предпосылка конфликта. Конфликт и конкуренция. Типология конфликтов. Конфликты личностные, межличностные, межгрупповые, принадлежности, с внешней средой.
Межгрупповое взаимодействие и межгрупповые конфликты. Конфликты микро и макро уровней. Стереотипы восприятия как предпосылки возникновения конфликтов. Основные стадии протекания. Причины конфликтов, пути их разрешений.
2.
Конфликты и общество. Роль классовых конфликтов в развитии общества
(К. Маркс). Конфликты антагонистические и неантагонистические. Конфликтологический подход в социологии. Негативные последствия конфликтов, конфликты и разрушение социальной структуры. Проблема конфликтов в традиции функционализма. Понятия экстремизма, компромисса, толерантности. Социальное законодательство и социальная политика.
Раздел: Учебно-методические материалы
Методические указания
1.
Дайте определение социального конфликта. Чем обыденное значения слова «конфликт» отличается от его научного содержания. Укажите основные компоненты конфликта. Как связаны между собой конфликт и конкуренция? Можно ли утверждать, что при конкурентных отношениях между различными субъектами конфликт возникает с неизбежностью? Дайте определения напряжения, раскройте связь напряжения и конфликта. Укажите основные типы конфликтов, приведите примеры каждого типа.
Какую роль в возникновении конфликтов играют стереотипы восприятия? Назовите основные стадии протекания конфликтов, приведите примеры.
2.
Вспомните, с какими точками зрения относительно роли социальных конфликтов в жизни общества вы уже встречались в прослушанном курсе. Назовите основные положения марксистской теории классовой борьбы. Дайте понятие социального антагонизма. Какую роль играют в жизни общества, с точки зрения Маркса, классовые конфликты? Являются ли они обязательными в обществах любого типа? Укажите основные положения конфликтологического направления в социологии. В чем состоят основные пункты разногласий данного направления с функционализмом? Дайте понятие толерантности. Какова роль толерантности в межгрупповом взаимодействии?
Основные термины и понятия
Конфликт – открытая борьба между индивидуумами или группами в обществе или между государствами-нациями. Конфликты часто возникают из-за конкуренции за доступ (к) или контроль над недостаточными ресурсами или возможностями.
Ин-группа – группа, членом которой является данный субъект.
Аут-группа – группа, членом которой не является данный субъект.
Стереотип восприятия – формирующееся в определенной социальной группе обобщенное и упрощенное представление о нормах, ценностях и правилах поведения представителей своей или внешней группы.
Автостереотип восприятия - стереотип восприятия ин-группы.
Гетеростереотип восприятия – стереотип восприятия аут-группы.
Маргинальность – состояние социальных категорий или личностей, принадлежащим двум или более социальным группам, но не принимающим до конца нормы ни одной из них.
Межгрупповая дискриминация – явление, когда в ходе межличностного общения, при распределении различного рода ресурсов, предпочтение отдается представителям «своей» группы в ущерб «чужой».
Межгрупповая агрессия – коллективные действия одной или обеихконтактирующих групп, осуществляемые посредством прямого физического воздействия.
Вспомогательные материалы
Социальный конфликт и пути его разрешения Внутригрупповые и межгрупповые
конфликты. Классовый конфликт как частный случай социального конфликта.
Классовое сотрудничество. Экстремизм, компромисс, толерантность. Социальное
законодательство и социальная политика.
1.
"Конфликт - открытая борьба между индивидуумами или группами в
обществе или между государствами-нациями... Конфликт часто возникает из-за
конкуренции за доступ (к) или контроль над недостаточными ресурсами или
возможностями."
Если попытаться более строго определить конфликт, можно выделить следующие его компоненты:
1)
две или более сторон, каждая из которых стремится обладать каким-то ресурсом
(или ресурсами) в возможно большем количестве;
2)
определенный ограниченный ресурс, в обладании которым заинтересована каждая из сторон;
3)
правила взаимодействия, согласно которым увеличение количества ресурса в распоряжении одной из сторон ведет к уменьшению его в ведении другой стороны (или других сторон);
4) наконец, возможности для каждой из сторон вести необходимые действия для достижения своих целей или защиты интересов.
Таким образом, конфликт - это открытые активные действия, которые как
правило вырастают на базе скрытого напряжения.
Конфликты, рассматриваемые в социологии, делятся на внутригрупповые и
межгрупповые.
Причины внутригрупповых конфликтов могут лежать как внутри, так и вне группы.
Внутригрупповыми факторами вызываются:
-
личностный конфликт между индивидами или индивида с группой;
-
конфликт принадлежности, когда внутри группы образуются подгруппы;
Внешними по отношению к группе факторами вызывается социальный конфликт, когда некоторые (или многие) члены группы являются одновременно членами других групп, чьи интересы противоречат интересам данной группы.
Групповая динамика - это процесс, посредством которого взаимодействие между
конкретными индивидами уменьшает напряжение каждого из них в данной ситуации
или приводит к их взаимному удовлетворению.
Жизнь группы представляет собой чередование состояний равновесия и его нарушения.
Равновесие существует в том случае, если силы сплочения преобладают над силами распада.
Групповая динамика находит выражение в разрешении конфликтов. Основными
стратегиями разрешения внутригрупповых конфликтов являются:
- образование нескольких подгрупп и принятие своеобразной конвенции о взаимоотношениях между ними;
- удаление инакомыслящих членов группы;
- выбор "козла отпущения", то есть члена группы, которому приписывается вина за все ее неудачи, приведшие к конфликту;
- организационные изменения в группе (фиксация общей цели или изменение групповой цели; изменение в плане действий; выбор новых средств для достижения целей; реформа структуры - централизация-децентрализация);
- появление или смена руководителя, изменение способа управления группой;
- распад группы.
2. Межгрупповое взаимодействие и межгрупповой конфликт Межгрупповой конфликт является частным случаем межгруппового взаимодействия.
В темах 2-4 мы рассматривали социальную группу как самостоятельную единицу, не связанную с другими группами, все процессы в которой ограничиваются самой этой группой.
Однако ни одна социальная группа не может существовать сама по себе, вне взаимодействия с другими группами. Это вытекает из самого ее определения. Два из трех признаков группы (идентичность и членство) предполагают, что существует по крайней мере еще одна группа, от которой члены данной группы могли бы себя отличать и представители которой, в свою очередь, могли бы их идентифицировать.
Этот факт в социологии и социальной психологии был осознан очень давно, и поэтому были предложены специальные термины "своя группа" ("in-group") и "чужая (внешняя)
группа" ("out-group").
Таким образом, межгрупповое взаимодействие - необходимый элемент социальной действительности, без которого нельзя понять не только общественные процессы в целом, но и многие явления в самих социальных группах.
Взаимодействие между социальными группами, как и внутригрупповые процессы, проявляются на когнитивном, аффективном и поведенческом уровнях.
3. Стереотипы.
В основе любого межгруппового общения лежит образ представителей внешней группы, который формируется у людей, входящих в «свою» социальную группу.
Действительно, от человека, приехавшего в Москву, нередко можно услышать "Ну, москвичи, они такие ..."; и дальше приводится набор определений, который меняется в зависимости от того, насколько успешным оказался визит человека. Если успешным - то определения будут скорее положительными, а если не очень - то наоборот.
И у москвичей также складывается определенный образ гостей столицы, причем разные категории приезжих могут восприниматься очень по-разному.
Стереотипом восприятия называется формирующееся в определенной социальной
группе обобщенное и упрощенное представление о нормах, ценностях и правилах
поведения представителей своей или внешней социальной группы.
Если это представление касается своей собственной группы, то такие стереотипы называются автостереотипами. Если же речь идет об образе внешней группы, то стереотип называется гетеростереотипом. Поскольку в большинстве случаев в социологии изучаются именно образы внешней группы, то под "стереотипом" понимается именно гетеростереотип.
Почему же люди обычно склонны к обобщению образа какой-либо группы, почему они не могут реагировать на поведение каждого отдельного человека, вне зависимости от его групповой принадлежности? На это есть несколько причин.
Прежде всего, мир очень сложен, а информационные возможности каждого отдельного человека ограничены. Человек просто физически не способен оценивать поступки каждого, с кем он встречается в жизни, с учетом всего многообразия его жизненных обстоятельств и психологических особенностей. Поэтому мы обычно делим людей на категории (иногда эти категории совпадают с реально существующими социальными группами) и, на основании своего личного опыта, или опыта других людей, сами для себя выдвигаем предположения об общих нормах и ценностях, свойственных "этим" людям, принадлежащим к какой-либо категории, об их психологических качествах и манере поведения.
Потребность в выработке стереотипов имеет и чисто практический смысл. Встречаясь и общаясь с людьми, входящими в различные социальные группы, человек должен прогнозировать их поведение. Естественно, что для этого он должен иметь хотя бы предварительное представление о том, как ведут себя "эти" люди в целом. Встречаясь с фанатом Спартака, я вряд ли буду заводить с ним разговор о Моцарте или о котировке акций,