Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 2657
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
переступать свою меру, поэтому, в случае увеличения производительности труда, человек будет не больше производить, а меньше работать. Таким образом, Вебер лишний раз доказывает, что для возникновения капитализма западного типа необходимо было появления не одной причины (например, рационального мировоззрения), а их совокупности.
Основу индийской религии составляет учение о переселении душ, что находится в органической взаимосвязи с кастовой системой. Согласно господствующему в этой культуре мировоззрению человек, претерпевший несправедливость в этой жизни, получает надежду на ее компенсацию в другой. Естественно, что в обществе, где каждый навсегда привязан к определенной касте и не имеет возможности перейти в другую, западный капитализм возникнуть в принципе не может.
19.5.7.
Вебер явился также одним из родоначальников понимающей социологии.
Рекомендуемая литература
1.
Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2002, с.
175-191.
2.
Человек и общество. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. – М.: Просвещение, 1999, с. 179-196.
3.
Фролов С.С. Социология. Учебник для Вузов. М., 1997, с.9-24.
4.
Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. – М.: Университет, 1997, с. 59-129, 161-
189.
Основу индийской религии составляет учение о переселении душ, что находится в органической взаимосвязи с кастовой системой. Согласно господствующему в этой культуре мировоззрению человек, претерпевший несправедливость в этой жизни, получает надежду на ее компенсацию в другой. Естественно, что в обществе, где каждый навсегда привязан к определенной касте и не имеет возможности перейти в другую, западный капитализм возникнуть в принципе не может.
19.5.7.
Вебер явился также одним из родоначальников понимающей социологии.
Рекомендуемая литература
1.
Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2002, с.
175-191.
2.
Человек и общество. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. – М.: Просвещение, 1999, с. 179-196.
3.
Фролов С.С. Социология. Учебник для Вузов. М., 1997, с.9-24.
4.
Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. – М.: Университет, 1997, с. 59-129, 161-
189.
Раздел: Задания для самостоятельной работы
ТЕСТ
Выберите один правильный ответ:
19.1.
Социология как самостоятельная наука, четко противопоставляющая себя
социальной философии, возникла в Древней Греции.
1. Да.
2. Нет.
19.2. Согласны ли Вы с утверждением:
«Основными принципами провозглашенного Контом позитивного метода является
ориентация на исследование наблюдаемых на опыте явлений и полный запрет на
выдвижение гипотез»
1. Да.
2. Нет
19.3. Верно ли утверждение: «Согласно Дюркгейму, самоубийство всегда предполагает
потерю индивидом устойчивых связей с обществом» ?
1. Да.
2. Нет.
19.4.
Какое из приведенных утверждений является верным?
1. Маркс был сторонником плюралистической парадигмы культурно-исторического развития человечества, Конт – эволюционной.
2. Маркс и Конт были сторонниками эволюционной парадигмы культурно- исторического развития человечества.
3. Маркс был сторонником эволюционной, Конт - плюралистической парадигмы культурно-исторического развития человечества.
4. Маркс и Конт были сторонниками плюралистической парадигмы развития человечества.
19.5.
Согласно Веберу, протестантская религия и наука.
1. Являются непримиримыми антагонистами.
2. Органично дополняют друг друга, т.к. обе ориентированы на рациональность.
3. Органичны друг другу лишь на этапе становления капитализма, затем религия начинает тормозить развитие науки.
4. Среди предложенных вариантов нет правильных ответов.
19.6. Исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, К.
Маркс называл:
1. Стадией социальной эволюции
2. Общественным базисом
3. Общественной надстройкой
4. Общественно-экономической формацией
19.7. Согласно Конту, стадиями исторического развития человечества являются:
1. Фетишизм, политеизм, монотеизм
2. Рабовладение, феодализм, капитализм
3. Теологическая, метафизическая, позитивная
4. Детство, зрелость, старость
К следующим вопросам укажите все правильные варианты ответов:
19.8.
Отметьте
высказывания,
которые,
согласно
Веберу,
соответствуют
протестантскому мировоззрению:
1. Оно ослабляет мистицизм
2. Оно исключает возможность посредством молитв влиять на решения Бога
3. Усиливается ритуальность
4. Создаются условия для формирования рациональной культуры.
5. Оно рассматривает физический труд как богоугодную деятельность.
19.9.
Дюркгейм рассматривал общество как:
1. Реальность, первичную по отношению к любому индивиду.
2. Реальность, первичную по отношению к любому индивиду только на этапе механической солидарности.
3. Объективную реальность, в конечном счете, порождающую религиозные представления людей.
4.
Реальность, которую социологи должны рассматривать как возникающую благодаря свободному договору между людьми.
5.
Реальность, факты которой социологи должны рассматривать как вещи.
19.10. Согласно Конту, религия представляет собой:
1. Явление, возникающее лишь на определенной стадии развития общества и связанное с формированием социального отчуждения.
2. Явление, нередко оказывающее определяющее влияние на формирование новых экономических отношений.
3. Явление, коренящееся в самой природе социальной жизни и потому недоступное сознательному изменению человеком.
4. Явление, играющее огромную положительную роль в формировании социальной солидарности, однако нуждающееся в фундаментальном преобразовании на основе науки.
5. Всеобщую и необходимую стадию в развитии человеческого сознания.
Ответы к тесту по социологии
1 ... 55 56 57 58 59 60 61 62 ... 70
Тема №1
№
задания
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10
Ответ 2 2
1 2
1 4
3 2, 3 1, 3 3
Ответы к тесту по социологии
Тема №2
№
задания
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10
Ответ 3 4
2 1
1 2
1 2
2, 4 1, 3,
Удалено: 4
Ответы к тесту по социологии
Тема №3
№
задания
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10
Ответ 1 2
2 5
3 3
3 1
1, 2, 3 1, 3, 5
Ответы к тесту по социологии
Тема №4
№
задания
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10
Ответ 1 2
2 2
1 2
3 2, 3 3, 4 1, 2, 3, 4
Ответы к тесту по социологии
Тема №5
№
задания
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10
Ответ 2 2
2 1
2 2
3 1
2,3 2,3
Ответы к тесту по социологии
Тема №6
№
задания
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10
Ответ 2 2
1 1
2 2
3 1,4,5 1,4,5 1,3,5
Ответы к тесту по социологии
Тема №7
№
задания
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10
Ответ 2 2
2 1
2 1
1 2,3,5 4,5 2,3
Ответы к тесту по социологии
Тема №8
№
задания
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10
Ответ 2 2
1 2
2 4
1 2,3,4,5 2,4 2,4,5
Ответы к тесту по социологии
Тема №9
№
задания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Ответ
2
2
2
2
3
4
5
2,5
1,4,5
2,3,5
Ответы к тесту по социологии
Тема №10
№
задания
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10
Ответ 2 1
2 2
2 1
1 3
2,5 3,4
Ответы к тесту по социологии
Тема №11
№
задания
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10
Ответ 2 2
1 1
2 3
2 2,3,5 3,4,5 3,4
Ответы к тесту по социологии
Тема №12
№
задания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Ответ
1
2
2
2
2
2
3
2
2,3,4
1,3
Ответы к тесту по социологии
Тема №13
№
задания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Ответ 1,4,5 2,4 3,4 2,3,4 1,2 2,4 2,3 3,5 2,3,5 3,4
Ответы к тесту по социологии
Тема №14
№
задания
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10
Ответ 2 1
2 2
2 2,5 1,2,3 2,3,4,5 2,5 1,4
Ответы к тесту по социологии
Тема №15
№
задания
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10
Ответ 2 2
2 5
1 1
3 5
1,3,4,5 1,2,3
Ответы к тесту по социологии
Тема №16
№
задания
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10
Ответ 1 2
2 2
2 4
1 2,3,4 1,2,5 1,3
Ответы к тесту по социологии
Тема №17
№
задания
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10
Ответ 1 2
2 2
3 5
3 4
2,4 1,3,4
Ответы к тесту по социологии
Тема №18
№
задания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Ответ 2 2
2 1
3 3
1,5 1,3 3,5 все
Ответы к тесту по социологии
Тема №19
№
задания
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10
Ответ 2 2
2 2
2 4
3 1,2,4,5 1,3,5 4,5
Раздел: Календарно-тематический план
ТЕМА 1
ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИИ И ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА.
Содержание темы
1. Государственная власть и государство. Функции государства.
1.1. Возникновение общества. Власть как общая социальная категория. Разновидности общественной власти.
1.2. Причины разнообразия теорий происхождения государства. Характеристика основных теорий происхождения государства.
1.3. Основные признаки государства. Дополнительные признаки государства.
1.4. Функционирование (деятельность) государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Внешние и внутренние функции государства и их характеристика.
1.5. Разделение властей как один из принципов организации и деятельности механизма государства.
1.6. Система «сдержек и противовесов».
1.7. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти и их характеристика.
2. Формы государства.
2.1.
Форма государства как совокупность его внешних признаков.
2.2. Три части (элемента) в форме государства: форма правления, форма государственного устройства, политический режим.
2.3. Монархическая и республиканская форма правления. Признаки и виды монархий. Признаки и виды республик.
2.4. Форма государственного устройства и ее виды. Основные черты унитарного государства. Признаки федерации. Конфедерация как союз суверенных государств.
2.5. Политический режим как совокупность средств и методов реализации государственной власти. Демократический и недемократический (антидемократический) политические режимы, их характеристика и виды. Гражданское общество: понятие и признаки.
3. Типы государства. Механизм государства.
3.1.
Типология государства.
3.2.
Формационный подход. Его достоинства и недостатки. Понятие формации.
3.3.
Цивилизационный подход. Его достоинства и недостатки. «Азиатский способ развития».
3.4.
Понятие государственного аппарата. Государственный механизм.
3.5.
Признаки государственных органов и их виды.
3.6.
Органы местного самоуправления.
Раздел: Учебно-методические материалы
Методические указания
1.
Охарактеризуйте возникновение общества как закономерный исторический процесс. Почему, на Ваш взгляд, любое общество нуждается в управлении им? Дайте определение общественной власти. Перечислите ее разновидности.
2.
Охарактеризуйте основные принципы первобытного, родового общества: экономику, структуру, управление (власть), социальные нормы. В чем, по Вашему мнению, заключалась основная причина перехода человечества от догосударственно организованного общества к государственности? В чем причина разнообразия теорий происхождения государства? Дайте краткую характеристику каждой из основных теорий происхождения государства. Аргументируйте все «за» и
«против», свойственные каждой теории с точки зрения современного подхода. Какая из теорий, по Вашему мнению, является наиболее достоверной?
3.
Назовите и охарактеризуйте основные признаки государства. Обратите особое внимание на особенности публичной власти
(государственной). Охарактеризуйте публичную (государственную власть) как разновидность общественной власти. В чем, по Вашему мнению, состоит отличие основных признаков государства от дополнительных? Сформулируйте историческую цель и служебную роль государства в жизни общества? В чем, на Ваш взгляд, заключается ценность государства в современном мире?
4.
Что, по Вашему мнению, следует понимать под функционированием государства? Поясните, какая существует связь между функциями государства и его социальным назначением? Что, на Ваш взгляд, является основанием для деления функций государства на внешние и внутренние? Дайте определение внешним и внутренним функциям государства, перечислите и охарактеризуйте их.
5.
Проанализируйте исторический аспект, суть и практическое воплощение теории разделения властей. Охарактеризуйте каждую из трех ветвей власти и поясните содержание системы «сдержек и противовесов».
6.
Поясните, какая существует связь между разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и принципами организации и деятельности механизма государства?
Перечислите и охарактеризуйте государственные органы, являющиеся носителями законодательной, исполнительной и судебной власти.
7.
Охарактеризуйте форму государства, как организацию государственной власти в совокупности трех основных элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Дайте краткую характеристику каждому из элементов. Какой из элементов формы государства, по Вашему мнению, является наиболее значимым и почему?
8.
Что следует понимать под формой государственного правления? Какой критерий, на
Ваш взгляд, является основным для деления государств по форме правления на монархии и республики? Назовите и охарактеризуйте основные признаки и виды монархий и республик. Приведите примеры. Обратите особое внимание на особенности взаимоотношений законодательной и исполнительной ветвей власти.
9.
Охарактеризуйте форму государственного устройства как способ территориальной организации государственной власти. Назовите основные черты, свойственные унитарным и федеративным государствам. Приведите примеры. Обратите особое внимание на специфические черты конфедераций. Поясните, в чем состоит отличие конфедераций от федераций.
10.
Что, по Вашему мнению, следует понимать под политическим режимом? Какой критерий, на Ваш взгляд, является главным для деления политического режима на демократический и недемократический. Перечислите виды антидемократического