Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 2644

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8
Раздел: Задания для самостоятельной работы
Тестовые задания по теме
Выберите правильный ответ.
1
. Что отличает религию от других форм культуры?
1) моральные нормы
2) иерархическая организация
3
) выдающиеся личностей
4
) вера в сверхъестественное
2.
Первоисточником сообщений апостолов о жизни и деяниях Иисуса Христа является:
1) Коран
2) Евангелия
3) Тора
4) Авеста
3
. Политеизм как форма религиозных представлений основывается
1) на вере во множество богов
2) на вере в сверхъестественные свойства материальных вещей
3) на идее магической связи между человеком и его изображением
4) на вере в существование единого бога
4
. Реформация в Западной Европе повлекла за собой появление нового направления
Христианства:
1) православия;
2) католицизма;
3) протестантизма;
4) иудаизма.
5
. Православие является направлением
1) политеизма
2) католицизма
3) протестантизма
4) христианства
6. А) Иудаизм является одной из мировых религий;
Б) Католицизм в отличие от православия не является христианским вероучением
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. А) Термин «евангелие» означает покорность;
Б) Термин «йога» означает «связь» сознания и тела;
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

1
Раздел: Календарно-тематический план
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   70

Тема 19
Мораль и нравственность
Содержание темы
1. Этика, мораль нравственность – история понятия.
2. История основных этических учений.
3. Мораль как регулятор социальных отношений.
Вопросы для самоконтроля
1.
Перечислите основные проблемы этики.
2. Как соотносятся понятия этика, мораль, нравственность?
3. Какие универсальные моральные нормы и принципы существовали в истории?
4. Какие этические учения отвечают Вашим собственным представлениям о добре, зле, свободе и справедливости? Обоснуйте.
Рекомендуемая литература
Обществознание 10-11 класс. Учебник. Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой
А.Ю. любое издание. Раздел: Человек и общество. – М.: Просвещение, 2011.
Информационный ресурс по этике: http://ethicscenter.ru/
Новая философская энциклопедия на сайте Института философии РАН: http://iph.ras.ru/enc.htm

2
Раздел: Учебно-методические материалы
Справочные материалы
В обществоведческом европейском лексиконе существует, по крайней мере, три близких по смыслу понятия: этика, мораль и нравственность.
Этика (греч. ἠϑικά, от ηϑικός – относящийся к нраву, характеру; лат. ethica) – практическая философия, наука о морали (нравственности). Термин этика был введен в философский оборот Аристотелем; впервые встречается в названии трех его сочинений, посвященных проблемам правильной и добропорядочной жизни («Никомахова этика»,
«Евдемова этика», «Большая этика»). У Аристотеля понятие «этика» производное от слова
«этос», которое обозначало привычное место обитания, а потом уже просто привычки, нрав, характер, темперамент, обычай. То есть «этос» - это личные качества, соотнесенные с определенными привычными формами общественного поведения.
Когда древние римляне познакомились, стали осваивать и переводить на латынь греческую философию и литературу, то наряду с греческим словом «этика» они использовали слова производные от латинского корня «mos, moris» – нрав, обычай, образ жизни и поведения. Таким образом, можно сказать, что мораль – это синоним нрав- ственности. Разведение и различение этих понятий произойдет только в философии
Гегеля.
В настоящее время сложившаяся учебно-академическая традиция понимает под этикой по преимуществу область знания, а под моралью (или нравственностью) ее предмет. В общественном опыте и живом языке такое разграничение пока не закрепилось.
История рассуждений и поиска образцов и «рецептов» правильной жизни восходит к древнегреческим учителям красноречия – софистам. Софисты учили, что законы, обычаи, нравы людей изменчивы и разнообразны. В отличие от необходимости природы, которая везде одна и та же, они являются случайными и произвольными. Встала проблема сопоставления различных законов, нравов, выбора между ними, такого их обоснования, которое стало бы вместе с тем и их оправданием. Необходимо было показать, что общественные нравы не только по традиции считаются, но и по существу могут быть прекрасными и справедливыми. Сократ поставил знак равенства между совершенством человека, его добродетелью, и знанием, это, к примеру, означало, что человек, который знает, что совершает дурной поступок, лучше, чем тот, кто совершает злодеяние по неведению и непониманию. Платон пошел дальше: для того, чтобы придать новую легитимность нравам и институтам полиса, необходимо познать идею блага и


3 руководствоваться этим знанием, доверив управление обществом философам-мудрецам.
По мнению Аристотеля, отождествление добродетели с науками и знанием было ошибкой. Целью этики являются не знания, а поступки, то есть это практическая философия, в ней важен опыт общественной жизни. Аристотелевская этика определила тематику и способы рассуждения о правильных поступках и их критериях, о категориях добра и зла и т.д.
В философии Нового времени стоит указать несколько ключевых подходов к вопросам этики, а также сущности и оснований добродетельного поступка. Так, Томас
Гоббс выдвигает тезис, опровергающий бытовавшее долгое время убеждение, восходящее к Аристотелю, о том, что «человек - общественное животное». Человек, по Гоббсу, изначально эгоистичен, нацелен на собственную выгоду. Естественным состоянием людей является война всех против всех, причем «понятия правильного и неправильного, справедливого и несправедливого не имеют здесь место» (Левиафан, гл. XIII. Соч. в 2 т., т.
2. М., 1965, с. 154). Естественное состояние делает невозможным сохранение жизни в течение продолжительного времени, что противоречит первоначальным импульсам, порождающим это состояние. К выходу из него толкают отчасти страсти (прежде всего страх смерти), а отчасти разум, открывающий естественные законы, позволяющие людям прийти к согласию. Основной из них гласит, что следует искать мира и следовать ему, отсюда вытекает следующий – человек должен «довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, какую он допустил бы по отношению к себе».
По Гоббсу, не может быть этики вне государства. Мораль имеет договорное происхождение; она, как и государство, вырастает из эгоизма и недоверия людей друг к другу. Всеобщим мерилом добра и зла являются законы данного государства, а нравственным судьей – его законодатель.
Наиболее последовательно в философии Нового времени этическая доктрина была разработана И. Кантом. Он полагал, что закон морали, хоть и обладает абсолютной необходимостью, то есть ему нельзя не следовать, всегда совпадает с доброй волей, то есть выступает как долг. Иначе говоря, я должен и хочу поступать так, как считаю правильным, и никак иначе. Кант формулирует этот принцип как «категорический императив»: «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» и «… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также, как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».
Гегель рассуждает о нравственном как о действительном отношении, а не только как о принципе долженствования. Именно Гегель разводит понятия морали и


4 нравственности. Нравственность есть действительность (от слова действие) морали, она представляет собой всеобщий образ действий индивидов, в ней свобода является не только принципом, но и действительным отношением. Если категориями морали являются «умысел», «вина», «намерение», «благо», «добро», «совесть», то категории нравственности иного рода – «семья», «гражданское общество», «государство».
После Гегеля наметился поворот в этике, его суть в критическом переосмыслении незыблемости моральных норм и ценностей. Критическое переосмысление происходило в двух направлениях: в марксизме и в философии Ницше. Пафос философии К.Маркса состоял в том, чтобы придать человеческой активности предметный, миропреобразующий характер.
Другая линия критики была намечена в философии Фридриха Ницше. Он выступает против традиционных ценностей, которым люди следуют не по собственной воле, но по привычке. Он полагает, что именно воля – сущностный признак и неотчуждаемое свойство человека. Мораль в ее исторически сложившемся виде, считает он, убивает волю к становлению, творчеству, совершенствованию, она стала сплошной маской, лицемерной апологией слабости, стадности. Сами понятия добра и зла являются, по мнению Ницше, порождениями плебейства, мертвящего духа рабской зависти, для обозначения и разоблачения которой он вводит единственное в своем роде понятие: ressentiment. Ницше ставит задачу переоценки ценностей. Нравственные (или безнравственные) цели, считает он, составляют жизненное зерно, из которого вырастает дерево философии; создавать ценности – такова собственная задача философии, все остальное является предусловием.
Размышления о предмете этики в истории европейской философии концентрировались вокруг ряда тем, таких, как соотношения счастья и добродетели, индивидуальной и социальной этики, намерений и действий, разума и чувств в моральной мотивации, свободы и необходимости человеческого поведения и др. Их особенность состоит в том, что они в реальном опыте нравственной жизни чаще всего приобретают характер дилемм, то или иное разрешение которых требовало последовательного аргументированного обоснования. К примеру, некоторые современные дилеммы: имеет ли и на каких основаниях современное государство право на узаконенное убийство
(смертную казнь)? Имеет ли человек право на смерть и при каких условиях это право может быть законно реализовано? Является ли аборт узаконенным убийством или правом женщины самостоятельно распоряжаться собственным телом?
Важно понимать, что поскольку этика – это практическая философия, ее изучают не для того, чтобы знать, что такое добро, зло или свобода, а для того, чтобы стать


5 добродетельным, свободным. Она имеет дело с практикой в той мере, в какой эта последняя зависит от разумно аргументируемого выбора самого человека.
Мораль как регулятор социального поведения.
Каждый человек время от времени задает себе вопросы: справедливо ли я поступил по отношению к другу? не причиняю ли я неприятностей или страданий родителям? стоит ли солгать в этой ситуации, или все же сказать пусть и неприятную правду? Подобные вопросы относятся к сфере морали и нравственности.
Моральные оценки относятся к таким чертам поступков, по которым мы оцениваем их как хорошие или дурные, приносящие добро или приносящие зло и заслуживающие порицания. К основным моральным категориям и ценностям относятся: доброта, чувство долга, совесть, справедливость, правдивость, честь, верность, достоинство и т.п. Ориентируясь на них, мы оцениваем свои и чужие поступки с моральной точки зрения.
Моральные нормы и оценки, наряду с нормами права, являются основными
регуляторами поведения людей в обществе. В истории разных культур независимо друг от друга было сформулировано с несущественными различиями, так называемое
«
золотое правило нравственности»: "Поступай с другими так, как ты хотел бы,
чтобы другие поступали по отношению к тебе".
Чтобы лучше понять особенность моральных норм, их можно сравнить с нормами права. Моральные нормы основываются, прежде всего, на внутренних установках личности – на ее совести, на чувстве долга, на понимании добра и справедливости. В отличие от этого нормы права представляет собой общеобязательные нормы социального поведения. Они устанавливаются государством, которое также контролирует их выполнение и, при необходимости, принуждает к их соблюдению.
Но это не означает, что по своему содержанию это два несвязанных между собой набора норм. При всех различиях, правовые нормы не должны противоречить моральным нормам. Если это происходит, то люди начинают считать законы несправедливыми, негуманными. Моральные нормы имеют также более широкую область применения, поскольку нормы права регулируют лишь наиболее существенные для общества виды поведения и отношений между людьми. Так, закон не принуждает человека любить своих детей или почитать престарелых родителей. Он требует лишь, чтобы работоспособный человек материально обеспечивал их существование, например, выплачивал им алименты.

6
Итак, можно сделать вывод, что мораль представляет собой весьма важную и универсальную форму регулирования поведения людей. Мораль не фиксируется, подобно праву, в точных законах, однако нарушение моральных норм не проходит бесследно, заставляет людей испытывать угрызения совести и вызывает осуждение со стороны других людей.