Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 2640
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5 традиционную для русской публицистики тему о «судьбе России» и том, почему Россия не Европа. Он доказывал, что Россия и Европа - разные культурно-исторические типы, которые развиваются по своей внутренней логике независимо друг от друга. Цивилизации возникают, расцветают и умирают, когда одна цивилизация уже клонится к закату, другая лишь начинает свое развитие.
В первой половине ХХ в. аналогичные идеи развивали немецкий философ Освальд
Шпенглер, его концепция изложена в книге "Закат Европы" (2 тома, 1918-1922). Ключевая идея Шпенглера - противопоставление культуры и цивилизации. Цивилизация означает неизбежную смерть всякой культуры. Культура – это высшая точка творческого движения сообщества, проживающего в определенном ландшафте. Когда творческие сила иссякают начинается период цивилизации: развитие техники, распространение материальных ценностей. Культуры зарождаются, развиваются, переходят в цивилизации, дряхлеют и умирают. Например, высокая и живая культура античной Греции сменилась Римской цивилизацией. Шпенглер также считал, что ХХ век – это время заката, умирания Европы, о чем свидетельствуют мировые войны, возможность которых была обусловлена развитием техники, распространением массовых зрелищ и других буржуазных ценностей.
6
Раздел: Задания для самостоятельной работы
Тестовые задания по теме
Выберите правильный ответ
1.
А. Культура и колония – однокоренные в этимологическом отношении слова;
Б. Термин «цивилизация» у римлян означал образованность в словесных науках и философии
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2.
А. Цицерон считал, что любая культура происходит из культа.
Б. Цицерон считал, что философия – культура души.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3.
А. Римляне считали себя цивилизованной нацией, а греков культурной.
Б. В эпоху Ренессанса образованных и воспитанных людей называли гуманистами.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4.
Идея о том, что существуют два полюса в жизни наций: варварство и цивилизация, между которыми разворачивается история наций, принадлежит
1)
Цицерону
2)
Шпенглеру
3)
Вико
4)
Данилевскому
7 5
. Для описания уникальных культурных образований, претерпевающих историческое движение, Н.Я. Данилевский использует термин
1) колония
2) цивилизация
3) нация
4) культурно-исторический тип
6
. А. Вико считал, что те нации культурны, где развиваются науки и соблюдаются законы;
Б. Вико считал, что цивилизация – это «звериное» состояние, в которое может «впасть» всякая нация.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7
. А. Шпенглер, как и Вико, считал, что человеческая цивилизация конечна и может быть уничтожена;
Б. Шпенглер считал, что культура – это закат любой цивилизации
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1
Раздел: Календарно-тематический план
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 70
Тема 17
Формы и разновидности культуры.
Содержание темы
1. Материальная и духовная культура.
2. Функции культуры.
3. Массовая и элитарная культура.
Вопросы для самоконтроля
1. На чем основано разделение культуры на материальную и духовную? В чем трудность и противоречие подобного деления? Приведите свой пример.
2. Перечислите функции культуры и приведите к каждой свой пример.
3.
Укажите характерные черты массовой культуры? Каковы критерии позволяющие относить то или иное событие или то или иной артефакт к явлениям массовой культуры?
4. Как соотносятся массовая и элитарная культура? На чем основано подобное разделение?
Рекомендуемая литература
Обществознание 10-11 класс. Учебник. Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. любое издание. Раздел: Человек и общество. – М.: Просвещение, 2011.
Философия. Под общ. Ред. Миронова В.В. VII, 4, с. 768-788. Доступно: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Mironov/
2
Раздел: Учебно-методические материалы
Справочные материалы
Материальная и духовная культура.
В самом широком смысле под культурой нередко понимается все созданное человеком, все достижения человечества. Культура предстает как «вторая природа», которая сотворена самим человеком и образует собственно человеческий мир, в отличие от дикой природы. В этом случае культуру обычно подразделяют на материальную и
духовную. Такое деление восходит к Цицерону, который первым отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть также культура, означающая
«возделывание души».
Материальная культура охватывает сферу материального производства и его продукты: технику, технологию, инфраструктуру, жилища, предметы быта, одежду и т. д.
Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты: религию, философию, мораль, искусство, науку и т. д. Внутри ее часто особо выделяют художественную культуру, включающую произведения искусства и литературы. Наука, в свою очередь, рассматривается в качестве основы интеллектуальной, научно-технической культуры.
Между материальной и духовной культурами имеется глубинное единство. Обе они являются результатом человеческой деятельности, у истоков которой в конечном счете находится сознательное или духовное начало — идеи, проекты и замыслы человека, воплощаемые им в материальную форму. Материальная форма требуется не только для технического сооружения, но и для художественного произведения — скульптурного, живописного, литературного и т. д. Примерами органического единства материальной и духовной культуры могут служить архитектурные творения, они одновременно являются и произведениями искусства, и служат практическим целям (здание театра, храм, гостиница, жилой дом).
Функции культуры
Исключительная роль культуры в жизни человека и общества раскрывается во множестве функций, без которых невозможно само существование человека и общества. Главной из них является функция социализации, или формирования и воспитания человека, как социального существа. Только посредством культуры человек овладевает накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества. Особую роль в этом
3 процессе играют традиции, обычаи, умения, знания, навыки, ритуалы, обряды и т. д.
Культура при этом выступает в качестве своеобразной «социальной наследственности», значение которой нисколько не меньше биологической наследственности.
-
познавательная и информационная функция. Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от одного поколения к другому. Она выступает при этом как социальная и интеллектуальная память человечества. Здесь исключительная роль принадлежит системе образования.
-
регулятивная, или нормативная, функция культуры, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется прежде всего через систему норм, правил и законов морали и права, соблюдение которых — необходимое условие сосуществования людей.
-
коммуникативная функция, осуществляемая в первую очередь с помощью языка как главного средства общения людей. Наряду с естественным языком отдельные области культуры — наука, искусство, техника и др. — пользуются своими специфическими языками. Знание иностранных языков открывает доступ к другим национальным культурам.
- еще одна важная функция культуры — ценностная, или аксиологическая. Она способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать добро и зло, хорошее и плохое, прекрасное и безобразное.
Критерием таких различий и оценок являются прежде всего нравственные и эстетические ценности.
-
творческая функция культуры, которая находит свое выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, традиций и обычаев, а также в критическом переосмыслении, реформировании и обновлении уже существующей культуры.
-
игровая, развлекательная, компенсаторная функция культуры, которая связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т. д.
Массовая и элитарная культуры
Специфической чертой XX в. стало появление и распространение благодаря созданию и развитию средств массовой коммуникации, массовой культуры. В этом смысле массовой культуры в ХIХ веке и ранее не было - газеты, журналы, цирк, балаган, карнавал, фольклор, - вот практически все практики, которыми располагали город и деревня. Вспомним, как важна была газета для творческой лаборатории Достоевского.
Интересно, как бы изменилось его творчество, живи он в середине ХХ века в эпоху радио,
4 кино и телевидения с их разветвленной системой жанров и новостей через каждые полчаса, бесчисленных газет и журналов, видео, мобильных коммуникаторов и беспроводной связи, в эпоху Wikipedia, YouTube, FaceBook, VKontakte?
Массовая культура возникла в ХХ веке не только благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству источников информации, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий. Принято считать, что наиболее развитой является массовая культура в наиболее развитом демократическом обществе - в
Америке с ее Голливудом, символом всевластия массовой культуры.
Массовая культура ориентирована главным образом на интерес обывателя.
Главным критерием позволяющим определить принадлежность события или артефакта к массовой культуре, является коммерческий успех или экономический критерий. Таким образом, применительно к тому, что называют массовой культурой, адекватными являются термины производства и потребления продуктов культурных индустрий (кино, глянец, туризм и т.п.).
Необходимым свойством продукции массовой культуры должна быть занимательность и привлекательность для потребителя, чтобы она имела коммерческий успех, чтобы ее покупали и деньги, затраченные на нее, давали прибыль. Это требование определяет, к примеру, сюжеты, стили и жанры кино-, теле-, литературных продуктов
массовой культуры.
Для массовой литературы, кино или теле продукции важен четкий сюжет с интригой и перипетиями и, что самое главное, - отчетливое членение на жанры. Главные из них - детектив, триллер, комедия, мелодрама, фильм ужасов, эротика, фантастика.
Такое разделение необходимо для того, чтобы потребитель легко опознавал желаемое и ожидаемое и не был разочарован. Комедия не должна портить детектив, а сюжет триллера должен быть захватывающим и опасным. Поэтому сюжеты внутри массовых жанров так часто повторяются. Повторяемость – еще одно свойство индустрий массовой культуры: будь то кино жанр, или качество услуг и дизайн отелей той или иной сети на популярных курортах.
Массовую культуру традиционно считают «бездуховной» или «ненастоящей», сравнивая ее с высокой культурой прошлого, или с интеллектуальной современной культурой. Однако, к примеру, греческие вазы, которыми гордятся ведущие музеи мира, были в свое время глиняным ширпотребом, а драмы Шекспира в «Глобусе» были массовым зрелищем, на которое ученые-гуманисты смотрели сверху вниз. Или, еще пример, который приводит известный историк Михаил Гаспаров, чтобы показать связь между массовой и высокой культурами в исторической перспективе: в 1860-х годах тот,