Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 2650

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С другой стороны, внутреннее устройство политической науки можно рассматривать и по-другому. Как известно, в рамках любой науки, а тем более науки общественной, существуют конкурирующие научные школы. Их разделяет разное видение целей и задач научной деятельности, они разрабатывают и используют разную терминологию, делают акцент на разных сторонах изучаемого предмета и, соответственно, применяют разные арсеналы методов исследования.
Например, ученые-марксисты всегда видели свою главную цель в подготовке революционных преобразований общества, а сторонники
структурно-функционального подхода, напротив, стремились к теоретическому обоснованию эволюционных перемен в либеральном духе. Научный язык марксистов опирался на такие категории, как «классы», «базис и надстройка»,
«общественно-экономические формации» и т. п. Язык структурных функционалистов строился вокруг таких понятий как «социальная система»,
«структура», «функции», «системное равновесие» и т. д. Марксисты, в целом, уделяли не слишком большое внимание проведению конкретных социальных исследований. Структурные функционалисты, напротив, стремились опереть свои теоретические выводы на массив конкретно-социологических данных
(опросы общественного мнения, анализ сообщений прессы, радио и т. д.).
Подобные «глобальные» системы взглядов на научную работу, на то, как надо ставить и решать исследовательские задачи, с помощью какой терминологии следует описывать реальность, в современной социологической литературе принято называть «научными парадигмами».
Среди парадигм современной политической науки можно указать следующие:
системно-структурный
подход,
неомарксизм,
психоаналитический и конфликтологический подходы. В рамках каждого из этих общих подходов формируются специфические представления об отдельных политических феноменах – т. е. теории государства, права, политических институтов, элит, лидерства и т. п. Последние обычно называют
«теориями среднего уровня». Наконец, чтобы сопоставить свои теоретические
представления с реальностью, представители любых парадигм должны тем или иным образом собирать, систематизировать и анализировать политические факты, то есть вести эмпирические исследования.
Эти три уровня научной деятельности – парадигмы или «большие теории», теории среднего уровня и эмпирические исследования, – также задают общую структуру политологического знания (как, впрочем, и любого другого).
См. Рис. 3.
Название уровня
Проблемное поле уровня
I
Научные парадигмы
Разработка научного языка, определение ключевых понятий и выработка фундаментальных представлений о политической реальности
II
Теории среднего уровня
Развернутое теоретическое описание основных политических явлений и процессов
III
Эмпирические исследования Сбор «фактуры»: накопление, обработка и анализ конкретных данных о политической реальности
Рис. 3. Внутренняя (уровневая) структура политологии
Разумеется, описанные выше отраслевые и уровневые разделы политологии не надо рассматривать как изолированные и автономные области деятельности. Каждый ученый-политолог с той или иной интенсивностью работает в каждой из этих отраслей и на каждом из обозначенных уровней, поскольку нормальное развитие научного знания всегда подразумевает живое взаимодействие как между предметными отраслями, так и между «теорией» и
«практикой».


Кроме того, внутренние подразделения политологического знания следует воспринимать в контексте сопряжения политологии с другими науками. Так, например, достаточно очевидны связи геополитики с географией, этнографией и политической историей.
Или, скажем, уровень политологических парадигм прямо соотносится с философией политики, культурологией и теоретической социологией.
Вопросы для самоконтроля к теме 1
Верно ли:
1. На современном этапе развития общественной науки ученые пришли к одному общепринятому определению политики. (да/нет)
2. Понятие политика связано с такими понятиями как власть, государство, управление делами общества. (да/нет)
3. В рамках теоретической политологии разрабатывается методология и техника конкретных исследований политической жизни, моделируется развитие тех или иных политических ситуаций и разрабатываются рекомендации для лиц, принимающих стратегическое решение. (да/нет)
Выберите один правильный вариант ответа:
4. Что включают в себя эмпирические политологические исследования?
1) выработку фундаментальных представлений о политической реальности
2) развернутое теоретическое описание основных теоретических явлений
3) накопление, обработку и анализ конкретных данных о политической реальности
4) все варианты верны
5. Что сопутствует демократизации общества?
1) падение политической активности масс
2) поэтапное устранение независимости СМИ
3) формирование однопартийной политической системы
4) рост политической сознательности элитных групп и широких масс населения
6. Что подразумевается под понятием "научная парадигма"?
1) глобальная система взглядов на научную работу, методы решения исследовательских задач, терминология исследования
2) сфера общественной деятельности
3) математическая модель, описывающая политические процессы
4) концепция, выработанная в рамках марксистского подхода к изучению политики
7. Какое ключевое понятие используется в определении предмета политологии?
1) деятельность
2) власть
3) иерархия
4) народ
Выберите все правильные варианты ответов
8. На что в первую очередь опирается структурно-функциональный подход к изучению политики?

1) на такие понятия как базис, надстройка, класс
2) на данные социологических опросов
3) на теоретическую базу, разработанную марксистами
4) на такие понятия как социальная система, структура, системное равновесие
5) на данные, полученные при анализе сообщений СМИ
9. Какие из перечисленных научных направлений оформились в настоящее время отдельные дисциплины в рамках политологии?
1) политическая психология
2) политическая регионалистика
3) прикладная политология
4) политическая энтомология
5) политическая ихтиология
10. Что является парадигмой современной политической науки?
1) системно-структурный подход
2) неомарксизм
3) акмеизм
4) квазимарксизм
5) психоаналитический подход


1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   70

ТЕМА 2
Основные этапы развития политической мысли
Обзорная литература:
1.
История политических и правовых учений. Под ред. О. Э. Лейста. М.;
1997 2.
История политических и правовых учений: учебник для вузов. Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М.; 1996 3.
История политических и правовых учений: хрестоматия. Сост. Е. А.
Воротилин, И. Ф. Мачин. М.; 1996 4.
Краткая философская энциклопедия. М.; 1994
Первоисточники:
1.
Антология мировой политической мысли: в 5 т. М; 1997 2.
Аристотель. Политика. Афинская полития. М.; 1997 3.
Вебер М. Избранные произведения. М.; 1990 4.
Гоббс Т. Левиафан // Соч. в 2-х т. М.; 1986. Т. 2 5.
Ленин В. И. Государство и революция (любое издание)
6.
Локк Д. Два трактата о государственном правлении // Соч. в 3-х т. М.;
1988. Т. 3 7.
Макиавелли Н. Государь. М., 1990 (или любое другое издание)
8.
Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии (любое издание)
9.
Монтескье Ш.-Л. Избранные произведения. М.; 1955 10.
Платон. Государство // Собр. соч.: в 4-х т. М.; 1994. Т. 3 11.
Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М.; 1969

Раздел: Учебно-методические материалы
Методические указания
Ответьте на следующие вопросы:
1.
Когда, где и при каких обстоятельствах зарождается политическая философия?
2.
Чем политическая философия отличается от религиозно- мифологического взгляда на политику?
3.
Почему, по Вашему мнению, политическая философия возникает почти одновременно у нескольких народов Древности?
4.
Какова была роль политики в поддержании мирового порядка по представлениям философов Древней Индии?
5.
Каковы были взгляды на природу государства философов Древнего
Китая?
6.
Как было устроено «идеальное государство» Платона?
7.
Назовите основные типы государств по Аристотелю? Как Вы думаете, применима ли эта классификация в наши дни?
8.
В чем состояли основные отличия христианской политической мысли от античной?
9.
По какому принципиальному вопросу расходились мнения Августина и
Аквината? Как Вы думаете, с какими историческими обстоятельствами это было связано?
10.
В чем заключалось принципиальное расхождение Н. Макиавелли с предшествовавшей традицией политической мысли?
11.
Что являлось, по Н. Макиавелли, основной целью политической деятельности?
12.
Как Т. Гоббс характеризовал «естественное» состояние»?
13.
Чем отличались формулировки принципа разделения властей Д. Локка и
Ш.-Л. Монтескье?
14.
Как характеризовал «естественное состояние» Ж.-Ж. Руссо и почему, как
Вы думаете, его взгляды на этот вопрос расходились со взглядами Т.
Гоббса?
15.
В чем К. Маркс и Ф. Энгельс видели главную движущую силу истории?
16.
Как марксисты характеризовали конечную цель исторического развития?
17.
Сформулируйте понятие власти по М. Веберу
18.
Назовите и охарактеризуйте основные типы легитимности по М. Веберу
19.
Почему, по мнению М. Вебера, бюрократия и демократия неизбежно вступают в конфликт?
20.
Назовите базовые функции системы по Т. Парсонсу. Какие подсистемы в рамках социальной системы выполняют каждую из этих функций?
21.
Опишите модель политической системы по Д. Истону
22.
В чем видел сущность политического процесса К. Дойч?


Вспомогательные материалы
2.1. Политические учения Древнего Востока
Политическая наука, впрочем, как и другие обществоведческие дисциплины, является относительно молодым явлением. В более или менее современной форме она возникает только в первой половине ХХ века. Тем не менее, история мировой политической мысли, хотя и несоответствующей современным критериям научности, насчитывает несколько тысячелетий.
Уже в трактатах первых философов и историков, а также в религиозных и литературных памятниках Древнего Мира очевиден интерес к некоторым проблемам политики.
На самой ранней стадии развития политической мысли она формировалась в рамках религиозно-мифологического подхода. Человек в этом случае воспринимался как существо, занимающее промежуточное положение между богами и животными, а происхождение власти и ее предписания прямо связывались с божественным вмешательством в человеческие дела. Подобные представления зафиксированы в классических памятниках литературы Древней
Греции, Палестины, Месопотамии, Индии и Китая. Различные версии отражали возможные варианты упорядочения социально-политических отношений в разных обществах и государствах.
В VIII – VI в.в. до н. э. многие общества Древнего Мира вступили в полосу глубокого социального кризиса и это стимулировало постепенный отход от традиционных религиозно-мифологических представлений в сторону более рационалистического взгляда на мир вообще, и на государство и власть в частности. Поворотное значение этого периода во всемирной истории подчеркивал немецкий философ Карл Ясперс, называвший его «осевым
временем». Именно тогда политические взгляды приобретают определенную философско-этическую направленность.
Мыслители Востока и Запада не разделяли понятия «общество» и
«государство», считали общество неотъемлемой частью мирового космического порядка. В связи с этим основное внимание они уделяли вопросу о том, как воспроизвести на земле порядок и истину Вселенной, т. е. искусству правления во имя достижения всеобщего блага. Философский поиск мудрого и справедливого правления – оригинальные политические идеи мыслителей той эпохи.
Например, основными понятиями политической философии Древней
Индии стали «дхарма» и «данда». Дхарма означает праведное исполнение людьми своих обязанностей. Однако люди несовершенны, эгоистичны, они не склонны следовать дхарме просто потому, что она предписана свыше. Чтобы побудить их подчиняться высшему закону и необходимо принуждение, наказание – данда. Таким образом, управление обществом заключается в том, чтобы с помощью данды сохранять и поддерживать дхарму. Наиболее полно