Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 2682
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственный университет
Высшая школа экономики
«Интернет-школа политологии»
1 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 70
Тема 4. Власть ее происхождение и виды
Методические указания
Власть – является ключевым понятием, изучаемым политологией. Несмотря на то, что люди понимают, что подразумевается под этим термином. Однако сказать хоть что-то определенное («Что же это такое?») подавляющее большинство не могут. Ниже предложены текстовые материалы, которые помогут сформировать у слушателей
Интернет-школы политологии четкие представления о сущностных и структурных характеристиках власти.
Список информационных источников
1.
Введение в политологию: учебник для студентов вузов/В.П. Пугачев, А.И.
Соловьев. – 4-е изд.; перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003. С. 94-111
2.
Вебер М. Политика как призвание и профессия. Избранные произведения –
М.: Прогресс, 1990, с. 644-707
3.
Обществознание. учеб. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В
2 ч. Ч.2 11кл/ Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; под ред.
Л.Н. Боголюбова., А.Ю. Лазебниковой – 6 изд. – М.: Просвещение, 2007. С.
243-245
ВЛАСТЬ В ОБЩЕСТВЕ (6 глава. Соловьев, Пугачев)
Понятие, структура и агенты власти
Власть - одно из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве - в этом случае мы имеем дело с верховной, политической властью.
В научной литературе существуют разнообразные определения власти, что отражает сложность, многоаспектность этого явления. Каждая из дефини- ций обычно акцентирует внимание на той или иной стороне или проявлении власти и связана с определенным подходом к ее анализу. Можно выделить сле- дующие важнейшие аспекты трактовки власти.
1. Телеологические (с точки зрения цели) определения характеризуют власть как способность достижения поставленных целей, получения намечен- ных результатов. "Власть может быть определена как реализация намеченных целей", - пишет Бертран Рассел . Телеологические определения трактуют власть достаточно широко, распространяя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миром - в этом смысле говорят, например, о власти над природой.
2. Бихевиористские трактовки рассматривают власть как особый тип по- ведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Бихевио- ристский подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодей- ствию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную моти- вацию власти. Одну из типичных бихевиористских трактовок власти предлагает
Г. Лассуэлл. Он считает, что первоначальные импульсы для возникновения вла-
сти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание "полити- ческой энергией". Человек видит во власти средство улучшения жизни: приоб- ретения богатства, престижа, свободы, безопасности и т.п. В то же время власть
- это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием. Политическая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как баланс, равновесие политических сил.
3. Психологические интерпретации власти, исходя из ее бихе- виористского понимания как поведения реальных индивидов, пытаются рас- крыть субъективную мотивацию этого поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании и подсознании людей. Одно из виднейших направлений этого рода - психоанализ. Он трактует стремление к власти как проявление, сублимацию по- давленного либидо, представляющего собой подверженное трансформации вле- чение преимущественно сексуального характера (Зигмунд Фрейд) или же пси- хическую энергию вообще (Карл Густав Юнг). Стремление к власти и особенно обладание ею выполняют функцию субъективной компенсации физической или духовной неполноценности. Власть возникает как взаимодействие воли к ней - одних и готовности к подчинению, "добровольному рабству" - других. Как считал Фрейд, в психике человека имеются структуры, делающие его предрас- положенным к предпочтению рабства свободе ради личной защищенности и ус- покоения.
Различные психоаналитики расходятся в объяснении причин психологи- ческого подчинения. Одни (С. Московиси, Б. Эдельман) видят их в своего рода гипнотическом внушении, существующем во взаимоотношениях вождя и тол- пы, другие же (Ж. Лакан) - в особой восприимчивости подсознания человека к символам, выражаемым в языке. В целом же психологический подход помогает выявить механизмы мотивации власти как отношения: командование- подчинение.
4. Противоположностью бихевиористскому и психологическому видени- ям власти является ее системная трактовка. Если первые два направления тре- буют идти в понимании власти снизу вверх, от индивидов к обществу, руково- дствуясь реально наблюдаемыми в эмпирическом опыте ее проявлениями, то системный метод исходит из производности власти не от индивидуальных от- ношений, а от социальной системы, рассматривает власть как "способность сис- темы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств", направ- ленных на реализацию ее коллективных целей . Некоторые представители сис- темного подхода (К. Дойч, Н. Луман) трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Системностью власти обусловливается ее относительность, т.е. распространенность на определенные системы.
5. Структурно-функционалистские интерпретации власти рас- сматривают ее как свойство социальной организации, как способ самоорганиза- ции человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Без власти невозможны коллективное суще- ствование человека, совместная жизнедеятельность многих людей. Само обще- ство устроено иерархично, дифференцирует управленческие и исполнительские социальные роли. Власть - это свойство социальных статусов, ролей, позво- ляющее контролировать ресурсы, средства влияния. Иными словами, власть связана с занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания.
6. Реляционистские (от французского слова "relation" - отношений) оп- ределения рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, аген-
- это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием. Политическая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как баланс, равновесие политических сил.
3. Психологические интерпретации власти, исходя из ее бихе- виористского понимания как поведения реальных индивидов, пытаются рас- крыть субъективную мотивацию этого поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании и подсознании людей. Одно из виднейших направлений этого рода - психоанализ. Он трактует стремление к власти как проявление, сублимацию по- давленного либидо, представляющего собой подверженное трансформации вле- чение преимущественно сексуального характера (Зигмунд Фрейд) или же пси- хическую энергию вообще (Карл Густав Юнг). Стремление к власти и особенно обладание ею выполняют функцию субъективной компенсации физической или духовной неполноценности. Власть возникает как взаимодействие воли к ней - одних и готовности к подчинению, "добровольному рабству" - других. Как считал Фрейд, в психике человека имеются структуры, делающие его предрас- положенным к предпочтению рабства свободе ради личной защищенности и ус- покоения.
Различные психоаналитики расходятся в объяснении причин психологи- ческого подчинения. Одни (С. Московиси, Б. Эдельман) видят их в своего рода гипнотическом внушении, существующем во взаимоотношениях вождя и тол- пы, другие же (Ж. Лакан) - в особой восприимчивости подсознания человека к символам, выражаемым в языке. В целом же психологический подход помогает выявить механизмы мотивации власти как отношения: командование- подчинение.
4. Противоположностью бихевиористскому и психологическому видени- ям власти является ее системная трактовка. Если первые два направления тре- буют идти в понимании власти снизу вверх, от индивидов к обществу, руково- дствуясь реально наблюдаемыми в эмпирическом опыте ее проявлениями, то системный метод исходит из производности власти не от индивидуальных от- ношений, а от социальной системы, рассматривает власть как "способность сис- темы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств", направ- ленных на реализацию ее коллективных целей . Некоторые представители сис- темного подхода (К. Дойч, Н. Луман) трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Системностью власти обусловливается ее относительность, т.е. распространенность на определенные системы.
5. Структурно-функционалистские интерпретации власти рас- сматривают ее как свойство социальной организации, как способ самоорганиза- ции человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Без власти невозможны коллективное суще- ствование человека, совместная жизнедеятельность многих людей. Само обще- ство устроено иерархично, дифференцирует управленческие и исполнительские социальные роли. Власть - это свойство социальных статусов, ролей, позво- ляющее контролировать ресурсы, средства влияния. Иными словами, власть связана с занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания.
6. Реляционистские (от французского слова "relation" - отношений) оп- ределения рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, аген-
тами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.
Такое понимание власти позволяет раскрыть ее структуру, увязать в еди- ное целое различные ее характеристики. Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия между партнерами.
Субъект и объект - непосредственные носители, агенты власти. Субъект (ак- тор) воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдель- ный человек, организация, общность людей, например народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.
Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект об- ладал рядом качеств. Прежде всего это желание властвовать, воля к власти, про- являющаяся в распоряжениях или приказах. Большинство людей не испытывает психологического удовольствия от обладания властью. Сама по себе власть не является для них ценностью. Многие вообще предпочли бы уклониться от руко- водящих должностей и связанной с ними ответственности, если бы власть не открывала широкие возможности для получения различного рода благ: высоко- го дохода, престижа, выгодных связей, привилегий и т.д. Для них стремление к власти имеет инструментальный характер, т.е. служит средством достижения других целей.
Помимо желания руководить и готовности брать на себя ответственность субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и на- строение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Для политической власти важнейшее значение имеет организованность субъекта.
Конечно, реальные носители власти в разной степени наделены всеми этими ка- чествами.
Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый харак- тер. Ее первичными акторами являются индивиды и социальные группы, вто- ричными - политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные груп- пы и организации, - политические элиты и лидеры. Связь между этими уров- нями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от собственных партий.
Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространенное в повседневном языке отождествление власти с ее носителем. Так, говорят о решениях власти, о действиях властей и т.п., подра- зумевая под властью управленческие органы.
Субъект определяет содержание властного взаимодействия через распо- ряжение (приказ, команду), в котором предписывается поведение объекта вла- сти, указываются или подразумеваются поощрение и наказание за выполнение или невыполнение команды. От характера содержащихся в приказе требований во многом зависит отношение к нему исполнителей, объекта - второго важ- нейшего элемента власти.
Власть никогда не является свойством или отношением лишь одного дейст- вующего лица (органа), конечно, если не иметь в виду власть человека над са- мим собой, предполагающую подчинение его поведения доводам разума, как бы раздвоение личности. Но это уже психологический, а не социальный феномен.
Власть всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли вла-
Такое понимание власти позволяет раскрыть ее структуру, увязать в еди- ное целое различные ее характеристики. Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия между партнерами.
Субъект и объект - непосредственные носители, агенты власти. Субъект (ак- тор) воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдель- ный человек, организация, общность людей, например народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.
Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект об- ладал рядом качеств. Прежде всего это желание властвовать, воля к власти, про- являющаяся в распоряжениях или приказах. Большинство людей не испытывает психологического удовольствия от обладания властью. Сама по себе власть не является для них ценностью. Многие вообще предпочли бы уклониться от руко- водящих должностей и связанной с ними ответственности, если бы власть не открывала широкие возможности для получения различного рода благ: высоко- го дохода, престижа, выгодных связей, привилегий и т.д. Для них стремление к власти имеет инструментальный характер, т.е. служит средством достижения других целей.
Помимо желания руководить и готовности брать на себя ответственность субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и на- строение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Для политической власти важнейшее значение имеет организованность субъекта.
Конечно, реальные носители власти в разной степени наделены всеми этими ка- чествами.
Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый харак- тер. Ее первичными акторами являются индивиды и социальные группы, вто- ричными - политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные груп- пы и организации, - политические элиты и лидеры. Связь между этими уров- нями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от собственных партий.
Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространенное в повседневном языке отождествление власти с ее носителем. Так, говорят о решениях власти, о действиях властей и т.п., подра- зумевая под властью управленческие органы.
Субъект определяет содержание властного взаимодействия через распо- ряжение (приказ, команду), в котором предписывается поведение объекта вла- сти, указываются или подразумеваются поощрение и наказание за выполнение или невыполнение команды. От характера содержащихся в приказе требований во многом зависит отношение к нему исполнителей, объекта - второго важ- нейшего элемента власти.
Власть никогда не является свойством или отношением лишь одного дейст- вующего лица (органа), конечно, если не иметь в виду власть человека над са- мим собой, предполагающую подчинение его поведения доводам разума, как бы раздвоение личности. Но это уже психологический, а не социальный феномен.
Власть всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли вла-
стителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стре- мящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор - погибнуть, но не подчиниться.
Осознание зависимости власти от покорности населения нашло практическое политическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко ис- пользуемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы.
Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение (в этом случае власть отсутствует) до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. В принципе подчинение так же естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от соб- ственных качеств объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета. Качества объекта политического властвования определяются прежде всего политической культурой населения. Преобладание в обществе людей, привыкших лишь беспрекословно повиноваться, жаждущих "твердой руки", является благоприятной питательной средой деспотических режимов.
Мотивация подчинения достаточно сложна. Она может основываться на страхе перед санкциями; на долголетней привычке к повиновению; на заинтересован- ности в выполнении распоряжений; на убежденности в необходимости подчи- нения; на авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных; на иденти- фикации объекта с субъектом власти.
Все эти мотивы существенно влияют на силу власти, т.е. способность ее субъекта влиять на объект. Высокая сила воздействия и вероятность подчине- ния отличают власть от влияния - более широкой, чем власть, категории, ха- рактеризующей как властное, так и более слабое и менее эффективное воздей- ствие субъекта на объект.
Сила власти, основанная на страхе, вызываемом угрозой санкций, прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае непослушания. Такая власть имеет тенденцию к ослабле- нию вследствие естественного стремления людей избавиться от этого неприят- ного эмоционального состояния.
Сравнительно безболезненно воспринимается людьми власть, базирую- щаяся на привычке, обычае повиноваться. Привычка была одним из ведущих мотивов подчинения государству в традиционных обществах. Она - надежный фактор стабильности власти до тех пор, пока не приходит в противоречие с тре- бованиями реальной жизни. Если же это происходит, то власть, основанная лишь на привычке к повиновению, быстро разрушается, как только люди заме- чают, что "король-то - голый", что власть изжила себя и недостойна повино- вения.
Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе. Личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций.
Она способствует развитию у людей других типов позитивной мотивации под- чинения - повиновения на основе убежденности, авторитета и идентификации.
Подчинение по убеждению связано с мотивационным воздействием дос- таточно глубоких слоев сознания: менталитета, ценностных ориентаций и уста- новок, составляющих "вторую природу" личности (ее "первая природа" обра-
Осознание зависимости власти от покорности населения нашло практическое политическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко ис- пользуемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы.
Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение (в этом случае власть отсутствует) до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. В принципе подчинение так же естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от соб- ственных качеств объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета. Качества объекта политического властвования определяются прежде всего политической культурой населения. Преобладание в обществе людей, привыкших лишь беспрекословно повиноваться, жаждущих "твердой руки", является благоприятной питательной средой деспотических режимов.
Мотивация подчинения достаточно сложна. Она может основываться на страхе перед санкциями; на долголетней привычке к повиновению; на заинтересован- ности в выполнении распоряжений; на убежденности в необходимости подчи- нения; на авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных; на иденти- фикации объекта с субъектом власти.
Все эти мотивы существенно влияют на силу власти, т.е. способность ее субъекта влиять на объект. Высокая сила воздействия и вероятность подчине- ния отличают власть от влияния - более широкой, чем власть, категории, ха- рактеризующей как властное, так и более слабое и менее эффективное воздей- ствие субъекта на объект.
Сила власти, основанная на страхе, вызываемом угрозой санкций, прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае непослушания. Такая власть имеет тенденцию к ослабле- нию вследствие естественного стремления людей избавиться от этого неприят- ного эмоционального состояния.
Сравнительно безболезненно воспринимается людьми власть, базирую- щаяся на привычке, обычае повиноваться. Привычка была одним из ведущих мотивов подчинения государству в традиционных обществах. Она - надежный фактор стабильности власти до тех пор, пока не приходит в противоречие с тре- бованиями реальной жизни. Если же это происходит, то власть, основанная лишь на привычке к повиновению, быстро разрушается, как только люди заме- чают, что "король-то - голый", что власть изжила себя и недостойна повино- вения.
Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе. Личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций.
Она способствует развитию у людей других типов позитивной мотивации под- чинения - повиновения на основе убежденности, авторитета и идентификации.
Подчинение по убеждению связано с мотивационным воздействием дос- таточно глубоких слоев сознания: менталитета, ценностных ориентаций и уста- новок, составляющих "вторую природу" личности (ее "первая природа" обра-