Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 2684
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
зуется под воздействием первичных, преимущественно биологических потреб- ностей и повседневных интересов индивида). Готовность подчиняться государ- ству или другому носителю власти ради каких-либо более высоких, чем непо- средственные индивидуальные интересы, целей (патриотических, нравствен- ных, религиозных и т.п.) - важный источник силы власти.
Одной из наиболее благоприятных для власти мотиваций подчинения яв- ляется авторитет. Он формируется на базе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убежденности подчиненных в особых способностях руко- водителя. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, кото- рыми подчиненные наделяют руководителя и которые детерминируют их повиновение без убеждения или угрозы санкций. Он основывается на согла- сии и означает уважение к руководящей личности или институту, доверие к ним. Авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно об- ладает теми качествами, которыми его наделяют подчиненные, и ложным, ос- нованным на заблуждениях относительно личности руководителя. В зависимо- сти от лежащих в его основе качеств авторитет бывает научным (качество уче- ности), деловым (компетентность, навыки, опыт), моральным (высокие нравст- венные качества), религиозным (святость), статусным (уважение к должности) и т.п.
Власть, основанная на интересах, убежденности и авторитете, часто пере- растает в идентификацию подчиненного с руководителем. В этом случае дос- тигается максимальная сила власти и субъект воспринимается объектом как свой представитель и защитник. Субъективная идентификация исполнителей с руководителем может объясняться двумя причинами: 1) быть свойством реаль- ного двойственного положения людей в отношениях власти, как это имеет ме- сто в демократических организациях, где индивиды выступают и субъектом власти - выбирают и контролируют руководство, и ее объектом - исполняют его решения. В этом случае оба агента власти совпадают, хотя и не полностью;
2) выступать результатом общности интересов и ценностей руководителя и ис- полнителя и возникновения у последнего чувства единения со всей организаци- ей или группой.
Субъект или объект характеризуют крайние полюса, активные начала структуры власти. Само деление людей на субъектов и объектов, начальников и подчиненных во многом релятивно и изменчиво: в одном отношении человек выступает начальником, в другом - подчиненным, причем со временем инди- виды могут поменяться ролями. Применительно к политической власти взаимо- действие ее агентов опосредуется целым комплексом средств или ресурсов и осуществляется в рамках специального институционального механизма, стаби- лизирующего и регулирующего процесс властвования. Что же представляют со- бой эти компоненты власти?
Ресурсы, процесс и виды власти
Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. Сам этот термин употребляется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле ресурсы власти представляют собой "все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других" .
Такое понимание ресурсов достаточно общо и не позволяет дифференци- ровать различные элементы власти (ее субъект, объект, средства), поскольку в этом случае ресурсы включают все факторы, которые способны так или иначе повлиять на власть: собственные качества субъекта (компетентность, организо-
Одной из наиболее благоприятных для власти мотиваций подчинения яв- ляется авторитет. Он формируется на базе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убежденности подчиненных в особых способностях руко- водителя. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, кото- рыми подчиненные наделяют руководителя и которые детерминируют их повиновение без убеждения или угрозы санкций. Он основывается на согла- сии и означает уважение к руководящей личности или институту, доверие к ним. Авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно об- ладает теми качествами, которыми его наделяют подчиненные, и ложным, ос- нованным на заблуждениях относительно личности руководителя. В зависимо- сти от лежащих в его основе качеств авторитет бывает научным (качество уче- ности), деловым (компетентность, навыки, опыт), моральным (высокие нравст- венные качества), религиозным (святость), статусным (уважение к должности) и т.п.
Власть, основанная на интересах, убежденности и авторитете, часто пере- растает в идентификацию подчиненного с руководителем. В этом случае дос- тигается максимальная сила власти и субъект воспринимается объектом как свой представитель и защитник. Субъективная идентификация исполнителей с руководителем может объясняться двумя причинами: 1) быть свойством реаль- ного двойственного положения людей в отношениях власти, как это имеет ме- сто в демократических организациях, где индивиды выступают и субъектом власти - выбирают и контролируют руководство, и ее объектом - исполняют его решения. В этом случае оба агента власти совпадают, хотя и не полностью;
2) выступать результатом общности интересов и ценностей руководителя и ис- полнителя и возникновения у последнего чувства единения со всей организаци- ей или группой.
Субъект или объект характеризуют крайние полюса, активные начала структуры власти. Само деление людей на субъектов и объектов, начальников и подчиненных во многом релятивно и изменчиво: в одном отношении человек выступает начальником, в другом - подчиненным, причем со временем инди- виды могут поменяться ролями. Применительно к политической власти взаимо- действие ее агентов опосредуется целым комплексом средств или ресурсов и осуществляется в рамках специального институционального механизма, стаби- лизирующего и регулирующего процесс властвования. Что же представляют со- бой эти компоненты власти?
Ресурсы, процесс и виды власти
Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. Сам этот термин употребляется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле ресурсы власти представляют собой "все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других" .
Такое понимание ресурсов достаточно общо и не позволяет дифференци- ровать различные элементы власти (ее субъект, объект, средства), поскольку в этом случае ресурсы включают все факторы, которые способны так или иначе повлиять на власть: собственные качества субъекта (компетентность, организо-
ванность и т.п.); некоторые свойства объекта (например его политическую до- верчивость, привычку подчиняться власти, авторитет и т.д.); благоприятную для субъекта ситуацию (экономический подъем, раздоры в стане оппозиции и т.п.), а также материальные и иные средства воздействия (деньги, оружие, сырье и т.п.). При столь широком понимании ресурсов утрачивается их специфика как относительно самостоятельного, обычно материализованного звена, опо- средующего взаимодействие агентов власти и служащего важнейшим со- циальным фактором подчинения и господства.
Поэтому для изучения власти и ее структуры предпочтительнее более уз- кая трактовка ресурсов, их понимание как всех тех средств, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Ресурсы могут применяться для поощрения, наказания или убеждения. В процессе их реализа- ции субъектом они могут трансформироваться во власть, которая и представля- ет собой способность превращать определенные ресурсы в устойчивое влияние в рамках системы взаимосвязанных агентов. Ресурсы иногда отождествляют с основаниями власти, хотя чаще к таким основаниям относят также и агентов власти - ее субъект и объект.
Первостепенная значимость ресурсов как оснований власти отражена в теории "социального обмена" (П. Блау и др.). Согласно этой теории, в основе власти лежит неравномерное распределение дефицитных ресурсов. Люди, не имеющие ресурсов, получают их в обмен на исполнение распоряжений их вла- дельцев. Тем самым одни попадают в зависимость от других, подчиняются им.
Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетво- рения различных потребностей и интересов людей. Существует несколько классификаций ресурсов. Так, согласно А. Этциони, они делятся на утилитарные, принудительные и нормативные . Утилитарные ресурсы - это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными ин- тересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может покупать не только отдельных политиков, но и целые слои населения. Эти ресурсы используются как для поощрения, так и для наказания (например уменьшение зарплаты недобросовестным работникам). В качестве принудительных ресурсов обычно выступают меры административного наказа- ния, используемые в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные.
Это, например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций. Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.
Для выделения различных видов власти широко распространена класси- фикация ее ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности
- на экономические, социальные, культурно-информационные, принудитель- ные (силовые). Экономические ресурсы - это материальные ценности, необ- ходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п. Социальные ресурсы - способность повышения или понижения социаль- ного статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они частично сов- падают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус.
Однако социальные ресурсы включают и такие показатели, как должность, пре- стиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.п.
Поэтому для изучения власти и ее структуры предпочтительнее более уз- кая трактовка ресурсов, их понимание как всех тех средств, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Ресурсы могут применяться для поощрения, наказания или убеждения. В процессе их реализа- ции субъектом они могут трансформироваться во власть, которая и представля- ет собой способность превращать определенные ресурсы в устойчивое влияние в рамках системы взаимосвязанных агентов. Ресурсы иногда отождествляют с основаниями власти, хотя чаще к таким основаниям относят также и агентов власти - ее субъект и объект.
Первостепенная значимость ресурсов как оснований власти отражена в теории "социального обмена" (П. Блау и др.). Согласно этой теории, в основе власти лежит неравномерное распределение дефицитных ресурсов. Люди, не имеющие ресурсов, получают их в обмен на исполнение распоряжений их вла- дельцев. Тем самым одни попадают в зависимость от других, подчиняются им.
Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетво- рения различных потребностей и интересов людей. Существует несколько классификаций ресурсов. Так, согласно А. Этциони, они делятся на утилитарные, принудительные и нормативные . Утилитарные ресурсы - это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными ин- тересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может покупать не только отдельных политиков, но и целые слои населения. Эти ресурсы используются как для поощрения, так и для наказания (например уменьшение зарплаты недобросовестным работникам). В качестве принудительных ресурсов обычно выступают меры административного наказа- ния, используемые в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные.
Это, например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций. Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.
Для выделения различных видов власти широко распространена класси- фикация ее ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности
- на экономические, социальные, культурно-информационные, принудитель- ные (силовые). Экономические ресурсы - это материальные ценности, необ- ходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п. Социальные ресурсы - способность повышения или понижения социаль- ного статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они частично сов- падают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус.
Однако социальные ресурсы включают и такие показатели, как должность, пре- стиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.п.
Культурно-информационные ресурсы - знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др. Как считает известный американский со- циолог-прогнозист Олвин Тоффлер, в конце XX в. знания и информация стано- вятся важнейшим ресурсом власти. Уже сегодня в постиндустриальных странах "знания, в силу своих преимуществ - бесконечности, общедоступности, демо- кратичности, - подчинили силу и богатство и стаяли определяющим фактором функционирования власти". В ходе общественного развития такие традицион- ные ресурсы власти, как сила и богатство, утрачивают влияние, хотя и не исче- зают полностью. Истинную же власть приобретают знания и обладание инфор- мацией . Конечно, далеко не во всех странах знания и информация имеют при- оритет над экономическими, социальными и силовыми ресурсами. Однако тен- денция повышения значимости культурно-информационных ресурсов как ис- точника власти в современном мире проявляется достаточно отчетливо.
Принудительные (силовые) ресурсы - это оружие, институты физиче- ского принуждения и специально подготовленные для этого люди. В государст- ве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением и техникой, тюрьма- ми и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным ис- точником власти, поскольку его использование способно лишить человека жиз- ни, свободы и имущества - высших ценностей.
Различные ресурсы власти обычно применяются ее субъектами в ком- плексе, особенно государством, в большей или меньшей степени обладающим всеми видами ресурсов.
Специфическим ресурсом власти является сам человек - де- мографические ресурсы. Люди - это универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек - создатель материаль- ных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно- информационные ресурсы) и т.д. Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из своих многочисленных измерений - будучи использована как средст- во реализации чужой воли. В целом же человек - не только ресурс власти, но и ее субъект и объект.
Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью ее процесс, который характеризуется прежде всего способами и механизмом властвования. Существуют два главных способа властвования
(два "лица власти"). Первый из них заключается в побуждении объекта к опре- деленным, угодным субъекту действиям. Второй состоит в обеспечении бездей- ствия подвластных, блокировании нежелательных для руководства видов их по- ведения.
Впервые на ограничительное свойство власти особое внимание обратили американские политологи Петер Бахрах и Мортон Баратц, назвавшие его "вто- рым лицом власти". Реальное проявление в обществе этого свойства политиче- ской власти состоит в ее способности исключать из сферы общественных дис- куссий и политических решений определенные темы и тем самым предотвра- щать их адекватное отражение в массовом сознании и реальное развертывание соответствующих политических конфликтов.
В странах командного социализма такими запретными для критики тема- ми были прежде всего право коммунистических партий на руководство общест- вом и право граждан на идеологическое и политическое инакомыслие и оппози- цию. В ФРГ 50-60-х гг. блокированной властями политической темой явилось,
например, отношение к строительству атомных электростанций. Согласие, до- стигнутое по этому вопросу политической элитой, СМИ, предпринимателями и менеджерами под прикрытием популярного лозунга "больше роста - больше энергии", позволило исключить саму дискуссию об альтернативных атому ис- точниках энергии .
Способы властвования имеют сложную и неоднозначную классификацию.
Они могут быть демократическими (власть осуществляется при участии в при- нятии решений их исполнителей), авторитарными (неограниченная власть, не претендующая на полный контроль над подданными), тоталитарными (всеобъ- емлющий контроль субъекта над объектом), конституционными (правление в рамках закона), деспотическими (всевластие, произвол и беззаконие), либераль- ными (уважение свободы и прав личности) и др.
Процесс властвования упорядочивается и регулируется с помощью специ- ального механизма власти - системы организаций и норм их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному субъекту, как общество (народ), механизмом власти выступают государственные органы и другие политические институты и право. (Они специально анализируются в по- следующих главах.)
Особенности различных элементов власти (субъекта, объекта, ресурсов и про- цесса) могут использоваться в качестве оснований ее типологии. Наиболее содержательна классификация власти в обществе в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, культурно- информационную, принудительную.
Экономическая власть - это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относи- тельно спокойные периоды общественного развития экономическая власть до- минирует над другими видами власти, поскольку "экономический контроль - это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не свя- занной с остальными; это контроль над средствами достижения всех наших це- лей" .
С экономической властью тесно связана власть социальная. Если эконо- мическая власть предполагает способность распределения материальных благ, то социальная - распределения позиций на социальной лестнице - статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства обладают большой социальной властью, с помощью социальной политики они могут влиять на об- щественное положение широких слоев населения, вызывая тем самым их ло- яльность и поддержку.
Культурно-информационная власть - это прежде всего власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распростране- ния. Кроме того, это моральная, религиозная и некоторые другие виды власти, связанные с подчинением на основе авторитета. В современном обществе из всех видов духовного влияния на первый план выдвигается научно- информационная власть. Знания используются как при подготовке правитель- ственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание лю- дей в целях обеспечения их политической лояльности и поддержки. Такое воз- действие осуществляется через институты социализации (школа, другие образо- вательные учреждения), а также с помощью СМИ.
Информационная власть способна служить разным целям: не только рас- пространению объективных сведений о деятельности правительства, положении в обществе, но и манипулированию - управлению сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле, основанному на специальных
Способы властвования имеют сложную и неоднозначную классификацию.
Они могут быть демократическими (власть осуществляется при участии в при- нятии решений их исполнителей), авторитарными (неограниченная власть, не претендующая на полный контроль над подданными), тоталитарными (всеобъ- емлющий контроль субъекта над объектом), конституционными (правление в рамках закона), деспотическими (всевластие, произвол и беззаконие), либераль- ными (уважение свободы и прав личности) и др.
Процесс властвования упорядочивается и регулируется с помощью специ- ального механизма власти - системы организаций и норм их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному субъекту, как общество (народ), механизмом власти выступают государственные органы и другие политические институты и право. (Они специально анализируются в по- следующих главах.)
Особенности различных элементов власти (субъекта, объекта, ресурсов и про- цесса) могут использоваться в качестве оснований ее типологии. Наиболее содержательна классификация власти в обществе в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, культурно- информационную, принудительную.
Экономическая власть - это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относи- тельно спокойные периоды общественного развития экономическая власть до- минирует над другими видами власти, поскольку "экономический контроль - это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не свя- занной с остальными; это контроль над средствами достижения всех наших це- лей" .
С экономической властью тесно связана власть социальная. Если эконо- мическая власть предполагает способность распределения материальных благ, то социальная - распределения позиций на социальной лестнице - статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства обладают большой социальной властью, с помощью социальной политики они могут влиять на об- щественное положение широких слоев населения, вызывая тем самым их ло- яльность и поддержку.
Культурно-информационная власть - это прежде всего власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распростране- ния. Кроме того, это моральная, религиозная и некоторые другие виды власти, связанные с подчинением на основе авторитета. В современном обществе из всех видов духовного влияния на первый план выдвигается научно- информационная власть. Знания используются как при подготовке правитель- ственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание лю- дей в целях обеспечения их политической лояльности и поддержки. Такое воз- действие осуществляется через институты социализации (школа, другие образо- вательные учреждения), а также с помощью СМИ.
Информационная власть способна служить разным целям: не только рас- пространению объективных сведений о деятельности правительства, положении в обществе, но и манипулированию - управлению сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле, основанному на специальных
методах обмана.
Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает кон- троль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы. Принудительную власть не следует отождествлять с властью политиче- ской, хотя легальное использование силы в масштабах государства - важней- шая особенность последней. Насилие, физическое принуждение могут исполь- зоваться и неполитической властью, например в отношениях между рабами и рабовладельцами, между деспотом - главой семьи и ее членами, между глава- рем и членами преступной группировки, между рэкетирами и торговцами и т.д.
Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков: 1) ле- гальностью использования силы в пределах государства; 2) верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти, способностью проник- новения в любые общественные процессы. Политическая власть может ог- раничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же во- все ликвидировать их; 3) публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью.
Это означает, что политическая власть, в отличие от личной, приватной власти, которая обычно существует в небольших, контактных группах, обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам; 4) моноцентрично- стью, наличием единого центра принятия решений. В рыночном демократиче- ском обществе, в отличие от политической власти, экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны. Здесь существует много не- зависимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.; 5) многообразием ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.
Различные общественные власти находятся в сложном взаимодействии. Многие политологи, в том числе марксистской ориентации, считают важнейшей среди них экономическую власть, власть собственников средств производства и дру- гих общественных богатств. В рыночном обществе, где почти все имеет цену и денежное выражение, подавляющее большинство СМИ принадлежит крупным собственникам. Деньги оказывают сильное влияние на проведение избиратель- ных кампаний и итоги выборов, широко используются для подкупа политиков и избирателей. Концентрация экономической власти у крупных собственников создает опасность установления плутократии - прямого политического прав- ления небольшой группы богатеев. В Современных западных государствах все- властие крупного капитала сдерживается конкуренцией между собственниками, политическим влиянием многочисленного среднего класса и общественности, демократическим устройством государства.
Политическая власть, испытывая сильное воздействие власти экономиче- ской, достаточно самостоятельна и способна превалировать над ней, подчинять ее своим целям. При определенных обстоятельствах доминирующее влияние на общество может оказывать власть духовно-информационная. Ее монопольное использование может обеспечить политической группировке победу на выборах и длительное сохранение своего господства несмотря на неэффективность эко- номической и социальной политики.
Во взаимодействии различных властей в обществе имеет место так назы- ваемый кумулятивный эффект - усиливающееся накопление власти. Он про- является в том, что богатство повышает шансы человека на вхождение в поли- тическую элиту и доступ к СМИ и образованию; высокая политическая долж-
Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает кон- троль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы. Принудительную власть не следует отождествлять с властью политиче- ской, хотя легальное использование силы в масштабах государства - важней- шая особенность последней. Насилие, физическое принуждение могут исполь- зоваться и неполитической властью, например в отношениях между рабами и рабовладельцами, между деспотом - главой семьи и ее членами, между глава- рем и членами преступной группировки, между рэкетирами и торговцами и т.д.
Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков: 1) ле- гальностью использования силы в пределах государства; 2) верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти, способностью проник- новения в любые общественные процессы. Политическая власть может ог- раничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же во- все ликвидировать их; 3) публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью.
Это означает, что политическая власть, в отличие от личной, приватной власти, которая обычно существует в небольших, контактных группах, обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам; 4) моноцентрично- стью, наличием единого центра принятия решений. В рыночном демократиче- ском обществе, в отличие от политической власти, экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны. Здесь существует много не- зависимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.; 5) многообразием ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.
Различные общественные власти находятся в сложном взаимодействии. Многие политологи, в том числе марксистской ориентации, считают важнейшей среди них экономическую власть, власть собственников средств производства и дру- гих общественных богатств. В рыночном обществе, где почти все имеет цену и денежное выражение, подавляющее большинство СМИ принадлежит крупным собственникам. Деньги оказывают сильное влияние на проведение избиратель- ных кампаний и итоги выборов, широко используются для подкупа политиков и избирателей. Концентрация экономической власти у крупных собственников создает опасность установления плутократии - прямого политического прав- ления небольшой группы богатеев. В Современных западных государствах все- властие крупного капитала сдерживается конкуренцией между собственниками, политическим влиянием многочисленного среднего класса и общественности, демократическим устройством государства.
Политическая власть, испытывая сильное воздействие власти экономиче- ской, достаточно самостоятельна и способна превалировать над ней, подчинять ее своим целям. При определенных обстоятельствах доминирующее влияние на общество может оказывать власть духовно-информационная. Ее монопольное использование может обеспечить политической группировке победу на выборах и длительное сохранение своего господства несмотря на неэффективность эко- номической и социальной политики.
Во взаимодействии различных властей в обществе имеет место так назы- ваемый кумулятивный эффект - усиливающееся накопление власти. Он про- является в том, что богатство повышает шансы человека на вхождение в поли- тическую элиту и доступ к СМИ и образованию; высокая политическая долж-