Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 2688
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• распределяет ценности в обществе в соответствии с интересами сохранения данной системы собственности и власти, осуществляет политическое развитие в соответствии с ее интересами и его основными политико- культурными доминантами;
• контролирует выполнение законов и правил, пресекает действия, нарушающие политические нормы.
Политическая система общества – это целостная, сложная, вероятностная и открытая система, характеризующаяся самоорганизацией, саморегуляцией, компетентностью и адаптивностью. Она обладает рядом свойств и возможностей.
Экстракционная возможность политической системы – это ее способность извлекать из общества и среды природные и человеческие ресурсы. Сюда относят вовлечение людей в политику в качестве избирателей, государственных служащих, партийных и общественных активистов, различные акции общественно-политического характера. Политическая система существует постольку, поскольку общество предоставляет ей необходимые ресурсы.
Регулирующая возможность политической системы – это ее способность управлять, регулировать, координировать поведение и деятельность индивидов, групп и политических институтов, воздействовать на гражданское общество. Осуществляется это не только мерами прямого принуждения, но и через косвенные механизмы воздействия: учет традиций, общественного мнения, социокультурных доминант.
Дистрибутивная возможность политической системы – это ее способность перераспределять произведенный национальный продукт и обеспечивать предоставление системой индивидам и социальным группам различных социальных благ на определенных условиях, патронировать социальные и инновационные программы развития общества и т.п.
Реагирующая возможность политической системы – это ее реактивная способность, благодаря которой система “отвечает” на воздействие
окружения, прежде всего на требования, выдвигаемые индивидами и группами.
В современной политической науке анализ функционирования политической системы осуществляется на основе аналитической модели. В соответствии с ней, у политической системы имеются: “вход” (то, что питает данную систему), механизмы и функции ее адаптации и сохранения, а также “выход”
(то, что она производит и как развивается). Деятельность политической системы выглядит следующим образом:
Модель деятельности политической системы общества
К функциям “входа” можно отнести: выражение интересов (или артикуляция интересов, посредством чего индивиды и социальные группы формулируют свои требования к тем, кто принимает решения); агрегация интересов
(суммирование и систематизация, расположение в иерархическом порядке).
Функции адаптации и сохранения системы включают: политическое рекрутирование – процесс, посредством которого избирается и готовится персонал, выполняющий главные политические роли; политическую социализацию – усвоение индивидом социокультурных элементов среды;
В современной политической науке анализ функционирования политической системы осуществляется на основе аналитической модели. В соответствии с ней, у политической системы имеются: “вход” (то, что питает данную систему), механизмы и функции ее адаптации и сохранения, а также “выход”
(то, что она производит и как развивается). Деятельность политической системы выглядит следующим образом:
Модель деятельности политической системы общества
К функциям “входа” можно отнести: выражение интересов (или артикуляция интересов, посредством чего индивиды и социальные группы формулируют свои требования к тем, кто принимает решения); агрегация интересов
(суммирование и систематизация, расположение в иерархическом порядке).
Функции адаптации и сохранения системы включают: политическое рекрутирование – процесс, посредством которого избирается и готовится персонал, выполняющий главные политические роли; политическую социализацию – усвоение индивидом социокультурных элементов среды;
интериоризация культурных моделей; освоение, включение во внутренний мир личности социальных и политических норм и стандартов.
К функциям “выхода” относятся: разработка норм; принятие правил; применение норм в судебном и ином порядке; политическая коммуникация
(передача политической информации между управляющими и управляемыми, как между различными элементами системы).
Синтезируя все вышеуказанные функции политической системы, можно выделить общий круг задач, которые она должна решать в обществе.
Во-первых, это задачи политического руководства обществом. Именно на политическом уровне вырабатываются и определяются цели и программы развития общества, осуществляется более или менее оптимальное согласование интересов различных социальных сил. Решение этой задачи
(как в случае принятия программ на основе демократических процедур, так и в случае авторитарно-административного подхода) призвано обеспечить политическую стабильность и развитие общества посредством выявления, формулирования и защиты доминирующих представлений о равенстве, справедливости и свободе. И через осуществление функций принятия и применения правил (норм) политическая система устанавливает принципы распределения ценностей
(общественных богатств), определяя направленность их движения путем нормативной фиксации господствующих представлений о справедливости.
Во-вторых, осуществляя решение задач политического руководства обществом, политическая система должна решать также задачи выражения, определения и согласования интересов индивидов и групп, предупреждения
(путем выявления и согласования) с помощью институтов власти и политического участия конфликтных ситуаций и конфликтных форм их разрешения, угрожающих целостности социальной системы. Это, естественно, требует редукции, т.е. приведения требований в соответствие с возможностями системы, учета и адекватного выражения социальных интересов в политических решениях. В решении этого комплекса задач
К функциям “выхода” относятся: разработка норм; принятие правил; применение норм в судебном и ином порядке; политическая коммуникация
(передача политической информации между управляющими и управляемыми, как между различными элементами системы).
Синтезируя все вышеуказанные функции политической системы, можно выделить общий круг задач, которые она должна решать в обществе.
Во-первых, это задачи политического руководства обществом. Именно на политическом уровне вырабатываются и определяются цели и программы развития общества, осуществляется более или менее оптимальное согласование интересов различных социальных сил. Решение этой задачи
(как в случае принятия программ на основе демократических процедур, так и в случае авторитарно-административного подхода) призвано обеспечить политическую стабильность и развитие общества посредством выявления, формулирования и защиты доминирующих представлений о равенстве, справедливости и свободе. И через осуществление функций принятия и применения правил (норм) политическая система устанавливает принципы распределения ценностей
(общественных богатств), определяя направленность их движения путем нормативной фиксации господствующих представлений о справедливости.
Во-вторых, осуществляя решение задач политического руководства обществом, политическая система должна решать также задачи выражения, определения и согласования интересов индивидов и групп, предупреждения
(путем выявления и согласования) с помощью институтов власти и политического участия конфликтных ситуаций и конфликтных форм их разрешения, угрожающих целостности социальной системы. Это, естественно, требует редукции, т.е. приведения требований в соответствие с возможностями системы, учета и адекватного выражения социальных интересов в политических решениях. В решении этого комплекса задач
важная роль принадлежит интегративной функции, направленной на объединение в целостную систему социально-политических сил, представляющих различные социальные интересы, на основе противодействия окружению (факторам среды), которые угрожают сохранности и целостности данной системы. При этом интеграция может происходить как на основе принуждения (административное принуждение, политическое давление и т.п.), так и на основе согласия (консенсус, компромисс, поддержка и др.).
В-третьих, вовлекая людей в социально-политическую деятельность и ориентируя их на господствующие идеалы и ценности, политическая система служит средством преобразования общественных отношений, выполняет социально-преобразующие задачи Именно с помощью институтов власти и политического участия устраняются рутинные, устаревшие формы и отношения и создаются благоприятные условия для прогресса общества.
В-четвертых, любая политическая система выполняет огромный объем информационно-коммуникативных задач. Она воспринимает и организует потоки внешней информации, позволяющие ей осуществить целенаправленное взаимодействие с окружением, своевременно адекватно реагировать на происходящие в нем изменения.
Изучение структуры и функций политической системы, ее компонентов требует выявления ее особенностей и характеристик как системы, существующей в соответствующей социокультурной и цивилизационной среде. При этом важно учитывать, что любая система представляет собой совокупность взаимозависимых элементов, находящихся во взаимодействии.
Политическая система отличается от других систем общества следующими характеристиками: она является универсальной по охвату данного общества своим воздействием, распространяющимся на всех его членов; она претендует на конечный контроль над применением физического принуждения; ее право выносить обязывающие решения принимается в качестве легитимного; ее решения являются авторитетно-властными,
В-третьих, вовлекая людей в социально-политическую деятельность и ориентируя их на господствующие идеалы и ценности, политическая система служит средством преобразования общественных отношений, выполняет социально-преобразующие задачи Именно с помощью институтов власти и политического участия устраняются рутинные, устаревшие формы и отношения и создаются благоприятные условия для прогресса общества.
В-четвертых, любая политическая система выполняет огромный объем информационно-коммуникативных задач. Она воспринимает и организует потоки внешней информации, позволяющие ей осуществить целенаправленное взаимодействие с окружением, своевременно адекватно реагировать на происходящие в нем изменения.
Изучение структуры и функций политической системы, ее компонентов требует выявления ее особенностей и характеристик как системы, существующей в соответствующей социокультурной и цивилизационной среде. При этом важно учитывать, что любая система представляет собой совокупность взаимозависимых элементов, находящихся во взаимодействии.
Политическая система отличается от других систем общества следующими характеристиками: она является универсальной по охвату данного общества своим воздействием, распространяющимся на всех его членов; она претендует на конечный контроль над применением физического принуждения; ее право выносить обязывающие решения принимается в качестве легитимного; ее решения являются авторитетно-властными,
несущими в себе силу легитимности и существенную вероятность того, что им подчинятся.
Типология и социодинамика политических систем
Типы политических систем определяются сущностными способами их организации и функционирования, во многом зависят от характера политической власти и политического режима общества. Типология политических систем общества может производиться на основе использования различных критериев. Так, если взять за основу формационный, классовый (марксистский) подход, то можно выделить рабовладельческую, феодальную, “азиатскую” (деспотическое государство и общинная собственность), буржуазную и государственно-социалистическую политические системы. С точки зрения эволюции целесообразно выделять традиционную и модернизированную системы. С учетом исторических особенностей развития политики и партий – англо-американскую, европейско-континентальную, развивающихся стран.
Наиболее распространена типология политических систем по характеру власти и принципам организации политической жизни общества. По этим критериям можно выделить три основных типа политических систем: демократическую, авторитарную и тоталитарную, а также переходные между ними.
Демократический тип политической системы характеризуется:
• широким вовлечением в политику граждан, обеспечением их прав и свобод, высоким уровнем жизни, важной ролью развитого среднего класса;
• участием в осуществлении власти широкого круга лиц и институтов власти; состязательной формой политического участия и многопартийной формой руководства;
• парламентским способом выражения воли народа, выборностью и подотчетностью законодательных органов власти снизу доверху.
• демократической политической культурой.
Типология и социодинамика политических систем
Типы политических систем определяются сущностными способами их организации и функционирования, во многом зависят от характера политической власти и политического режима общества. Типология политических систем общества может производиться на основе использования различных критериев. Так, если взять за основу формационный, классовый (марксистский) подход, то можно выделить рабовладельческую, феодальную, “азиатскую” (деспотическое государство и общинная собственность), буржуазную и государственно-социалистическую политические системы. С точки зрения эволюции целесообразно выделять традиционную и модернизированную системы. С учетом исторических особенностей развития политики и партий – англо-американскую, европейско-континентальную, развивающихся стран.
Наиболее распространена типология политических систем по характеру власти и принципам организации политической жизни общества. По этим критериям можно выделить три основных типа политических систем: демократическую, авторитарную и тоталитарную, а также переходные между ними.
Демократический тип политической системы характеризуется:
• широким вовлечением в политику граждан, обеспечением их прав и свобод, высоким уровнем жизни, важной ролью развитого среднего класса;
• участием в осуществлении власти широкого круга лиц и институтов власти; состязательной формой политического участия и многопартийной формой руководства;
• парламентским способом выражения воли народа, выборностью и подотчетностью законодательных органов власти снизу доверху.
• демократической политической культурой.
Механизм формирования и функционирования институтов политической системы демократического типа уменьшает формальные возможности монополии одних и ущемления прав других социальных групп, политических организаций на власть. Закон устанавливает равные права для всех.
Авторитарный тип политической системы характеризуется:
• концентрацией всей политической власти в едином центре принятия политических решений;
• максимальным расширением компетенции исполнительной власти;
• ограниченным политическим участием неправительственных партий и движений, а также урезанными властными полномочиями нижестоящих органов;
• неконтролируемым применением власти и жестким контролем за поведением всех слоев населения;
• жесткой реализацией номенклатурного принципа, т.е. расстановкой и перемещением руководящих кадров всех уровней по воле высших властей и неподотчетности их “низам”.
Централизация власти, исключение выборности представительных органов, ограничение деятельности оппозиционных партий и организаций, ограничение прав и свобод граждан и т.д. являются неизбежными атрибутами авторитарной политической системы. Авторитарный характер политической культуры – сущностная духовная характеристика и особенность данного типа политической системы.
Тоталитарный тип политической системы характеризуется жесткой регламентацией всей жизнедеятельности общества в целом, вплоть до образа жизни, поведения и мышления каждого человека.
Тоталитарный тип политической системы характеризует:
• сверхцентрализация власти и установление тоталитарного авторитарного правления одного лидера или узкого круга лиц (хунта);
• механизм властных структур на однопартийной основе во главе с единоличным лидером, жесткой иерархической субординацией и суровой дисциплиной;
• подчинение всех политических институтов и властных структур правящей партии и ее лидеру;
• тоталитарное регулирование из единого центра всей экономической жизни, ликвидация всех форм плюрализма, оппозиции и какой-либо автономии в системе власти, вмешательство в личную жизнь граждан;
• навязывание обществу одной-единственной официальной идеологии, подавление каких-либо проявлений инакомыслия и критики руководства, тотальный партийно-политический контроль и жесточайшая цензура в средствах массовой информации;
• социально-политическая демагогия, стремление к духовному оболваниванию населения, убеждение его в единстве режима и общества, правящей элиты и масс, партии и народа.
Тоталитарная политическая система общества невозможна без господства в нем тоталитарной политической культуры.
Типология политических систем не исчерпывается указанными тремя типами. Существует широкий спектр вариаций внутри этих типов: например, демократический тип политической системы может быть представлен элитарно-демократической, революционно-демократической и другими ее формами; авторитарный тип может выступать в популистской или президентской формах; тоталитарные политические системы могут быть как левоэгалитарного (например, сталинистского, маоистского), так и право- олигархического (профашистского) толка. В развивающихся странах наблюдается существование различных переходных типов политических систем. Так, в политических системах целого ряда стран Азии и Африки, национально-демократические нормы и структуры сочетаются с сильными элементами авторитаризма. Авторитарные режимы в отдельных развивающихся странах нередко используют демократические процедуры. В
некоторых развивающихся государствах функционируют монархические политические системы. Политическую систему в России одни политологи определяют как переходную – от авторитаризма к демократии, другие – как авторитарную политическую систему с некоторыми элементами демократии.
Формирование, функционирование и эволюция политических систем разных типов, переход от одного типа к другому, их взаимодействие с окружением
(или со средой) предстает как политический процесс. И особенности этого процесса требуют конкретного анализа состояния реальных политических систем, политических режимов, форм политического руководства и политического участия.
Политическая система движется через смену различных форм ее бытия и социальных условий, во взаимодействие с которыми она включается. Ход этого взаимодействия детерминирует “цепь” ее состояний, каждое из которых характеризуется определенной доминантой политической жизни.
Под доминантой политической жизни в данном случае понимается главенствующая тенденция, которая формируется в результате взаимодействия субъектов политики по поводу, например, выработки политической линии государства, необходимой модели развития общества и организации политической системы, реформы ее структуры власти, отношения к социально значимым Событиям и проблемам Внутренней и внешней политики и т.д. В роли доминанты могут выступать в определенных условиях очаги напряженности, вызванные кризисом политического руководства и власти в целом, кризисом господствующей идеологии и официальной модели политической культуры, обострением этнонациональных и религиозных проблем и т.д. Всякое состояние политической системы ограничено временными рамками, момент же перехода от одного состояния к другому может рассматриваться как особое состояние, где новая доминанта выражена еще не четко.
Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В.;Политология: Учебник;М.: Юристъ,
2002. –
511 с.
Формирование, функционирование и эволюция политических систем разных типов, переход от одного типа к другому, их взаимодействие с окружением
(или со средой) предстает как политический процесс. И особенности этого процесса требуют конкретного анализа состояния реальных политических систем, политических режимов, форм политического руководства и политического участия.
Политическая система движется через смену различных форм ее бытия и социальных условий, во взаимодействие с которыми она включается. Ход этого взаимодействия детерминирует “цепь” ее состояний, каждое из которых характеризуется определенной доминантой политической жизни.
Под доминантой политической жизни в данном случае понимается главенствующая тенденция, которая формируется в результате взаимодействия субъектов политики по поводу, например, выработки политической линии государства, необходимой модели развития общества и организации политической системы, реформы ее структуры власти, отношения к социально значимым Событиям и проблемам Внутренней и внешней политики и т.д. В роли доминанты могут выступать в определенных условиях очаги напряженности, вызванные кризисом политического руководства и власти в целом, кризисом господствующей идеологии и официальной модели политической культуры, обострением этнонациональных и религиозных проблем и т.д. Всякое состояние политической системы ограничено временными рамками, момент же перехода от одного состояния к другому может рассматриваться как особое состояние, где новая доминанта выражена еще не четко.
Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В.;Политология: Учебник;М.: Юристъ,
2002. –
511 с.
Понятие и типы политических систем
Различные политические явления неразрывно взаимосвязаны и составляют определенную целостность, социальный организм, имеющий относительную самостоятельность. Это их свойство и отражает понятие политической системы.
Появление этой категории непосредственно связано с развитием системного анализа общества Т. Парсонсом. Впервые теория политических систем была детально разработана крупным американским политологом Д.
Истоном в 50—60-х гг. нашего столетия. Затем она получила развитие в трудах Г. Алмонда, У. Митчелла, К. Дойча, А. Этциони, Д. Дивайна и многих других ученых.
В современной науке понятие политической системы имеет два взаимосвязанных значения.
В первом из них политическая система представляет собой искусственно созданный, теоретический, мыслительный конструкт, инструмент, позволяющий выявлять и описывать системные свойства различных политических явлений. Эта категория отражает не саму политическую реальность, а является средством системного анализа политики. Она применима к любому относительно целостному политическому образованию: партии, государству, профсоюзу, политической культуре и т.д. Каждое из этих образований является специфической политической системой.
Использование термина «политическая система» в его первом, методологическом значении применительно ко всей политической сфере, предполагает ее рассмотрение как целостного организма, находящегося в сложном взаимодействии с окружающей средой — всем остальным
Понятие политической
системы как инструмента
исследования
обществом через «ввод» — каналы влияния среды на политическую систему и «вывод» — обратное воздействие системы на среду.
Политическая система выполняет по отношению к среде ряд функций.
Это — определение целей, задач программы деятельности общества; мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей; интеграция всех элементов общества с помощью пропаганды общих целей и ценностей, использования власти и т.д.; обязательное для всех граждан распределение дефицитных ценностей.
Некоторые авторы еще более детализируют перечень функций политической системы. Так, Г. Алмонд описывает ее четыре функции
«ввода» — политическая социализация; привлечение граждан к участию; артикуляция их интересов; агрегирование интересов и три функции «вывода»
— разработка норм (законов); их применение; контроль за их соблюдением.
Среда воздействует на политическую систему через предъявляемые к ней требования и поддержку (одобрение политики, политическое участие, уплата налогов и т.п.) или же протеста (неодобрение, борьба и т.п.).
Политическая система в процессе конверсии «перерабатывает» требования в решения и организует соответствующие действия. Главная цель политической системы — самосохранение путем приспособления к изменяющимся требованиям среды и активного воздействия на нее.
В современной науке существуют разнообразные модели политических систем. Их изучение способствует углублению анализа политической жизни, уточнению и операционализации категорий, расширению использования в политических исследованиях формализации, математических, кибернетических и других точных методов.
Приемы и процедуры системного анализа подразумеваются (хотя далеко не всегда используются) при употреблении термина «политическая система» во втором, более конкретном значении: реальный сложный механизм
Политическая система
как механизм власти
Политическая система выполняет по отношению к среде ряд функций.
Это — определение целей, задач программы деятельности общества; мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей; интеграция всех элементов общества с помощью пропаганды общих целей и ценностей, использования власти и т.д.; обязательное для всех граждан распределение дефицитных ценностей.
Некоторые авторы еще более детализируют перечень функций политической системы. Так, Г. Алмонд описывает ее четыре функции
«ввода» — политическая социализация; привлечение граждан к участию; артикуляция их интересов; агрегирование интересов и три функции «вывода»
— разработка норм (законов); их применение; контроль за их соблюдением.
Среда воздействует на политическую систему через предъявляемые к ней требования и поддержку (одобрение политики, политическое участие, уплата налогов и т.п.) или же протеста (неодобрение, борьба и т.п.).
Политическая система в процессе конверсии «перерабатывает» требования в решения и организует соответствующие действия. Главная цель политической системы — самосохранение путем приспособления к изменяющимся требованиям среды и активного воздействия на нее.
В современной науке существуют разнообразные модели политических систем. Их изучение способствует углублению анализа политической жизни, уточнению и операционализации категорий, расширению использования в политических исследованиях формализации, математических, кибернетических и других точных методов.
Приемы и процедуры системного анализа подразумеваются (хотя далеко не всегда используются) при употреблении термина «политическая система» во втором, более конкретном значении: реальный сложный механизм
Политическая система
как механизм власти