Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 2728
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
населения, загрязнение окружающей среды, истощение ресурсов будут осуществляться такими темпами, что избежать глобальной катастроф уже не удастся.
Шесть шагов во избежание катастрофы
Здесь представлены шесть возможных программ, которые ведут к предупреждению глобальной катастрофы согласно модели «Мир — З». Каждая из этих программ описывается в общих понятиях и может быть реализована сотнями способов, путей, специфических как для отдельных сообществ, наций, регионов, так и для всего мира в целом. Каждый из нас может выбрать любую из них в качестве направляющей к выживанию.
1.
Как можно больше изучать указанные проблемы. Держать под контролем уровень благосостояния человечества, состояние локальных и планетарных «источников» и
«резервуаров». Поддерживать контакты с руководителями государств; честно, быстро, исчерпывающе информировать правительства и широкие массы людей о состоянии ок- ружающей среды. Учитывать реальную стоимость окружающей среды 9 экономических расчетах, применять показатели, например валовой Национальный продукт, таким образом, чтобы не смешивать стоимость и прибылью, затраты с благосостоянием, обесценивание естественных капиталов с доходом.
2.
Сократить время обратной связи. Серьезнее относиться к информации (тщательно исследовать, анализировать, ничего не оставлять без внимания), сигнализирующей о напряженном состоянии окружающей среды. Пытаться заранее предусмотреть возможные действия на случай обострения глобальных проблем. Если возможно, предвидеть обостре- ние подобного рода проблем еще до их проявления. Подготовиться институционально и технологически для эффективных действий в условиях обострения глобальных проблем.
Необходимыми требованиями являются также творческий подход, критическое мышление и системное понимание в решении проблем, стоящих перед человечеством.
3.
Следует свести к минимуму использование невозобновимых ресурсов.
Ископаемые виды топлива, подземные источники води т.д. необходимо использовать с максимальной эффективностью и поддерживать их существование, насколько это возможно.
4.
Препятствовать истощению возобновимых ресурсов. Сюда можно отнести такие параметры, как плодородие пахотных земель, источники пресной воды, а также источники всего живого на Земле, включая леса, рыбу, птицу. Все это нужно защищать, восстанавливать и даже увеличивать в количественном отношении. Использовать данные источники следует только в том режиме, который позволяет этим ресурсам восстанавливаться.
5.
Использовать все ресурсы с максимальной эффективностью. Попытаться достичь высокого уровня благосостояния при наименьших затратах. В этом случае более высокое качество жизни будет возможно в допустимых пределах. Значительная прибыль как результат эффективного использования ресурсов технически возможна и экономически благоприятна. Чем более длительное время человечество сумеет избежать глобальной катастрофы, тем более высокая степень эффективности может быть достигнута.
6.
Необходимо остановить экспоненциальный рост численности населения и физического капитала. Имеются естественные пределы, в которых могут осуществляться первые пять шагов нашей программы. Этот — шестой — шаг представляется нам наиболее существенным. Он связан как с институциональными и философскими изменениями, так и с социальными инновациями. Необходимо определить оптимальный уровень численности населения и соответственно допустимый объем промышленного производства. Мы должны решить, что будет нашим девизом: «достаточно» или « больше» и как в связи с этим нужно поступать. Этот этап нашей программы предполагает глубокое исследование (возможно, с элементами предвидения) оптимальных условий
Шесть шагов во избежание катастрофы
Здесь представлены шесть возможных программ, которые ведут к предупреждению глобальной катастрофы согласно модели «Мир — З». Каждая из этих программ описывается в общих понятиях и может быть реализована сотнями способов, путей, специфических как для отдельных сообществ, наций, регионов, так и для всего мира в целом. Каждый из нас может выбрать любую из них в качестве направляющей к выживанию.
1.
Как можно больше изучать указанные проблемы. Держать под контролем уровень благосостояния человечества, состояние локальных и планетарных «источников» и
«резервуаров». Поддерживать контакты с руководителями государств; честно, быстро, исчерпывающе информировать правительства и широкие массы людей о состоянии ок- ружающей среды. Учитывать реальную стоимость окружающей среды 9 экономических расчетах, применять показатели, например валовой Национальный продукт, таким образом, чтобы не смешивать стоимость и прибылью, затраты с благосостоянием, обесценивание естественных капиталов с доходом.
2.
Сократить время обратной связи. Серьезнее относиться к информации (тщательно исследовать, анализировать, ничего не оставлять без внимания), сигнализирующей о напряженном состоянии окружающей среды. Пытаться заранее предусмотреть возможные действия на случай обострения глобальных проблем. Если возможно, предвидеть обостре- ние подобного рода проблем еще до их проявления. Подготовиться институционально и технологически для эффективных действий в условиях обострения глобальных проблем.
Необходимыми требованиями являются также творческий подход, критическое мышление и системное понимание в решении проблем, стоящих перед человечеством.
3.
Следует свести к минимуму использование невозобновимых ресурсов.
Ископаемые виды топлива, подземные источники води т.д. необходимо использовать с максимальной эффективностью и поддерживать их существование, насколько это возможно.
4.
Препятствовать истощению возобновимых ресурсов. Сюда можно отнести такие параметры, как плодородие пахотных земель, источники пресной воды, а также источники всего живого на Земле, включая леса, рыбу, птицу. Все это нужно защищать, восстанавливать и даже увеличивать в количественном отношении. Использовать данные источники следует только в том режиме, который позволяет этим ресурсам восстанавливаться.
5.
Использовать все ресурсы с максимальной эффективностью. Попытаться достичь высокого уровня благосостояния при наименьших затратах. В этом случае более высокое качество жизни будет возможно в допустимых пределах. Значительная прибыль как результат эффективного использования ресурсов технически возможна и экономически благоприятна. Чем более длительное время человечество сумеет избежать глобальной катастрофы, тем более высокая степень эффективности может быть достигнута.
6.
Необходимо остановить экспоненциальный рост численности населения и физического капитала. Имеются естественные пределы, в которых могут осуществляться первые пять шагов нашей программы. Этот — шестой — шаг представляется нам наиболее существенным. Он связан как с институциональными и философскими изменениями, так и с социальными инновациями. Необходимо определить оптимальный уровень численности населения и соответственно допустимый объем промышленного производства. Мы должны решить, что будет нашим девизом: «достаточно» или « больше» и как в связи с этим нужно поступать. Этот этап нашей программы предполагает глубокое исследование (возможно, с элементами предвидения) оптимальных условий
существования человечества, включая нарастающую экспансию физического воздействия на окружающую среду.
Думаю, мы должны понимать, что радикальное изменение станет возможным лишь в случае реального кризиса, когда человечество столкнется с катастрофой лицом к лицу. До тех пор пока каждая страна, нация, регион не ощутят реального воздействия кризиса, не осознают, что будущее именно этой страны, нации, региона находится под угрозой катастрофы, решительные меры не будут приняты.
Я предлагаю следующее. Нам необходимо проанализировать несколько предстоящих кризисных ситуаций в ряде стран мира, выявить общие тенденции, сопоставить их результаты и проч. Полученные данные нужно использовать в качестве стимула для того, чтобы развернуть широкомасштабную акцию в пределах всей нашей планеты.
В ближайшем будущем человечество ожидают по меньшей мере два глобальных кризиса, к рассмотрению которых мы можем обратиться для решения поставленных задач: 1) истощение озонового слоя; 2) кризис в области мировых рыбных промыслов.
Данные проблемы станут очень острыми уже в этом десятилетии, и их решение может явиться фундаментом для всемирного объединения и сотрудничества в области исследования, субсидирования и контроля за окружающей средой.
Конечно, это всего лишь прогноз, но существует мнение, что мировой уровень озона к 2000 г. может упасть в среднем на 20%. В результате этого на 40% возрастет ультрафиолетовое излучение, которое достигнет земной поверхности. Последствия будут очень серьезными для здоровья людей, сельского хозяйства, а также скажутся на долговечности многих искусственных материалов, таких, например, как пластик.
Другая серьезная ситуация связана с Мировым океаном и сокращением добычи рыбы. Я предполагаю, что серьезное сокращение рыбныхпромыслов в мировом масштабе будет продолжаться в течение всего этого десятилетия и составит серьезную общечеловеческую проблему.
В заключение следует отметить, что мы совершим огромную ошибку, позволив мировому сообществу бороться с глобальными проблемами таким образом, как если бы данные проблемы решались при помощи новых технологий или посредством незначительных изменений в международном законодательстве. Наша задача — помочь мировому сообществу увидеть в этих проблемах зловещие симптомы «запредельной ситуации».
Вопросы для самопроверки
1. Что вы понимаете под системой международных отношений?
2. Дайте характеристику ее основных компонентов.
3. Какие функции она выполняет?
4. Что такое дипломатия?
5. Когда и почему возникла геополитика?
6. Назовите основателей и наиболее крупных разработчиков геополитики.
7. Какую она претерпела эволюцию со времени своего возникновения по настоящее время?
8. Какое содержание вкладывается в понятие "территориальный императив"?
9. Охарактеризуйте роль средств транспорта и коммуникации в формировании современного миропорядка?
Думаю, мы должны понимать, что радикальное изменение станет возможным лишь в случае реального кризиса, когда человечество столкнется с катастрофой лицом к лицу. До тех пор пока каждая страна, нация, регион не ощутят реального воздействия кризиса, не осознают, что будущее именно этой страны, нации, региона находится под угрозой катастрофы, решительные меры не будут приняты.
Я предлагаю следующее. Нам необходимо проанализировать несколько предстоящих кризисных ситуаций в ряде стран мира, выявить общие тенденции, сопоставить их результаты и проч. Полученные данные нужно использовать в качестве стимула для того, чтобы развернуть широкомасштабную акцию в пределах всей нашей планеты.
В ближайшем будущем человечество ожидают по меньшей мере два глобальных кризиса, к рассмотрению которых мы можем обратиться для решения поставленных задач: 1) истощение озонового слоя; 2) кризис в области мировых рыбных промыслов.
Данные проблемы станут очень острыми уже в этом десятилетии, и их решение может явиться фундаментом для всемирного объединения и сотрудничества в области исследования, субсидирования и контроля за окружающей средой.
Конечно, это всего лишь прогноз, но существует мнение, что мировой уровень озона к 2000 г. может упасть в среднем на 20%. В результате этого на 40% возрастет ультрафиолетовое излучение, которое достигнет земной поверхности. Последствия будут очень серьезными для здоровья людей, сельского хозяйства, а также скажутся на долговечности многих искусственных материалов, таких, например, как пластик.
Другая серьезная ситуация связана с Мировым океаном и сокращением добычи рыбы. Я предполагаю, что серьезное сокращение рыбныхпромыслов в мировом масштабе будет продолжаться в течение всего этого десятилетия и составит серьезную общечеловеческую проблему.
В заключение следует отметить, что мы совершим огромную ошибку, позволив мировому сообществу бороться с глобальными проблемами таким образом, как если бы данные проблемы решались при помощи новых технологий или посредством незначительных изменений в международном законодательстве. Наша задача — помочь мировому сообществу увидеть в этих проблемах зловещие симптомы «запредельной ситуации».
Вопросы для самопроверки
1. Что вы понимаете под системой международных отношений?
2. Дайте характеристику ее основных компонентов.
3. Какие функции она выполняет?
4. Что такое дипломатия?
5. Когда и почему возникла геополитика?
6. Назовите основателей и наиболее крупных разработчиков геополитики.
7. Какую она претерпела эволюцию со времени своего возникновения по настоящее время?
8. Какое содержание вкладывается в понятие "территориальный императив"?
9. Охарактеризуйте роль средств транспорта и коммуникации в формировании современного миропорядка?
1 ... 38 39 40 41 42 43 44 45 ... 70
Тема 9 Ответы
Верно ли:
1. Четкому разграничению общества и государства способствовали договорные теории государства - верно
2. На формирование государства определяющее влияние оказывают географическое положение и климат. - неверно
3. Одно из двух основных значений конституции - свод законов, юридический или нормативный акт - верно
4. Конфедерация— постоянный союз самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей. - верно
5. Правоприменительная деятельность государства — это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права - верно
Выберите один верный вариант ответа:
6. В развитии государства ученые выделяют два глобальных этапа:
1. традиционный и индустриальный
2. традиционный и конституционный
3. индустриальный и информационный
4. традиционный и информационный
7. Главной отличительной чертой парламентской республики является:
1. образование правительства на парламентской основе и его формальная
ответственность перед парламентом
2. президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства
3. двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом
4. формальным источником власти является одно лицо
8.
Повседневной оперативно-разъяснительной, воспитательной работой по обеспечению выполнения различных функций государства является:
1. организационно-регламентирующая деятельность
2. организационно-хозяйственная деятельность
3. организационно – контролирующая деятельность
4. организационно-идеологическая деятельность
Выберите все верные варианты ответа:
9. В современном мире конституционных сводов законов не имеют:
1. Израиль
2. Великобритания
3. Франция
4. Германия
5. Саудовская Аравия
10. К внутренним функциям государства относятся:
1.
Экологическая
2. Обеспечение национальной безопасности
3. Образовательная
4.
Обеспечение мира
5.
Правовая
Тема 10 Ответы
Верно ли:
1.
Социальная стратификация – это отношения общественного равенства и неравенства, а также права и обязанности групп, вытекающие из занимаемых ими общественных позиций (статусов). - верно
2.
К. Маркс выдвинул идею, согласно которой согласно которой социальная стратификация представляет собой набор статусов и ролей, обозначающих гибкую, подвижную и временную принадлежность людей к тем или иным группам. -
неверно
3.
Социальная мобильность может быть горизонтальной и диагональной. – неверно
4.
Т.Парсон использовал стратификационный подход к трактовке классов. – верно
5.
Под всеобщностью вертикальной мобильности подразумевается число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. – верно
Выберите один верный вариант ответа:
6.
Какой тип социальной мобильности не существует?
1. вертикальная мобильность
2. нисходящая мобильность
3. восходящая мобильность
4. колеблющаяся мобильность
7.
Какие два новых класса выделили современные последователи М.Вебера?
1.
работники сферы услуг и лица, живущие за счет государственных пособий
2. буржуа и пролетариаты
3. купцы и ремесленники
4. госчиновники и бизнесмены
8.
В рамках этого подхода класс – это группа людей примерно одинакового социального статуса, определяемого величиной дохода, престижностью профессии, уровнем образования, доступом к власти.
1.
функциональный подход
2. марксистский подход
3. подход П.Сорокина
4. веберовский подход
Выберите все верные варианты ответа:
9.
Кто является авторами основных трех подходов к трактовке классов?
1. М.Вебер
2.
У. Уорнер
3. К.Маркс
4. Т.Парсонс
5. П.Сорокин
10.
Какие основные факторы выделил М.Бегер в качестве факторов, определяющих неравенство в распределении ресурсов между группами?
1. Престиж
2. Образование
3. Происхождение
4. Богатство
5. Власть
Тест 11. Ответы
Верно ли:
1.
Партогенез это процесс формирования и функционирования партий. – верно
2.
Основная деятельность для политической партии сосредотачивается во время ее деятельности в послевыборный период. - неверно
3.
Одной из важнейших функций партий является отбор и рекрутирование политических лидеров и элит для всех уровней политической системы. – верно
4.
Итальянский политолог Дж. Сартори предложил разделять политические партии на кадровые, массовые и строго централизованные. – неверно
5.
Партии и группы интересов как институты политического представительства появились еще в Античности. - неверно
Выберите один правильный вариант ответа:
6.На какие виды политических партий выделял Дюверже?
1. правящие и оппозиционные
2. легальные и нелегальные
3. доктринальные и прагматический или «патронажные»
4.
массовые, кадровые и строго централизованные
5. парламентсике и лейбористские
7. При классификации партийных систем по количественному признаку можно выделить следующие системы:
1.
однопартийные и бипартийные или мультипартийные
2. демократические и тоталитарные
3. социальные и буржуазные
4. легальные и нелегальные
5. временные и вечные
8. Благодаря чему партии обретают массовую социальную базу и начинают ориентироваться в первую очередь на большинство?
1. рост населения
2. усиление миграционных потоков
3.
введение всеобщего избирательного права
4. отмена крепостного права в России и рабства в США
5. приход к власти лейбористов в Великобритании
Выберите все правильные варианты ответов:
9. Какие свойственные только политической партии функции и признаки отличают ее от всех других политических институтов, в том числе и групп интересов?
1.
Наличие политической программы действия
2.
Определенная идеологическая система ориентаций
3.
Выражение и отстаивание интересов определенной группы на политическом, экономическом или социальном пространствах общества
4.
Сплочение группы, формирование у ее членов чувства общности
5.
Распределение (перераспределение) в обществе властных статусов
10. Как называются партии, старающиеся объединить вокруг себя максимальное количество избирателей самой разной социальной, этнической и прочей принадлежностей для решения главных вопросов текущего момента?
1.
Универсальные
2.
Общественные
3. «
Партии хватай всех» (catch all parties)
4.
Партии для всех (parties for all)
5.
Электорально-профессиональные