Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 2724
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(взаимодействующих) особей. Даже знаки высшего рода, о которых говорилось в предыдущем абзаце, в конечном счете, оказываются неразрывно связанными с конкретной, единичной ситуацией. Их восприятие может вызвать какое-то, генетически запрограммированное действие, но в животном мире знак никогда не может стать носителем новой схемы поведения – схемы, которая обладала бы самостоятельной ценностью и носила бы некий универсальный характер. На это способны лишь люди, ибо в их коммуникациях знаки впервые освобождаются от какой-либо привязки к конкретной, единичной ситуации.
Именно благодаря этой особенности знаковых систем человека с помощью последних оказывается возможным культурное наследование.
1.2.2.
Знаки, существующие исключительно в коммуникациях людей и реализующие собой культурное наследование, называются символами.
Символами называются знаки, во-первых, физически никак не связанные с тем, что
они обозначают, во-вторых, изображающие не единичный предмет, а, некие всеобщие
свойства и отношения, в частности, схемы и способы поведения человека.
Таким образом, если способность к знаковому обмену существует уже у животных, то способность к обмену символами появляется лишь у человека. Причем символы, используемые им, в большинстве случаев функционируют не отдельно, а образуют собой целостную систему, законы которой задают правила их образования. Такие символические системы называются языковыми. В обыденной жизни язык, как правило, отождествляют с языком словесным, или с речью. На самом деле, словесный язык является важнейшим, но не единственным средством коммуникации, ибо существует множество других языковых систем. Например, хорошо известный каждому язык жестов, без которого принципиально невозможно полноценное человеческое общение.
1.3. Проблема антропогенеза. Взаимоотношение духовного и телесного,
биологического и социального начал в человеке.
Язык, а, соответственно, и речь, свойственны лишь человеку. По мнению многих современных исследователей, устная речь является слишком эфемерным и неустойчивым носителем, чтобы осуществлять жизненно важную связь между поколениями. Поэтому, согласно одной из современных гипотез, именно возникновение письменной речи символизировало окончательное выделение человека из животного царства. И действительно, если практически все остальные особенности жизнедеятельности человека
(изготовление простейших орудий, групповой образ жизни, наличие общения посредством звуков) мы, по крайней мере на зачаточном уровне, наблюдаем уже в мире животных, то никаких даже близких аналогов письменной речи в животных сообществах мы не
наблюдаем. Другое дело, что подобная речь, по крайней мере, первоначально, могла выступать в весьма непривычном для наших сегодняшних представлений виде – в виде разрисованного и украшенного перьями идола или даже в виде скола на камне
1
Каким образом она возникла, что позволило нашему далекому предку в камне или куске дерева увидеть не просто материальное тело, интересное лишь своими физическими свойствами, а носителя своей (или чужой) мысли или чувства, позволило увидеть в нем средство обращения одного человека к другому – это и по сей день является одной из наиболее фундаментальных загадок антропогенеза.
Итак, в отличие от животных для человека характерен не просто групповой образ жизни, и, следовательно, постоянные коммуникации людей друг с другом. Прежде всего для него характерно символически опосредованное взаимодействие (общение), причем в этом взаимодействии участвуют как ныне живущие, так и ушедшие поколения. И именно это взаимодействие, в конечном счете, определяет собой формы и способы жизнедеятельности
1
Относительно связи архаической письменной речи и древних религиозных символов мы более подробно поговорим в разделе «Социология религии». См. также А. Лобок. Антропология мифа.
Екатеринбург, 1998.
(т.е. социальные, экономические, семейные, политические, религиозные и проч. отношения) человека. Вершина самостоятельности символа – когда его «материя», первоначально абсолютно ничем не связанная с означающим, начинает играть некую существенную роль.
Ярчайший пример того – стихи.
Человек, естественно, не перестает быть биологическим существом – как все живое, он рождается и умирает, добывает себе пропитание, обустраивает свое жилище, оставляет после себя потомство. Однако рождается он не в норе, пропитание добывает не в лесу, и даже такой естественный процесс как прием пищи осуществляется им не с помощью чисто биологически унаследованных «орудий» – пальцев и кистей рук, а с помощью таких культурных предметов, как ложка, вилка, тарелка и т.д. Таким образом, в человеке мы должны констатировать некое единство биологической и социальной природы. Вопрос о соотношении в человеке этих двух начал и по сей день является весьма дискуссионным, так что представители различных социологических школ дали бы на него весьма разные, если не противоположные ответы. Так, с точки зрения социал-дарвинизма, такие факторы биологической жизни, как борьба за существование, естественный отбор и т.д., являются универсальными для любых сообществ живых существ, а, следовательно, определяют собой и жизнь человеческого общества. С позиций марксистской социологии, напротив, взаимная конкуренция и вражда между людьми, в конечном счете, порождаются вполне конкретными и исторически преходящими («отчужденными») социальными отношениями, поэтому, при определенном общественном устройстве, они могут исчезнуть. Согласно современным данным, многие, кажущиеся врожденными особенности человека, при более детальном рассмотрении оказываются, напротив, имеющими всецело социальное происхождение. Так, например, известный социолог Э. Дюркгейм показал, что даже такая, казалось бы, сугубо биологическая характеристика человека, как размер черепа, в среднем оказывается зависящей от социально-экономических особенностей общества, в котором он сформировался, в частности, от степени развитости в этом обществе разделения труда. Чем выше это разделение, тем, во-первых, в большей степени в этом обществе различаются размеры мужских и женских черепов, во-вторых, оказывается большим разброс в размерах черепов у представителей одного пола. Однако, верно и обратное: многое из того, что кажется чисто социальным явлением (структура лидерства в малых группах и проч.), по данным современной социобиологии, существует уже в сообществах животных.
Способность к созданию символов и, соответственно, к культурному наследованию, является важнейшим, но далеко не единственным отличием человека от животных. Создание новых поведенческих схем достаточно быстро исчерпало бы свою эффективность, не обладай человек способностью к созданию принципиально новых орудий деятельности или орудий труда. Именно благодаря орудиям труда и труду вообще человек окончательно выделился из животного царства и начал жить по законам созданного им самим социального мира. (В рамках так называемой трудовой теории возникновения человека именно орудийная деятельность, а вовсе не создание символов, считается решающим фактором в возникновении человека).
Трудовая деятельность позволила человеку материализовать свою способность к созданию и сохранению новых способов своей жизнедеятельности и, окончательно выделившись из животного царства, начать жить по законам созданного им самим социального мира. Животные, очевидно, так же способны к преобразованию материальных предметов, однако специфика трудовой деятельности человека состоит в том, что она опирается на искусственно созданные орудия труда. Изготовление таких орудий предполагает наличие у человека способности к так называемой «целесообразной деятельности второго порядка». В отличие от деятельности первого порядка, для которой характерна ориентация на достижение целей, связанных с удовлетворением непосредственных жизненных нужд, деятельность второго порядка предполагает ориентацию на цели, имеющие лишь косвенное (вторичное) отношение к удовлетворению этих потребностей.
Основная литература
1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2002, с.
10-18.
2. Человек и общество. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. – М.: Просвещение, 1999, с. 17-43, 119-126.
Раздел: Задания для самостоятельной работы
Выберите один правильный ответ:
1. Является ли верным следующее утверждение:
“Согласно современным научным представлениям, только человек способен к созданию новых схем и способов поведения, тогда как жизнедеятельность животных полностью сводится к инстинктивным действиям и рефлекторным реакциям”?
1. Да.
2. Нет.
2. Является ли верным утверждение:
«Основу культурного наследования составляет способность человека к изготовлению орудий труда»?
1.
Да.
2.
Нет.
3. Является ли верным утверждение:
«К целесообразным действиям способны и животные, и люди, тогда как свободному целеполаганию способен только человек»?
1.
Да.
2.
Нет.
4. Согласно современным представлениям, способность к изготовлению орудий труда
является основным и единственным отличительным признаком человека от
животного.
1. Да.
2. Нет.
5.
Выберите верное утверждение:
1. Знаком является любой материальный предмет, в какой-либо ситуации замещающий другой материальный предмет, свойство, или отношение.
2. Знаком является материальный предмет, в любой ситуации замещающий другой материальный предмет, свойство, отношение.
3. Знаком является только такой материальный предмет, который выражает собой существенные стороны замещаемого им предмета.
4. Знаковое взаимодействие появляется только у человека.
6
. В отличие от животных, для человека характерен:
1. Групповой образ жизни.
2. Наличие в группах лидеров.
3. Взаимодействие, опосредованное знаками.
4. Взаимодействие, опосредованное символами.
7.
Возможны ли среди животных ролевые конфликты?
1.
Нет, ибо животные не являются мыслящими существами.
2. Да, но только среди животных, ведущих групповой образ жизни, ибо носителем роли является группа.
3.
Нет, это не возможно среди животных, ибо роль понятие социокультурное.
4.
Да, поскольку роль выражает собой соответствие индивидуального поведения основным признакам поведения данного вида.
К следующим вопросам укажите все правильные варианты ответов:
8.
В соответствии с концепцией Декарта человек отличается от животных тем, что:
1. Его действия носят всецело рефлекторный характер.
2. Человек способен к творчеству.
3. Человек способен к созданию принципиально новых способов и схем своих действий.
4. Человек способен к передаче последующим поколениям найденных им схем и способов жизнедеятельности.
5. Человек способен к культурному (социальному) наследованию.
9
. Укажите черты, встречающиеся как в сообществах животных, так и в сообществах
людей
1. Наличие в группах лидеров.
2. Наличие культуры.
3. Наличие предметов, имеющих на себе следы целесообразных изменений.
4. Наличие специально изготовленных орудий деятельности.
5. Наличие языковых систем.
10
. Слова, из которых состоит текст данного задания, являются:
1.
Только знаками, но не символами.
2.
Только символами, но не знаками.
3.
И символами, и знаками одновременно.
4.
Ни знаками, ни символами, поскольку к языковым системам данные понятия не применимы.
Раздел: Календарно-тематический план
1 ... 40 41 42 43 44 45 46 47 ... 70
ТЕМА 2
Социальные группы и социальные отношения.
Содержание темы
2.1. Группа как носитель социальных отношений. Определение социальной группы, основные признаки группы.Группа, квазигруппа, социальная категория.
2
.2. Многообразие социальных групп. Типология социальных групп.Средние и большие группы, локальные - дислокальные, постоянные – временные, первичные – вторичные, целевые и критерии их выделения. Понятие малой группы Референтные группы.
2.3. Социальные группы и категории в жизни современного общества и современного человека.
Раздел: Учебно-методические указания
Методические указания
1. Дайте определение социальной группы. Подумайте, почему именно эти признаки выделены социологами в качестве основных признаков группы? Почему, с Вашей точки зрения, именно группа рассматривается в современной науке в качестве основного носителя социальных отношений? Каково соотношение термина группа, используемого в обыденной речи, и научного понятия группа? Приведите примеры, когда некоторая совокупность людей может быть названа группой с точки зрения обыденного словоупотребления, но не является таковой с позиций социологии.
Бывают ли обратные случаи?
2. Назовите основные принципы классификаций социальных групп. Почему верхний предел малой группы определен в размере именно 10-12 человек? Почему нельзя ограничиться понятиями большой и малой группы, зачем нужно введение понятия средней группы? Укажите, в чем состоит основное отличие групп и квазигрупп.
Вспомните содержание Темы №1. Возможно ли существование в животном мире групп, аналогичных социальным группам в человеческом обществе? Укажите, какие признаки социальных групп могут встречаться в сообществах животных.
3. Дайте определение социальной категории. Напишите на отдельном листе бумаги как можно больше социальных категорий, к которым принадлежите лично Вы.
Постарайтесь, чтобы их число было не менее двух-трех десятков (!). Осознавали ли
Вы раньше свою принадлежность к этим категориям? Подумайте, каким образом существующие в этих категориях правила и нормы определяют Ваше социальное поведение. Влияют ли эти нормы на Ваше экономическое поведение, например, на предпочтение тех или иных товаров? Приведите примеры малой, средней, большой групп, членом которых Вы являетесь. Какие из этих групп являются формальными, какие – неформальными? Есть ли среди них первичная группа? Подумайте, какую группу Вы могли бы назвать для себя референтной?