Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 2720

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.4.2.
Все социальные группы делятся на целевые и нецелевые. Как уже отмечалось, наличие четко сформулированной обшегрупповой цели не обязательно для того, чтобы какая-либо общность людей считалась социальной группой. Однако, группы, имеющие такую цель, играют очень большую роль в обществе и поэтому часто оказываются объектом изучения социологов. Причина состоит в том, что поведение целевых групп подчиняется целому ряду закономерностей, которые не наблюдаются среди нецелевых групп.
Цель лишь тогда может считаться общегрупповой, когда она достаточно четко сформулирована и осознается хотя бы частью членов группы (не обязательно всеми!).
Цель деятельности может быть задана как самой группой, так и предложена (или навязана) ей извне.
Каждый человек, находясь в группе, осуществляет некоторую целесообразную деятельность, хотя он далеко не всегда четко осознает и формулирует для себя свои цели.
Совпадение целей отдельных индивидов еще не означает, что цели каждого из них являются общегрупповой целью.
Если же общегрупповая цель существует, она очень редко является "равнодействующей" индивидуальных целей. Группы имеют собственные цели; как правило, индивиды вынуждены "подстраивать" свои индивидуальные цели под цель деятельности группы.
Граница между целевыми и нецелевыми группами весьма условна. Группа может быть создана как нецелевая, а затем может выработать для себя (или получить извне) цель своей деятельности. И наоборот, целевая группа может со временем утратить эту цель, но, тем не менее, сохраниться как группа (например, регулярно встречающиеся и взаимодействующие друг с другом члены воинского подразделения, спортивной команды, и т.д.). Очень часто истинные цели группы бывают известны далеко не всем ее членам, и тем не менее она существует как целевая.
2.4.3.
В социологии выделяются также формальные и неформальные группы.
Как целевые, так и нецелевые группы могут быть формальными и неформальными. Под формальными группами мы, в соответствии с
существующей традицией, будем понимать группы, отличающиеся следующими
особенностями:
-
нормы, ценности, роли группы четко формализованы, то есть закреплены в
текстах;
-
нормы, ценности и роли группы определяются внешними по отношению к
группе агентами (другими группами, государством, и т.д.)
Соответственно, неформальные группы - это такие группы, которые не имеют четких закрепленных ролевых ожиданий, нормативной и ценостной (целевой) базы; кроме того, неформальные группы сами вырабатывают свою ценностно-нормативную базу и ролевую структуру.
2.4.4.
С понятием формальных и неформальных групп тесно связано понятия
"первичных" и "вторичных" групп. Если деление на формальные и неформальные характеризует объективную структуру групп, то первичные и вторичные группы определяются по отношению к входящим в них индивидам, составляющим эти группы. Неформальная группа всегда является первичной, а формальная - вторичной.
Среди признаков, отличающих первичную группу от вторичной обычно называются следующие:
Первичные
Вторичные
Численность только малые любые
Целеполагание нецелевые целевые


Кол-во ролей у каждого члена много мало ролевые ожидания нечеткие четко определенные формализация низкая высокая
Социологи давно заметили, что в реальной жизни практически не встречается групп, которые были бы исключительно первичными и неформальными, или наоборот, полностью соответствовали бы требованиям вторичной формальной группы. Безусловно, семья является преимущественно неформальной группой; однако в значительной степени права и обязанности членов семей регулируются соответствующими юридическими нормами, а сам факт создания семьи в современном обществе фиксируется актом учета гражданского состояния. Наоборот, частная фирма или государственное учреждение - это прежде всего формальные группы, однако и в них нередко складываются межличностные отношения, далеко выходящие за рамки чисто формальных. Поэтому каждая реальная социальная группа находится как бы на шкале, на континууме, в зависимости от того, какие отношения - формальные или неформальные - превалируют в повседневной деятельности данной группы. Семья, с этой точки зрения, будет ближе к "неформальному" полюсу, а штат организации наоборот к "формальному".
Формальные вторичные группы, как правило, бывают целевыми, в то время неформальные первичные - нецелевыми. Однако это соответствие совсем не жесткое, не обязательное. Например, группа самодеятельных туристов - путешественников является целевой по преимуществу неформальной группой. В то же время участники описанного выше шахматного (или покерного) турнира в Интернет являются нецелевой формальной (вторичной) группой.
2.4.5.
Референтные группы - группы, на нормы и ценности которых
ориентируется индивид(см. Тему 5). Каждый индивид может иметь множество референтных групп; однако он не обязательно является их членом. Например, для христиан Христос и его апостолы являются референтной группой; для части молодежи референтными являются актерские круги Голливуда, мир известных спортсменов или предпринимателей. В то же время референтными могут быть такие группы как собственная родительская семья или компания сверстников. Референтная группа может быть даже воображаемой (Средиземье Толкиена) или существовавшей в прошлом.
Рекомендуемая литература
1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.:
Русская панорама, 2002, с. 18-27.
2. Человек и общество. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой
А.Ю. – М.: Просвещение, 1999, с. 37-43.
3. Фролов С.С. Социология. Учебник для Вузов. М., 1997, с. 191-219.


Раздел: Задания для самостоятельной работы
ТЕСТ
Выберите один правильный ответ:
1. Представители одного этноса, рассеянные по миру, представляют собой:
1. Общество.
2. Социальную группу.
3. Категорию.
4. Страту.
2. Что такое "квазигруппа"?
1. Это любая группа, не зарегистрированная официально (не имеющая учредительных документов).
2. Это социальная группа, члены которой в данный момент не находится вместе
(например, студенты одной группы в каникулярное время).
3. Это группа, существовавшая ранее, но не существующая сейчас.
4. Это категория людей, которая обладает некоторыми (но не всеми) свойствами социальной группы.
3. Каким числом людей принято определять верхнюю границу численности
малой группы?
1. 2-
3 чел.
2. 10-
12 чел.
3. 50-
60 чел.
4. 80-
100 чел.
4. Являются группой бывшие одноклассники, не видевшиеся уже пять лет,
живущие в разных города, однако регулярно созванивающиеся по телефону и
обязательно поздравляющие друг друга со всеми праздниками?
1. Да.
2.Нет.
5. Является современное российское общество социальной группой?
1. Да.
2.Нет.
6. Является ли верным следующее утверждение: «На социальное поведение
индивида оказывают
влияние
нормы только тех групп, членом которых он
является»?
1. Да.
2.Нет.
7. Совокупность граждан России, на последних президентских выборах
голосовавших за кандидатуру В.В. Путина, является:
1. Социальной категорией.
2.
Квазигруппой.
3.
Средней социальной группой.
4.
Большой социальной группой.
Удалено: внимание

8. Совокупность людей, слушающих в концертном зале выступление известного
артиста, является:
1.
Социальной категорией.
2.
Квазигруппой.
3.
Малой социальной группой.
4.
Средней социальной группой.
К следующим вопросам укажите все правильные варианты ответов:
9. Какими свойствами должна обладать совокупность людей, чтобы назваться
"социальной группой"?
1. Признанным лидером.
2. Каналом взаимодействия между индивидами.
3. Организационной структурой.
4. Признаками, по которым члены группы отличают друг друга от лиц, не входящих в группу.
5.
Своим особым кодом (языком общения, непонятным для других людей).
10. Какие из перечисленных ниже общностей можно считать группой с
социологической точки зрения?
1. Члены клуба фанатов футбольной команды.
2. Все болельщики футбольной команды.
3. Все граждане Российской Федерации.
4
. Все человечество.
Удалено: 4. Все представители династии Рюриковичей.¶
5


Раздел: Календарно-тематический план
1   ...   41   42   43   44   45   46   47   48   ...   70

ТЕМА 3
Социальные роли, нормы и ценности.
Содержание темы
3.1.
Понятие социальной роли. Роль и группа. Группа как носитель ролей.
Ролевая структура группы. Методы изучения ролевых структур. Социальная роль лидера и ее основные особенности. Основные типы лидерства. Дуализм группы.
Коммуникативная структура группы и ее размер. Современные представления об устойчивости группы.
3.2. Ролевые напряжения, ролевые конфликты. Причины возникновения ролевых напряжений. Понятие внутриролевого напряжения. Основные особенности внутриролевого напряжения, причины возникновения, способы устранения. Понятие межролевого напряжения, его специфика, причины возникновения, способы устранения. Функции ролевых в жизни социальных групп.
3.3
. Понятия социальных ценностей и социальных норм. Групповые и индивидуальные цели как ценности. Понятия инструментальных и терминальных ценностей. Система ценностей. Понятие аномии. Основные классификации социальных норм. Конформизм. Организация как целевая социальная группа.
Раздел: Учебно-методические указания
Методические указания
1.
Дайте определение социальной роли. Как Вы понимаете утверждение, что именно группа, а не индивид является носителем социальных ролей?
Вспомните, какие социальные роли Вам приходилось играть в течение сегодняшнего дня. Кто при этом выполнял роль лидера? В чем состоят основные различия между инструментальным и экспрессивным лидерами? В группах какого типа существует подобный дуализм лидерства? Приведите собственные примеры одновременного существования инструментального и экспрессивного лидеров. Доводилось ли Вам быть свидетелями конфликтов между ними? Подумайте, какие ситуации стимулируют возникновение этих конфликтов, какие, напротив, их сглаживают и устраняют? Какие группы, с точки зрения современной науки, являются наиболее устойчивыми? Почему?
2.
Дайте определение ролевого напряжения. Всегда ли в его возникновении виноват сам человек? Каким образом в теории ролевых напряжений проявляется принцип, согласно которому носителем роли является группа, а не индивид?
Назовите основные причины возникновения внутриролевых напряжений. Как
Вы думаете, внутриролевое напряжение какого типа оказывается наиболее трудно устранимым? Дайте определение межролевого напряжения. Всегда ли его возникновение вызвано включенностью человека в две и более групп, или же оно может быть вызвано причинами, находящимися в одной группе?