Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 2716
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.5.1. Групповые и индивидуальные цели как ценности.
В целевых группах общая цель является основной терминальной групповой ценностью.
Каждая социальная группа поддерживает определенные личные цели как индивидуальные ценности; в то же время достижение обшей цели рассматривается как общегрупповая ценность. Таким образом, ценности, как и цели, бывают
общегрупповые и индивидуальные.
Индивидуальный характер ценности не означает, что она не должна быть признана группой. Если цели (индивидуальные или групповые) закрепляются в групповом сознании и воспринимаются как объективно существующие и определяющие поведение человека или группы, то они превращаяются в терминальные ценности.
Если какой-либо член группы преследует свои цели, непонятные и не принятые в данной группе (или даже неизвестные ей), то такие цели не являются ценностями. Например, если в компании чисто прагматических "бизнесменов", заинтересованных только в том, как поделить дешевый кредит, появляется человек, желающий заняться благотворительной деятельностью и развитием культурной среды, и пытающийся получить деньги под эти цели, такие цели не будут выступать как ценности для данной группы.
И если привычной "инструментальной ценностью" в такой группе является "стрелка", то вряд ли совместная молитва (которая в принципе так же могла бы разрешить проблему) будет воспринята как инструментальная ценность, хотя наш меценат вполне может ее предложить.
3.5.2. Система ценностей.
Ни одна группа не может существовать без выработки собственной системы ценностей, определяющих как индивидуальное, так и общегрупповое поведение. И наоборот, в любой социальной группе, существующей достаточно длительное время, неизбежно вырабатывается система ценностей, как "узаконенных", конвенциальных целей и средств их достижения.
Группа никогда не принимает лишь одну ценность. Ценностей всегда несколько, иногда даже очень много. Ценности, принимаемые той или иной группой, образуют систему ценностей.
Почти никогда не бывает так, чтобы отдельная группа вырабатывала систему ценностей, изолированную от других групп данного общества. Подавляющую часть своих ценностей она воспринимает в обществе, к которому принадлежит.
Тот факт, что ценности образуют систему, не означает, что отдельные ценности не могут противоречить друг другу.
Значение системы ценностей в обществе или отдельно взятой социальной группе нагляднее всего проявляется в случае разрушения этой системы.
Аномия - это утрата значительной частью общества или социальной
группы центральных для системы ценностных ориентаций. Э. Дюркгейм считал, что причиной возникновения аномии может быть разрушение ценностной системы общества или отдельных составляющих его групп.
В то же время, Р. Мертон подчеркнул, что в современном обществе аномия возникает не в результате разрушения существующей системы ценностей, а как естественное следствие несогласованности терминальных и инструментальных ценностей, то есть из-за невозможности добиваться одобряемых целей с помощью допустимых средств.
3.5.3. Консенсус.
Объективным показателем формирования группы является установление
консенсуса.
Под консенсусом понимается "существование в обществе, общине или
группе фундаментального согласия по базисным ценностям" .
Консенсус включает три уровня:
Когнитивный консенсус предполагает, что все члены группы одинаково понимают, какие ценности принимаются в данной группе, какие из них являются более, а какие - менее значимыми, наконец, какие оцениваются положительно, а какие - наоборот - отрицательно. То же самое относится и к нормам.
Аффективный консенсус предполагает, что все или большинство членов данной группы одинаково относятся к этим нормам, то есть признают их в качестве значимых для себя.
Наконец, поведенческий аспект консенсуса означает, что все, или большинство членов группы строят свое реальное поведение в соответствии с данными нормами и ценностями.
Конечно, эти три аспекта консенсуса могут и совпадать, но это совсем не обязательно. Человек может прекрасно понимать, что является ценным для данной группы, но в то же время стремиться совсем к иным ценностям, или вести себя вопреки принятым ценностям и нормам. В период формирования или наоборот распада группы, на этапах ее коренной перестройки или появления в ней новых людей, вполне может оказаться, что многие ее члены по-разному понимают, что должно быть ценным для всей группы (ослабление когнитивного консенсуса).
Более того, можно утверждать, что в обществе почти не бывает групп, обладающих полным консенсусом по всем трем параметрам.
3.5.4. Нормы социальные. Конформизм.
Взаимоотношения между ролями регулируются нормами поведения.
Если ценности задают как бы общее направление деятельности групп и индивидов, цели, к которым принято стремиться и средства, с помощью которых этих целей принято добиваться в данной конкретной общности, то нормы регулируют конкретные поведенческие акты.
Социальные нормы возникают в результате приспособления групп к окружающей среде. Они призваны обеспечивать устойчивость групп или достижение ими целей деятельности (для целевых групп).
Нормы тесно связаны с ролями.
Нормы - правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие
взаимодействие между ролями в группе, а также между членами той или иной
группы и их ролевыми функциями. Другими словами, роли относятся к поведению отдельных конкретных индивидов в группах, а нормы - к поведению всех членов группы либо определенной категории ее членов.
Можно сказать, что ролевые ожидания "складываются" из нормативных требований как из элементов. Например, нормативное требование, распространенное в учебной группе, может гласить: "Со студентами следует быть достаточно строгим". Соответственно, одно из ролевых требований по отношению к преподавателю будет состоять в том, что он должен проявлять разумную меру требовательности к ученикам. Помимо этого, в "комплект" ролевых ожиданий обязательно будут входить требования, определяемые другими социальными нормами (вежливость, пунктуальность и т.д.).
Действие социальных норм не всегда заметно. Люди так привыкают к ним, что считают нормативное поведение вполне естественным и основывающемся на
решениях, принимаемых ими самостоятельно. Между тем, сравнение различных обществ и социальных групп показывает, что даже самоочевидные, на первый взгляд, нормы, в других обществах могут отсутствовать вовсе, или вместо них могут действовать прямо противоположные.
3.5.5. Классификация групповых норм.
Социальные нормы могут классифицироваться по самым разным признакам.
Назовем наиболее важные из них.
Модальность нормы. Нормы могут быть предписывающими и
запрещающими.
Предписывающие нормы определяют, какой тип поведения (поведенческий образец - behavioral pattern) считается желательным или обязательным в той или иной ситуации.
Запрещающие нормы характеризуют виды поведения, считающиеся недопустимыми или нежелательными в данной социальной группе.
Примером данной классификации социальных норм могут быть дорожные знаки.
Степень обязательности норм. С этой точки зрения можно выделить:
-
нормы-правила - основные ("жесткие") нормы, обязательные для членов какой-либо группы
-
нормы-ожидания - "мягкие" нормы, которые предписывают (или наоборот ограничивают) какие-либо формы поведения, но не определяют их как абсолютно недопустимые или наоборот строго обязательные. Примером норм-ожиданий являются ограничивающие нормы, указывающие на то, какие способы поведения считаются допустимыми, но нежелательными в той или иной ситуации.
За нарушение норм-правил обычно полагаются более строгие санкции, чем за нарушение норм-ожиданий.
Степень формализации норм. Нормы бывают формальные и неформальные.
К формальным нормам относятся нормы, которые четко зафиксированы в письменной форме, максимально однозначны и предписаны данной группе более широкими социальными общностями, составной частью которых они являются, или которые ими управляют.
Неформальные нормы – правила повседневного общения, соблюдение которых обеспечивается обычаями и привычкой.
Наконец, можно предложить еще одну классификацию социальных норм, которая редко упоминается в учебной литературе, но которая, тем не менее, имеет очень большое значение в повседневной жизни. Все нормы можно поделить на
количественные и качественные. Дело в том, что нормы всегда определяют допустимое поведение человека по отношению к какому-нибудь социально значимому параметру. А каждый параметр является либо количественным, либо качественным. Так, норма поведения может состоять в том, что мужчинам следует пропускать женщин перед собой, входя в какую-либо дверь. Здесь нормативный параметр качественный и имеет всего два значения - пропускать или не пропускать.
С другой стороны, социальная норма может состоять в том, что неудобно опаздывать более чем на пять минут. В данном случае нормативный параметр - количественный (время). Различие между количественными и качественными нормами имеет большое значение при определении отклоняющегося поведения.
В современном обществе все большее значение приобретают количественные нормы, так как устойчивость общества требует все более точных соблюдений правил.
3.5.5. Классификация групповых норм.
Социальные нормы могут классифицироваться по самым разным признакам.
Назовем наиболее важные из них.
Модальность нормы. Нормы могут быть предписывающими и
запрещающими.
Предписывающие нормы определяют, какой тип поведения (поведенческий образец - behavioral pattern) считается желательным или обязательным в той или иной ситуации.
Запрещающие нормы характеризуют виды поведения, считающиеся недопустимыми или нежелательными в данной социальной группе.
Примером данной классификации социальных норм могут быть дорожные знаки.
Степень обязательности норм. С этой точки зрения можно выделить:
-
нормы-правила - основные ("жесткие") нормы, обязательные для членов какой-либо группы
-
нормы-ожидания - "мягкие" нормы, которые предписывают (или наоборот ограничивают) какие-либо формы поведения, но не определяют их как абсолютно недопустимые или наоборот строго обязательные. Примером норм-ожиданий являются ограничивающие нормы, указывающие на то, какие способы поведения считаются допустимыми, но нежелательными в той или иной ситуации.
За нарушение норм-правил обычно полагаются более строгие санкции, чем за нарушение норм-ожиданий.
Степень формализации норм. Нормы бывают формальные и неформальные.
К формальным нормам относятся нормы, которые четко зафиксированы в письменной форме, максимально однозначны и предписаны данной группе более широкими социальными общностями, составной частью которых они являются, или которые ими управляют.
Неформальные нормы – правила повседневного общения, соблюдение которых обеспечивается обычаями и привычкой.
Наконец, можно предложить еще одну классификацию социальных норм, которая редко упоминается в учебной литературе, но которая, тем не менее, имеет очень большое значение в повседневной жизни. Все нормы можно поделить на
количественные и качественные. Дело в том, что нормы всегда определяют допустимое поведение человека по отношению к какому-нибудь социально значимому параметру. А каждый параметр является либо количественным, либо качественным. Так, норма поведения может состоять в том, что мужчинам следует пропускать женщин перед собой, входя в какую-либо дверь. Здесь нормативный параметр качественный и имеет всего два значения - пропускать или не пропускать.
С другой стороны, социальная норма может состоять в том, что неудобно опаздывать более чем на пять минут. В данном случае нормативный параметр - количественный (время). Различие между количественными и качественными нормами имеет большое значение при определении отклоняющегося поведения.
В современном обществе все большее значение приобретают количественные нормы, так как устойчивость общества требует все более точных соблюдений правил.
3.5.6. Конформизм.
Конформизм - стремление индивида (подгруппы) соответствовать
ценностям и нормам доминантной или референтной группы.
Если консенсус есть характеристика группы, конформизм – характеристика поведения индивида или подгруппы по отношению к группе.
Конформизм, так же как и консенсус, может проявляться на когнитивном, аффективном и поведенческом уровне. И так же как в случае с консенсусом, эти три формы совсем не обязательно разделяются каждым членом группы.
Начало экспериментальному исследованию явления конформизма положили американские исследователи. В 1930-40-х гг. С.Эш и Музафер Шериф провели ряд исследований влияния большинства группы на индивидуальное мнение испытуемых. Около трети испытуемых, попадая в окружение "подставных" лиц, дающих заведомо неверные ответы относительно восприятия какого-либо объекта, присоединяются к этим показаниям, несмотря на их очевидную ложность.
Исследования американских психологов изначально были направлены на то, как мнение большинства влияет на установки меньшинства. Внимание европейских исследователей наоборот было сосредоточено на группе как целостном образовании, а также на проблеме лидерства. Было показано, что индивиды, входящие в группы, обладают разным статусом. В зависимости от статуса, а так же от особенностей своего поведения, меньшинство может не только не подчиниться нормам большинства, но и заставить последнее изменить свои нормы.
В частности, Г.Таджфел показал в серии экспериментов, что:
1) стремление принадлежать к группе является фундаментальным свойством человеческой натуры;
2) люди стремятся поддерживать "своих", даже если это не сулит им явной личной выгоды;
3) групповая идентичность сохраняется, даже когда прекратилась совместная групповая деятельность, ради которой эта группа возникла (была создана);
4) многие важные для человека социальные группы и квазигруппы не выбираются и не создаются им в процессе самостоятельной деятельности; они существуют независимо от воли отдельного конкретного человека и он оказывается их членом помимо собственного желания (родительская семья, класс в школе, дворовая компания, подразделение в армии, этнос, т.д.).
5) активное меньшинство зачастую значительно сильнее влияет на мнения отдельного рядового члена, чем пассивное большинство, и нередко именно его мнение утверждается в группе как общепринятое.
3.6. Соотношение формальных и неформальных структур.
Организация как социальная группа.
Изучению организаций, ввиду их чрезвычайной важности в современном мире, посвящена специальная отрасль знаний - теория организаций. Ее разделом является социология организаций, рассматривающих организацию как целевую
формальную группу.
3.6.1.
Организация - социальная группа, ориентированная на достижение
взаимосвязанных
специфических
целей
и
основанная
на
высокоформализованных структурах.
Изучение организаций важно не только само по себе, но и потому, что многие механизмы, действующие внутри организации, имеют аналоги и в обществе в целом.
Организация - это целеориентированная социальная система. Система -
совокупность взаимосвязанных частей, образующих некоторое целое,
взаимодействующая с окружающей средой. Целое обладает свойствами, не
сводимыми к сумме свойств отдельных частей.
Таким образом, помимо трех основных элементов группы, организация предполагает:
- наличие общей, признаваемой в качестве официальной, цели организации, не сводимой к индивидуальным целям ее членов;
- набор ресурсов и определенный способ их защиты, начиная с заборов и служб охраны, и кончая способом оправдания правомочности своего существования;
- систему официально утвержденных норм поведения и форм контроля за их соблюдением;
- структуру устойчиво воспроизводимых статусов - относительно постоянное формальное руководство, или, по крайней мере, устойчивую лидерскую группу;
- иерархичность (демократический централизм - единоначалие, наличие этажей власти, обязательность вертикального исполнения, обратная связь)
- определенную систему формального и неформального разделения труда между своими членами;
- определенный порядок положительных и отрицательных санкций за участие
(или неучастие) в деятельности организации.
- формализованное определение членства в организации.
3.6.2. Цели организации.
По мнению А.И. Пригожина, существуют три вида организационных целей: цели-задания, цели-ориентации и цели-системы.
Цели-задания - это оформленные как программы общих действий поручения, выдаваемые извне организацией более высокого уровня или официально сформулированные в качестве главных целей деятельности данной организацией.
Цели-ориентации - это совокупность целей участников организации, реализуемых через механизмы функционирования организации.
Цели-системы - это стремление сохранить организацию как целое, то есть сохранить равновесие, стабильность и целостность организации.
Важным фактором развития организации является согласование, сочетание и как минимум взаимная непротиворечивость этих целей.
3.6.3. Социальные структуры организации.
Согласно современным социологическим теориям, любая организация имеет структуры двух типов - формальные и неформальные.
Формальные структуры включают нормы, ценности и ролевые ожидания, официально утвержденные и принятые в организации. Они четко специализированны и определяются вне зависимости от личностных качеств членов организации.
Неформальные структуры - состоят из позиций, норм и правил поведения, обусловленных личностными характеристиками членов и основанных на престиже и доверии.
Одна из главных проблем эффективной организации - согласование формальной и неформальной структур.
Эффективная организация предполагает удовлетворение не только
требований организации по отношению к индивиду, но и индивида по
отношению к организации - встречный поток требований.