Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 2685
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отметим, однако, что ни один из народов не является "несмешанным" в культурном и антропологическом отношении; язык, на котором говорит народ, - лишь один из этнических признаков, и им пользуются зачастую потомки тех, кто жил на территории задолго до появления на ней данного языка, и тех, кто пришел значительно позже.
К основным языковым семьям, к которым принадлежат языки народов, населяющих
Российскую Федерацию, относятся:
Индоевропейская семья - славянская группа - русские, и иранская группа - осетины.
Алтайская семья, включающая две группы:
Тюркские языки
- чуваши, башкиры, карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы, татары, тувинцы, хакасы, якуты, алтайцы;
Монгольские языки – буряты и калмыки.
Уральская семья, представленная финно-угорскими языками - карельский, марийские
(луговой и горный), мордовские (мокша и эрзя), коми (зырянский и пермяцкий), удмуртский.
Иберийско-кавказская семья - большинство языков народов Кавказа.
Многообразен и религиозный состав российского населения. Среди титульных народов
России представлены все три мировые религии - христианство, ислам, буддизм. Однако ни одна из религий не связана однозначно ни с одним народом. Среди некоторых народов есть значительные общины разных конфессий (например, осетины - христиане и мусульмане; буряты - буддисты и христиане). Некоторые народы за прошедшие века меняли религиозную принадлежность (например, среди некоторых народов Кавказа, ныне исповедующих ислам, в
Средние века было распространено православие). Целый ряд народов сохранили свои традиционные верования, хотя некоторые из них еще с дореволюционных времен формально числились православными (марийцы, мордва, якуты, алтайцы, и др.).
Среди народов каждой языковой семьи, как правило, представлены разные религии.
Однако есть определенная зависимость, корреляция, между языковой и религиозной принадлежностью. Так, христианство больше распространено среди индо-европейских народов; среди тюркских и иберийско-кавказских народов большинство в настоящее время исповедуют ислам; у монголоязычных бурят и калмыков преобладает буддизм ламаистского толка; наконец, финно-угорские и тунгусо-маньчжурские народы в большей степени, чем народы других языковых семей, сохранили традиционные верования, хотя карелы и коми- зыряне издавна восприняли православие.
Самым многочисленным народом Российской Федерации, составляющим более 82% ее населения, являются русские. Общая их численность в мире составляет около 150 млн. чел., из них на территории РФ проживает около 120 млн., 25 млн. - на территории республик бывшего СССР, и около 5 млн. в других государствах - США, Канаде, Аргентине,
Австралии, Новой Зеландии, Румынии.
Национальная политика Российского государства
Российская цивилизация изначально формировалась как многонациональная. Более того, она возникла на пересечении нескольких цивилизаций. Еще с начала массовой миграции восточных славян из региона их первоначального обитания в Среднем
Поднепровье на территорию, составляющую современную Европейскую часть Российской
Федерации, они сталкивались с племенами, обитавшими здесь ранее. Эти племена принадлежали к разным языковым семьям (финно-угорской, балтской, тюркской, иранской).
Исторические источники показывают, что взаимоотношения с этими народами были сложными и противоречивыми, но при этом никогда не имели характера тотального культурного, а тем более - физического геноцида. Представители этих народов иногда
выступали против русской (славянской) экспансии; нередки были также случаи, когда колонизируемые вместе с частью колонизаторов выступали против другой части колонизаторов (например, "инородцы" привлекались русскими князьями для борьбы с другими князьями; широко представлены они были и в рядах народных повстанческих армий Разина, Болотникова, Пугачева). Нельзя забывать и о том, что значительная часть территории бывшего СССР, а так же нынешней Российской Федерации, в течение длительного времени находилась практически на положении колоний других государств
(Золотой Орды, а затем Казанского и Астраханского ханств, Турецкой и Иранской империй,
Польско-Литовского государства).
В дореволюционной Российской Империи национальный признак не имел решающего значения в организации национально-территориального деления. Особый статус, обеспечивавший значительную степень самостоятельности, имели те провинции, которые вошли в состав России, будучи уже сложившимися самостоятельными государствами
(Польша, Хивинское ханство и Бухарский эмират, Грузия), а также Финляндия, особый статус которой в Российской Империи оговаривался международными договорами. Все остальные территории, даже если там в количественном отношении значительную часть составляло нерусское и неправославное население, входили в состав государства "на общих основаниях", то есть национальный признак не играл решающего значения в организации властных структур на их территории.
Хотя политика всех царских правительств была, несомненно, более лояльной по отношению к коренному населению колонизируемых территорий, чем политика других метрополий (Великобритании, Франции, Голландии, Германии и др.), однако без насилия не обходилось. Но "этническое" насилие в истории Российской Империи имело двойственный характер, и практически никогда не было направлено против этноса в целом – обычно против национальной верхушки при поддержке простого народа, либо наоборот.
Точно также неоднозначной была история национально-государственного строительства в СССР, продолжавшегося около 40 лет - с 1918 до конца 50-х годов.
Этапы национально-государственного строительства в СССР (РСФСР): 1918-1922 - закладка основ нового национально-государственного устройства; 1923-36 - завершение в основном формирование новой системы национально-государственного устройства; 1936 - 57 - изменение основных акцентов в национальной политике: Постановление об обязательном изучении русского языка, включение новых республик (Эстония, Литва, часть Молдавии,
Тува); депортация народов и частичная их реабилитация; свертывание изучения языков титульных этносов автономных республик; 1957-конец 80-х - продолжение прежних тенденций при усилении политической и культурной роли титульных этносов союзных республик.
Рекомендуемая литература
1.
Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении.
Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама,
2002, с. 84-100.
2.
Человек и общество. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. – М.: Просвещение,
1999, с. 179-196, 311-320, 359-373.
(Золотой Орды, а затем Казанского и Астраханского ханств, Турецкой и Иранской империй,
Польско-Литовского государства).
В дореволюционной Российской Империи национальный признак не имел решающего значения в организации национально-территориального деления. Особый статус, обеспечивавший значительную степень самостоятельности, имели те провинции, которые вошли в состав России, будучи уже сложившимися самостоятельными государствами
(Польша, Хивинское ханство и Бухарский эмират, Грузия), а также Финляндия, особый статус которой в Российской Империи оговаривался международными договорами. Все остальные территории, даже если там в количественном отношении значительную часть составляло нерусское и неправославное население, входили в состав государства "на общих основаниях", то есть национальный признак не играл решающего значения в организации властных структур на их территории.
Хотя политика всех царских правительств была, несомненно, более лояльной по отношению к коренному населению колонизируемых территорий, чем политика других метрополий (Великобритании, Франции, Голландии, Германии и др.), однако без насилия не обходилось. Но "этническое" насилие в истории Российской Империи имело двойственный характер, и практически никогда не было направлено против этноса в целом – обычно против национальной верхушки при поддержке простого народа, либо наоборот.
Точно также неоднозначной была история национально-государственного строительства в СССР, продолжавшегося около 40 лет - с 1918 до конца 50-х годов.
Этапы национально-государственного строительства в СССР (РСФСР): 1918-1922 - закладка основ нового национально-государственного устройства; 1923-36 - завершение в основном формирование новой системы национально-государственного устройства; 1936 - 57 - изменение основных акцентов в национальной политике: Постановление об обязательном изучении русского языка, включение новых республик (Эстония, Литва, часть Молдавии,
Тува); депортация народов и частичная их реабилитация; свертывание изучения языков титульных этносов автономных республик; 1957-конец 80-х - продолжение прежних тенденций при усилении политической и культурной роли титульных этносов союзных республик.
Рекомендуемая литература
1.
Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении.
Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама,
2002, с. 84-100.
2.
Человек и общество. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. – М.: Просвещение,
1999, с. 179-196, 311-320, 359-373.
Раздел: Задания для самостоятельной работы
ТЕСТ
Укажите все правильные варианты ответов:
1. Укажите, кто из перечисленных ниже авторов рассматривал историю с точки зрения
единства человечества, когда каждая цивилизация выступает в качестве стадии
общего развития:
1. К. Маркс.
2. О. Шпенглер.
3. Н. Данилевский.
4. Гегель.
5. О. Конт.
2. Какие из приводимых ниже суждений характерны для эволюционистского взгляда
на культуру?
1. Народы, принадлежащие к разным культурам, настолько сильно отличаются по психологии, культурным навыкам, что взаимопонимание между ними невозможно.
2. Внутренний импульс к изменениям находится в самой природе человеческого общества; можно затормозить или ускорить прогресс, но нельзя его остановить.
3.
Этапы развития общества нельзя оценивать как лучшие или худшие, каждая следующая стадия не лучше и не хуже предыдущей - она просто другая.
4. Развитие всего человечества и каждого составляющего его общества происходит от простых, не дифференцированных форм к более сложным и дифференцированным.
5.Удачная экономическая и культурная политика может обеспечить лидерам какого- либо общества возможность самостоятельно, без помощи извне, перешагнуть через несколько ступеней социального развития.
3. Какие из приводимых ниже суждений характерны для плюралистического взгляда
на культуру?
1.Все народы представляют собой различные стадии развития общемировой цивилизации – одни из них более развитые, другие – относительно отсталые .
2.Взаимодействие между различными цивилизациями является основным источником развития человечества.
3. Как «одновременные» в исторической науке могут рассматриваться события, далеко отстоящие друг от друга в реальном времени
4.Развитие каждой цивилизации напоминает эволюцию живого организма
5.Человечество развивается по пути прогресса.
4. Какие признаки используются в современных научных типологиях культур?
1.
Бедные – богатые.
2.
Духовные – материалистические.
3.
Коллективистские – индивидуалистические.
4.
Ориентированные на прошлое, настоящее или будущее.
5.
Капиталистические – социалистические.
5. Кто их перечисленных авторов был сторонником плюралистического взгляда на
культуру?
1. А.Тойнби.
2. О.Шпенглер.
3. Т.Парсонс.
4. Тюрго.
5. О.Конт.
6. Какие черты были характерны для национальной политики Российской Империи до
Октябрьской революции 1917 г.?
1.
Экономическая дискриминация присоединяемых народов.
2.
Организация национально-территориальных административных единиц.
3.
Физический геноцид народов.
4.
Патерналистское отношение (предоставление широких прав самоуправления и сохранение традиционного уклада).
7.
Какие черты были характерны для национальной политики Советского Союза в
конце 30-х – 60-х годах?
1.
Развитие национальной государственности титульных этносов автономных республик.
2.
Усиление роли русского языка как языка межнационального общения.
3.
Депортация ряда народов.
4.
Физический геноцид отдельных народов.
5.
Развитие государственности титульных этносов союзных республик.
8. Какое из приведенных суждений корректно с точки зрения социологии?
1. Нации как особые общности людей существовали всегда.
2. Основным признаком нации является общность языка; у каждой нации есть свой язык, отличный от языка любой другой нации.
3. Появление наций связано с развитием капитализма.
4. Нации складываются с появлением классов и государства.
5. Процесс формирования наций продолжается в настоящее время и, видимо, продолжится в будущем.
9.
Какими из признаков обязательно обладает этнос как социальная группа:
1. Государственностью.
2. Общим языком.
3.Сознанием общности исторического происхождения.
4. Компактностью проживания.
5. Этническим самосознанием
6. Единой конфессиональной принадлежностью.
10. Какие из перечисленных ниже народов России традиционно исповедуют буддизм?
1. Мордва.
2. Казанские татары.
3. Буряты.
4. Калмыки.
5. Карачаевцы.
Раздел: Календарно-тематический план
1 ... 49 50 51 52 53 54 55 56 ... 70
ТЕМА 14
Понятие социального института. Религия как институт.
Содержание темы
14.1.
Понятие социального института. Роль социальных институтов в функционировании и развитии общества. Важнейшие институты общества. Структура социальных институтов, основные элементы. Институты и потребности. Динамика институтов. Процесс институализации.
14.2.
Религия как феномен культуры и социальный институт. Определение религии как социального феномена, компоненты религии. Происхождение религии. Религиозное сознание. Религиозный культ. Основные особенности социологического подхода к изучению религии.Формирование основ социологии религии в трудах Маркса, Дюркгейма, Вебера.
Основные функции религии в обществе. Изменение функций религии в обществе на различных этапах социальной истории человечества.
14.3.
Формы социальной организации религии. Церковь, деноминация, секта, культ, их определения и специфика. Отношения различных форм религиозных организаций к окружающему обществу, к доминирующей культуре. Особенности динамики религиозных организаций. Религия в современном мире, основные тенденции развития религии.
Секуляризация, модернизация, экуменизм. Религия и наука. Религия и мораль. Дискуссии о будущем религии. Основные мировые религии. Религия в России, история и современность.
Свобода совести и вероисповеданий.
Раздел: Учебно-методические указания
Методические указания
1.
Дайте определение социального института. Укажите, какую роль это понятие играет в социологии, какие явления оно позволяет описывать и объяснять. Какова роль социальных институтов в функционировании и развитии общества? Приведите примеры социальных институтов разного уровня. Приведите примеры ситуаций, когда одни и те же потребности обслуживаются разными институтами, когда один институт обслуживает несколько потребностей общества. Что такое явные и латентные функции социального института? Назовите важнейшие институты современного общества. Структура социальных институтов, основные элементы. Институты и потребности. Динамика институтов. Процесс институализации.
2.
Дайте определение религии как социального института. Является ли оно исчерпывающим? Какие недостатки в этом определении Вы можете указать. В чем, с
Вашей точки зрения, состоит основное отличие социологического подхода к объяснению феномена религии от теологического? Какие Вы знаете основные научно- социологические подходы к объяснению причин возникновения религии? Укажите основные положения теорий религий Маркса, Дюркгейма и Вебера. Что объединяет эти подходы? В чем их отличия? Назовите основные функции религии в обществе. Как изменялись эти функции в ходе исторического развития человечества? Как Вы думаете, могут ли со временем другие социальные институты взять на себя все функции религии?
3.
Назовите основные формы социальной организации религии. Укажите основные отличия церкви от секты. В каких религиозных организациях преобладает крещение во взрослом состоянии, в каких – в детских? Как это связано с их отношением к доминирующей культуре. В чем причины существования сект и деноминаций в современном мире?
Назовите основные подходы, объясняющие динамику религиозных организаций.
4.
Раскройте содержание понятий секуляризация, модернизация, экуменизм. Как менялась роль описываемых этими понятиями процессов в истории человечества? Почему, с
Вашей точки зрения, сегодня экуменизм встречает большое количество противников?
Назовите основные мировые религии, укажите период их возникновения, современное состояние. Вспомните основные события в религиозной истории России: крещение Руси, раскол, отделение церкви от государства. Каково современное состояние религиозной жизни России?
Основные термины и понятия
Социальный институт – организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворять основные потребности общества и входящих в нег индивидов.
Институализация – формирование социального института для удовлетворения какой-либо социальной потребности.
Религия – совокупность учений и ритуалов, с помощью и посредством которых группа реагирует (и объясняет) на то, что она считает священным.
Церковь – религиозная организация, имеющая тесные связи с обществом и действующая внутри него.
Секта – религиозная организация, отвергающая ценности окружающего общества.